Учебно-методический комплекс "Природа и здоровье человека"
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Методический путеводитель, состоящий из теоретического и практического материала, обеспечивающий образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_priroda_i_zdorove_cheloveka.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
«Утверждаю»
Директор СОГУ ДОД «станция юннатов»
________ В.Д. Ивин
(принята педсоветом
протокол № _____ от «__» _______ 2009 г.)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Возрастной состав обучающихся: 7 – 13 лет
Продолжительность обучения: 3 года
Педагог ДО Вареникова Тамара Ивановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью программы является воспитание социально адаптированной личности, ответственно относящейся к своему здоровью, здоровью окружающих, к богатствам природы и общества, владеющей основами биосферной нравственности и экологической культуры; создание условий для всесторонне развитой личности гражданина и патриота своей Родины.
Актуальность программы «Природа и здоровье человека» обусловлена сложностью нашего времени, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, компьютерной зависимости, свободному доступу к Интернету, где многие программы носят противоположный характер идеям воспитания здоровой, развитой, образованной личности. Основное внимание в программе уделяется воспитанию творческого подхода к учению, бережного отношения к живой природе, формированию норм поведения в природной среде, что является основой экологической культуры личности.
На протяжении всего обучения одним из главных направлений работы является комплексный подход, который обуславливает результативность фундаментальной идеи программы «физически и нравственно здоровому обществу – экологически чистую среду»
Новизна программы – усиление социально-педагогической и инновационной составляющей образования, направленной на формирование способности личности адаптироваться в современных социально-экономических условиях на основе самоорганизации и педагогической поддержки.
В ходе занятий с детьми формируются важнейшие природоведческие понятия: природа живая и неживая, дикорастущие и культурные растения, зеленая архитектура городов, экология и валеология. Формы, методы и средства , используемые при изучении программы разнообразны. Это прежде всего исследовательская и опытническая работа. Занятия проводятся не только в классах и лаборатории, но и на учебно - опытном участке. Экскурсии, познавательные беседы, занимательные задачи, ролевые игры, конкурсы, подвижные игры, экологические десанты, походы по родному краю – все это способствует развитию познавательного интереса, физической и интеллектуальной мобильности, активной жизненной позиции каждого ребенка и в целом детского коллектива.
Курс объединения рассчитан на три учебных года для детей 7-12 лет на 144 часа в год. Набор детей свободный, формы занятий групповые и по подгруппам. Количество обучающихся в группе 10-12 человек Занятия проводятся по 6 учебных часов в неделю с сентября по май, из них 2 часа с группой и 4 часа по подгруппам. Продолжительность занятий 2 академических часа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Для успешной реализации программы необходимо наличие следующих условий:
- наличие теплицы с комнатными растениями;
- наличие учебно-опытного участка с отделами овощных культур, цветочно-декоративных растений, коллекционного, дендрария, сада;
- наличие живого уголка с большой разновидностью птиц, рыбок, кроликов, морских свинок и т.д;
- оборудование для работы в теплице, учебно-опытном участке;
- раздаточный материал для проведения практических работ;
- коллекция овощных культур, выращенных на учебно-опытном участке;
- коллекция семян овощных растений;
- коллекция семян дикорастущих растений;
- коллекция удобрений;
- коллекция насекомых вредителей;
- коллекция семян для подкормки зимующих птиц;
- коллекция почв;
- гербарии;
- таблицы;
- учебная литература;
- тетради, линейки, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, клей и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ пп | Разделы | Всего часов | Теорет. знания | Практич. работа | Экскур. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 | Вводное занятие Компоненты природы Преобразующая роль человека Экологические проблемы Многообразие жизни Осень в природе Зеленая архитектура Природа и люди Красная книга Птицы нашей местности Уголок живой природы Весенние явления Валеология как наука Весенние работы на УОУ Фенологические наблюдения Итоговое занятие. Оформление дневников фенологических наблюдений и опытнической работы. Итого | 6 18 6 6 24 6 6 24 18 12 18 18 18 18 6 12 216 | 2 6 2 2 8 2 2 8 6 4 6 6 6 6 2 4 72 | - 8 4 - 12 4 4 12 12 4 12 12 12 12 4 4 120 | 4 4 - 4 4 - - 4 - 4 - - - - - 4 28 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА"
№ пп | Разделы | Всего часов | Теоретич. знания | Практич. работа |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 2 3 4 5 6 7 8 | Вводное занятие Здоровый образ жизни Природный комплекс геосферы Береги здоровье смолоду В гармонии с природой Многообразие растений Мир животных Итоговое занятие Итого | 6 30 24 42 48 42 18 6 216 | 2 10 8 14 16 14 6 2 72 | 4 20 16 28 32 28 12 4 144 |
К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
-Что такое экология и валеология. и фенология.: приметы природы, помогающие предсказать погоду. Метеозависимость состояния здоровья при изменении погоды.
-Природа Смоленского края. Основные древесные породы, кустарники и травянистые растения леса; лекарственные растения леса, луга, огорода; правила их сбора и применения.
- Название деревьев, кустарников, декоративных травянистых растений, используемых в озелени улиц, городов, сел.
- Наиболее распространенные животные смешанного леса (названия, повадки, взаимосвязи с другими животными, а так же с растениями.
- Экологические проблемы и пути их преодоления. Экологическая тропа на СЮН.
Экология городов и сел Смоленского края.
- Основные правила поведения на природе. Повадки животных и птиц.
- Законы биосферной нравственности и экологической культуры.
- Основы технологий здоровьесбережения. Направления программы самоорганизации.
- Страницы Красной Книги, роль ее в охране природы родного края.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ
- Определять растения по внешнему виду по коре, гербариям, описанию, плодам.
- Оформлять гербарии, определители, альбомы, дневники опытов.
- Составлять таблицы, схемы, выполнять практические работы.
- Проводить простые опыты и задания с овощными и комнатными растениями.
-Составлять объемные и плоские композиции из природного материала.
- Работать с картой и компасом. Составлять простейшие планы и карты местности.
- Работать со справочной литературой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПРИРОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема №1
Вводное занятие
Теория. Итоги второго года обучения по основным направлениям программы. Результаты и достижения. Знакомство с планом работы. Перспективные задачи.
Практика. Экскурсия по разделам учебно-опытного участка. Живой уголок, тепличный комплекс и лаборатория.
Тема №2 Земля и небо.
Теория. Современный взгляд на происхождение планет. Сравнительная характеристика небесных тел. Карта звездного неба северного и южного полушарий. Солнце – источник тепла и света. Комическая эра России («ВОСТОК»). Ю.А. Гагарин.
Практика. Экскурсия в планетарий. Определение сторон горизонта по Солнцу, Полярной звезде, гномону, местным признакам. Годовое вращение Земли вокруг Солнца и смена времен года. Сравнительная характеристика времени года на Земле и на других планетах. Космический ринг «Путь к звездам».
Тема №3
Планы и карты.
Теория. Глобус и карта. Полюса магнитные и географические. Градусная сетка и географические координаты. Климатические пояса и природные зоны. Географическая характеристика Смоленского края
Практика. «Путешествие» на полюса с известным российским мореплавателем Федором Конюховым. Разработка маршрутов топографических карт. Работа по карте с географическими координатами. Игра по карте «Найди объект».
Тема №4
Мир детства.
Режим дня школьника. Умение организовывать свой труд и отдых. Организм человека, системы его органов. Режим питания. Физические упражнения и здоровье.
Практика. Валеологическая викторина «Факторы долголетия». Отчеты по дневникам самоорганизации. Оформление альбома «Страна здоровья». Составление овощного меню (продукты полезные…и вкусные, но не полезные).
Тема №5
Тропами природы.
Теория. Удивительный мир растений. Разнообразие растительности в природе и на учебно-опытном участке. Разработка постановки опытов. Комнатные растения и правила ухода за ними. Целебные свойства овощных растений.
Практика. Путешествие по материкам «Растения экзоты». Постановка опытов и ведение дневников. Вегетативное размножение комнатных растений и открытие экомагазина «Флора». Собеседование «Овощи – источник витаминов, углеводов и др. питательных веществ».
Тема №6. Лес и человек.
Теория. Лес – система жизнеобеспечения планеты, сохраняющая воду, воздух, климат и все живое. Лесное сообщество – многоорганизменая форма жизни, включающая живое и неживое. Леса России – легкие планеты и своеобразные регуляторы водного и воздушного режима. Ярусность.
Практика. Конкурс рисунков «Защитим лес от пожара». Беседа «Стихийные бедствия (наводнения, пожары, таяние ледников) – следствие нерегулируемой вырубки лесов. Экскурсия «Лес – мир добра и чудес». Акции: 1) Зимующие птицы. 2)Скворцы прилетели.
Тема №7.
Лекарственные растения.
Теория. Лечебные свойства комнатных растений. Правила сбора луговых лекарственных растений. Народная медицина на страже здоровья. Одуванчик, цикорий, кипрей и блюда из них. Зеленый мир на полках аптеки.
Практика. Аукцион знаний «Растения и здоровье». Кроссворд «Венок из трав». Мини-сочинение «Бабушкины рецепты». Защита проектов «Здоровье от природы»
Тема №8
Природа Смоленского края.
Теория. Наша малая родина на карте России. Климат и природа. Национальный парк «Смоленское Поозерье». Растительность и животный мир края. Знаменитые земляки.
Практика. Изучение карты Смоленской области. Деревья и кустарники лесов и болот. «Путешествие по карте» (реки и озера). Викторина «Природа нашего края». Вальс Грибоедова (музыка и природа)
Тема №9. Экология и здоровье человека.
Теория. Экологическое мышление, сознание и культура. Экология и валеология. Факторы сохраняющие здоровье. Оздоровительные силы природы. Закаливание и средства двигательной направленности. Роль подвижных игр на свежем воздухе.
Практика. Защита проекта «Папа, мама, я – здоровая семья». Работа с картой по изучению одаренности обучающихся. Гигиена как наука. Гигиена зрения. Определяем запас резервных сил (тест). Игры на местности по картам (найди «клад»)
Тема №10.
Охрана природы и ресурсосбережение.
Теория. История образования законов. Организация государственных заповедников. Заказники и национальные парки. Памятные природные места. Активная гражданская жизненная позиция юннатов по охране и защите природы. Ресурсосбережение – наша задача.
Практика. Защита проектов «Родина подобна могучему дереву…». Реки и озера родного края. Рассказы по теме «Обитатели Смоленских лесов». Игра «Кто, где живет?» Конференция по страницам книг «Редкие и исчезающие растения и животные». Эколого-валеологический проект «Не навреди природе Смоленского края»
Тема №11
Фенологические наблюдения.
Теория. Зависимость времени года от высоты Солнца. Изменения в природе. Условия необходимые для пробуждения почек. Весеннее передвижение питательных веществ по стеблю древесного растения и защита берез. Фенологические явления и взаимосвязь с ними весенних работ.
Практика. Ведение дневника наблюдений. Конкурс первого стихотворения «Распустилась верба, зацвела черемуха…» Акция «Скворцы прилетели» (изготовление домиков для птиц). Экологический десант «Земля должна быть чистой».
Тема №12.
Весенние работы на учебно-опытном участке.
Теория. Структура и состав почвы. Докучаев – основоположник науки о почвах. Агротехника и урожай. Исторические аспекты земледелия. Виды удобрений. Плодородие и факторы его улучшения.
Практика. Органические и минеральные удобрения. Распознавание удобрений. Правила работы с инструментами и техника безопасности. Планировка участка. Контрольные и опытные делянки.
Тема №13
Опытническая и исследовательская деятельность.
Теория. Методика закладки опытов. Планирование результатов. Средства защиты растений от погодных явлений и вредителей. Овощеводство и полеводство – основа земледелия. Понятие урожайности.
Практика. Постановка и проведение опытов с овощными растениями. Контроль и опыт. Сортоиспытание перцев, томатов, капусты. Изучение сортов и ведение дневников опытов. Влияние на увеличение урожайности внесения органических и минеральных удобрений, «Байкал».
Тема №14
Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы. Перспективные планы.
Практика: Юннатский праздник «Здравствуй, лето»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Занятий по программе «Природа и здоровье человека» третьего года обучения
№ | Тема работы | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Водное занятие 6ч | Итоги и планы работы 2ч | Экскурсия на станцию Юннатов 2+2ч |
2 | Земля и небо 12ч | Карта звездного неба 2ч Первые ориентиры 2ч
| Экскурсия в планетарий 2+2ч Годовое движение Солнца по небу 2+2ч |
3 | Ориентирова- ние на местности 18ч | Полюса Земли 2ч Градусная сетка 2ч Широты и долготы 2ч | Путешествие на полюса 2+2ч «Мы берем с собой в дорогу…» 2+2ч Снаряжение и приборы 2+2ч |
4 | Мир детства 12ч | Твое здоровье 2ч Учись учиться 2ч | Страна здоровья 2+2ч Дневник контроля 2+2ч |
5 | Опытническая работа 12ч | Комнатные растения 2ч Овощные растения 2ч | Дневники опытов 2+2ч Сортоиспытание редиса 2+2ч |
6 | Лес и человек 24ч | Лесное сообщество 2ч Травоядные и хищники2 Царство птиц 2ч Ярусы растений 2ч | Сохраним леса 2+2ч Лосиной тропою 2+2ч Перелеты через широты 2+2ч Ядовитые и съедобные Грибы 2+2ч |
7 | Зеленая аптека 30ч | Лекарственные растения леса 2ч Луговые травы 2ч Народная медицина 2ч Здоровье от природы 2ч Лекарственные сборы 2ч | Аукцион знаний 2+2ч Кроссворд «Венок из трав» 2+2ч Бабушкины рецепты 2+2ч Защита проектов 2+2ч Правила сбора трав 2+2ч |
8 | Тропами исследователей 12ч | Неживая природа 2ч Живая природа 2ч | Ведение календаря погоды 2+2ч Зарисовка почек 2+2ч |
9 | Весенние явления 12ч | Изменения в природе 2ч Эк. проект «Земле – защиту» 2+2ч | «Скворцы прилетели» 2+2 Экологический десант 2+2 |
10 | Работа на УОУ 18ч | Структура и состав почвы 2ч Агротехника и урожай 2ч Земледелие 2ч | Виды удобрений 2+2 «Секатор и другие…» 2+2 Планировка участка 2+2 |
11 | Учебно-опытная работа 18 | Методика опытов 2ч Средства защиты растений 2ч Овощной отдел 2ч | Контрольная и опытная делянки 2+2 Фитоспорин, корневин. 2+2ч Изучение сортов 2+2 |
12 | Здоровьесберегающие технологии 12ч | Сохранение здоровья 2ч Здоровый образ жизни 2ч | Физический комплекс 2+2 Умения и навыки 2+2 |
14 | Охрана природы 24ч | Законы конституции 2ч Берегите животных 2ч Красная книга 2ч Ресурсосбережение 2ч | Беречь природу – охранять Родину 2+2 Игра «Кто где живет?» 2+2 Редкие и исчезающие рас- тения 2+2 Проект «Не навреди!» 2+2 |
15 | Итоговое занятие 6ч | Юннатский праздник 2ч | Летние задания 2+2 |
ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ
- Основные законы географической оболочки
- Зависимость состояния здоровья человека от природной среды
-Взаимосвязь понятий природа – наш дом
- Методику проведения опытов
- Планеты Солнечной системы и звездные ориентиры
- Экологические проблемы и пути их решения
- Технику безопасности при работе с инструментами
- Основные правила заготовки природного материала
- Приемы работы с природным материалом
- Пути охраны окружающей среды от загрязнения
- Условия, влияющие на сохранение здоровья или способствующие
возникновению болезней
ОБУЧАЮЩИЕССЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ
- Определять источники загрязнения окружающей среды
- Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем
- Ориентироваться на местности и измерять расстояние
- Вести наблюдение за состоянием погоды
- Проводить наблюдения за птицами
- Изготавливать кормушки и птичьи домики
- Проводить опыты с растениями и добиваться желаемого результата
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Воспитание личности в коллективе- М : Центр «Педагогический поиск»
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2000
3. Гниловский В.Г. Занимательное краеведение. Ставрополь, СКИ, 1974
4. Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков. М. : Медицина, 1986
5. Атрохин В.Г. Лесная хрестоматия.
6. Крутогоров Ю. Рассказы о деревьях.- М : Детская литература, 1987
7. Петленко В.П. Валеология человека. Петрос, 1996
8. Шмаков С. От игры к самовоспитанию. М., 1993
9. Краеведение. (под редакцией А.В. Даринского. – М., Просвещение, 1987
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Мы изучаем лес. (составитель В.А. Самкова) – М . 1993
2. Лечение лекарственными растениями в народной медицине. –Майкоп: Адыгейское книжное издательство. 1992
3. Беликов Г. Занимательное путешествие. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство.
4. Подготовка и проведение похода, организация бивака, приготовление пищи, туристская
группа в походе, обеспечение безопасности.
5. Шмаков С Досуг школьника. – Липецк. 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал по формированию здоровья детей дошкольного возраста "Здравствуй"
Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто....
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».
Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для...
Учебно-методический материал "Беседы о здоровье человека"
Беседа №1. “Твое здоровье”Цель: Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества. Сформулировать понятие “Здоровье человека”. Раскрыть позитивные и негативн...
Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...
Учебно-методическое пособие по выполнению контрольной работы УД ОП. «Гигиена и экология человека человека»
теория и практика...
Конспект урока 8 класс. Биология. Урок по теме «Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек – биосоциальное существо и часть природы».
Конспект вводного урока к курсу биологии 8 класса. Тема " Науки о человеке. Становление наук о человеке. Значение знаний для сохранения здоровья. Человек - биосоциальное существо и часть природы...