Личностный подход в образовании (на примере уроков ОБЖ)
статья по обж
Понятие "образование" в XIX в. ввел его Песталоцци, соответствует буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означает "формирование образа" (духовного или телесного).
Личностный подход в образовании в центр внимания ставит вопросы личностной значимости учения и образования. Вопросы «чему учить и как» начинают соединяться с вопросами «зачем учиться?», каковы цели и ценностные основания учения, причем не вообще, а в конкретной жизненной ситуации. Для преподавателя важно как учить и как учиться. Вокруг этого содержательного ядра выделяются уровни – деятельностный и мировоззренческий.
«Подход к обучению» это: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения; б) системная организация образовательного процесса, включающая все его компоненты, прежде всего, самих субъектов (преподавателя и ученика).
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выговского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится ученик как личность. Причем максимально учитываются половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности.
Учебная деятельность (УД) понимается как деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий (УУД) и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Предмет УД: направлен - на усвоение знаний, овладение УУД, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Результатом является поведение. Способы УД многообразны, включают репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Способ УД - это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. В структуру УД входят: мотивация; учебные задачи; контроль, оценка. Мотивация - рассматривается как сложный регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Мотив- мотивация - мотивационная сфера, понимаемая как источник активности и как система побудителей любой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnyy_podhod_obzh.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностный подход в образовании
(на примере уроков ОБЖ)
Казаков Е.А.
Понятие "образование" в XIX в. ввел его Песталоцци, соответствует буквальному смыслу термина (нем. Bildung) и означает "формирование образа" (духовного или телесного).
Личностный подход в образовании в центр внимания ставит вопросы личностной значимости учения и образования. Вопросы «чему учить и как» начинают соединяться с вопросами «зачем учиться?», каковы цели и ценностные основания учения, причем не вообще, а в конкретной жизненной ситуации. Для преподавателя важно как учить и как учиться. Вокруг этого содержательного ядра выделяются уровни – деятельностный и мировоззренческий.
«Подход к обучению» это: а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения; б) системная организация образовательного процесса, включающая все его компоненты, прежде всего, самих субъектов (преподавателя и ученика).
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выговского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Личностно-деятельностный подход в своем личностном компоненте предполагает, что в центре обучения находится ученик как личность. Причем максимально учитываются половозрастные, индивидуально-психологические, статусные особенности.
Учебная деятельность (УД) понимается как деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий (УУД) и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Предмет УД: направлен - на усвоение знаний, овладение УУД, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Результатом является поведение. Способы УД многообразны, включают репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Способ УД - это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. В структуру УД входят: мотивация; учебные задачи; контроль, оценка. Мотивация - рассматривается как сложный регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Мотив- мотивация - мотивационная сфера, понимаемая как источник активности и как система побудителей любой деятельности.
Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания - словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» (Л.И. Божович).
Учебная мотивация включает: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Интерес в мотивационной сфере - это эмоциональное переживание познавательной потребности. Необходимое условие создания интереса УД - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность, преодоление трудностей. Один из приемов возбуждения познавательного интереса - новизна материала, использование прежде усвоенных знаний. Существенный фактор: эмоциональная окраска, живое слово учителя.
Усвоение — центральное звено УД. С.Л. Рубинштейн: «усвоение... как и весь ход учения существенно обусловлен теми специфическими отношениями, которые складываются у ученика к учебному материалу, к учителю, к самому учению», а само обучение «...формирует не только те или иные способности, но и личность в целом, ее характер и мировоззрение».
Развитие навыка, по Л.Б. Ительсону
Этап развития | Характер навыка | Цель навыка | Особенности выполнения действия |
Ознакомительный | Осмысливание действий и их представление | Ознакомление с приемами выполнения действий | Отчетливое понимание цели, но смутное - способов ее достижения; весьма грубые ошибки при действии |
Подготовительный (аналитический) | Сознательное, но неумелое выполнение | Овладение отдельными элементами действия; анализ способов их выполнения | Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение: много лишних движений, очень напряжено внимание; сосредоточенность на своих действиях; плохой контроль |
Стандартизирующий (синтетический) | Автоматизация элементов действия | Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие | Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат; улучшение контроля, переход к мускульному контролю |
Варьирующий (ситуативный) | Пластическая приспособляемость к ситуации | Овладение произвольным регулированием характера действия | Гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы (интуиция) |
"Доступность не значит легкость, предлагайте ученикам задания на грани их возможностей" (Рубинштейн).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"
В основе методической разработки - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения личностно ориентированного подхода в образовании. Словесники могут по своему ...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В статье представлен материал из опыта работы по применению ЛОП (личностно ориентированного подхода в обучении). На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества ...
Использование адаптированных технологий британской системы образования на примере урока в 5 классе : «Страна изучаемого языка. Шеф-повар»
В современной России, как и во всем мире, отмечается большой исследовательский и общественный интерес к британской системе школьного образования - одной из самых старых в Европе, глубоко традиционной,...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в основном общем образовании на примере урока истории в 5 классе «Военные походы феодалов».
Разработка урока истории в 5 классе по теме "Военные походы феодалов" показывает на практике возможности формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС....
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере уроков истории и обществознания)
В данной статье анализируются особенности метапредметного подхода в образовании. На примере фрагментов уроков истории и обществознания в основной школе раскрываются некоторые стратегии технологии разв...
Личностно ориентированный подход как основа традиционного обучения в совре-менной системе образования (на примере курса математики),
В начале ХХI века стало очевидно необходимость серьезной модернизации российского образования. Поскольку традиционное образование устарело, нужны новые дидактические формы организации обуч...