Использование адаптированных технологий британской системы образования на примере урока в 5 классе : «Страна изучаемого языка. Шеф-повар»
статья по английскому языку (5 класс) на тему

В современной России, как и во всем мире, отмечается большой исследовательский и общественный интерес к британской системе школьного образования - одной из самых старых в Европе, глубоко традиционной, исторически связанной с реализацией социально-этического и культурного идеала, который оказал огромное влияние на развитие мировой цивилизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Использование адаптированных технологий британской системы образования на примере урока в 5 классе : «Страна изучаемого языка. Шеф-повар»

В современной России, как и во всем мире, отмечается большой исследовательский и общественный интерес к британской системе школьного образования - одной из самых старых в Европе, глубоко традиционной, исторически связанной с реализацией социально-этического и культурного идеала, который оказал огромное влияние на развитие мировой цивилизации.

Вообще, сильной методической особенностью британской Национальной Образовательной Программы является продуманное и точное сопряжение содержания каждой ступени обучения с возрастными особенностями познавательных интересов школьников и возможностями усвоения материала разных уровней сложности.

Британцы считают необходимым дать ученику возможность свободно ориентироваться в поликультурном мире, и этого легко достичь при помощи изучения иностранного языка, являющегося мощным объединяющим фактором.

В основе моей  педагогической деятельности лежит коммуникативная  методика преподавания английского языка, интегрированная с отдельными традиционными методами и элементами преподавания. Коммуникативно ориентированное обучение имеет целью не только усвоение грамматики и лексики английского языка, но и формирование умений иноязычной коммуникации. Формальные аспекты языка: грамматика, лексика и фонетика представлены в коммуникативном контексте так, что учащимся сразу становится понятно их использование в речи. Кроме того, учащимся предлагаются приближенны к реальной жизни задания, в ходе выполнения которых систематически развиваются иноязычные речевые умения ( аудирование, чтение, говорение и письмо).

Такой подход предполагает создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества, когда учащиеся вовлечены в процесс обучения.

Основные принципы коммуникативного подхода:

  • В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира
  • Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания.
  • Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации
  • Поощряется совместная работа учащихся
  • Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться
  • Роль учителя различна в зависимости от задачи на каждом этапе урока (носитель информации, наблюдатель, консультант)

Все эти принципы  используются  мной при конструировании уроков. Анализ одного из них вам будет представлен сегодня.

Цель урока: Закрепление и обобщение предметных знаний по изученной  теме. Введение грамматического материала some/any.

Задачи:

обучающая: активизировать в речи новую лексику, учить смысловому чтению с извлечением значимой информации, развивать навыки обсуждения проблем, поставленных на уроке.

развивающая: создать условия для самостоятельной творческой деятельности   учащихся, развивать коммуникативную компетентность, умения аудирования, говорения.

воспитывающая: воспитывать эстетическое сознание через освоение культуры и быта страны изучаемого языка, способствовать формированию целостного мировоззрения, формированию нравственных чувств и поступков.

метапредметная: формировать умение совместно вырабатывать творческое решение вопроса; воспитание стремления к знаниям.

Психолого-педагогическая характеристика класса:

Методы и приемы, использованные на уроке, опирались на психолого-педагогическую характеристику, которая показала, что в 5 «Г» классе  75% учащихся - визуалы, 11% -  аудиалы и 14% - кинестетики.

Методы и приемы обучения:  

  • коммуникативный,
  • метод погружения,
  • метод активизации возможностей личности и коллектива,
  • эмоционально-смысловой,
  • словесно-наглядный с применением ИКТ,
  • проблемно-поисковый,
  • практический,
  • проектный.

Работая в этом классе 4 года  и систематически проводя проектно-исследовательскую работу, в этот урок я сознательно включила проблемно-поисковый, практический, проектный методы.

Различие учеников по функциональной асимметрии полушарий головного мозга (левополушарных – 53%, правополушарных – 47%) определило основные формы обучения: индивидуальную, парную, групповую.

Важная особенность детей этого возраста – затруднение в концентрации внимания в течение длительного времени; с другой стороны,  пятый класс – самый удачный возраст для овладения оптимальной стратегией обучения. Поэтому задания к уроку были составлены в соответствии с возрастными особенностями, уровнем подготовленности данной группы и требованиями новых образовательных стандартов.

Урок построен с учётом комплексного применения современных образовательных технологий  тесно связанных с личностно-ориентированным обучением и требованиям к современному уроку, реализующий принцип «учение через деятельность».

В ходе урока использовались следующие технологии:

  • -развивающее обучение;
  • -проблемное обучение;
  • -технологии использования в обучении игровых методов:
  • -обучение в сотрудничестве: командная, групповая работа;
  • -информационно-коммуникационные технологии;
  • -технологии здоровьесбережения.

Этот  урок выполнен в программе Notebook, с использованием средств интерактивной доски SMART Board.

На первом мотивационном этапе урока учитель рассказывает о своем знакомстве с известным поваром Джеми Оливером и подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока. Дети обожают его шоу и программы по внедрению здорового питания в школьные столовые. Если ребятам этот персонаж незнаком, можно кратко рассказать о нем. Основная канва урока строится на заданиях от шеф-повара, которые позже подведут детей к творческому заданию.

На этом этапе урока проводится речевая разминка, задание которой дифференцируются по сложности. Учитель показывает картинку и называет продукт и просит ответить кратко (да/нет), для повышенного уровня нужно дать развернутый ответ и для самого высокого уровня -  исправить неправильный. На фоне хорошо изученного материала учитель вводит принципиально новые слова, которые будут отработаны в течение урока, формируя навыки языковой догадки (например, слово melon, которое будет встречаться на протяжении урока).

 Для поддержания интереса и мотивации учитель предлагает игровой момент на интерактивной доске. Учащиеся выходят к доске и выбирают продукт, который называет мышка Оливера. Это задание способствует развитию навыков аудирования, так как учащиеся слышат не только речь учителя,  но и других источников.

Для смены вида деятельности и здоровьясбережния учитель играет с детьми в мяч, закрепляя лексику урока. Учитель предлагает дифференцированное задание: ребята должны дать перевод слова, которое назвал учитель и вернуть мяч. Для повышенного уровня  – назвать цвет.

Фонетическая разминка

Для  улучшения произношения сложных звуков и работы над интонационными структурами учитель обязательно проводит фонетическую разминку. Для данного урока фон.зарядка проводится в виде chant (мелодия и  ритм – это основная помощь в запоминании. Исполняя песни, дети способны побороть и страх, и застенчивость.

Закрепление лексического материала в речи учащихся

Лексика в речи учащихся активизруется  учителем при помощи беседы о предпочтениях в еде. Джеми Оливет хочет больше узнать о ребятах и просит их составить предложения  отражающие действительное положение вещей. Вопросы подобраны таким образом, чтобы учащиеся имели возможность дать как краткий,  так  и развернутый ответ в зависимости от их способностей и уровня обученности. Во время беседы учитель сразу повторяет настоящее простое  время и три типа вопросов (специальный, альтернативный и разделительный).

Развитие навыков аудирования

С целью обучения пониманию иноязычной речи учитель проводит аудирование. Учащимся предлагается прослушать диалог и отметить правильные  и неправильные варианты. Проверка задания на аудирование проводится учителем на интерактивной доске.

Физкультминутка

С целью смены учебной деятельности и здоровьясбережения учитель проводит динамическую паузу. Учащимся предлагается спеть тематическую песню, сопровождаемую танцевальными движениями. В момент динамического перерыва учащиеся повторяют лексику урока.  Учитель задает вопрос для предвосхищения содержания песни.

Обучение грамматическому материалу some/any

Основной этап урока -  системно-деятельностный. Это - объяснение нового грамматического материала, который  сопровождается иллюстрациями и опорными схемами. Ребята должны усваивать не только готовые ответы учителя, но и принимать самостоятельные решения, поэтому им предлагается самостоятельно вывести грамматические закономерности.  Для данного возраста был выбран способ введения нового грамматического материала в контексте, который повышает мотивацию учащихся, дает им новую информацию об уже известных героях и создает предпосылки для активного усвоения материала. Для активизации мыслительной деятельности и оптимального усвоения темы использовались разные формы подачи материала: для аудиалов- звук, для визуалов- наглядность, для кинестеников – деятельность.

Первичное закрепление нового грамматического материала

На этапе закрепления и обобщения изученного материала детям предлагается различные способы отработки нового материала от тренировочных упражнений (заполни карточку) до личностно-ориентированных заданий (ответить на вопросы о себе с использованием изученного грамматического материала).  На этом этапе методы контроля за эффективностью учебной деятельности, такие как проверка и самопроверка, реализуются успешно при помощи инструментов интерактивной доски.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее  задание дается учащимся с целью закрепления пройденного материала. Учащимся необходимо выполнить карточку с грамматическим материалом урока: вставить местоимения some/any. Учитель объясняет, что следует сделать, но не раздает  рабочие листы; (учащиеся получают раздаточный материал и записывают задание в дневник в конце урока).

Обучение чтению с извлечением информации

Следующий этап урока обучение чтению с пониманием основной идеи и поиска нужной для ответа информации. Ребятам надо прочитать диалог и ответить на вопросы учителя. Эти же навыки они с успехом могут использовать в любой области знаний. Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при  такой работе способствуют формированию метапредметных связей.

Творческое применение

С  целью развития творческих способностей учащихся  и закрепления изученного на уроке лексического материала учащимся предлагается сделать список покупок (shopping list) для героев диалога. Учитель раздаёт рабочие листы, набор картинок «еда» и клей и просит ребят сделать список нужных продуктов, которые герои диалога должны приобрести в супермаркете. Дети работают в парах, что способствует сотрудничеству и взаимодействию.

У учителя звонит телефон и он имитирует разговор с Джеми Оливером, который просит ребят поучаствовать в мини-проекте. Дети должны обсудить новое меню Джеми Оливера для школьного кафетерия и какие ингредиенты понадобятся для приготовления блюд.

Они работают в группах из четырех человек, что способствует сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, взаимоконтролю и коррекции действия партнеров. Развивает умение участвовать в коллективном обсуждении. Такой вид работы соответствует требованиям нового образовательного стандарта. Учитель сотрудничает с учащимся, при необходимости, оказывает помощь, выполняет роль наблюдателя. Ничего страшного, если в процессе работы над проектом учащиеся начнут говорить на русском, так как окончательный вариант все равно готовится на английском.   Итогом мини-проекта становится беседа учащихся о выбранном блюде.

Рефлексия

 С целью подведения итогов урока и самостоятельного определения учащимися результатов своей деятельности проводится рефлексия. Учитель показывает учащимся таблицу этапов урока в виде  электронного сообщения от Джеми Оливера, где фиксировалась их работа на каждом этапе. Учащиеся просматривают и сравнивают свою самооценку. При необходимости, учитель комментирует и поясняет.

Запасной ход(если позволит время)можно начать следующий урок. С целью развитию интереса к изучаемому предмету, учащимся предложено игровое задание, в котором они должны сложить буквы в правильном порядке и получить названия вкуса мороженого.

На каждом этапе урока были соблюдены все принципы обучения с точки зрения оптимальности в каждом виде работы. Оптимизация обучения позволила конкретно соединить принцип научности с принципом доступности, принцип наглядности с принципом абстракции. Новый материал оказался доступным для понимания пятиклассников в предложенной учителем форме. Результативность была определена после теста на следующем уроке.

Без ошибок-73%

Не более 1- 33%

Не более 2 -3%

Что дает урок ученику:

  • - визуальное и аудиальное знакомство с новым материалом.
  • - видеть метапредметные связи
  • - мотивированно работать с учебным материалом
  • - способствует развитию поисковой деятельности
  • - умение нести ответственность за результаты обучения и способность развивать у себя умение учиться.

Что дает урок учителю:  изменение формы обучения: переход на субъективные отношения,  отношения сотрудничества между учителем и учениками.

Поводя общий итог, можно утверждать, что британские методики обладают целым рядом отличительных черт, большинство из которых разрабатывалось на основе интеграции современных и традиционных методов преподавания с применением весьма популярного сегодня индивидуального подхода к каждому отдельно взятому ученику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "«Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей»

Урок  английского языка по теме «Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей». Предназначен для учащихся 8 класса. Урок обобщающего типа.На уроке учащиеся повторя...

Презентация к уроку-путешествию по стране изучаемого языка

Тема: «Урок-путешествие по стране изучаемого языка».Цель: формирование коммуникативных умений и речевых навыков, обеспечивающих устно-речевое общение в рамках заданной ситуации на основе изученной лек...

Выступление на ГМО учителей истории г. Губкина "Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания"

Использование элементов технологии развития критического мышления на примере уроков истории и обществознания...

Открытый урок по теме "Страны изучаемого языка. Великобритания. Причастие I "

Разработка содержит технологическую карту урока...

фрагмент урока с использованием интерактивной доски на тему "Страна и страны изучаемого языка"

фрагмент урока с использованием интерактивной доски на тему "Страна и страны изучаемого языка"...

Технологическая карта «Родная страна и страна (страны) изучаемого языка (образование)» 8 класс

Тема: Родная страна и страна (страны) изучаемого языка (образование)Цель: создать условия для систематизации и изучения  материала по теме; способствовать развитию навыков самоконтроля, коммуника...