Проектная деятельность
проект по обж

Новикова Алина Вадимовна
Проектная деятельность в рамках реализации Концепции преподавания учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» в Муниципальной общеобразовательной организации «Средняя школа
№70» за 2019 – 2020 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novikova_proektnaya_deyatelnost.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в рамках реализации Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в Муниципальной общеобразовательной организации «Средняя школа №70» за 2019 – 2020 учебный год.

Изучение проектной деятельности в МОУ «Средней школе №70» организовано согласно примерной основной образовательной программе среднего общего образования в три этапа:

1 этап – Основы учебной деятельности – для 5-6 классов; основная задача данного учебного предмета – создание условий для мотивации учащихся к деятельности

2 этап – Основы проектной деятельности – для 7-9 классов; это возможность максимального раскрытия творческого потенциала учеников. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

3 этап – Основы исследовательской деятельности – для 10-11 классов; обучающиеся смогут решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; использовать основной алгоритм исследования.

Задачей проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ в школе можно считать повышенный процент усваивания образовательного материала, и при этом неотъемлемой частью является развитие различных способностей школьников, в первую очередь, творческих. Такая инновационная форма образовательной деятельности дает возможность как можно более всесторонне и углублённее изучить и запомнить пройденный в школе материал. Между уже традиционными методами и сравнительно новой проектной деятельностью разница состоит в том, что инновационная проектная деятельность повышает мотивацию в образовательном и учебном процессе. Она более интересна и творчески направлена, отличается нетрадиционной подачей материала. Благодаря этому методу, ученик выступает в роли добытчика знаний и заинтересован в нетрадиционной и интересной подаче своего материала. Он не только получает здесь знания, но и старается донести их до своих слушателей. То есть, активное сочетание в образовательном процессе как традиционных форм обучения, так и инновационных, так называемое партнерство в работе учителя и ученика, продуктивное сотрудничество в проектной деятельности позволяет достичь значительных результатов при изучении школьного курса ОБЖ.

Главная задача курса основ безопасности жизнедеятельности мне видится не только подготовка учащихся к экстремальным ситуациям, но и укрепление их физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Так как предмет является практико-ориентированным, тесно связанным и с бытовыми проблемами, с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни, при реализации проектной деятельности в рамках предмета и за время выполнения проекта ученики демонстрируют свой собственный взгляд на поставленную проблему, а также определяют пути поиска действенных способов её решения.

За время преподавания предмета ОБЖ в школе я ни разу не предлагала ученикам список тем проектов по ОБЖ. Дети всегда сами видели проблемы, которые с помощью проекта можно решить. Данные актуальные проблемы затрагивали и метапредметную область, и различные модули курса безопасности жизнедеятельности в школе. Моей задачей, как учителя и научного руководителя в проектной деятельности учеников было сопровождение, и, как следствие вовлечение в темы проектов. Это бесценный опыт, частью которого хочу поделиться сейчас. Вот некоторые из индивидуальных проектов, реализованных учениками за период 2019-2020 учебного года.

  1. Влияние альтернативной истории на современное сознание человека.

Ученик задаётся вопросом об альтернативном развитии военной техники и инженерии, начиная с периода ВОВ. В своём проекте он рассматривает и советскую технику, и технику фашистской Германии. Задаётся вопросом, а как могла бы развиваться военная техника, если бы войска Вермахта все же одержали победу. Оказалось, что данная тема рассматривается и в фильмах, и в сериалах, чему свидетельствует рейтинг сериалов на Кинопоиске, и на портативных консолях (в компьютерных играх), которыми увлекаются современные подростки. В ходе проекта ученик разрабатывает модель альтернативной боевой машины, создаёт диораму, показывает связь альтернативной техники с реальной, предполагает, что инженеры руководствуются видением на технику будущего самых разных людей.

Хочу отметить, что дистанционный период обучения не повлиял на разработку и сопровождение данного проекта.

  1. Как дорожное движение изменило нашу жизнь.

Тема появилась, исходя из личного опыта семьи ученика: ДТП, в котором она побывала.

В своём проекте ученик затрагивает тему изучения дорожных знаков и ГОСТа Р 52289-2004. В последствии изучения он обнаруживает, что в Ярославле складывается достаточно опасная, а иногда и критическая ситуация из-за ошибочной установки дорожных знаков, а иногда их отсутствия в нужных местах.

«На ул. Урочская стоит развилка без каких-либо дорожных знаков. Если знаков нет, то водитель может завернуть и попасть на встречную полосу. Для решения проблемы нужно установить знак “одностороннее движение”, тогда водитель не допустит ошибку и не станет препятствием движения.

На улице Нефтяников отсутствует остановка, но на карте остановка отмечена.

По движению из 15мкр между остановками отсутствует пешеходный переход. Людям приходится перебегать опасный участок дороги при необходимости попасть на другую сторону, так как пешеходные переходы по близости отсутствуют. Что бы решить данную проблему нужно просто установить светофоры как для водителей, так и для пешеходов, что бы жители домов переходили дорогу по правилам дорожного движения.»

Продуктом проекта является буклет, распространенный среди родителей школы. Если ученик захочет продолжить своё исследование в этом учебном году, то, думаю, мы составим письмо с обращением в ГИБДД.

Проект был разработан дистанционно, пользуясь гугл-мапс картами.

  1. Влияние современных средств личной гигиены на организм человека на примере шампуня

Данный проект создан на основе заинтересованности о здоровье и красоте волос ученицы. Чётко прослеживается метапредметная связь с химией. Отмечу, что нам повезло, так как лабораторные исследования проводились в первом полугодии, а завершен проект был уже дистанционно.

Ученица проверила популярные шампуни, позиционирующие себя как безсульфатные. Выявила лучший из них, где не содержатся сульфаты. После этого изначально мы планировали завершить проект, но настолько была высока заинтересованность, что решили разработать свой шампунь. Эту часть проекта ученица выполняла дистанционно. К окончанию работы над проектом к нам присоединились сестра и мама ученицы, и, на сколько мне известно, апробировали новый шампунь, не наносящий вред здоровью.

  1. Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения г. Ярославля.

Этот молодой человек вёл себя особенно активно на уроках ОБЖ, посвященных Инженерной защите населения, задавал большое количество вопросов, хотел побывать на экскурсии в убежище. Так как возможности такой нет, я предложила ему подробнее изучить эту тему, которая в последствии переросла в проект ученика. А именно, разработать план и макет убежища для семьи. В семье ученика 5 человек: родители и брат с сестрой. Ученик решил создать макет для среднестатистической семьи, поэтому, вместо 5-ти местного убежища создал макет 4-х местного. Убежище предположительно расположено во дворе дома, рассчитано на время пребывания от нескольких часов до нескольких суток.

Период дистанционного обучения внес коррективы в реализацию данного проекта. Если информацию современные школьники чаще всего ищут именно в интернете – проблемы с теоретической частью проекта, обычно, не возникают. Что касается реализации: здесь уже сложнее. Например, продукт данного проекта, а именно макет убежища был создан только на бумаге в виде чертежа и плана того, что должно быть в убежище.

Таким образом, проектная деятельность — это эффективный образовательный и педагогический прием, благодаря которому можно значительно повысить уровень мотивации учеников на уроке ОБЖ. Также использование подобного метода способствует большей самостоятельности учеников, ими осуществляется самостоятельный поиск и анализ необходимой информации из самых разнообразных источников.

Проектная деятельность способствует более полному усваиванию и закреплению изученного материала, что и является её целью. Метод проектов стимулирует сразу несколько видов деятельности, особенно творческую: ученикам предлагается определить проблему и искать возможности нестандартно ее решить, реализуя свой творческий потенциал.

Предметная область знаний ОБЖ от космических просторов до употребления в пищу витаминов и приправ – т.е. неограничена. Основная цель: обеспечить безопасность человека, исключить причинение вреда его существованию, научить детей предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости – действовать. Её возможно реализовать не только в привычных условиях классной урочной и внеурочной форме, но и при дистанционном обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...