Группа ПК 1 (17.02.2021) ОБЖ Урок по тема "Краткая характеристика ЧС природного и техногенного характера Сахалинской области."
учебно-методический материал по обж
Тема урока: "Краткая характеристика ЧС природного и техногенного характера Сахалинской области."
Задание:
1. Просмотреть презентацию по теме урока (Файл 1)
2. Написать конспект по презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткая характеристика ЧС природного и техногенного характера Сахалинской области. | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Землетрясение Землетрясение - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещения и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. По своему разрушительному действию землетрясения не имеют себе равных среди стихийных бедствий. На земном шаре ежегодно происходит более ста разрушительных землетрясений. Возникают они большей частью неожиданно, и хотя продолжительность главного толчка не превышает нескольких секунд, его последствия бывают трагическими.
Землетрясение Точку в земной коре, из которой расходятся сейсмические волны, называют гипоцентром (очагом) землетрясения. Место на земной поверхности над гипоцентром землетрясения по кратчайшему расстоянию (перпендикуляру) называют эпицентром . Сейсмическая область (зона) - территория, охватывающая области известных и ожидаемых очагов землетрясений и подверженная их воздействию.
Землетрясение Интенсивность землетрясения характеризует силу землетрясения, которая зависит от расстояния, убывая от эпицентра к периферии. Интенсивность землетрясения на поверхности земли оценивается по 12-ти бальной шкале. Условно землетрясения подразделяются на слабые (1-4 балла), сильные (5-7 баллов) и разрушительные (8 и более баллов).
Землетрясение Последствия землетрясений : опасные геологические явления; цунами, наводнения ; пожары; паника; травмирование и гибель людей; повреждение и разрушение зданий; выбросы радиоактивных, аварийно химически опасных и других вредных веществ; транспортные аварии и катастрофы; нарушение функционирования систем жизнеобеспечения.
Землетрясение Признаки приближающегося землетрясения: запах газа в районах, где раньше этого не отмечали; вспышки в виде рассеянного света зарниц; искрение близко расположенных, но не соприкасающихся, электрических проводов; голубоватое свечение внутренних стен домов; необычное тревожное поведение животных.
Землетрясение Правила безопасного поведения во время землетрясения: не поддаваться панике; защититься от обломков, стёкол, тяжёлых предметов; находясь на 1 этаже быстро покинуть здание и отойти от него на открытое место; находясь на 2 этаже и выше занять наиболее безопасное место (на удалении от окон, в проёмах внутренних капитальных стен, в дверных проёмах, в туалетных комнатах).
Землетрясение Правила безопасного поведения после землетрясения : немедленно выйдите из здания на открытое место; будьте осторожны на лестничных маршах, помните, что лифтом пользоваться нельзя; держитесь дальше от линий электропередач, оборванных и провисших электропроводов; не пользуйтесь открытым огнём.
Вулканизм Вулканы - геологические образования на поверхности земной коры, извергающие на поверхность лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы), пирокластические потоки. Слово «Вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.
Вулканизм Различают действующие, уснувшие и потухшие вулканы, а по форме – центральные, извергающиеся из центрального выводного отверстия, и трещинные, аппараты которых имеют вид зияющих трещин и ряда небольших конусов. Основные части вулканического аппарата : магматический очаг (в земной коре или верхней мантии); жерло - выводной канал, по которому магма поднимается к поверхности; конус – возвышенность на поверхности Земли из продуктов выброса вулкана; кратер – углубление на поверхности конуса вулкана .
Вулканизм Опасность для человека представляют: потоки магмы (лавы), падение выброшенных из кратера вулкана камней и пепла, грязевые потоки и внезапные бурные паводки. Извержение вулкана может сопровождаться землетрясением.
Вулканизм Последствия извержения вулканов : Раскаленные лавовые потоки. Жидкие потоки толщиной от 2 до 5 метров. Скорость течения достигает 100 км/ч. Палящие лавины, состоящие из глыб, песка, пепла и вулканических газов с температурой до 700 о С. Тучи пепла и газов, выбрасываемые в атмосферу на высоту 15-20 км. Толщина слоя откладывающегося пепла вблизи вулкана может быть больше 10 метров, а на расстоянии 100-200 км от источника - 1 м. Под толстым слоем пепла гибнет все живое. Взрывная волна и разброс обломков. Водяные и грязекаменные потоки. Движутся со скоростью до 90-100 км/ч.
Вулканизм Что делать в случае извержения вулкана ? Находясь в непосредственной близости, защитите органы дыхания, следуйте в укрытие. Защитите тело и голову от камней и пепла. Извержение вулканов может сопровождаться бурным паводком, селевыми потоками, затоплениями, поэтому избегайте берегов рек и долин вблизи вулканов, старайтесь держаться возвышенных мест, чтобы не попасть в зону затопления или селевого потока. Необходимо также защитить источники питьевой воды. При необходимости периодически выходите сбрасывать пепел с крыши, стряхивать его с деревьев. Эвакуация населения производится при малейших признаках извержения.
Вулканизм Как действовать после извержения вулкана ? Закройте марлевой повязкой рот и нос, чтобы исключить дыхание пепла. Наденьте защитные очки и одежду, чтобы исключить ожоги. Не пытайтесь ехать на автомобиле после выпадения пепла – это приведет к выходу его из строя. Очистите от пепла крышу дома, чтобы исключить ее перегрузку и разрушение.
Оползни Оползень – скользящее смещение (сползание) масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов. Оползни возникают на склонах гор, холмов, оврагов, на крутых берегах рек. Оползни могут быть вызваны природными и антропогенными факторами.
Оползни Природные факторы, влияющие на образование оползней: землетрясения; переувлажнение склонов гор интенсивными атмосферными осадками или грунтовыми водами; речная эрозия; абразия и др. Антропогенные (связанные с деятельностью человека) факторы: подрезка склонов при прокладке дорог; вырубка лесов и кустарников на склонах; производство взрывных и горных работ вблизи оползневых участков; неконтролируемая распашка и полив земельных участков на склонах.
Сели Сель (селевой поток) – временный стремительный горный поток смеси воды с большим содержанием камней, песка, глины и других частиц. Характеризуется резким подъёмом уровня воды, волновым движением, кратковременностью действия (1-3 часа), разрушительным эффектом. Вся площадь зарождения и воздействия селя называется селевым бассейном.
Сели Непосредственным толчком для возникновения селя могут быть природные факторы : интенсивные и продолжительные ливни; быстрое таяние снегов и ледников; землетрясения и вулканическая деятельность и др. К возникновению селевых потоков часто приводят и антропогенные факторы : проводимая на склонах вырубка лесов; взрывные работы; разработка карьеров; массовое строительство.
Лавины Снежная лавина – это масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор и движущаяся со скоростью 20-30 м/с. Падение лавины сопровождается воздушной предлавинной волной, производящей наибольшие разрушения
Лавины Причины схода снежных лавин : длительный снегопад; интенсивное таяние снега; землетрясение; взрывы; другие колебания воздушной среды (сильный шум).
Лавины Последствия схода снежных лавин : разрушения зданий; разрушения инженерных сооружений (мосты, дороги, линии электропередачи, связи, газо - и нефтепроводы и др.); ущерб сельскому хозяйству; травмы и гибель людей, захваченных лавиной и оказавшихся под толщей снега.
Лавины Правила безопасного поведения при угрозе и сходе снежных лавин : не выходите в горы в снегопад и непогоду; находясь в горах, следите за погодой; выходя в горы, избегайте мест возможного схода лавин (чаще они сходят на безлесных склонах гор); быстро уйдите с пути лавины в безопасное место; если от лавины невозможно уйти, освободитесь от вещей, примите горизонтальное положение, поджав колени к животу и сориентировав тело по направлению движения лавины; при попадании в лавину закройте нос и рот рукавицей, шарфом и двигайтесь в лавине плавательными движениями к краю; при остановке лавины расчистите место перед лицом и грудью, создайте пространство для дыхания; кричать бесполезно – снег полностью поглощает звуки, экономьте силы, не давайте себе уснуть; определите верх-низ (дайте вытечь слюне изо рта) и быстро выбирайтесь, перемещая снег под ноги и утаптывая его.
Будьте осторожны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения работников школы в области ГО и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера
Программа предусматривает 20 часовое тематическое планирование по ГО и ЧС, а также требования к результатам обучения сотрудников в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного итехногенного х...
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары,...
Тест "ЧС природного и техногенного характера"
Тест "ЧС природного и техногенного характера" 5 класс...
"Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Конспект урока по ОБЖ в 10 классе...
Лабораторная работа - ЧС природного и техногенного характера
Лабораторная работа - ЧС природного и техногенного характера...
Технологическая карта урока по ОБЖ 5 класса Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Тема урока "Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера" Тип урока - урок обобщения....
ОБЖ Тема 1: Характеристики ЧС природного и техногенного характера. Модели поведения при возникновении таких ситуаций.
Задание:Написать конспект по данной теме, кратко описав характеристику каждого ЧС природного характера и подробно правила поведения по каждому из них. Учебник ОБЖ М "Академия" 2017. Стр.70- ...