Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему
Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары, взрывы на промышленных предприятиях, химические аварии и т. п.
Чрезвычайные ситуации имеют природное происхождение или носят техногенный характер. Природные — это стихийные бедствия, техногенные — это аварии и катастрофы.
Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, количество человеческих жертв. От умения правильно действовать в различных ЧС зависит ваша жизнь и здоровье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_chast-10_kl.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии на уроках ОБЖ
" Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ", 10-й класс
Иванов Михаил Александрович, педагог- организатор ОБЖ.
Вид: урок-презентация с применением современных технологий.
Технология: информационная.
Время проведения: 45 минут.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийные устройства.
Цели урока:
- Образовательные – изучить материал по теме “Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ”, выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их.
- Воспитательные - развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных бедствий, аварий и катастроф для жизнедеятельности человека, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.
- Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска при чрезвычайных ситуациях для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.
Задачи:
- Обучающие - рассмотреть разновидности опасных природных и техногенных явлений , познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с действиями при определённых чрезвычайных ситуациях; дать характеристику опасных природных и техногенных явлений;
- Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи;
- Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Этапы урока:
Наименование этапа | Время | Техническая поддержка |
Организационный момент | 3мин | |
Самостоятельная работа | 7мин | |
Изучение нового материала. | 30мин | Видеоролики на тему: 1.Природные пожары. 3.55 2.Наводнения. 2.05 3.Землятрясения. 2.56 4.Ураганы,бури,смерчи. 6.08 5.Безопасность при радиационных авариях. 1.16 6. .Безопасность при химических авариях. 2.06 |
Закрепление новых знаний | 3мин | |
Итог урока | 1мин | |
Домашнее задание | 1мин |
Ожидаемый результат: В конце занятий учащиеся должны знать об основных правилах поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Подготовка к уроку:
- Подбор видеороликов по теме урока.
- Подбор задания для тестирования.
- Подбор и набор текста.
- Составление и оформление презентации.
План проведения урока:
- Построение, рапорт командира класса.
- Самостоятельная работа с тестами по теме: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
- Новая тема (просмотр видеороликов " Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ").
- Задание на дом.
- Подведение итогов.
Ход урока:
Тестирование по теме: «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
1-В
1.Что такое преступление в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации?
А) противоправные действия посягающие на честь и достоинства граждан.
(Б) виновно совершаемое общественно опасное деяние запрещённое кодексом под угрозой наказания.
2. К каким преступления относятся умышленные и не умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает десять лет лишения свободы?
(А) к особо тяжким преступлениям
Б) к тяжким преступлениям
3. Применяется ли в виде наказания несовершеннолетним высшая мера наказания?
А) да
(Б) нет
4.На какой срок назначаются обязательные работы?
А) 60-180 часов
(Б) 40-160 часов
В) 50-170 часов
5.На какой срок несовершеннолетним осуждённым может быть назначен арест достигших 16 летнего возраста?
(А) от одного до четырёх месяцев
Б) от двух месяцев до шести месяцев
В) от трёх до пяти месяцев
2-В
1. К каким преступления относятся умышленные и не умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы?
(А) к преступлениям небольшой тяжести
Б) к преступлениям средней тяжести
2. . К каким преступления относятся умышленные и не умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы?
А) к преступлениям небольшой тяжести
(Б) к преступлениям средней тяжести
3. Начиная с какого возраста несовершеннолетние несут уголовную ответственность?
А) 12
(Б) 14
В) 16
4.Вкаком возрасте несовершеннолетнему осуждённому может быть назначен арест?
А)14
(Б)16
В)18
5. На какой срок несовершеннолетним осуждённым может быть назначено наказание в виде исправительных работ?
(А) до года
Б) до двух лет
В) до шести месяцев
Новая тема (просмотр презентации “Стихийные бедствия с комментариями учителя).
Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары, взрывы на промышленных предприятиях, химические аварии и т. п.
Чрезвычайные ситуации имеют природное происхождение или носят техногенный характер. Природные — это стихийные бедствия, техногенные — это аварии и катастрофы.
Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, количество человеческих жертв. От умения правильно действовать в различных ЧС зависит ваша жизнь и здоровье.
Сегодня на уроке мы рассмотрим порядок действий в различных ЧС которые могут произойти на нашей территории.
Задание: После просмотра видеоролика вам необходимо составить порядок действия в той или иной чрезвычайной ситуации. По схеме:
1.действие до ЧС
2.действие во время ЧС
3.действие после ЧС.
1.Наводнения. 2.05
Ваши действия:
1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество , собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.
2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо быстро постараться выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.
2.Землятрясения. 2.56
1.Держитесь подальше от окон: они могут не выдержать вибрации и вы поранитесь
битыми стеклами.
2.Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя и в них можно застрять.
3.Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, поскольку из-за утечки газа из разрушенных или поврежденных коммуникаций может произойти взрыв.
4.Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.
5.Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия могут
обрушиться и завалить выход или придавить вас.
Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.
3.Ураганы,бури,смерчи. 6.08
- плотно закройте двери, окна (ставни), чердачные (вентиляционные) люки, предупредите соседей и не выпускайте на улицу детей;
- уберите с крыш, лоджий, балконов все предметы и вещи, которые ветром может сбросить вниз и травмировать находящихся внизу людей; потушите огонь в печах (горящие искры из труб могут привести к пожарам);
- если ураган застал вас на улице, постарайтесь укрыться в ближайшем прочном здании, подвале или естественном укрытии (овраге, канаве и т.п.). Двигайтесь по возможности боком к ветру, прикрывая лицо от песка и грязи, не теряйте из вида ориентиры;
- ураганы нередко сопровождаются грозой, поэтому избегайте укрываться под отдельно стоящими деревьями; не подходите близко к опорам линий электропередач и т.п. во избежание поражения молнией.
4.Гроза
*В грозу запрещено*:
- укрываться возле одиноких деревьев;
- не рекомендуется при движении прислоняться к скалам и отвесным стенам;
- останавливаться на опушке леса;
- идти и останавливаться возле водоемов;
- прятаться под скальным навесом;
- бегать и суетиться;
- передвигаться плотной группой;
- находиться в мокрой одежде;
- хранить металлические предметы в палатке.
5.Природные пожары. 3.55
Ваши действия:
1.Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя метелкой из веток.
2.Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину,
подгребайте за собой угли.
3.Если поймете, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.
4.Уходить от огня следует по диагонали дороги в направлении реки или дороги!
5.Относительно безопасными местами являются также вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.
6.Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.
7.В мягкой земле можно вырыть яму и рыться в ней, закрывшись курткой г одеялом, чтобы защититься от жара.
8.Когда фронт огня пройдет, идите в том: правлении, где огонь уже потух.
Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озера, дороги.
5.Безопасность при радиационных авариях. 1.16
6. .Безопасность при химических авариях. 2.06
Задание на дом. Подобрать в библиотеке (можно использовать ресурсы электронных библиотек в Internet) информацию о последних природных и техногенныхЧС.
Подведение итогов. При просмотре видеороликов мною был сделан вывод (на основании вашего поведения и заинтересованности), что данный урок был вам интересен, и вы более активно участвовали в обсуждении темы после ее просмотра, чем, если бы слушали мою лекцию. Оценки за письменные работы будут выставлены после проверки.
При работе над уроком была использована следующая литература:
1. Видеоматериалы сайта: http://www.kbzhd.ru/fotovideo/video.php
2.Основы безопасности жизнедеятельности:. Учеб. Для общеобр. учр./ Смирнов А.Т. - М.: Издательство ДРОФА, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОБЖ на тему: "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера" в 10 классе
Разработка подробного конспекта урока...
Урок ОБЖ «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»
Разработка урока по ОБЖ«Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера» Мирзоев Вагиф Самедович,учитель гимназия №2 Г. БалаковоЦели урока: -познакомить учащихся с ви...
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА»
ЦЕЛИ УРОКА:1) Познакомить учащихся с видами ЧС природного характера;2) Ознакомить учащихся с общими правилами поведения при возникновении ЧС;3) Со...
"Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Конспект урока по ОБЖ в 10 классе...
ТЕСТ РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Тест для контроля знаний по теме: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»....
Технологическая карта урока по ОБЖ 5 класса Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Тема урока "Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера" Тип урока - урок обобщения....
10 класс Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
https://multiurok.ru/tests/5326156/...