Лабораторная работа - ЧС природного и техногенного характера
материал по обж (11 класс) на тему
Лабораторная работа - ЧС природного и техногенного характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_dz_k_lr_5._zadanie_dlya_dom_raboty._opasn_tehnogen_har-ra.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛР 5.
ТЕМА: ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ
Работу выполнил(а) _____________________________________________________(ФИО), студент(ка) гр._____________
Для выполнения работы используйте приложение к ЛР 5 – теоретический материал.
I. ЧС техногенного характера. Классификация. Потенциально опасный производственный объект.
Опасность возникновения ЧС техногенного характера на территории Кировской области
1. Расшифруйте аббревиатуру:
ПОО - ________________________________________________________________________________________________
ОПО - ______________________________________________________________________________________________
РОО - _______________________________________________________________________________________________
АЭС - _________________________________________________________________________________________________
INES (перевод) - _________________________________________________________________________________________
РА - ________________________________________________________________________________________________
РВ - ________________________________________________________________________________________________
ХОО - _______________________________________________________________________________________________
АХОВ - ________________________________________________________________________________________________
СДЯВ - ________________________________________________________________________________________________
СИЗ - _________________________________________________________________________________________________
2. Каких ПОО в России больше всего:____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
3. Рядом с какими ПОО проживает наибольшее количество населения России:___________________________________
_________________________________________________________________________________________________
4. Какие ПОО имеются в Кировской области:______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
5. Рядом с какими потенциально опасными объектами проживаете лично Вы? __________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. В каком законе (ФЗ) изложены основы обеспечения безопасности производственных объектов?_________________
_________________________________________________________________________________________________
7. К категории опасных производственных объектов относятся такие объекты, на которых:
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
II. Радиационно-опасный объект . Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
8. В квадрате нарисуйте знак радиационной опасности.
9. Какие объекты, кроме АЭС можно отнести к РОО?__________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
10. РОО в Кировской области это: __________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
11. Зона наблюдения вокруг АЭС составляет ______ км, санитарно-защитная зона _____ км.
12. Зайдите на сайт http://www.russianatom.ru/ . Здесь в режиме реального времени отслеживается радиационная обстановка на АЭС России. Заполните таблицу:
АЭС | Субъект РФ | Дата наблюдений | Мощность дозы (мкР/ч) | Соответствие норме |
Белоярская | ||||
Волгодонская | ||||
Ленинградская |
13. Данные на _____ год. Заполните таблицу (см. пн. 3.6. приложения):
Количество атомных реакторов | В мире | Россия | США | Франция | Германия | Япония | Китай | Индия |
используемых | ||||||||
запланированных |
14. Охарактеризуйте 2 аварии 7-го уровня по шкале INES:
Название | Год | Место | ущерб | причина |
15. Заполните таблицу: Характеристики ионизирующего излучения.
Характеристики | Вид излучения | ||
α- | β- | γ- | |
Это поток | |||
Проникающая способность | |||
Поражающая способность | |||
Как долго сохраняются в среде после выброса | |||
Как попадают в организм человека | |||
Способ защиты |
16. Поглощенная доза измеряется в _____________ и _____________. Предельно допустимая доза профессионального облучения в год составляет _________Гр. Эквивалентная доза измеряется в ____________ и ____________ . Допустимый предел средней годовой эффективной дозы для работников составляет ________Зв. Это регламентируется федеральным законом __________________________________________________________________________________________ .
17. Радиационные эффекты облучения людей:
Генетические______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Соматические ранние ____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Соматические отдаленные ________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
18. На какие ткани и органы человека ионизирующее излучение оказывает наибольшее воздействие? 1) ______________
__________________________ 2) _____________________________________3) __________________________________
19. Какая стадия лучевой болезни возникает при уровне облучения 400-700 рад? _______ От чего зависит вероятность выздоровления человека, находящегося на этой стадии?___________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
20. Что такое дезактивация, и какими способами она проводится?_______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
21. Произошла авария на РОО. Вы находитесь вблизи объекта в квартире. Предполагается эвакуация населения. Опишите ваш алгоритм действий:
1. Услышал сигнал ГО «Внимание всем!»; 2. Включил телевизор или радио и выслушал сообщение.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Прибыл в безопасную зону.__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
22. Отметьте номера правильных утверждений____________________________________________________________
- Прием йодного калия защищает ткани щитовидной железы, не позволяя откладываться в них радиоактивному йоду.
- Проникающая способность β-частиц меньше, чем α-частиц.
- Для защиты от радиоактивного стронция рекомендуется употреблять в пищу продукты, содержащие кальций (фасоль, молоко, гречку).
- Внешнее γ-облучение человека приводит к развитию острой лучевой болезни.
- Радиоактивный стронций накапливается в костной ткани.
- α-Лучи имеют наименьшую проникающую способность.
- α-Лучи имеют самую большую длину пробега.
- Радиоактивный йод накапливается в мягких тканях тела.
- Попадание радиоактивных веществ внутрь безопасно для организма.
- β-Излучение обладает большей проникающей способностью и проходит в ткани организма на глубину 1-2 см.
- В организме наиболее радиочувствительны половые и кроветворные клетки, а также клетки эпителия тонкой кишки.
- У облученных людей детородная функция не нарушается.
- Проникающая способность γ-излучения невысока.
- Наступление патологических последствий не зависит от величины полученной дозы.
- Изменения в соматических и половых клетках возможны при профессиональном облучении работников атомной промышленности, медицинских работников, при производстве светящихся циферблатов, а также у населения, проживающего в зоне аварии.
- Ионизирующие излучения используют в медицине при диагностике болезней и лечении больных.
- Ионизирующее излучение от техногенных источников может превышать природный радиационный фон в миллионы раз.
- При защите от радиации ватно-марлевая повязка должна быть сухой.
III. Химически-опасный объект . Аварии с выбросом аварийно-химически опасных веществ.
23. К ХОО относятся:__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
24. Распределение АХОВ по ХОО: аммиак _____%, хлор ______%, соляная кислота ______%, другие АХОВ _____%.
25. Токсодоза – это ______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
26. Пороговая токсодоза — это_____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
27. Смертельная токсодоза — это___________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
28. Первичное облако образуется в результате ________________________________________________________________,
а вторичное облако _________________________________________________________________________________.
29. Первичное химическое поражение людей происходит ______________________________________________________,
а вторичное - ______________________________________________________________________________________.
30. В быту аммиак применяют в виде _____________________________________________________________________
31. Дегазация – это ____________________________________________________________________________________
32. Крупнейшая техногенная катастрофа с выбросом АХОВ произошла в 1984 году в индийском городе ____________.
Произошёл выброс___________________________. Погибло_____________________________________________.
33. Выпишите номера правильных утверждений:__________________________________________________________
- Аммиак — это тяжелый газ желто-зеленого цвета, стелется по земле.
- Хлор — это бесцветный газ, легче воздуха.
- АХОВ — это аварийные химически опасные вещества.
- СДЯВ — это опасные для окружающей среды и неопасные для человека вещества.
- Попадание АХОВ в организм человека никогда не приведет к летальному исходу.
- Первичное облако образуется при испарении после разлива СДЯВ.
- Вторичное облако образуется в результате мгновенного перехода в атмосферу части СДЯВ.
- Первичное облако распространяется дальше, чем вторичное, но действует кратковременно.
- Все СДЯВ делят на семь групп.
- Опасность химической аварии заключается в возможности отдаленных генетических последствий.
- АХОВ оказывают непосредственное влияние на здания, сооружения и технологическое оборудование.
- Работа на зараженных объектах возобновляется только после дегазации сооружений, зданий, производственных помещений и прилегающей территории.
- Попадание АХОВ, применяемых на объектах народного хозяйства, в воздух, воду, грунт может вызвать массовую гибель людей, животных и растений.
- При оказании само- и взаимопомощи необходимо: защитить органы дыхания от дальнейшего воздействия АХОВ, выйти из зоны загрязнения, обратиться к медработнику.
- Хлор относится к малоопасным, а аммиак к высокоопасным ХОВ.
- При выбросе аммиака образуется только первичное облако.
34. Выпишите номера правильных утверждений в отношении действий населения в зоне химического поражения______________________________________________________________________________________
- Для защиты от АХОВ использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания и кожи.
- Для защиты от хлора надеть ВМП, пропитанную 2%-ным раствором лимонной кислоты.
- Выходить из зоны поражения в любую сторону.
- При нахождении в помещении загерметизировать его, выключить газ, нагревательные приборы, надеть СИЗ.
- Для защиты от аммиака надеть ВМП, пропитанную 2-5%-ным раствором питьевой соды.
- Слушать информацию штаба ГО ЧС.
- Продукты упаковать в плотные целлофановые пакеты.
- После выхода из зоны заражения снять одежду и провести санитарную обработку.
- Выходить из зоны поражения быстро, но не бежать, не поднимать пыли.
- При подозрении на отравление ядовитыми веществами принять обильное питье, исключить физические нагрузки и немедленно обратиться к врачу.
- Входить в здания, расположенные на территории, где произошла химическая авария, можно в любое время.
- Зараженную одежду можно оставить для дальнейшего ношения.
- Можно употреблять колодезную воду, овощи из огорода до разрешения соответствующих служб.
- При выходе из зоны поражения снять верхнюю одежду, промыть глаза и открытые участки тела, прополоскать рот.
- Можно прятаться в подвальных и полуподвальных помещениях.
- Выходя из зоны поражения, стараться идти по низменным участкам, оврагам, туннелям
35. Выпишите номера правильных утверждений в отношении аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения _______________________________________________________________________________
- По возможности справляйтесь с аварией собственными силами.
- Во время аварий на КС часто гибнут люди.
- При отключении электроэнергии не может прекратиться подача воды.
- Авария в системе канализации может привести к вспышке инфекционных заболеваний.
- Вода из сливного бочка непригодна для питья.
- Аварии на КС затрудняют жизнедеятельность людей.
- При разрушении канализационных сетей фекальные воды могут попасть в водопровод.
- В доме необходимо иметь неприкосновенный запас (НЗ) хозяйственных средств и принадлежностей.
- Иметь при себе телефонные номера аварийных служб необязательно, на это есть справочные службы.
- Нет воды? Оставьте кран открытым, чтобы уловить момент ее появления.
- Длительные сбои в работе КС в настоящее время невозможны.
- Погас свет? Отключите от сети все электроприборы.
- В быту можно использовать самодельные нагревательные устройства.
- Если токонесущий провод оборвался и упал рядом с вами, удаляйтесь от него прыжками.
- Прекратилась подача воды? Закройте все краны.
- При колебаниях напряжения в электросети отключать бытовые приборы не обязательно.
- Правильное «вымораживание» — эффективный способ очистки питьевой воды
- Для очистки питьевой воды ее надо заморозить, затем образовавшийся лед растопить и полученную таким образом воду использовать для питья и приготовления пищи.
- Для отопления помещения можно использовать самодельные обогреватели.
- Газовая плита — это способ согреться при отключенном отоплении.
- При подозрении на утечку газа электроприборы включать нельзя.
- Засорение газовой горелки может стать причиной несчастного случая.
- При утечке газа надо очень хорошо проветрить только загазованную комнату.
- Запах газа не исчезает? Вызовите аварийную службу «04».
- Газовый баллон не следует хранить в квартире.
- Проверку и ремонт газового оборудования нельзя доверять случайному человеку.
- Газовый баллон следует хранить в подвале.
- Почувствовав в помещении запах газа, включите свет и перекройте подачу газа к плите.
- Почувствовав в помещении запах газа, немедленно отключите электропитание на щитке.
IV. Используя теоретический материал к ЛР 5, подготовьтесь устно к проверочной работе по вопросам:
1. ЧС техногенного характера. Классификация. ПОО.
2. РОО. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
3. ХОО. Аварии с выбросом аварийно-химически опасных веществ.
4. Взрыв. Поражающие факторы взрыва. Внезапное обрушение здания. Действия при внезапном обрушении здания
5. Гидродинамическая авария (ГДА):
а) гидродинамические сооружения, их состояние;
б) гидродинамическая авария, ее причины, последствия;
в) поведение человека при ГДА (до, во время и после аварии);
6. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения работников школы в области ГО и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера
Программа предусматривает 20 часовое тематическое планирование по ГО и ЧС, а также требования к результатам обучения сотрудников в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного итехногенного х...
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары,...
Тест "ЧС природного и техногенного характера"
Тест "ЧС природного и техногенного характера" 5 класс...
"Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Конспект урока по ОБЖ в 10 классе...
«Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»
ОглавлениеВведениеГлава 1. Чрезвычайные ситуации природного характера1.1. Характеристика и классификация ЧС природного характера1.2. Оползни1.3. Сели1.4. Обвалы1.5. Способы борьбы с оползнями, с...
Правила поведения при ЧС природного и техногенного характера
Правила поведения при ЧС природного и техногенного характера...
ТЕСТ РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Тест для контроля знаний по теме: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»....