Лабораторная работа - ЧС природного и техногенного характера
материал по обж (11 класс) на тему

Лабораторная работа - ЧС природного и техногенного характера

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  ПО  ЛР 5.

ТЕМА: ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ

Работу выполнил(а)  _____________________________________________________(ФИО),  студент(ка)  гр._____________

Для выполнения работы используйте приложение  к ЛР 5 – теоретический материал.

I. ЧС техногенного характера.  Классификация. Потенциально опасный производственный объект.

 Опасность возникновения ЧС техногенного характера на территории Кировской области

1.  Расшифруйте аббревиатуру:

ПОО - ________________________________________________________________________________________________

ОПО - ______________________________________________________________________________________________

РОО - _______________________________________________________________________________________________

АЭС - _________________________________________________________________________________________________

INES (перевод) - _________________________________________________________________________________________

РА - ________________________________________________________________________________________________

РВ - ________________________________________________________________________________________________

ХОО - _______________________________________________________________________________________________

АХОВ - ________________________________________________________________________________________________

СДЯВ - ________________________________________________________________________________________________

СИЗ - _________________________________________________________________________________________________

2.  Каких ПОО в России больше всего:____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

3.  Рядом с какими ПОО проживает наибольшее количество населения России:___________________________________

_________________________________________________________________________________________________

4.  Какие ПОО имеются в Кировской области:______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

5.  Рядом с какими потенциально опасными объектами проживаете лично Вы? __________________________________

_________________________________________________________________________________________________

6.  В каком законе (ФЗ) изложены основы обеспечения безопасности производственных объектов?_________________

_________________________________________________________________________________________________

7.  К категории опасных производственных объектов относятся такие объекты, на которых:

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

II. Радиационно-опасный объект . Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

8.  В квадрате нарисуйте знак радиационной опасности.

9.  Какие объекты, кроме АЭС можно отнести к РОО?__________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

10.  РОО в Кировской области это: __________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

11.  Зона наблюдения вокруг АЭС составляет ______ км, санитарно-защитная зона _____ км.  

12.  Зайдите на сайт  http://www.russianatom.ru/ . Здесь в режиме реального времени  отслеживается радиационная обстановка на АЭС России. Заполните таблицу:

АЭС

Субъект РФ

Дата наблюдений

Мощность дозы (мкР/ч)

Соответствие норме

Белоярская

Волгодонская

Ленинградская

13.  Данные на  _____ год.   Заполните таблицу (см. пн. 3.6. приложения):

Количество атомных реакторов

В мире

Россия

США

Франция

Германия

Япония

Китай

Индия

используемых

запланированных

14.  Охарактеризуйте 2 аварии 7-го уровня по шкале INES:

Название

Год

Место

ущерб

причина

15.  Заполните таблицу: Характеристики ионизирующего излучения.

Характеристики

Вид излучения

α-

β-

γ-

Это поток

Проникающая способность

Поражающая способность

Как долго  сохраняются в среде после выброса

Как попадают в организм человека

Способ защиты

16. Поглощенная доза измеряется в _____________ и _____________. Предельно допустимая доза профессионального облучения в год составляет _________Гр. Эквивалентная доза измеряется в  ____________ и ____________ . Допустимый предел средней годовой эффективной дозы для работников составляет ________Зв.  Это регламентируется федеральным законом __________________________________________________________________________________________ .

17.   Радиационные эффекты облучения людей:

Генетические______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Соматические  ранние ____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Соматические  отдаленные ________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

18.  На какие ткани и органы человека ионизирующее излучение оказывает наибольшее воздействие? 1) ______________

__________________________ 2)  _____________________________________3)  __________________________________

19.  Какая стадия лучевой болезни возникает при уровне облучения 400-700 рад? _______  От чего зависит вероятность выздоровления человека, находящегося на этой стадии?___________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

20.  Что такое дезактивация, и какими способами она проводится?_______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

21. Произошла авария на РОО. Вы находитесь вблизи объекта в квартире. Предполагается эвакуация населения. Опишите ваш алгоритм действий:

1.  Услышал сигнал ГО «Внимание всем!»;  2. Включил телевизор или радио и выслушал сообщение.

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

    Прибыл в безопасную зону.__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

22.  Отметьте номера правильных утверждений____________________________________________________________

  1. Прием йодного калия защищает ткани щитовидной железы, не позволяя откладываться в них радиоактивному йоду.
  2. Проникающая способность  β-частиц меньше, чем α-частиц.
  3. Для защиты от радиоактивного стронция рекомендуется употреблять в пищу продукты, содержащие кальций (фасоль, молоко, гречку).
  4. Внешнее γ-облучение человека приводит к развитию острой лучевой болезни.
  5. Радиоактивный стронций накапливается в костной ткани.
  6. α-Лучи имеют наименьшую проникающую способность.
  7. α-Лучи имеют самую большую длину пробега.
  8. Радиоактивный йод накапливается в мягких тканях тела.
  9. Попадание радиоактивных веществ внутрь безопасно для организма.
  10. β-Излучение обладает большей проникающей способностью и проходит в ткани организма на глубину 1-2 см.
  11. В организме наиболее радиочувствительны половые и кроветворные клетки, а также клетки эпителия тонкой кишки.
  12. У облученных людей детородная функция не нарушается.
  13. Проникающая способность γ-излучения невысока.
  14. Наступление патологических последствий не зависит от величины полученной дозы.
  15. Изменения в соматических и половых клетках возможны при профессиональном облучении работников атомной промышленности, медицинских работников, при производстве светящихся циферблатов, а также у населения, проживающего в зоне аварии.
  16. Ионизирующие излучения используют в медицине при диагностике болезней и лечении больных.
  17. Ионизирующее излучение от техногенных источников может превышать природный радиационный фон в миллионы раз.
  18. При защите от радиации ватно-марлевая повязка должна быть сухой.

III.  Химически-опасный объект . Аварии с выбросом аварийно-химически опасных веществ.

23. К ХОО относятся:__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

24. Распределение АХОВ по ХОО:  аммиак _____%,  хлор ______%, соляная кислота ______%,  другие АХОВ _____%.

25. Токсодоза – это ______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

26. Пороговая токсодоза — это_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

27. Смертельная токсодоза — это___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

28. Первичное облако образуется в результате ________________________________________________________________,

а вторичное облако _________________________________________________________________________________.

29. Первичное химическое поражение людей происходит ______________________________________________________,

а вторичное - ______________________________________________________________________________________.

30. В быту аммиак применяют в виде _____________________________________________________________________

31. Дегазация – это ____________________________________________________________________________________

32. Крупнейшая техногенная катастрофа с выбросом АХОВ произошла в 1984 году в индийском городе ____________.

Произошёл выброс___________________________. Погибло_____________________________________________.

33. Выпишите номера правильных утверждений:__________________________________________________________

  1. Аммиак — это тяжелый газ желто-зеленого цвета, стелется по земле.
  2. Хлор — это бесцветный газ, легче воздуха.
  3. АХОВ — это аварийные химически опасные вещества.
  4. СДЯВ — это опасные для окружающей среды и неопасные для человека вещества.
  5. Попадание АХОВ в организм человека никогда не приведет к летальному исходу.
  6. Первичное облако образуется при испарении после разлива СДЯВ.
  7. Вторичное облако образуется в результате мгновенного перехода в атмосферу части СДЯВ.
  8. Первичное облако распространяется дальше, чем вторичное, но действует кратковременно.
  9. Все СДЯВ делят на семь групп.
  10. Опасность химической аварии заключается в возможности отдаленных генетических последствий.
  11. АХОВ оказывают непосредственное влияние на здания, сооружения и технологическое оборудование.
  12. Работа на зараженных объектах возобновляется только после дегазации сооружений, зданий, производственных помещений и прилегающей территории.
  13. Попадание АХОВ, применяемых на объектах народного хозяйства, в воздух, воду, грунт может вызвать массовую гибель людей, животных и растений.
  14. При оказании само- и взаимопомощи необходимо: защитить органы дыхания от дальнейшего воздействия АХОВ, выйти из зоны загрязнения, обратиться к медработнику.
  15. Хлор относится к малоопасным, а аммиак  к высокоопасным ХОВ.
  16. При выбросе аммиака образуется только первичное облако.

34. Выпишите номера правильных утверждений в отношении  действий  населения в зоне химического поражения______________________________________________________________________________________

  1. Для защиты от АХОВ использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания и кожи.
  2. Для защиты от хлора надеть ВМП, пропитанную 2%-ным раствором лимонной кислоты.
  3. Выходить из зоны поражения в любую сторону.
  4. При нахождении в помещении загерметизировать его, выключить газ, нагревательные приборы, надеть СИЗ.
  5. Для защиты от аммиака надеть ВМП, пропитанную 2-5%-ным раствором питьевой соды.
  6. Слушать информацию штаба ГО ЧС.
  7. Продукты упаковать в плотные целлофановые пакеты.
  8. После выхода из зоны заражения снять одежду и провести санитарную обработку.
  9. Выходить из зоны поражения быстро, но не бежать, не поднимать пыли.
  10. При подозрении на отравление ядовитыми веществами принять обильное питье, исключить физические нагрузки и немедленно обратиться к врачу.
  11. Входить в здания, расположенные на территории, где произошла химическая авария, можно в любое время.
  12. Зараженную одежду можно оставить для дальнейшего ношения.
  13. Можно употреблять колодезную воду, овощи из огорода до разрешения соответствующих служб.
  14. При выходе из зоны поражения снять верхнюю одежду, промыть глаза и открытые участки тела, прополоскать рот.
  15. Можно прятаться в подвальных и полуподвальных помещениях.
  16. Выходя из зоны поражения, стараться идти по низменным участкам, оврагам, туннелям

35. Выпишите номера правильных утверждений в отношении  аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения _______________________________________________________________________________

  1. По возможности справляйтесь с аварией собственными силами.
  2. Во время аварий на КС часто гибнут люди.
  3. При отключении электроэнергии не может прекратиться подача воды.
  4. Авария в системе канализации может привести к вспышке инфекционных заболеваний.
  5. Вода из сливного бочка непригодна для питья.
  6. Аварии на КС затрудняют жизнедеятельность людей.
  7. При разрушении канализационных сетей фекальные воды могут попасть в водопровод.
  8. В доме необходимо иметь неприкосновенный запас (НЗ) хозяйственных средств и принадлежностей.
  9. Иметь при себе телефонные номера аварийных служб необязательно, на это есть справочные службы.
  10. Нет воды? Оставьте кран открытым, чтобы уловить момент ее появления.
  11. Длительные сбои в работе КС в настоящее время невозможны.
  12. Погас свет? Отключите от сети все электроприборы.
  13. В быту можно использовать самодельные нагревательные устройства.
  14. Если токонесущий провод оборвался и упал рядом с вами, удаляйтесь от него прыжками.
  15. Прекратилась подача воды? Закройте все краны.
  16. При колебаниях напряжения в электросети отключать бытовые приборы не обязательно.
  17. Правильное «вымораживание» — эффективный способ очистки питьевой воды
  18. Для очистки питьевой воды ее надо заморозить, затем образовавшийся лед растопить и полученную таким образом воду использовать для питья и приготовления пищи.
  19. Для отопления помещения можно использовать самодельные обогреватели.
  20. Газовая плита — это способ согреться при отключенном отоплении.
  21. При подозрении на утечку газа электроприборы включать нельзя.
  22. Засорение газовой горелки может стать причиной несчастного случая.
  23. При утечке газа надо очень хорошо проветрить только загазованную комнату.
  24. Запах газа не исчезает? Вызовите аварийную службу «04».
  25. Газовый баллон не следует хранить в квартире.
  26. Проверку и ремонт газового оборудования нельзя доверять случайному человеку.
  27. Газовый баллон следует хранить в подвале.
  28. Почувствовав в помещении запах газа, включите свет и перекройте подачу газа к плите.
  29. Почувствовав в помещении запах газа, немедленно отключите электропитание на щитке.

IV.  Используя теоретический материал к ЛР 5,  подготовьтесь устно к проверочной работе по вопросам:

1. ЧС техногенного характера.  Классификация. ПОО.

2. РОО. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

3. ХОО.  Аварии с выбросом аварийно-химически опасных веществ.

4. Взрыв. Поражающие факторы взрыва. Внезапное обрушение здания. Действия при внезапном обрушении здания

5. Гидродинамическая авария (ГДА):

а) гидродинамические сооружения, их состояние;

б) гидродинамическая авария, ее причины, последствия;

в) поведение человека при ГДА (до, во время и после аварии);

6.  Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения работников школы в области ГО и защиты населения от ЧС природного и техногенного характера

Программа предусматривает 20 часовое тематическое планирование по ГО и ЧС, а также требования к результатам обучения сотрудников в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного итехногенного х...

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе про­исходят сильные разливы рек, прорывы плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары,...

Тест "ЧС природного и техногенного характера"

Тест "ЧС природного  и техногенного характера" 5 класс...

«Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»

ОглавлениеВведениеГлава 1. Чрезвычайные ситуации природного характера1.1.  Характеристика и классификация ЧС природного характера1.2. Оползни1.3. Сели1.4. Обвалы1.5. Способы борьбы с оползнями, с...

Правила поведения при ЧС природного и техногенного характера

Правила поведения при ЧС природного и техногенного характера...

ТЕСТ РЕКОМЕНДАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Тест для контроля знаний по теме: «Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»....