Рабочая программа ОБЖ 10-11 класс
рабочая программа по обж (10, 11 класс)

Саган Андрей Леонидович

Рабочая программа ОБЖ 10-11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования

«Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»

www.moi-universitet.ru

Экспертиза методического материала

г. Петрозаводск        27.11.2021

Экспертное заключение выдано

 Саган Андрею Леонидовичу,

 преподавателю – организатору

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа» с.Баргузин Республики Бурятии

на методический материал

«Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 классы»

Тип методического материала:  рабочая программа

Заключение:

Рабочая программа по ОБЖ ориентирована на учащихся 10-11 классов и разработана на основе следующих документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897); Примерная основная образовательная программа основного        общего        образования        (одобрена        решением        федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15); Программа «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11кл» С.В. Ким, В.А. Горский. Москва издательский центр «Вентана-Граф» 2020, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 816 от 23.08.2017г.      «Об      утверждении      порядка        применения      организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Постановление главного санитарного врача от 30.06.2020г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации     работы        образовательных        учреждений        и        других        объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования

«Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»

www.moi-universitet.ru

Для реализации данной программы используются учебники, включённые в Перечень учебников, рекомендованных для использования в образовательных учреждениях РФ и соответствующих требованиям ФГОС.

Структура рабочей программы соответствует типовым требованиям к рабочим программам по предметам общеобразовательных организаций и включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы, содержание учебного предмета, календарно – тематическое планирование.

Содержание        предмета, результаты освоения программы соответствуют ФГОС        СОО.        В     содержании        предмета        и        календарно        –        тематическом планировании отражена система построения учебного материала, направленная на комплексное достижение метапредметных и предметных целей обучения на отдельном этапе, который сопровождается промежуточным контролем по завершении освоения материала данного этапа. Тематическое планирование отражает охват           содержания предмета, а календарно – тематическое планирование       ориентировано на реализацию содержания программы        в течение всего срока реализации.

Отличительной особенностью программы является ее ориентированность на конкретный возраст и контингент воспитанников. Обозначенные в программе планируемые        результаты        её        освоения        отличаются        продуманностью, методической точностью, ориентированностью на достижение не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов.

Выводы: «Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 10-11 классы» рекомендована для использования в образовательном процессе образовательных организаций.

Директор Центра:

Председатель экспертной комиссии:


И.Л.Арефьева

Е.Е.Жоголева

Номер: 04 -2018225

Управление образования администрации МО «Баргузинский район»

МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»

___________________________________________________________________

671610, РБ, С.Баргузин, ул. Калинина 51 А; тел:8(30131)41540,41454, факс

8(30131)41540,barguzinschool@gmail.com

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

для  обучающихся 10-11 классов

на 2021 - 2022 учебный год

                              Составлена

преподавателем-организатором ОБЖ

Саган Андреем Леонидовичем

                                        Принята  на заседании

                                          педагогического совета

протокол № 11 от «30»_августа_2021 г.

С. Баргузин

2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10-11 КЛАССЫ

Пояснительная записка.

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности (далее ОБЖ) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, среднего общего образования и следующих нормативных и учебно-методических  документов:

Нормативные правовые документы.

  • Конституции РФ;
  • Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 16.01.1995 г. № 43 «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО), утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 мая  2012 г. № 413 (с изменениями);
  • Приказу Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;
  • Приказом Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345»;
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

Учебно – методические документы:

  • Комплексной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений 10-11 классы, разработанной авторами С.В. Ким, В.А. Горский М.: «Вентана-Граф», 2019;
  • Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: учебник/ С.В. Ким, В.А. Горский – М.: Вента Графа, 2019. – 396 [4]с.: ил- (Российский учебник).

Общая характеристика учебного предмета

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

Ключевая идея программы «Основы безопасности жизнедеятельности» — повышение индивидуальной компетентности и культуры безопасного поведения школьника, осознание ответственности за благополучие и безопасность общества.

Культура безопасности жизнедеятельности — это совокупность образцов (моделей) мышления, поведения и деятельности личности безопасного типа вследствие соблюдения правил безопасности в разных сферах жизнедеятельности общества.

Основу культуры безопасности жизнедеятельности составляет компетентность личности и общества, которая формируется в процессе целенаправленного обучения и самостоятельного опыта соблюдения правил безопасности. Компетентность проявляется в умении распознавать опасные ситуации и предотвращать их появление через соблюдение правил техники безопасности.

Воспитание и самовоспитание культуры безопасности жизнедеятельности проявляются через формирование ответственности, дисциплины, привычки к соблюдению правил безопасности; в развитии главных человеческих качеств: гуманности (человеколюбия), милосердия, взаимопомощи, терпимости (толерантности), любви и доброты по отношению к другим людям.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

1) информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета;

2) организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей, обучающихся старшего школьного возраста.

Цели и задачи изучения предмета.

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:

  • содействие повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз;
  • содействие снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
  • формирование основ экологического мышления, осознание влияния культуры безопасности жизнедеятельности и социально-экономических процессов на состояние природной среды, приобретение опыта природоохранной деятельности;
  • осознание ответственности и потребности в формировании культуры семейных отношений на основе принятия ценностей семейной жизни
  • любви, равноправия, заботы, ответственности.
  • профилактика асоциального поведения учащихся, формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:

  • обучение учащихся стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности, обеспечивающее усвоение знаний о правах и обязанностях личности, общества и государства в области безопасности, о здоровом образе жизни, формирование умений предвидеть и распознавать опасности, грамотно действовать, используя индивидуальные и коллективные средства защиты, оказывать первую помощь, реализуя стратегию минимизации негативных последствий для собственного здоровья, благополучия других людей и среды обитания;
  • воспитание чувства личной сопричастности и ответственности за обеспечение индивидуальной, общественной (социальной) и государственной безопасности; четкой правовой гражданской позиции по сохранению социального мира, по правовому поведению в социальных конфликтах; ценностного отношения к любой жизни, к своему здоровью, здоровью людей и среде обитания;
  • развитие личных духовных и физических качеств: самодисциплины, самоконтроля, самооценки собственной культуры безопасного поведения и деятельности, обеспечивающих личную и общественную безопасность.

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории на котором базируются все учебники комплекта, и тщательный отбор фактического материала позволяют авторам сохранить преемственность между курсами всеобщей истории, изучаемыми в основной школе. В учебно-методический комплект входят методические пособия для учителей с различными вариантами проведения уроков, дополнительными вопросами, заданиями, тестами, а также книги для чтения.

Концепция учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевает формирование культуры безопасности жизнедеятельности личности в современном обществе на основе научных знаний об опасностях окружающей среды и способах защиты от них.

На изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне в 10-11 классах отводится 68 часов в год, из расчета 1 час в неделю в каждом классе:

  • 10 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год, по окончании 10 класса проводятся учебные сборы по основам военной службы;
  • 11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» призвана способствовать освоению учащимися теоретических знаний и практических умений в обеспечении личной и общественной безопасности в настоящем и будущем, в формировании культуры безопасного поведения и деятельности с учетом индивидуальных особенностей.

Курс ОБЖ является интегрированным, т. е. объединяет несколько предметных областей (экология, физическая культура, охрана труда, гражданская оборона, начальная военная подготовка, основы медицинских знаний) по проблеме безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.

Предметные результаты освоения курса ОБЖ ориентированы на освоение обучающимися в рамках интегрированного курса ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области и обеспечивающих реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач по формированию культуры безопасности жизнедеятельности.

В основе педагогического процесса могут применяться формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;
  • Урок-лекция;
  • Урок-практикум;
  • Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:

1. Тематический срез знаний;

2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;

3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;

4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;

5. Итоговые контрольные работы;

6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).

Содержательные линии учебника позволяют достичь личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения ОБЖ:

Регулятивные универсальные учебные действия учащихся (организационные):

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель на основе определенной проблемы и существующих возможностей формулировать учебные задачи для достижения поставленной цели;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять и находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; -выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи или достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; -описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации или при отсутствии планируемого результата;
  • -работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • определять, какие действия по решению учебной задачи привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; -демонстрировать приемы регуляции психофизиологических и эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления, ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные универсальные учебные действия учащихся (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • делать вывод на основе критического анализаразных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет или явление;
  • определять логические связи между предметами или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;
  • строить модель или схему на основе условий задачи и способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и заданных критериев оценки продукта или результата

Коммуникативные  универсальные учебные действия учащихся:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли или играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовал продуктивной коммуникации;
  • троить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед  группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные или отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися:

  • Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.
  • Знание законодательства РФ  и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.
  • Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.
  • Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
  • Уяснение основных положений законодательства РФ  о противодействии терроризму и экстремизму.
  • Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
  • Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.
  • Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
  • Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния  человеческого фактора.
  • Сформированность негативного отношения к курению, употреблению  алкоголя и наркотиков  как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества  и демографическую ситуацию в государстве.
  • Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения  военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной организации государства.
  • Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
  • Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
  • Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях

Содержание курса. 10 класс

Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства

Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности. Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства. Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Защита национальной безопасности государства от военных угроз. Защита личности, общества, государства от угроз социального характера. Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.

Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

Раздел 2. Военная безопасность государства

Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и безопасность. Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения. Защита населения и территорий от радиационной опасности. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания. Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики. Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях. Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок. Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях. Первая помощь: сердечнолегочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.

Содержание курса. 11 класс

Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства

Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда обитания».

Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по обеспечению безопасности. Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России. Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

Глава 3. Экстремальные ситуации безопасность человека.  Экстремальные ситуации криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное существование в природных условиях.

Раздел 2. Военная безопасность государства

Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз. Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности. Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.

Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии. Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава российских воинов.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Глава 6. Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России. Культура здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.

Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях Медико-психологическая помощь. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.

Календарно-тематическое планирование

10 класс

п/п

Что пройдено на уроке.

Кол-во часов отводимых

для освоения темы

Форма проведения урока

Домашнее задание

Дата проведения

10 «а»

10 «б»

Примеч.

1

Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.

1

П. 1 стр. 5

2

Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности

1

П. 2 стр. 11

3

Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

П. 3 стр.16

4

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

П. 4 стр. 23

5

Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

П. 5 стр. 27

6

Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

1

П.6 стр. 32

7

Защита национальной безопасности государства от военных угроз.

1

П. 7 стр. 36

8

Защита личности общества и государства от угроз социального характера.

1

П. 8 стр. 41

9

Противодействие экстремизму.

1

П. 9 стр. 45

10

Противодействие терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

1

П. 10 стр. 50

11

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

1

П. 11 стр. 55

12

Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

1

П. 12 стр. 61

13

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.

1

П. 13 стр. 66

14

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

П. 14 стр. 71

15

Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.

1

П. 15 стр. 76

16

Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения.

1

П. 16 стр. 83

17

Защита населения и территорий от радиационной опасности.

1

П. 17 стр. 90

18

Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.

1

П. 18 стр. 94

19

Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности.

1

П. 19 стр. 98

20

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

1

П. 20 стр. 102

21

Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы.

1

П. 21 стр. 106

22

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

П. 22 стр. 110

23

Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих.

1

П. 23, 24

 стр. 113

24

Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

П.25 стр. 119

25

Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья.

1

П. 26 стр. 127

26

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

П. 27 стр. 132

27

Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики.

1

П. 28 стр. 134

28

Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.

1

П. 29 стр. 141

29

Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

1

П. 30 стр. 146

30

Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок.

1

П. 31 стр. 149

31

Правила оказания первой помощи при травмах. Первая помощь при кровотечениях, ранениях.

1

П. 32, 33

 стр. 154

32

Первая помощь: сердечно-легочная реанимация.

1

П. 34 стр. 164

32

Первая помощь при ушибах, ранении связок, вывихах, переломах.

1

П. 35 стр. 168

34

Резерв. Подведение итогов

1

11 класс

п/п

Что пройдено на уроке.

Кол-во часов отводимых

для освоения темы

Форма проведения урока

Домашнее задание

Дата проведения

11 «а»

11 «б»

11 «в»

1

Проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания.

1

П. 1 стр. 184

2

Этические и экологические критерии безопасности современной науки и технологии.

1

П. 2 стр. 188

3

Общенаучные методические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.

1

П. 3 стр.194

4

Основные подходы и принципы обеспечения объектов в среде жизнедеятельности..

1

П. 4 стр. 201

5

Основы управления безопасностью в системе «человек – среда обитания».

1

П. 5 стр. 205

6

Обеспечение национальной безопасности России.

1

П.6 стр. 212

7

Обеспечение социальной, экономической и государственной безопасности.

1

П. 7 стр. 217

8

Меры государства по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

1

П. 8 стр. 222

9

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.

1

П. 9 стр. 228

10

Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму.

1

П. 10 стр. 231

11

Экстремальные ситуации криминогенного характера.

1

П. 11 стр. 235

12

Экстремизм, терроризм и безопасность человека.

1

П. 12 стр. 240

13

Наркотизм и безопасность человека.

1

П. 13 стр. 245

14

Дорожно-транспортная безопасность.

1

П. 14 стр. 248

15

Вынужденное автономное существование в природных условиях.

1

П. 15 стр. 251

16

Основные задачи Вооруженных Сил.

1

П. 16 стр. 256

17

Правовые основы воинской обязанности.  Правовые основы военной службы.

1

П. 17, 18

 стр. 260

18

Подготовка граждан к военной службе: обязательная и добровольная.

1

П. 19 стр. 268

19

Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.

1

П. 20 стр. 270

20

Особенности военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы.

1

П. 21 стр. 274

21

Военные гуманитарные миссии России в «горячих точках» мира.

1

П. 22 стр. 277

22

Военные операции на территории России: борьба с терроризмом.

1

П. 23 стр. 283

23

Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации.

1

П. 24 стр. 286

24

Боевая слава российских воинов.

1

П.25 стр. 289

25

Демографическая ситуация в России.

1

П. 26 стр. 294

26

Культура здорового образа жизни.  Культура питания.

1

П. 27, 28

 стр. 299

27

Культура здорового образа жизни и репродуктивное здоровье.

1

П. 29 стр. 309

28

Вредные привычки.

1

П. 30 стр. 312

29

Медико-психологическая помощь.

1

П. 31 стр. 320

30

Первая помощь при ранениях.

1

П. 32 стр. 329

31

Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими веществами, при химических и термических ожогах и обморожениях.

1

П.  33 стр. 333

32

Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях.

1

П. 34 стр. 339

33

Первая помощь при остром отравлении никотином, алкоголем, лекарствами, ядами, наркотическими веществами.

1

П. 35 стр. 345

34

Резерв. Подведение итогов

1

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной безопасности личности, общества и государства.

  • Распознавать и анализировать особенности жизнедеятельности человека при автономном пребывании его в различных природных условиях.
  • Применять в реальных природных условиях различные способы ориентирования на местности.
  • Систематизировать знания в области безопасности дорожного движения.
  • Формировать личное убеждение в необходимости осознанно соблюдать правила дорожного движения в повседневной жизни.
  • Анализировать информацию о возникновении пожара в жилом секторе и в общественных зданиях, о причинах их возникновения и последствия.
  • Формировать модель своего поведения при возникновении пожара в квартире.
  • Выполнять правила безопасного поведения при возникновении пожара в школе в соответствии с планом пожарной безопасности.
  • Обобщать знания по безопасному поведению на  водоемах в различное время года.
  • Соблюдать применять меры безопасного поведения на воде в различное время года.
  • Анализировать различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при пользовании бытовыми приборами в повседневной жизни.
  • Внимательно изучать инструкцию, в которой определены правила эксплуатации конкретного бытового прибора и соблюдать их при пользовании прибором.
  • Анализировать информацию о состоянии криминогенной ситуации в местах проживания и вырабатывать правила личной безопасности в повседневной жизни.
  • Самостоятельно добывать информацию о ЧС природного и техногенного характера, имевших место в регионе проживания, о причинах их возникновения и их последствиях.
  • Формировать систему, личного безопасного поведения в условиях различных ЧС, если ЧС застала вас дома, на улице, в школе.
  • Раскрывать содержание понятий о военной угрозе национальной безопасности России и о национальной обороне.
  • Различать характер современных войн и Вооруженных конфликтов.
  • Самостоятельно разрабатывать и осуществлять однодневный выход на природу для отработки элементов ориентирования по местности.
  • Анализировать и обобщать причины дорожно-транспортных происшествий в районе проживания, подготовить сообщение о влиянии человеческого фактора на безопасность дорожного движения.
  • Обобщать и обрабатывать статистку имевших место ЧС природного характера в регионе проживания за несколько последних лет, разработать прогноз, учитывающий вероятность возникновения ЧС природного характера  в вашем регионе в текущем году.
  • Разрабатывать рекомендации по профилактике и минимизации последствий ЧС природного характера, наиболее часто случающихся в регионе.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

  • Уяснить сущность терроризма и экстремизма как  социального  противоправного явления, представляющего серьёзную угрозу национальной безопасности России.
  • Выявлять и анализировать причины вовлечения молодежи в  террористическую и экстремистскую деятельность.
  • Уяснить основное содержание и значение положений нормативно- правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму.
  • Формировать гражданскую нравственную позицию по негативному отношению к любым видам террористической и экстремистской деятельности.
  • Обосновывать и объяснять ключевую роль государства в противодействии терроризму и экстремизму и осуществлении защиты населения РФ от последствий террористической и экстремистской деятельности.
  • Формировать личные убеждения, качества и привычки, которые способствуют противодействию идеологии терроризма и экстремизма.
  • Характеризовать предназначение Национального антитеррористического комитета (НАК), его структуру и задачи по противодействию терроризму и экстремизму.
  • Формировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта для минимизации его последствий.
  • Обосновывать и подтверждать примерами из официальных источников информации следующие утверждения:
  • Терроризм во всех его формах проявления представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
  • Любые акты терроризма являются не имеющими оправдания преступления, независимо от их мотивации;
  • Любая террористическая деятельности неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
  • Любая террористическая деятельности бесцельна, т.к. ни при каких условиях не обеспечит достижение поставленных целей и не способствует созданию благополучной жизни её участников.

Защита населения Российской  Федерации от чрезвычайных ситуаций

  • Самостоятельно прорабатывать нормативно-правовые акты РФ в области безопасности и формировать основные права и обязанности граждан по обеспечению национальной безопасности России в современном мире.
  • Анализировать и уяснять основные направления организации защиты населения Российской Федерации от ЧС.
  • Обосновывать основное предназначение и решаемые задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера.
  • Объяснить предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС.
  • Самостоятельно подбирать материал и готовить занятие по теме: «Организационные основы по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций».
  • Оформлять схему, отображающую структуру РСЧС, её функциональные и территориальные подсистемы.

Военная безопасность государства

  • Уяснять сущность гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных  ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
  • Систематизировать основные задачи гражданской обороны в мирное и военное время .
  • Осваивать систему оповещения населения чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
  • Классифицировать виды инженерных защитных сооружений по их предназначению.
  • Формировать умения в использовании защитных сооружений гражданской обороны в условиях ЧС.
  • Использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
  • Осознанно выполнять план гражданской обороны образовательного учреждения, выполняя свои обязанности, предусмотренные в нём.
  • Характеризовать современные Вооруженные Силы Российской Федерации как основу военной организации государства, пути их реорганизации и повышения боевых возможностей.
  • Формировать чувство гордости за свою Родину и уважение к подвигам наших воинов – защитников Отечества.
  • Формировать духовные и физические качества, необходимые для успешного выполнения воинского долга по вооруженной защите Отечества.
  • Воспитывать убеждения в том, что взаимоотношения военнослужащих, основанные на дружбе и воинском товариществе. Являются основой высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации.
  • Формировать понимание о значении символов воинской чести Вооружённых Сил РФ и их роли в военно-патриотическом воспитании военнослужащих, выработке у них чувства достоинства, преданности своей Родине и готовности самоотверженно с оружием в руках защищать суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации.
  • Формировать и объяснять общие понятия о воинской обязанности граждан РФ и о её предназначении.
  • Классифицировать составляющие воинской обязанности и раскрывать их содержание.
  • Уяснять свои права и обязанности в области воинского учёта и обязательной подготовке к военной службе.
  • Самостоятельно прорабатывать материал в различных источниках информации, в том числе в Интернете о реорганизации войск гражданской обороны в Спасательные воинские формирования постоянной готовности.
  • Формировать свое  мнение об этом мероприятия, обосновывать его и подкреплять примерами из опыта по защите населения страны от ЧС.
  • Расширять кругозор в области развития военной организации государства в современных условиях.
  • Использовать положения Военной доктрины РФ для уяснения основных задач Вооружённых Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и военное время.
  • Готовить сообщения на данную тему.

Основы медицинских знаний и здорового  образа жизни. Основы здорового образа жизни

  • Формировать убеждения в необходимости соблюдать нормы здорового образа жизни как надежной гарантии а подготовке к профессиональной деятельности, в том числе и к военной службе.
  • Определять основные инфекционные заболевания по их признакам и проявлениям, анализировать причины их возникновения, соблюдать меры профилактики.
  • Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни и своевременно вносить в неё необходимые коррективы с учётом реальных жизненных обстоятельств.
  • Вырабатывать привычку в ежедневном соблюдении правил личной гигиены.
  • Анализировать основные факторы риска, пагубно влияющие на здоровье, соблюдать меры по их профилактике.
  • Формировать негативное отношение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим наиболее пагубное влияние на здоровье.
  • Анализировать причины заражения инфекциями, передаваемыми половым путём и их возможные последствия.
  • Формировать личный стиль поведения. Снижающий риск раннего и случайного вступления в половую связь и способствующий профилактике заражения ИППП.
  • Формировать убеждение в ключевой роли благополучной семьи в обеспечения здоровья личности и общества, а также демографической безопасности государства.
  • Уяснить и разбираться в основах семейно-брачных отношений, принятых в Российской Федерации в настоящее время
  • Формировать умения в оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах и неотложных состояниях.
  • Последовательно выполнять приёмы оказания первой помощи в различных неотложных состояниях.
  • Формировать умения в выполнении приёмов иммобилизации поврежденных частей тела и транспортировки пострадавшего.
  • Усваивать основные рекомендации по профилактике травм опорно-двигательного аппарата и способы оказания само- и взаимопомощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
  • Формировать умение в выполнении приёмов по остановке артериального кровотечения.
  • Усваивать порядок проведения сердечно-легочной реанимации (непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких).
  • Анализировать и оценивать состояние личного здоровья в повседневной жизни, определять в какой мере оно обеспечивает эффективность жизнедеятельности и вносить определённые коррективы в образ жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.
  • Формировать умения в системе самоконтроля за своим здоровьем, умения планировать индивидуальную нагрузку на день и неделю с учётом биологических режимов и индивидуальных возможностей.
  • Самостоятельно анализировать информационные источники в области здорового образа жизни, подбирать и реализовывать рекомендации по обеспечению духовного, физического и социального благополучия.
  • Самостоятельно расширять познания об острой сердечной недостаточности, используя соответствующую медицинскую литературу (справочники, медицинскую энциклопедию).
  • Прогнозировать по характерным признакам возникновения инсульта и оказывать первую помощь пострадавшему до прибытия скорой помощи.

Основы военной службы (Раздел обязателен для изучения с юношами, а с девушками по их выбору) – 10 класс

  • Уяснять и обосновывать положение о том, что военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, которая требует от военнослужащего высокой профессиональной подготовки и особой ответственности за исполнение обязанностей по вооруженной защите Отечества.
  • Усваивать существующий порядок размещения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, их быт и мероприятия, проводимые в войсках по сохранению и укреплению здоровья.
  • Формировать знания о предназначении суточного наряда, об обязанностях дежурного и дневального по роте.
  • Уяснить цели и предназначения караульной службы в войсках.
  • Понимать и обосновывать положения о том, что несение караульной службы является выполнением боевой задачи.
  • Характеризовать часового как караульного, выполняющего боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.
  • Последовательно излагать основные обязанности часового и обосновывать факторы, определяющие его неприкосновенность.
  • Уяснять и обосновывать значение строевой подготовки в деле обучения и воспитания военнослужащих.
  • Самостоятельно отрабатывать выполнение строевых приемов на месте и в движении.
  • Выполнять движения в строю, выполнять воинское приветствие одиночно и в строю.
  • Понимать и объяснять назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
  • Формировать умения в выполнении неполной разборки и сборки автомата.
  • Формировать общее представление о современном бое и характеризовать основные элементы подготовки солдата к современному бою.
  • Анализировать и уяснять смысл нормативно-правовых актов РФ в области подготовки граждан к военной службе.
  • Формировать умения самостоятельно подбирать информацию, способствующую воспитанию убеждений, качества привычек для успешного прохождения военной службы по призыву.
  • Анализировать  содержание общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ и характеризовать их как основные нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и деятельность военнослужащего.
  • Обосновывать значение и методы осуществления военно-патриотического воспитания военнослужащих для обеспечения высокого уровня боеготовности частей и подразделений Вооружённых Сил РФ.
  • Уяснять и характеризовать общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих и значение воинской дисциплины для их успешного выполнения.
  • Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
  • Характеризовать особенности военной службы по контракту  и порядок отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту.
  • Уяснять и обоснованно излагать нормативно-правовые основы и порядок прохождения альтернативной гражданской службы.
  • Уяснять порядок подачи заявления на прохождение альтернативной гражданской службы.
  • Анализировать федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в которых определены правовые основы прохождения военной службы и характеризовать федеральную систему подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
  • Подбирать и анализировать информацию о правах и свободах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • Подбирать и анализировать информацию о существующих в современном мире военных угрозах и военных опасностях РФ и характеризовать основные внешние военные угрозы и основные внутренние военные угрозы РФ.
  • Анализировать соответствующие источники информации и характеризовать основные пути совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан РФ в целях развития военной организации государства.
  • Формулировать основные требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным и  индивидуальным качествам.

Текущий контроль и промежуточная аттестация

Текущая аттестация - это оценка усвоения содержания компонентов какой-либо темы в процессе её изучения обучающимися по результатам проверки.

Текущая аттестация включает в себя и тематический контроль знаний учащихся. Тематический контроль - это оценка усвоения обучающимися содержания какой-либо темы по окончанию их изучения по результатам проверки.

Тематический контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий и предполагает использование пятибалльной или зачетной систем оценивания.

Текущая аттестация проводится на основании тематической аттестации путём выставления оценки преподавателем за весь курс обучения на основании оценок, полученных обучающимися при проверке усвоения изучаемого материала.

Промежуточная аттестация проводится для обучающихся после освоения учебных программ.

Формами промежуточной аттестации являются исследовательский проект, зачет, открытое занятие, собеседование, практическая деятельность.

                       

Критерии оценки результатов освоения программы «Основы безопасности жизнедеятельности»

Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.

Особенности содержания учебного предмета

В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учтены положения федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и содержания программы курса принят модульный принцип ее построения и принцип «минимакса» к отбору и наполнению учебно-познавательной информацией.

Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута старшеклассника в образовательном пространстве реальной и вирт уальной информации по вопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое мировоззрение и мотивация, научно-практические знания и умения — основные ресурсы культуры безопасности.

Модульный принцип определяет выделение трех учебных разделов, охватывающих весь объем содержания курса ОБЖ, принцип «минимакса» положен в основу структурирования учебной информации каждого раздела. Модульный принцип позволяет:

  • эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс по формированию культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников с учетом ресурсных возможностей разных типов организаций основного образования и особенностей среды жизнедеятельности населения разных регионов России;
  • обеспечить межпредметные связи при изучении содержания ОБЖ и преемственность содержания учебных модулей (тематики ОБЖ) в средних и старших классах школы, в учреждениях основного и дополнительного образования;

Учебная информация структурирована по принципу «минимакса»:

  • в каждом параграфе приводятся общие термины и понятия, определяющие условные границы компетентности школьника по изучаемой теме (максимум);
  • в начале параграфа выделены ключевые термины и понятия, определяющие обязательный для школьника минимум теоретико-практических знаний, требуемый для прохождения итогового контроля по изучаемой теме в форме тестирования, собеседования, презентации учебно-исследовательской работы, экзамена.

Принцип «минимакса» предполагает формирование компетентности и культуры безопасности жизнедеятельности личности не за счет роста объема учебно-познавательной информации, а за счет ее повторения, обобщения и систематизации знаний всех школьных предметов. Структурные компоненты программы ОБЖ — три содержательных модуля:

  1. Основы безопасности личности, общества, государства в современной среде обитания.
  2. Основы обороны государства и военная безопасность.
  3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Каждый модуль программы — это раздел содержания курса ОБЖ, который состоит из нескольких частей (глав). Каждая глава включает пять тем (параграфов). Содержание учебного материала в каждом классе представлено в форме опорного конспекта (всего 35 тем), в котором кратко изложены ключевые понятия, основные характеристики опасных и чрезвычайных ситуаций, научные подходы к теории безопасности жизнедеятельности, вопросы, задания, примерная тематика учебно-исследовательской работы школьников, рекомендации специалистов по предупреждению опасных ситуаций и безопасному поведению населения. Раздел завершается самопроверкой теоретической готовности ученика по ключевым вопросам.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для преподавателя:

Основная:

  • учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 класса : базовый уровень: учебник / С.В. Ким; В.А. Горский – М.; Вентана - Граф, 2019 – 396, [4] c.: ил. – (Российский учебник).
  • Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации;
  • Каталог «Государственные награды Российской Федерации».

Дополнительная:

  • Безопасность на дорогах и на транспорте / М. В. Иашвили, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.
  • Гражданская защита: энциклопедический словарь С. К. Шойгу. — М.: ДЭКС-ПРЕСС.
  • Кисляков П. А., Петров С. В., Филанковский В. В. Социальная безопасность личности, общества, государства: учебное пособие. — М.: Русский журнал.
  • Криминальные опасности и защита от них: учебное пособие / Г. Г. Гумеров, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.
  • Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М.: Эксмо.
  • Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие / С. В. Петров, И. В. Омельченко, В. А. Макашѐв. — Новосибирск: АРТА.
  • Основы обороны государства и военной службы: учебное пособие / А. Д. Корощенко, С. В. Петров. — Новосибирск: АРТА.
  • Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся 10—11 классов / А. А. Волокитин,Н. Н. Грачев, В. А. Жильцов и др. — М.: Дрофа.
  • Петров С. В., Кисляков П. А. Информационная безопасность: учебное пособие. — М.: Русский журнал.
  • Селиванов И. П., Конорева И. А. Локальные конфликты в XX веке: геополитика, дипломатия, войны. 10—11 классы:учебное пособие. — М.: Дрофа.
  • Энциклопедия педагогической валеологии (основные медико-психологические, экологические, педагогические и специальные термины, определения, понятия) / под ред. проф. Г. Я. Рябинина. — СПб.
  • Дурнев Р. А., Смирнов А. Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников. 5— 11 классы:методическое пособие. — М.: Дрофа.
  • Евлахов В. М. Основы безопасности жизнедеятельности.Методика проведения занятий в общеобразовательном учреждении: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
  • Соловьев С. С. Основы безопасности жизнедеятельности.Алкоголь, табак и наркотики — главные враги здоровья человека: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
  • Харьков Н. Г. Стрелковая подготовка в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 10—11 классы: методическое пособие. — М.: Дрофа.
  • Иашвили М. В., Петров С. В. Безопасность на дорогах и на транспорте: учебное пособие. — Новосибирск: 61 АРТА.
  • Хромов Н. И. Методика проведения практических занятий по основам военной службы. 10—11 классы: учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа.
  • Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Петров С. В., Быструшкин С. К. Прикладная физическая подготовка и основы самообороны: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.
  • Вольхин С. Н., Ляшко В. Г., Снегирев А. В., Щербаков В. А. Основы защиты от терроризма: учебное пособие. — М.: Дрофа.
  • Петров С. В., Петрова А. С. Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. — Новосибирск: АРТА.__

Для учащихся:

Основная:

  • учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 – 11 класса : базовый уровень: учебник / С.В. Ким; В.А. Горский – М.; Вентана - Граф, 2019 – 396, [4] c.: ил. – (Российский учебник).

Дополнительная:

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. Ситников В.П. (1997, 447с.).
  • Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Защита от чрезвычайных ситуаций. 5—11 классы: энциклопедический справочник. — М.: Дрофа.
  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при пожарах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. —М.: Дрофа.
  • Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность при террористических актах: справочник по основам безопасности жизнедеятельности. — М.: Дрофа

Мультимедийные издания:

  • CD и DVD - диски:
  • энциклопедия «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей и подростков;
  • ПДД в картинках;
  • «ПДД для подростков»;
  • «Пожары и наводнения»;
  • «Землетрясения»;
  • «Оказание первой медицинской помощи».

Экранно-звуковые пособия:

  • Видеофильмы по основным темам и разделам курса ОБЖ в основной школе. Аудиозаписи для проведения занятий.
  • Интерактивная доска.

Материально техническое обеспечение учебного предмета

учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Кол-во

1

Аптечка индивидуальна АИ

1

2

Аптечка универсальная «АППОЛО»

1

3

Дозиметр бытовой

1

4

Противогаз ГП-7

21

5

Противогаз ГП-5

3

6

Носилки

2

7

Индивидуальный противохимический пакет ИПП-11

1

8

Индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1

1

9

Сумка санинструктора (укомплектованная)

3

10

Макет автомата АК-74

2

11

Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

1

12

Респиратор Фильтрующий Р-2У

5

13

ОЗК (Плащ, чулки, перчатки)

1

14

Компас «Азимут»

25

15

Шины лестничные

3

16

Макет автомата «АК - 74»

4

17

Сейф для хранения автоматов

1

18

Пневматический пистолет МР 654 К Макаров

1

19

Лазерный стрелковый комплекс «Рубин»

1

20

Индикатор радиоактивности «Radex»

1

21

Респиратор портативный «Алина-200 АВК»

1

22

Шина транспортировочная Дитерихса для нижних конечностей

1

23

Макет-тренажёр для реанимационных мероприятий

1

24

Перевязочные средства и шовные материалы лейкопластыри

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...