МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОБЖ
методическая разработка по обж (11 класс)
Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОБЖ на 70 часов, где 35 часов занимает внеаудиторная самостоятельная работа, которая предполагает самостоятельное изучение студентом теоретического материала и выполнение самостоятельной работы.
Самостоятельная внеаудиторная работа является обязательной для каждого обучающегося.
В данных рекомендациях изложены ситуативные задания по темам, рассмотрены примеры составления презентаций, содержатся памятки по работе над докладами, сообщениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsr_na_70_chasa2020spo.docx | 65.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский машиностроительный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для организации самостоятельной работы по учебной дисциплине ОБЖ
для профессий
22.02.06 Сварочное производство
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования(по отраслям)
Разработчик:
преподаватель Ларчев О.И.
Рассмотрено
на заседании МК
Протокол № _____
от__________2020г.
Председатель МК
_______________
Белгород, 2020 год
Аннотация
Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОБЖ на 70 часов, где 35 часов занимает внеаудиторная самостоятельная работа, которая предполагает самостоятельное изучение студентом теоретического материала и выполнение самостоятельной работы.
Самостоятельная внеаудиторная работа является обязательной для каждого обучающегося.
В данных рекомендациях изложены ситуативные задания по темам, рассмотрены примеры составления презентаций, содержатся памятки по работе над докладами, сообщениями.
Виды самостоятельной работы студентов
.
- Поиск необходимой информации через Интернет.
- Подготовка презентаций.
- Подготовка творческих работ.
- Подготовка проектов.
- Подготовка сообщения по теме
- Подготовка доклада по теме
- Решение ситуативных задач
- Подготовка к участию во внеклассном мероприятию по предмету.
- Решение и составление тестов, кроссвордов.
Формы контроля самостоятельной работы
- Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
- Тестирование.
- Письменное выполнение заданий.
- Индивидуальное собеседование.
- Собеседование с группой.
- Защита рефератов, проектов, творческих работ.
- Дифференцированный зачет.
Критерии оценивания
Полнота выполнения внеаудиторной самостоятельной работы характеризует качества знаний и оценивается по пятибалльной системе:
"Отлично" - письменное задание выполнено полностью;
- материал оформлен в соответствии с требованиями;- четкое и обоснованное изложение ответа.
"Хорошо" - письменное задание выполнено полностью;
- в целом материал оформлен в соответствии с требованиями, но могут быть незначительные отклонения от требований;
- не совсем четкое и обоснованное изложение ответа.
"Удовлетворительно"
- письменное задание выполнено не полностью;
- оформление материала не соответствует требованиям;
- изложение ответа краткое и содержит некоторые неточности. "Неудовлетворительно"
- письменное задание не выполнено.
Критерии оценки самостоятельной работы студентов
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
Перечень самостоятельных работ
Тема | ВСР |
Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья | №1- Тест «Здоровый образ жизни» №2-Социально- политические последствия №3 – Таблица «Инфекционные заболевания» |
Государственная система обеспечения безопасности населения | №4 –Ситуативные задачи №5-Таблица по ЧС №6- Схема №7-8 Тест |
Основы обороны государства и воинская обязанность | №9- Реформа ВС № 10-Подготовить сообщения ( по выбору) №11-12- Подготовить сообщения ( по выбору №13- Решение ситуативных задач №14- Подготовить сообщение № 15- Подготовить сообщение |
Основы медицинских знаний и ЗОЖ. Брак и семья. | № 16- Решение практических задач № 17-Тест о браке |
Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд | № 18- Подготовить сообщение №19- Подготовить сообщение № 20- Подготовить ответы на вопросы |
Организация караульной службы | № 21 -Составить презентацию «Основы организации караульной службы» № 22-Изучить Устав караульной службы № 23- Подготовить ответы на вопросы
|
Строевая подготовка | №24- Изучить Устав строевой службы № 25-– Составить презентацию «Основы строевой службы» № 26- Подготовить ответы на вопросы |
Огневая подготовка | №27- Подготовить сообщение №28- Подготовить сообщение № 29- Подготовить сообщение |
Тактическая подготовка | № 30- Подготовить сообщение № 31-- Подготовить сообщение |
Радиационная , химическая и биологическая защита | № 32- Подготовить сообщение №33- Подготовить сообщение №34- Подготовить сообщение |
Медицинская подготовка | № 35- Подготовиться к дифференцированному зачёту |
Итого: 35 часов |
Пояснительная записка
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности, способной к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к обучающемуся. Для решения этой задачи в учебные планы всех специальностей включена внеаудиторная самостоятельная работа, составляющая 50% от общего числа часов, отведенных на изучение курса. В связи с этим, обучающемуся из пассивного потребителя знаний необходимо превратиться в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей обучающихся, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Активная самостоятельная работа возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.. Самостоятельная работа проводится с целью:
Обучающие цели:
∙ обеспечить повторение изученного материала, наиболее общих и существенных понятий; предоставить возможность использовать приобретенные знания; обеспечить проверку усвоения изученного материала. Воспитательные цели:
∙ создать условия для осознания необходимости самостоятельных действий при решении проблем; обучать объективной оценке своих возможностей и успехов; формировать навыки работы в заданном темпе; способствовать развитие навыков устной речи, умения грамотно вести диалог и аргументировать свои действия; осознание большой практической значимости дисциплины в жизни человека. Интеллектуально-развивающие цели:
∙ создать условия для развития наблюдательности, памяти и внимания; способствовать развитию навыков работы с большими объемами информации: поиску, отбору, анализу, оформлению необходимого материала; создать условия для проявлений творческого подхода к учебным задачам, выдвижению гипотез, постановке проблем и поиску путей их решения; обучать методам научного познания - анализу, сравнению, обобщению и систематизации учебного материала.
Данная внеаудиторная деятельность сориентирована на развитие таких личностных качеств как аккуратность, усидчивость, логическое мышление, пространственное воображение. Внеаудиторная самостоятельная работа по ОБЖ выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа распределена по разделам и темам.
Самостоятельная работа осуществляется индивидуально или группами в зависимости от цели, объема. Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы является:
уровень освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
-умение находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике; обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Задания, выполняемые самостоятельно, углубляют знания, полученные на лекции, позволяют пробудить и укрепить интерес к изучаемой дисциплине. Самостоятельная деятельность при выполнении заданий развивает умение работать с текстом учебника, вычленять главное, структурировать материал, обобщать и делать выводы. Ниже по каждой теме представлены методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ и критерии оценки
Самостоятельная работа №1 – 1 час
Выполните тест «Здоровый образ жизни и его составляющие»
Критерии оценивания:
на «5»- 27-26 правильных ответов
на «4»-25-23 правильных ответов
на «3»- 22- 17 правильных ответов
1. Суточная энергетическая потребность организма зависит от суточных энергозатрат. Определите норму потребления энергии с пищевыми продуктами:
1. 14-17 лет – 2900 ккал для юношей
2. 14-17 лет – 3700 ккал для девушек
3. 14-17 лет – 3500 кал для юношей
4. 14-17 лет – 2600 кал для девушек
5. 14-17 лет – 2800 кал и для юношей, и для девушек
2. К вредным привычкам можно отнести:
1. Курение 2. Склероз 3. Токсикоманию 4. Наркоманию 5. Шизофрению
3. Какие из утверждений, по-вашему, верны:
1. Пища должна содержать питательные вещества в определенном соотношении
2. Чем больше присутствует в пище витаминов и минеральных веществ, тем она полезнее
3. Пища человека должна быть химически разнообразной
4. Без воды человек способен просуществовать более 10 дней 5. В день человеку необходимо более 2 литров жидкости
4. Вместе с пищей человеческий организм ежесуточно должен получать:
1. Белки 2. Воду 3. Сахар и соль 4. Минеральные вещества и углеводы 5. Растительные и животные жиры
5. Продолжительность приема пищи должна составлять:
1. Завтрак 15-20 минут
2. Зависит от времени суток
3. Обед 20 – 25 минут 4. Ужин 5 – 15 минут
5. Зависит от объема поглощаемой пищи
6. Какие условия необходимы для высокой продуктивности труда:
1. Побольше отдыхать
2. Требуются систематические упражнения, навыки
3. Необходимо чередование труда и отдыха
4. Отсутствие вредных привычек
5. Во всякий труд нужно входить постепенно
7. К заболеваниям, передающимся половым путем, относятся:
1. Гонорея 2. СПИД 3. Молочница 4. Сифилис 5. Трихомониоз
8. Здоровье это:
1. Способность организма противостоять эмоциональным и физическим стрессам
2. Гармоническое существование души и тела человека 82
3. Способность сохранять соответствующую полу и возрасту психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации
4. Когда ничего не болит
5. Состояние организма в определенный временной период
9. Мельчайшие организмы, способные расти и размножаться только в живых организмах - это:
1. Бактерии 2. Грибки 3. Вирусы 4. Токсины
10. Утомление, которое испытывает человек после трудового дня, можно снять с помощью:
1. Длительного пассивного отдыха
2. Употребления специальных медикаментозных средств, кофе, чая
3. Рационального питания
4. Физических напряжений в любом виде спорта
11. К инфекциям дыхательных путей относятся:
1. Холера, полиомиелит, дизентерия
2. Малярия, чума, сыпной тиф
3. Грипп, ангина, дифтерия
4. Чесотка, сибирская язва, столбняк
12. Кровяная инфекция передается через:
1. Воздушно-капельный путь
2. Продукты питания, воду
3. Контактный путь
4. Укусы кровососущих насекомых
13. Невосприимчивость организма к действию болезнетворного микроба называется: 1. Иммунитетом 2. Дезинфекцией 3. Асептикой 4. Антисептиком
14.Палочкообразные одноклеточные бактерии – возбудители инфекционных заболеваний – это:
1. Бациллы 2. Кокки 3. Спириллы 4. Вибриоллы
15. Сумма движений, которые человек выполняет в процессе своей жизнедеятельности- это:
1. Общественно-полезный труд
2. Двигательная активность
3. Физическая активность
4. Выносливость организма
16. На протяжении суток состояние организма и его работоспособность подвергаются четким ритмическим колебаниям, которые называются:
1. Биологическими 2. Режимом труда 3. Процессом отдыха 4. Работоспособностью
17. Витамин С (аскорбиновая кислота) способствует:
1. Повышению общей сопротивляемости организма
2. Сгоранию глюкозы и гликогена, дающих энергию мышцам
3. Нормальному течению окислительно-восстановительных реакций, происходящих в организме
4. Процессу кровообращения
18. Алкоголизм - это:
1. Эпизодическое употребление спиртных напитков
2. Значительное нарушение функций центральной нервной системы
3. Болезнь, характеризующаяся патологическим влечением к алкоголю
4. Утрата количественного контроля над выпитым спиртным
19. К признакам наркотического опьянения галлюциногенными препаратами относятся: 1. Отсутствие аппетита, мучительная жажда, подавление деятельности сдерживающих и тормозящих центров
2. Заторможенность, неуклюжесть движений, покраснение глазных белков
3. Возбужденное состояние, свободное и раскованное поведение, возможная агрессивность
4. Заторможенное состояние, временное нарушение психической деятельности, галлюцинации
20. Перечислите компоненты здоровья: 1. Социальный 2. Экономический 3. Духовный 4. Физический 5. Психологический
21.Какое понятие определяется как – массовое распространение инфекционного заболевания, вызванного общим источником инфекции:
1. Карантин 2. Пандемия 3. Эпидемия 4. Панзоотия 5. Обсервация
22. Какие существуют виды закаливания: 1. Воздушные ванны 2. Грязевые ванны 3. Солнечные ванны 4. Водные процедуры 5. Лечебные процедуры
23. Какие вы можете выделить виды иммунитета: 1. Повседневный 2. Приобретенный 3. Иммунитет крови 4. Врожденный
24.Выделите болезни, которые могут возникнуть при длительном употреблении алкоголя: 1. Хронический гепатит 2. Цирроз печени 3. Камни в почках 4. Гипертония 5. Цинга 84
25. Выделите основные принципы, составляющие основу закаливающих процедур: 1. Систематичность 2. Разнообразие средств 3. Малое время для процедур 4. Индивидуальность 5. Постепенность
26. Что из нижеперечисленного является компонентами ЗОЖ: 1. Двигательная активность 2. Иммунитет 3. Личная гигиена 4. Медицинская помощь пострадавшим 5. Отказ от вредных привычек
27. Какие средства целесообразно применять с медицинской точки зрения для лечения инфекционных болезней: 1. Народные средства 2. Медикаментозные средства 3. Вакцины 4. Сыворотки 5. Закаливание
Самостоятельная работа № 2 -1 час
Подготовить доклад по теме «Социально- политические последствия употребления алкоголя, табака, наркотиков»
Памятка «Как подготовить доклад»
Доклад – это краткое изложение содержания научного труда специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать читателю представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности.
Доклад – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Этапы работы над докладом
1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.
2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правильно, при разработке доклада используется не менее 8-10 различных источников).
3. Составление списка использованных источников.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана доклада.
6. Написание доклада.
7. Публичное выступление с результатами исследования.
4. Структура доклада:
- титульный лист (См. Приложение 1)
- оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт);
- введение (формулирует суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы);
- основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы);
- заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме доклада, предлагаются рекомендации);
- список использованных источников.
5. Структура и содержание доклада
5.1. Введение - это вступительная часть научно-исследовательской работы. Автор должен приложить все усилия, чтобы в этом небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента или его фрагмента.
5.2. Основная часть. В ней раскрывается содержание доклада.
Как правило, основная часть состоит из теоретического и практического разделов.
В теоретическом разделе раскрываются история и теория исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы и показываются позиции автора.
В практическом разделе излагаются методы, ход, и результаты самостоятельно проведенного эксперимента или фрагмента.
В основной части могут быть также представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.
5.3. В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обязательным и соответствовать поставленным задачам.
5.4. Список использованных источников представляет собой перечень использованных книг, статей, фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания.
5.5. Приложение к докладу оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: «Приложение 1».
6. Требования к оформлению доклада
6.1. Объем доклада может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.
6.2. Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
6.3. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.
6.4. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
7. Критерии оценки доклада
- актуальность темы исследования;
- соответствие содержания теме;
- глубина проработки материала; правильность и полнота использования источников;
- соответствие оформления доклада стандартам.
По усмотрению преподавателя доклады могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.
Оформление доклада/реферата
Общие требования.
Доклад/реферат выполняется на листах писчей бумаги формата А-4 в Microsoft Word;
объем: 5-10 страниц текста для доклада, 10-15 страниц текста для реферата (приложения к работе не входят в ее объем).
Размер шрифта – 14; интервал – 1,5; с нумерацией страниц сверху страницы посередине, абзацный отступ на расстоянии 2,25 см от левой границы поля.
В тексте обязательны ссылки на первоисточники.
Количество источников: не менее 5-8 различных источников для доклада, не менее 8-10 для реферата.
При оформлении работы соблюдаются поля:
левое – 25 мм;
правое – 10 мм;
нижнее – 20 мм;
верхнее – 20 мм.
Самостоятельная работа № 3 – 1 час
Заполнить таблицу «Инфекционные заболевания – 1 час
Причины возникновения | Механизм их передачи |
Самостоятельная работа № 4 – 1 час
Решить ситуативные задачи
Задача№1. Прогноз о возможном землетрясении застал вас на улице вблизи многоэтажных зданий. Каковы будут ваши действия?
Задача№2. Во время землетрясения вы находились на третьем этаже многоэтажного здания. Опишите ваши действия.
Задача№3. Вы оказались в завале. Каковы будут ваши действия?
Задача№4. Вам необходимо собрать специальную сумку на случай землетрясения. Что в нее следует положить
Самостоятельная работа № 5 – 1 час
Составить таблицу «Классификация ЧС, признаки ЧС»- 2 час
Признаки ЧС | Виды ЧС |
Самостоятельная работа № 6 – 1 час
Составить схему «Защитные сооружения ГО»
Оценка работы: При выставлении оценки учитывается красочность, аккуратность оформления схемы, системность и целостность подобранной информации.
Виды выполнения: индивидуально
Алгоритм действий:
Схема- совокупность составляющих объекта и взаимосвязей между ними, а также изображение или словесное описание, поясняющее эту совокупность; обобщённое изображение какой-либо структуры;
Перед составлением схемы прочтите текст целиком. Выделите в нем основные положения, понятия, идеи, формулы. Постарайтесь уловить главную мысль и установите взаимосвязи в тексте. Во время прочтения материала первый раз мысленно подразделяйте его на пункты. Подумайте, что вы будете включать в схему для раскрытия. При создании схемы важно, чтобы информация воспринималась легко и быстро, поэтому применяйте оформительские средства.
Литература.
1. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности-М. : Издательский цент «Академия», 2013.
2. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2007.
3. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.
4. Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002
Самостоятельная работа № 7-8
Тест «Гражданская оборона страны»- 2 час
Критерии оценивания
на «5»- 30-29 правильных ответов
на «4»-28-25 правильных ответов
на «3»- 24- 20 правильных ответов
Вариант 1
1. Назовите организацию, которая в государственном масштабе отвечает за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в мирное время: 1) ГО; 2). РСЧС; 3). МЧС
2. Из перечисленных вариантов выберите пять уровней РСЧС: 1). Объектовый; 2). Производственный; 3). Местный; 4). Поселковый; 5). Районный; 6). Территориальный; 7). Региональный; 8). Республиканский; 9). Федеральный
3. Область резкого сжатия среды, распространяющаяся во все стороны от места взрыва со сверхзвуковой скоростью, называется: 1). Световое излучение; 2). Ударная волна; 3). Электромагнитный импульс
4. Ядерное оружие – это: 1). Оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутриядерной энергии;
2). Оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи.
5.Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары?
1).Воздействие светового облучения;
2). Воздействие приникающей радиации;
3). Воздействие электромагнитного импульса
6. Какие поражения возникают у людей при действии ионизирующего излучения: 1). Лучевая болезнь; 2). Радиационные ожоги; 3). Контузии организма
7. Какие газы относятся к нервно-паралитическим: 1). Зарин; 2). Иприт; 3). VX-газы; 4). Зоман
8. Какой период в развитии инфекционного заболевания является основным фактором возникновения эпидемии и поражении большого количества людей: 1). Начальный период; 2). Период развития заболевания; 3). Инкубационный период
9. Респираторы по назначению подразделяются на:1). Противопылевые;2). Противоаэрозольные; 3).Противогазовые;4).Газопылезащитные 1
10. К средствам защиты кожи относятся:1). Общевойсковой защитный комплект; 2). Легкий защитный костюм;3). Защитный плащ;4). Пневмокостюм; 5). Комбинезон
11. Если сигнал об угрозе нападения противника застал вас в общественном месте, необходимо:
1). Выслушать указание администрации о месте нахождения укрытия и быстро направиться туда;
2). Покинуть общественное место и отойти от него на безопасное расстояние; 3). Покинуть общественное место, попытаться доехать до дома и укрыться там.
12. Найдите СИЗ органов дыхания: 1). ИПП-8; 2). ВМП; 3). ГП-5; 4). ПТМ-1 13. При нахождении в защитном сооружении укрываемым запрещено: 1).ходить без необходимости;
2).шуметь;
3).курить, зажигать спички и керосиновые лампы;
4).включать электроосвещение;
5).расходовать без команды старшего запас воды и продуктов.
14. По месту расположения убежища подразделяются: 1). Встроенные; 2). Подземные; 3).Отдельностоящие
15. Назовите основные помещения в убежище:
1) вход-выход; 2) тамбуры; 3).шлюзы; 4)фильтровентиляционные камеры; 5).санузел; 6).жилые; 7).медпункт; 8).кладовая
16. Удаление радиоактивных веществ, обеззараживание или удаление отравляющих веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых средств индивидуальной защиты, одежды и обуви – это:
1) санитарная обработка; 2). дезинфекция; 3).дезактивация
17. В чем заключается полная санитарная обработка:
1). В обработке всех людей и техники, побывавших в зоне заражения;
2).в уничтожении зараженной одежды, обуви, техники;
3). В обмывании всего тела теплой водой с мылом и замене одежды на чистую.
18. Назовите все виды дезинфекции: 1). Профилактическая; 2). Текущая; 3). Генеральная; 4).Заключительная
19. При объявлении об эвакуации граждане обязаны взять с собой:
1). Личные вещи, документы, продукты питания, туалетные принадлежности, СИЗ;
2). Туалетные принадлежности, необходимый ремонтный инструмент;
3). Документы, продукты питания, спальные и туалетные принадлежности, СИЗ
20. Что необходимо сделать в квартире перед отправлением на сборный эвакопункт:
1). Закрыть окна и форточки, отключить все осветительные и электронагревательные приборы, закрыть краны водопроводной и газовой сетей;
2). Закрыть и забить досками окна и форточки, отключить все осветительные и электронагревательные приборы, вывернуть электролампочки, закрыть краны водопроводной и газовой сетей;
3).закрыть окна и форточки, краны водопроводной и газовой сетей, произвести влажную уборку помещений, все вещи с баллона и коридоров внести в комнату.
21. Государственная структура, обеспечивающая систему мероприятий по защите и подготовке к ней населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий, называется 1). Гражданская оборона; 2). РСЧС; 3). Вооруженные силы РФ
22. Из приведенных задач выберите те, которые являются задачами ГО: 1).Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасный районы;
2). Эвакуация раненых с места военных действий в безопасные районы;
3). Тушение пожаров в жилых и общественных зданиях в мирное время; 4).Оповещение населения об опасностях военного времени;
5). Принятие мер по организации медицинского обслуживания населения;
6). Проведение аварийно-спасательных работ.
23. В чем заключается предназначение РСЧС :
1). Оповещение населения об опасностях военного времени;
2) Прогнозирование ЧС; 3). Снижение потерь и ущерба от ЧС; 4). Предотвращение ЧС; 5). Ликвидация ЧС.
24. Поток лучистой энергии, продолжительностью до 20с, вызывающий массовые пожары: 1). Проникающая радиация; 2). Световое излучение; 3). Поток гамма-квантов и нейтронов
25. Поток гамма-квантов и нейтронов при взрыве ядерного боеприпаса, является поражающим фактором, называемым:
1). Световым излучением; 2). Ионизирующим излучением; 3). Ударной волной
26. В каком году впервые было применено ядерное оружие:
1). 1939г; 2). 1944г; 3). 1945г
2)Найдите психотропные ОВ: 1). BZ; 2). Адамсит; 3). ДЛК
27. Какие инфекционные заболевания могут использовать в качестве биологического оружия: 1). Чума; 2). Грипп; 3). Оспа; 4). Ветряная оспа; 5). Дизентерия; 6). Сибирская язва
28. Какой сигнал оповещения населения использовался при нападении противника во время 2-ой мировой войны:
1). «Внимание всем!»; 2). «Воздушная тревога»; 3). «Отбой воздушной тревоги»; 4). «Химическая тревога»; 5). «Радиационная опасность».
29. Если сигнал об угрозе нападения противника застал вас на улице, необходимо:
1). Укрыться в том районе, где застал сигнал;
2). Быстро попасть домой;
3). Сообщить родственникам о тревоге
30. При каких условиях противогаз носится в положении «наготове»:
1). При угрозе заражения, после информации по радио и по команде «Противогазы готовь!»; 2). По сигналу «Воздушная тревога»; 3) При условии, когда обнаружены признаки применения отравляющих веществ
Вариант 2
1. Прибывающие в убежище должны иметь с собой: 1). СИЗ; 2).3-х суточный запас воды и продуктов; 3).самые необходимые вещи, предметы гигиены; 4).самые ценные вещи и драгоценности; 4).деньги и документы; 5).радиоприемники
3. Запрещено приносить в защитное сооружение:
1).громоздкие вещи; 2).легковоспламеняющиеся вещества; 3).приводить домашних животных.
2. Частичную санитарную обработку при заражении капельно-жидкими отравляющими веществами проводят немедленно в зоне заражения. Для этого необходимо:
1) не снимая противогаза, обработать открытые участки кожи, на которое попала ОВ, а затем зараженные места одежды и лицевую часть противогаза раствором из ИПП;
2). снять противогаз, обработать его лицевую часть раствором из ИПП, затем обработать зараженные места одежды, снять ее и обработать тело;
3).снять одежду и противогаз, обработать раствором из ИПП участки кожи, на которые попало ОВ
3. Удаление и обезвреживание вредных веществ, попавших на кожу, одежду и СИЗ, самостоятельно в очаге или сразу после выхода из него, используя индивидуальные специальные средства или подручные материалы:
1). Санитарная обработка; 2). Полная санитарная обработка; 3). Частичная санитарная обработка
4. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации начинается: 1). С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом страны военного положения на территории РФ;
2). С момента объявления или введения Президентом РФ чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях;
3). С началом объявления о мобилизации взрослого населения.
5. Постоянно действующим органом РСЧС на федеральном уровне является: 1). Региональные центры ГОЧС; 2). Отделы ГОЧС; 3).МЧС.
6. Система, осуществляемая государственную политику в области безопасности жизнедеятельности: 1). ГО; 2).РСЧС; 3). МВД.
7.Распределите зоны радиоактивного заражения в зависимости от эпицентра взрыва: 1) Зона сильного заражения; 2) Зона умеренного заражения; 3) Зона чрезвычайно опасного заражения; 4) Зона опасного заражения
8. Укажите ОВ кожно-нарывного действия: 1). Иприт; 2). Зоман; 3). Люизит; 4). Адамсит
9. Система наиболее строгих изоляционно-ограничительных противоэпидемических мероприятий для предотвращения распространения заболеваний из очагов бактериологического поражения и его ликвидации: 1). Блокада; 2). Карантин; 3). Оцепление
10. Из каких основных частей состоит противогаз ГП-5:
1). Маски; 2). Фильтрующе-поглащающей коробки;3). Шлем-маски;4).Наголовника;5). Клапанного узла 46. Какой сигнал оповещения населения о ЧС установлен в наше время:
11. Какой сигнал оповещения населения о ЧС установлен в наше время:
1). «Внимание всем!»; 2). « Воздушная тревога»; 3). « Отбой воздушной тревоги»; 4). « Химическая тревога»; 5). « Радиационная опасность».
12.Как следует поступить, если на улице вы услышали непрерывные гудки предприятий, сирен, гудки автомобилей:
1). Немедленно отправиться домой;
2). Укрыться в убежище;
3). Добраться до радиоточки и прослушать сообщение штаба ГО
13. Средства коллективной защиты – это:
1). Инженерные сооружения ГО для защиты от оружия массового поражения и других современных средств нападения;
2). Легкие сооружения для защиты населения от побочного действия атмосферы;
3). Средства защиты органов дыхания
14. От каких поражающих факторов защищает противорадиационное укрытие: 1). Орт радиоактивного заражения;
2). От химического и бактериологического оружия; 3). От ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия
15. Защитное сооружение, в котором можно укрыть людей от высоких температур, продуктов горения, опасных химических веществ, проникающий и радиоактивной пыли:
1). ПРУ; 2).Убежище; 3).Укрытие
21. Какой режим движения используется при эвакуации в пешем порядке?
1). Малые привалы по 10-15 мин., через 1-1,5 ч и большой на 1-2 ч во второй половине дня;
2). 15 мин. отдыха на каждые 3ч движения;
3). В зависимости от обстановки.
16. Гражданская оборона – это:
1). Система мероприятий по подготовке и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; 2). Система обеспечения постоянной готовности органов государственного управления для быстрых и эффективных действий по организации первоочередного жизнеобеспечения населения при ведении военных действий на территории РФ;
3). Система мероприятий по прогнозированию, предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в военное время
17. Световое излучение – это:
1). Поток лучистой энергии, включающей ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи;
2). Поток невидимых нейтронов; 3). Поток гамма-лучей и нейтронов.
18. Проникающая радиация – это:
1). Поток радиоактивных протонов; 2). Поток невидимых нейтронов; 3). Поток гамма-лучей и нейтронов..
19. При внешнем облучении, какие излучения вызывают наибольшие поражения: 1). Альфа – частицы; 2). Бета-частицы; 3). Поток гамма-квантов и нейтронов
20. Найдите раздражающие ОВ: 1).BZ; 2).VX – газы; 3).CS; 4). Адамсит
21. Оружие, основанное на болезнетворных свойствах микроорганизмов:
1). Биологическое; 2). Массовое; 3). Ядерное
22. К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся: 1). Респираторы; 2). Общевойсковые защитные костюмы; 3). Противогазы; 4). Дополнительный патрон ДПГ-1; 5). Ватно-марлиевые повязки
23. К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся:
1). Фильтрующие гражданские и промышленные противогазы;
2). Фильтрующие детские и изолирующие противогазы и респираторы;
3). Ватно-марлевая повязка и противопылевая тканевая маска.
24. Какое защитное сооружение роется в земле в виде траншеи, закрывается сверху бревенчатым накатом и земляной насыпью 1). ПРУ; 2).Щель; 3) Перекрытая щель
25. Какие помещения можно приспособить под ПРУ?
1) Подвалы; 2).Погреба; 3).Лестничные клетки; 4).Помещения 1 этажа;5).Шахту лифта.
26. При одновременном заражении радиоактивными, ОВ и бактериальными средствами частичная санитарная обработка проводится в такой последовательности:
1). Обеззараживание ОВ, радиоактивных веществ, бактериальных средств; 2). Обеззараживание биологических средств, радиоактивных веществ, бактериальных средств, ОВ;
3). Обеззараживание радиоактивных веществ, вредных веществ, бактериальных средств
27. Каков порядок санитарной обработки: 1). СИЗ; 2).Одежда; 3). Кожа; 4) Обувь
28. Уничтожение возбудителей заразных болезней во внешней среде: 1). Дезинфекция; 2). Дегазация; 3). Дезинсекция
29. Чем можно проводить дезактивацию при отсутствии специальных средств: 1). Раствором стиральных порошков; 2).Бензином или керосином; 3).Ацетоном
30. Организованный вывоз рабочих и служащих, работающих предприятий на проживание в безопасную пригородную зону:1). Рассредоточение; 2). Обсервация; 3). Расселение
Самостоятельная работа № 9 – 1 час
Подготовить сообщения по теме: «Реформа ВС»
Памятка Как подготовить сообщение
Сообщение – это сокращенная запись информации, в которой должны быть отражены основные положения текста, сопровождающиеся аргументами, 1–2 самыми яркими и в то же время краткими примерами.
Сообщение составляется по нескольким источникам, связанным между собой одной темой. Вначале изучается тот источник, в котором данная тема изложена наиболее полно и на современном уровне научных и практических достижений. Записанное сообщение дополняется материалом других источников.
Этапы подготовки сообщения:
1. Прочитайте текст.
2. Составьте его развернутый план.
3. Подумайте, какие части можно сократить так, чтобы содержание было понято правильно и, главное, не исчезло.
4. Объедините близкие по смыслу части.
5. В каждой части выделите главное и второстепенное, которое может быть сокращено при конспектировании.
6. При записи старайтесь сложные предложения заменить простыми.
Тематическое и смысловое единство сообщения выражается в том, что все его компоненты связаны с темой первоисточника.
Сообщение должно содержать информацию на 3-5 мин. и сопровождаться презентацией, схемами, рисунками, таблицами и т.д.
Самостоятельная работа № 10 – 1 час
Подготовить сообщения (по выбору):
- Федеральная пограничная служба России.
- Внутренние войска
- Войска правительственной связи
- Железнодорожные войска
Самостоятельная работа № 11 – 12
Подготовить сообщения ( по выбору)
1.Порядок призыва на военную службу.
2.Медицинское освидетельствование призывников.
3. Ответить на вопросы по организации альтернативной службы
1. Дайте определение альтернативной гражданской службы.
2. Каковы исторические традиции организации альтернативной гражданской службы в России?
3. Что составляет правовую основу альтернативной гражданской службы в Росси?
4. Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы? 5. В каких случаях может быть отказано в прохождении альтернативной гражданской службы?
6. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы? 7. Каковы сроки альтернативной гражданской службы?
Самостоятельная работа № 13 – 1 час
Решить ситуативные задачи:
Задача №1
Командир полка отдал приказ старшему прапорщику П. вывезти с территории леспромхоза 20 бревен для строительства укрытия для личного состава на учебном полигоне части. При этом никаких документов на вывоз имущества он старшему прапорщику не представил. Автомобиль части, загруженный бревнами, был остановлен при выезде с территории леспромхоза охраной этого предприятия и задержан. Прапорщика П. охрана обвинила в попытке совершения кражи. Кто будет нести ответственность за действия: старший прапорщик П. или командир полка?
Задача №2.
Рядовой И. вступил в пререкания со своим командиром отделения младшим сержантом К. и при этом оскорбил его, употребив нецензурное выражение. Этот случай произошел на утреннем осмотре и был связан с предъявлением рядовому И. требований, предусмотренных Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации. Какую ответственность — уголовную или дисциплинарную — понесет за свой проступок рядовой И.?
Самостоятельная работа № 14 – 1 час
Подготовить сообщения по теме : «Дни воинской славы России»
Самостоятельная работа № 15 – 1 час
Подготовить сообщения по темам ( по выбору):
«Ритуал вручения Боевого Знамени»- 1 час
«Ритуал приведения к военной присяге»- 1 час
Самостоятельная работа №16 – 1 час
Решение практических задач
Вы должны прочитать задачу и определить тип кровотечения, назвать его признаки.
Задача №1
При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.
Задача №2
Повреждена рука. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.
Задача №3
Сын решил сделать сюрприз маме – приготовить ужин. Когда он чистил овощи, то порезал палец. Кровь идёт не сильно, но вся поверхность раны кровоточит. Какое кровотечение у мальчика? Докажите.
Задача №4
Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга. После очередного неудачного толчка один мальчик получил очень сильный удар в живот. Через некоторое время он почувствовал себя плохо: у него выступил липкий пот, появилась одышка, стала кружиться голова, лицо стало бледным. Он обратился в медпункт. Какой предварительный диагноз может поставить врач?
Самостоятельная работа № 17 – 1 час
Тест «Законодательство о браке и семье»
Критерии оценивания:
на «5»- 10-9 правильных ответов
на «4»- 8-7 правильных ответов
на «3»- 6-4 правильных ответов
1. Основанием для возникновения семьи является: 1) совместное проживание; 2) подача заявления в орган ЗАГСА о регистрации брака; 3) усыновление.
2. Семейным кодексом РФ установлен брачный возраст: 1) 19 лет; 2) 18 лет; 3) 16 лет;4) 14 лет.
3. При расторжении брака в суде дела о расторжении брака рассматриваются: 1) мировым судьей; 2) городским (районным) судом,; 3) арбитражным судом первой инстанции; 4) третейским судом.
4. Брак считается зарегистрированы с момента: 1) внесения записи в книгу ЗАГСа; 2) выдачи свидетельства о браке; 3) простановки штампа в паспорте о регистрации брака; 4) подачи заявления о регистрации брака.
5. Брак не может быть заключен между лицами одно из которых: 1) признано судом ограниченно дееспособным; 2) состоит в ранее зарегистрированном браке; 3) отбывает наказание в виде лишения свободы; 4) не имеет гражданства Российской Федерации.
6. Брак не может быть заключен между : 1) опекунами и попечителями; 2) усыновителями и усыновленными; 3) лицами, находящимися в родстве (тетями - племянниками, дядями - племянницами, двоюродными братьями и сестрами).
7. Установленный в РФ брачный возраст вступающему в брак может быть снижен при наличии уважительных причин по решению: 1) заведующего органом ЗАГСа; 2) родителей; 3) главы органа местного самоуправления; 4) главы исполнительной власти субъекта РФ (губернатора).
8. В соответствии с Семейным кодексом регистрация между подачей заявления о вступлении в брак и регистрацией брака установлен срок: 1) 3 дня; 2) 14 дней; 3) 1 месяц; 4) 3 месяца.
9. Основанием для признания брака недействительным может быть заключение брака с лицом : 1) имеющим гражданство иностранного государства;
2) в отношении которого возбуждено уголовное дело и ведется следствие;
3) которое скрыло наличие у него ВИЧ-инфекции;
4) приходящемуся второму супругу племянником.
10. Алиментные права и обязанности супругов состоят в том, что супруги обязаны и имеют право:
1) материально поддерживать друг друга;
2) предоставлять содержание несовершеннолетним детям;
3) получать государственные субсидии на содержание детей;
4) взыскивать через суд средства для оплаты коммунальных услуг.
Самостоятельная работа № 18 – 1 час
Подготовить сообщение по теме «Общевоинские уставы».
Самостоятельная работа № 19 – 1 час
Подготовить сообщение по теме « Устав внутренней службы».
Самостоятельная работа № 20 – 1 час
Подготовить ответы на вопросы:
1.Каковы права военнослужащих?
2.Их обязанность и ответственность.
Самостоятельная работа № 21 – 1 час
Составить презентацию «Основы организации караульной службы»
Памятка
Правила составления презентации
1. Не делать слишком много слайдов.. Нормальное время выступления – 5-10 минут. Исходя из этой цифры рекомендуем делать не больше 10 слайдов.
2. В презентации Power Point недопустим мелкий шрифт. Оставляйте только главные тезисы. Делайте их крупным шрифтом.
3. На проекторе, как правило, теряется цветопередача и ухудшается контрастность. Поэтому одним из лучших решений является темный шрифт и светлый фон.
Самостоятельная работа № 22 – 1 час
Изучить Устав караульной службы
Подготовить сообщение об обязанностях и ответственности караульного.
Самостоятельная работа № 23 – 1 час
№ 23- Подготовить ответы на вопросы
Самостоятельная работа № 24 – 1 час
Изучить Устав строевой службы. Подготовить сообщение
Самостоятельная работа № 25- 1 час
Составить презентацию «Основы строевой службы»
Памятка
Правила составления презентации
1. Не делать слишком много слайдов.. Нормальное время выступления – 5-10 минут. Исходя из этой цифры рекомендуем делать не больше 10 слайдов.
2. В презентации Power Point недопустим мелкий шрифт. Оставляйте только главные тезисы. Делайте их крупным шрифтом.
3. На проекторе, как правило, теряется цветопередача и ухудшается контрастность. Поэтому одним из лучших решений является темный шрифт и светлый фон.
Самостоятельная работа № 26 – 1 час
Подготовить ответы на вопросы
Самостоятельная работа № 27 – 1 час
Подготовить сообщение по теме «Жизненный подвиг М.Калашникова»
Самостоятельная работа № 28 – 1 час
Подготовить сообщение по теме «Тактико- технические характеристики автомата Калашникова».
Самостоятельная работа № 29– 1 час
Подготовить сообщение по теме «Тактико- технические характеристики пистолета Макарова».
Самостоятельная работа № 30 – 1 час
Подготовить сообщение по теме «Характеристика современного боя»
Самостоятельная работа № 31– 1 час
Подготовить сообщение по теме «Основные виды ранений и их характеристика»
Самостоятельная работа № 32 – 1 час
Дать характеристику радиационного поражения.
Самостоятельная работа № 33 – 1 час
Дать характеристику химического поражения.
Самостоятельная работа № 34 – 1 час
Дать характеристику биологического поражения.
Самостоятельная работа № 35 – 1 час
Подготовиться к дифференцированному зачёту
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Тематическое и поурочное планирование по учебной дисциплине « Техническое оснащение и организация рабочего места»
Данное тематическое и поурочное планирование разработано по учебной дисциплине « Техническое оснащение и организация рабочего места» для обучающихся по специальности "повар", "кондитер"....
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01. Экономика организации
Рабочая программа разработана на основе ФГОС по специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190701 Организация перевозок и управление ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации»
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Навашинский судомеханический техникум». Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» ...
Методические рекомендации по организации домашней работы учебной дисциплины ОГСЭ 04 Физическая культура
Методические рекомендации поорганизации домашней работы по физкультуре...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Учебная дисциплина «Литература»
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся по специальности 09.02.04. Информа...