Рабочая программа по ОБЖ для 5-9 классов
рабочая программа по обж (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Афанасьев Вячеслав Анатольевич

Рабочая программа по ОБЖ для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obzh_5-9_klassy.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Оглавление:

Пояснительная записка…………………………………………………………………………3

Общая характеристика учебного курса………………………………………..........................3

Описание места учебного курса в учебном плане………………………………………….....3

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса…………………………….4

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного                   курса ………………………………………………………………………………………….4-5

Основное содержание учебного курса включает………………………….........................6-8

Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся …………………………………………………………………9-17

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………………………………………………………………………..18

Планируемые результаты изучения учебного предмета…………………………………19-22

                                                   

Пояснительная записка

                Программа разработана на основе: планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ТСШ №2.

                    Программы формирования универсальных учебных действий основной образовательной программы для основного общего образования МБОУ ТСШ №2.

       Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели:

·   безопасное поведение обучающихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

·   понимание каждым обучающимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

·   принятие обучающимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;

·   антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение обучающихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

·   отрицательное отношение обучающихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

·   готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих учебных задач:

·   формирование у обучающихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

·   формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

·   выработка у обучающихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

                                       Общая характеристика учебного курса.

  Курс предназначен для:

·   формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

·   выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

·   приобретения обучающимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;

·   формирования у обучающихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

 

Описание места учебного курса в учебном плане

   Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс из расчета 1 час в неделю для каждой параллели (всего 175 часов)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

·                      ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.

·                      ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

·                      ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

·                      ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей жизнеспособность российского общества.

·                      ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

·                      ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

·                      ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

·                      Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

·                      ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

·                      ценность человечества – осознание человеком себя как части морового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир. Сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5

Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения  учебного курса

    Личностные результаты:

·                    усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

·                    формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

·                    усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·                    формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

·                    формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

·                    формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

·                    освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

·                    развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·                    формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

·                    формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

·                    осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·                    формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

    Метапредметные  результаты:

·                    умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·                    умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·                    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·                    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

·                    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·                    умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

·                    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·                    умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

·                    формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

·   освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

·                    формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Основное содержание учебного  курса включает.

Содержание курса ОБЖ для 5 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса ОБЖ представлено следующими разделами.

  1. Безопасность и защита человека  в опасных и чрезвычайных ситуациях – 23 часа

Город как источник опасности. Дом, в котором мы живём. Правила пожарной безопасности  и поведения при пожаре. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре. Средства пожаротушения. Затопление квартиры. Электричество. Опасные вещества. Взрывы и их причины. Опасные ситуации на улице. Современный транспорт - зона повышенной опасности. Общественный транспорт. Железнодорожный и авиационный транспорт. Морской и речной транспорт. Психологические основы самозащиты. Ситуации криминогенного характера в доме, в подъезде. Ситуации криминогенного характера на улице. Изменение среды обитания человека в городе. Фильтрующие противогазы. Правила пользования противогазом.

  1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 6 часов

Характеристика ранений. Первая помощь пострадавшему при повреждениях некоторых видов. Общая характеристика кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечениях некоторых видов.

  1. Основы здорового образа жизни – 6 часов

Движение и здоровье. Различные виды нарушения осанки и их причины. Охрана репродуктивного здоровья подростков. Обобщающий урок по теме « Основы здорового образа жизни». Заключительный урок по курсу « Основы безопасности жизнедеятельности».

Содержание курса ОБЖ для 6 класса  общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса ОБЖ представлено следующими разделами.

  1. Безопасность и защита человека  в опасных и чрезвычайных ситуациях – 20 часов

Экстремальные ситуации в природе и их причины. Факторы и стрессоры выживания в природных условиях. Психологические основы выживания в природных условиях. Как избежать попадания в экстремальную ситуацию. Надёжная одежда и обувь, необходимые для безопасности. Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Определение направления выхода. Ориентирование. Выход к населённому пункту. Сооружение временного жилища. Способы добывания огня. Обеспечение питанием и водой. Поиск и приготовление пищи. Сигналы бедствия. Смена климатогеографических условий. Защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

  1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 8 часов

Средства оказания первой медицинской помощи.  Укусы насекомых и змей. Ожоги.

Отморожение и охлаждение организма. Оказание помощи, терпящим бедствие на воде.          Характеристика различных видов повреждений, травм. Способы переноски  пострадавших.

  1. Основы здорового образа жизни – 7 часов

Правильное питание – основа здорового образа жизни и профилактика многих заболеваний человека Гигиеническое значение белков, жиров и углеводов в питании человека Гигиена и культура питания Особенности подросткового возраста

Содержание курса ОБЖ для 7 класса  общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса ОБЖ представлено следующими разделами.

  1. Безопасность и защита человека  в опасных и чрезвычайных ситуациях – 20 часов

       Чрезвычайные ситуации природного характера. Землетрясения. Последствия землетрясений. Правила безопасного поведения при землетрясениях. Вулканы. Оползни, сели, обвалы, снежные лавины. Последствия оползней, селей, обвалов и лавин и меры по уменьшению потерь от них. Правила безопасного поведения при угрозе и сходе оползней, селей, обвалов и лавин. Ураганы, бури, смерчи. Последствия ураганов, бурь и смерчей. Правила безопасного поведения при угрозе и во время ураганов, бурь и смерчей. Наводнения. Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений. Цунами. Лесные и торфяные пожары. Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении. Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях. Психологические особенности поведения человека во время и после стихийного бедствия.

  1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 9  часов

Повязки. Общая характеристика. Отработка практических навыков наложения повязок на руку. Отработка практических навыков наложения повязок на ногу. Правила оказания первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей. Способы эвакуации пострадавших

  1. Основы здорового образа жизни – 6 часов

            Режим учёбы и отдыха подростка. Профилактика переутомления и содержание режима дня. Основы репродуктивного здоровья подростков.

Содержание курса ОБЖ для 8 класса  общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса ОБЖ представлено следующими разделами.

  1. Безопасность и защита человека  в опасных и чрезвычайных ситуациях – 19 часов

        Производственные аварии и катастрофы. Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях. Пожары и взрывы. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Аварии с выбросом сильнодействующих  ядовитых веществ.  Опасные химические и сильнодействующие ядовитые вещества и их поражающее действие на организм человека. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Последствия радиационных  аварий. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях. Нарушение экологического равновесия. Изменение состава атмосферы, гидросферы. Изменение состояния суши.

2.    Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 8   часов

         Первая медицинская помощь при поражении сильнодействующими ядовитыми веществами удушающего и общеядовитого действия. Первая медицинская помощь при отравлении сильнодействующими веществами нейротропного действия. Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжёлых металлов и мышьяка. Первая медицинская помощь при ожогах химическими веществами. Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях.

Военные угрозы национальной безопасности  России. Внешние и внутренние угрозы национальной  безопасности России. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Национальная безопасность России.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера.

Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.

3.Основы здорового образа жизни – 8 часов

Занятие физкультурой и спортом. Закаливание организма. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. Основы репродуктивного здоровья подростков.

Содержание курса ОБЖ для 9 класса  общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса ОБЖ представлено следующими разделами.

  1. Безопасность и защита человека  в опасных и чрезвычайных ситуациях – 19 часов.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошел или если   вас завалило обломками стен. Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищении Правила поведения в случае захвата в заложники.

2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 8   часов.

Оказание первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь и правила ее оказания.

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях.

3. Основы здорового образа жизни – 8 часов.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности обучающихся

5 класс

№ п/п

Тема раздела (кол-во часов)

Виды деятельности обучающихся

1.

Безопасность и защита человека  в опасных и чрезвычайных ситуациях – 23 часа

Обеспечение  личной   безопасности   в  повседневной жизни.   Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах. Безопасность в быту. Безопасность на водоемах. Экология и безопасность. Опасные ситуации социального характера.

2.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 6 часов

Знакомиться с общей характеристикой   различных

повреждений и травм.

Осваивать правила оказания первой медицинской

помощи при различных видах повреждений.

Анализировать     возможные  последствия     различных повреждений и травм.

Отрабатывать основные приемы оказания  первой

медицинской помощи .

Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания   первой медицинской   помощи.

Учиться накладывать повязки, оказывать первую

медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах.

ушибах, порезах и т. д.

Овладевать способами остановки  кровотечения.Оказания помощи утопающим путем искусственно-

го дыхания, непрямого массажа сердца.

3.

Основы здорового образа жизни – 6 часов

Раскрывать особенности   индивидуального  здоровья, репродуктивного здоровья.

Описывать составляющие здорового образа жизни.

Формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и

укрепления личного здоровья.

Анализировать состояние своего здоровья.

Устанавливать  влияние  индивидуальной  системы

здорового образа жизни на обеспечение личного

благополучия и на сохранение и укрепление здоровья.

Анализировать собственные поступки,  негативно

влияющие на здоровье, и формировать индивидуальную систему здорового образа жизни.

Формировать индивидуальную систему здорового

образа жизни {режим дня. программу закаливания.

Выявлять ситуации, потенциально опасные для здоровья.

Анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного  здоровья.

Формулировать правила   соблюдения норм здорового образа жизни и профилактику вредных привычек.

6 класс

№ п/п

Тема раздела

 (кол-во часов)

Виды деятельности обучающихся

1.

Безопасность и защита человека  в опасных и чрезвычайных ситуациях – 20 часа

Различать чрезвычайные ситуации геологического,

метеорологического,  гидрологического, биологического происхождения.

Объяснять     причины  возникновения  различных

чрезвычайных ситуаций природного характера. Сопоставлять   возможные последствия чрезвычайных ситуаций.

Знать классификацию чрезвычайных ситуаций по

месту возникновения и последствиям.

Знать правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.

Изучать причины возникновения чрезвычайных

ситуаций техногенного характера и их возможные

последствия.

Учиться различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией.

Знать потенциально опасные объекты  в районе

проживания.

Изучать  рекомендации специалистов по правилам

безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

техногенного характера.

Знакомиться с внешними и внутренними угрозами

национальной безопасности России.

Знать основные проявления и опасности международного терроризма.

Анализировать влияние человеческого фактора на

последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Анализировать эффективность рекомендаций специалистов по безопасному поведению в условиях различных  чрезвычайных  ситуаций  природного, техногенного и социального характера.

2.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 8 часов

Знакомиться с общей характеристикой   различных

повреждений и травм.

Осваивать правила оказания первой медицинской

помощи при различных видах повреждений.

Анализировать     возможные  последствия     различных повреждений и травм.

Отрабатывать основные приемы оказания  первой

медицинской помощи .

Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания   первой медицинской   помощи.

Учиться накладывать повязки, оказывать первую

медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах.

ушибах, порезах и т. д.

Овладевать способами остановки  кровотечения. Оказания помощи утопающим путем искусственно-

го дыхания, непрямого массажа сердца.

3.

Основы здорового образа жизни – 7 часов

Раскрывать особенности   индивидуального  здоровья, репродуктивного здоровья.

Описывать составляющие здорового образа жизни.

Формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и

укрепления личного здоровья.

Анализировать состояние своего здоровья.

Устанавливать  влияние  индивидуальной  системы

здорового образа жизни на обеспечение личного

благополучия и на сохранение и укрепление здоровья.

Анализировать собственные поступки,  негативно

влияющие на здоровье, и формировать индивидуальную систему здорового образа жизни.

Формировать индивидуальную систему здорового

образа жизни {режим дня. программу закаливания.

Выявлять ситуации, потенциально опасные для здоровья.

Анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного  здоровья.

Формулировать правила   соблюдения норм здорового образа жизни и профилактику вредных привычек.

7 класс

№ п/п

Тема раздела

(кол-во часов)

Виды деятельности обучающихся

1.

Безопасность и защита человека  в опасных и чрезвычайных ситуациях – 20 часа

Различать чрезвычайные ситуации геологического,

метеорологического,  гидрологического, биологического происхождения.

Объяснять     причины  возникновения  различных

чрезвычайных ситуаций природного характера. Сопоставлять   возможные последствия чрезвычайных ситуаций.

Знать классификацию чрезвычайных ситуаций по

месту возникновения и последствиям.

Знать правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.

Изучать причины возникновения чрезвычайных

ситуаций техногенного характера и их возможные

последствия.

Учиться различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией.

Знать потенциально опасные объекты  в районе

проживания.

Изучать  рекомендации специалистов по правилам

безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

техногенного характера.

Знакомиться с внешними и внутренними угрозами

национальной безопасности России.

Знать основные проявления и опасности международного терроризма.

Анализировать влияние человеческого фактора на

последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Анализировать эффективность рекомендаций специалистов по безопасному поведению в условиях различных  чрезвычайных  ситуаций  природного, техногенного и социального характера.

2.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 9 часов

Знакомиться с общей характеристикой   различных

повреждений и травм.

Осваивать правила оказания первой медицинской

помощи при различных видах повреждений.

Анализировать     возможные  последствия     различных повреждений и травм.

Отрабатывать основные приемы оказания  первой

медицинской помощи .

Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания   первой медицинской   помощи.

Учиться накладывать повязки, оказывать первую

медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах.

ушибах, порезах и т. д.

Овладевать способами остановки  кровотечения.Оказания помощи утопающим путем искусственно-

го дыхания, непрямого массажа сердца.

3.

Основы здорового образа жизни – 6 часов

Раскрывать особенности   индивидуального  здоровья, репродуктивного здоровья.

Описывать составляющие здорового образа жизни.

Формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и

укрепления личного здоровья.

Анализировать состояние своего здоровья.

Устанавливать  влияние  индивидуальной  системы

здорового образа жизни на обеспечение личного

благополучия и на сохранение и укрепление здоровья.

Анализировать собственные поступки,  негативно

влияющие на здоровье, и формировать индивидуальную систему здорового образа жизни.

Формировать индивидуальную систему здорового

образа жизни {режим дня. программу закаливания.

Выявлять ситуации, потенциально опасные для здоровья.

Анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного  здоровья.

Формулировать правила   соблюдения норм здорового образа жизни и профилактику вредных привычек.

8 класс

№ п/п

Тема раздела

 (кол-во часов)

Виды деятельности обучающихся

1.

Безопасность и защита человека  в опасных и чрезвычайных ситуациях – 19 часа

Различать чрезвычайные ситуации геологического,

метеорологического,  гидрологического, биологического происхождения.

Объяснять     причины  возникновения  различных

чрезвычайных ситуаций природного характера. Сопоставлять   возможные последствия чрезвычайных ситуаций.

Знать классификацию чрезвычайных ситуаций по

месту возникновения и последствиям.

Знать правила поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.

Изучать причины возникновения чрезвычайных

ситуаций техногенного характера и их возможные

последствия.

Учиться различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией.

Знать потенциально опасные объекты  в районе

проживания.

Изучать  рекомендации специалистов по правилам

безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

техногенного характера.

Знакомиться с внешними и внутренними угрозами

национальной безопасности России.

Знать основные проявления и опасности международного терроризма.

Анализировать влияние человеческого фактора на

последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Анализировать эффективность рекомендаций специалистов по безопасному поведению в условиях различных  чрезвычайных  ситуаций  природного, техногенного и социального характера.

2.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 8 часов

Знакомиться с общей характеристикой   различных

повреждений и травм.

Осваивать правила оказания первой медицинской

помощи при различных видах повреждений.

Анализировать     возможные  последствия     различных повреждений и травм.

Отрабатывать основные приемы оказания  первой

медицинской помощи .

Знакомиться с неотложными состояниями, требующими оказания   первой медицинской   помощи.

3.

Основы здорового образа жизни – 8 часов

Раскрывать особенности   индивидуального  здоровья, репродуктивного здоровья.

Описывать составляющие здорового образа жизни.

Формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и

укрепления личного здоровья.

Анализировать состояние своего здоровья.

Устанавливать  влияние  индивидуальной  системы

здорового образа жизни на обеспечение личного

благополучия и на сохранение и укрепление здоровья.

Анализировать собственные поступки,  негативно

влияющие на здоровье, и формировать индивидуальную систему здорового образа жизни.

Формировать индивидуальную систему здорового

образа жизни {режим дня. программу закаливания.

Выявлять ситуации, потенциально опасные для здоровья.

Анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного  здоровья.

Формулировать правила   соблюдения норм здорового образа жизни и профилактику вредных привычек.

9 класс

№ п/п

Тема раздела

(кол-во часов)

Виды деятельности обучающихся

1.

Основы безопасности личности, общества и государства-18 часов.

Знать основные проявления и опасности международного терроризма.

Знать систему защиты населения от чрезвычайных

ситуаций социального характера в Российской Фе-

дерации.

Научиться действовать безопасно в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера.

2.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи – 8 часов

Учиться накладывать повязки, оказывать первую

медицинскую помощь при отравлениях, ссадинах.

ушибах, порезах и т. д.

Овладевать способами остановки  кровотечения. Оказания помощи утопающим путем искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

3.

Основы здорового образа жизни – 8 часов

Усваивать знания об основных факторах, разрушающих здоровье (вредные привычки, ранние половые связи); о последствиях   для здоровья человека вредных привычек и ранних половых связей.

Выявлять ситуации, потенциально опасные для здоровья.

Анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья.

Формулировать правила   соблюдения норм здорового образа жизни и профилактику вредных при Знакомиться с основами семейного законодательства. Моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения и взаимной ответственности

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий учебную программу.

  1. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Когда не один противостоишь злу…: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Основы безопасности: сб.заданий для проведения экзаменов в 9 кл. /(А.Т.Смирнов, М.В.Маслов, Б.И.Мишин; научн. руководитель
  4. Г.С. Ковалёва; под ред. А.Т. Смирнова). – М.: Просвещение, 2006-2009.
  5. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник  /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюпов; под ред. А.Т.Смирнова). – М.: Просвещение, 2007.
  6. Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие  для учащихся : 5-9 кл. /А.Л.Рыбин, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.:Просвещение, 2008.
  7. Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учашихся. 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, Б.О.Хренников, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

Нормативно-правовые документы РФ.

Конституция РФ (последняя редакция).

Семейный кодекс РФ (последняя редакция).

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ  от 12.05.2009 г. № 237).

Уголовный кодекс РФ (последняя редакция).

Основная и дополнительная литература.

  1. Альтшулер В.М. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей /В.М. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Армия государства Российского и защита Отечества /под ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Байер К. Здоровый образ жизни/ К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
  4. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.; Норинт, 1997.
  5. Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права). – М.: Военный университет, 1996.
  6. Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство, 1983.
  7. Гражданская защита. Энциклопедия. в 4 т. /под ред. С.К.Шойгу. – М.:Московская типография № 2, 2006.
  8. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя: М. Просвещение» 2001 г.
  9. Заготова С.Н. Валеология учебное пособие: Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2001 г.
  10. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология учебное пособие: М. Гардарики 2002 г.
  11. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности поурочные планы 6.7 классы: Волгоград.
  12. Голубева Я.В. Проблемные классные часы: Волгоград.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обращение с устройствами ИКТ

Выпускник научится:

• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Поиск и организация хранения информации

Выпускник научится:

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;

• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;

• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать и заполнять различные определители;

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Основы комплексной безопасности

Выпускник научится:

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выпускник получит возможность научиться:

• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Выпускник научится:

• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;

• характеризовать РСЧС[1]: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;

• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Выпускник научится:

• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

Выпускник научится:

• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

Выпускник научится:

• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Выпускник получит возможность научиться:

• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.


[1] РСЧС — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...