Конспект урока по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности"
план-конспект урока по обж (8 класс)
Сценарий изложения материала по теме: "Состояние природной среды и жизнедеятельность человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_predmetu_obzh.docx | 47.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Мурманска «Гимназия № 10»
Конспект урока по «Основам безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Составитель: преподаватель – организатор ОБЖ Щукин Роман. Андреевич.
г. Мурманск 2020
Тема урока: Состояние природной среды и жизнедеятельность
человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
- Формировать и развивать у обучающихся познавательные, исследовательские компетенции.
- Дать в доступной форме возможность обучающимся составить научное и практическое представление об антропогенных изменениях в природе в результате хозяйственной деятельности человека
3. Развитие ответственности и неравнодушия к проблемам загрязнения окружающей среды
Задачи урока:
- Дать характеристику науке Экология, которая занимается изучением закономерностей взаимодействия человека (общества) с окружающей средой
- Определить формы воздействия человека на биосферу
- Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
- Определить пути охраны окружающей среды от загрязнений
План работы над проектом:
- Введение. Организационный этап
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
II. Основная часть. Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
1. Современное состояние природной среды.
2. Атмосфера — внешняя оболочка биосферы. Загрязнение атмосферы.
3. Почва — важная составляющая часть биосферы. Загрязнение почвы.
4. Вода — основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод.
6. Экологические проблемы биосферы.
7. Пути охраны окружающей среды от загрязнений
III Рефлексия
- Актуализация знаний и постановка учебной темы
Цель: подведение детей к формулированию темы урока определение первичных знаний
Эта история о трех пустых выброшенных пластиковых бутылках пути которых разойдутся, повлияв на судьбу всей планеты. Но не всегда они стояли на этом перепутье. Чтобы понять, где закончится их путь, давайте сначала узнаем откуда они родом. Герои нашего рассказа появились на нефтеперерабатывающем заводе. Пластик из которого они сделаны ,получен путем формирования химических связей между молекулами нефти и газа ,образующими маномеры. В свою очередь,маномеры образуют длинные полимерные цепи из которых получается пластик в форме миллионов блоков. На производственных предприятиях их переплавляют в литейных формах, создавая упругий материал, из которого и изготавливают изогнутую бет-тару. Специальное оборудование наполнило бутылки сладкой газировкой, потом их упаковали, отправили в магазин, купили, открыли, опорожнили и бесцеремонно выбросили. Вот так они оказались на перепуть, перед лицом неизвестности.
Первая бутылка, как и сотни миллионов тон пластиковых собратьев , проведет остаток своих дней на полигоне для захоронения отходов. Эта огромная свалка растет с каждым днем по мере подвоза мусора и занимает все больше места. И вот, пластик лежит на свалке и сплющиваясь под слоями других отходов, намокая под протекшей сквозь мусор водой, которая впитывает растворимые в воде вещества, некоторые из веществ высокотоксичны, из всех этих веществ образуется высокотоксичное рагу, называемое свалочный фильтрат, который может проникать в грунтовые воды, почвы, и водосток ,отравляя экосистемы, дикую флору и фауну. Агония разложения первой бутылки может длиться до тысячи лет.
Путешествие второй бутылки более странное, но не более удачливое. Она плывет по ручейку, который впадает в ручей побольше, а тот в свою очередь, впадает в реку, а затем в океан. Путешевствуя по морям и океанам много месяцев, она медленно приближается к огромному водовороту, который затягивает мусор. Это место известно, как большой тихоокеанский остров. Здесь течение океана загнало в ловушку миллионы тон пластика. Этот остров один из пяти водоворотов пластика в океане, где загрязняющие вещества, превращают воду в мутный пластиковый суп. Некоторые животные ,например, морские птицы застревают в этой свалке. Птицы и обитатели водной стихии принимают яркий пластик за корм, из- за проглоченного пластика у них создается чувство наполненности желудка и в результате, птицы и животные погибают от голода, а пластик продвигается по звеньям пищевой цепочки. Например: фонари-глаз проглатывает пластик, его съедает кальмар, кальмар становится обедом для тунца, а тунец попадает на тарелку к нам. В массе своей пластик не является быстроразлагаемым. Это значит, что ему суждено крошиться на мелкие кусочки, которые могут находиться в соленых водоемах вечно.
Но третьей бутылке удалось избежать ужасной судьбы своих сестер. Грузовиком ее доставляют на завод ,где вместе с остальными сжимают под высоким давлением в блок. Признаю ,это тоже звучит зловеще, но на этом все плохое заканчивается. Полученные блоки мельчат на крошечные кусочки, которые плавят так, что они превращаются в сырье, которое можно использовать повторно. И будто по волшебству ,обычной пластиковой бутылке дается шанс перевоплотиться в нечто совершенно другое. И вот, перед кусочком пластика ,с таким скромным прошлым , неожиданно открываются блестящие перспективы.
Какая главная тема этого сценария какую проблему она отражает?
2. Изучение нового материала:
Жизнь на земле развивается по строгим законам природы. Биологические виды, в том числе и человек, могут существовать и нормально развиваться только в определенных условиях, к которым они адаптировались в результате тысячелетий эволюции. Чтобы существовать, человеческое общество вынуждено вступать в определенные отношения с природой, обусловленные его трудовой деятельностью т. е. заниматься природопользованием.
Отходы производства, вредные выбросы, не утилизированные вещества и многое другое, представляют собой загрязнения. Любое загрязнение природной среды, в котором участвует человек , называется антропогенным.
Нарушение законов природопользования может иметь опасные и даже трагические последствия для живущего и будущих поколений людей, чтобы этого не произошло необходимо знать, как природа взаимодействует с человеческим обществом. Этим занимается наука экология. Она изучает закономерности взаимодействия человека (общества) и окружающей среды, а также разрабатывает практические меры по охране среды обитания человека
_______________________Слайд______________________________
Все антропогенные изменения в природе можно разделить на две категории.
- преднамеренные преобразования – освоение земель под сельскохозяйственные угодья, сооружение водохранилищ, строительство городов, промышленных предприятий, осушение болот и т.д.
- попутные изменения – изменения газового состава атмосферы, загрязнение окружающей среды, образование фотохимических туманов (смогов)
Воздействие человека сказывается, по существу, на всех ресурсах и компонентах биосферы (почвенном покрове, гидросфере, атмосфере животном и растительном мире, литосферы)
Главное, что отличает землю от других планет солнечной систем .это наличие жизни. Слово - Биосфера происходит от древнегреческих слов биос-жизнь и сфера – шар. Биосфера это оболочка земли, которая заселена живыми организмами и преобразована ими .Это значит, что суша, вода, воздушное пространство, населенное живыми существами представляет собой оболочку, которая словно укутывает наш земной шар, образуя особую сферу жизни Биосферу. Учение о биосфере основал Владимир Иванович Вернадский. Это советский биохимик, философ, и общественный деятель конца XIX, первой половины XX века, согласно его мнению основу Биосферы составляют живые организмы, они не только обитают на планете, но и активно изменяют ее.
Для полноценной жизни человеку необходимы продукты питания, материалы, полезные ископаемые. Источником всего этого служит Биосфера. С самого начала своего существования человек использовал ее богатства. Таким образом ,человек неосознанно создавал искусственные круговороты в природе.
Человечество не может существовать не используя природные ресурсы, не влияя на их количество и качество, а следовательно, внося изменения в окружающую его среду, человеческая деятельность охватывает не только поверхность и недра земли но даже всю биосферу и околоземное пространство.
__________________________________4______________________________
(К 3.) Атмосфера Земли – важный фактор климатообразования (под климатом принято понимать многолетний режим погоды, присущий той или иной местности в соответствии с ее географическими условиями)
Хозяйственная деятельность человека влияет на различные компоненты климата, которые в свою очередь, в большей или меньшей степени,влияют на состояние человека и окружающую среду.
В результате их хозяйственной деятельности в атмосферу ежегодно поступает огромное количество химических соединений. В настоящее время считают, что кислотные осадки на 2/3 обусловлены выбросами диоксида серы и на 1/3 – выбросами оксидов азота. Диоксид серы поступает в основном (примерно 88%) от тепловых электростанций и промышленных энергетических объектов, оставшиеся 12% образуются при производстве серной кислоты, переработке сульфидных руд. Оксиды азота поступают в атмосферу от тепловых электростанций и промышленных энергетических объектов 51%, а также с выхлопами газов автомобилей 44%. На остальные источники приходится всего около 5%: (СО2) Углекислый газ, окись азота (NO), сернистый газ. Наибольшую опасность представляют собой загрязнения соединениями серы (SO 2) , которые выбрасываются в атмосферу при сжигании угольного топлива, нефти и природного газа, а также при выплавке металлов и производстве серной кислоты, сернистый газ с водой воздуха образует капельки серной кислоты. Такие растворы долго держатся в воздухе в виде плавающих капелек тумана или выпадают вместе с дождем. Сернистый газ очень токсичен.
Парниковый эффект обусловлен увеличением в приземном слое атмосферы диоксида углерода (углекислого газа), метана, озона и фторхлоруглеводородных соединений технического происхождения. Искусственный подогрев планеты связан не только с парниковым эффектом ,но и с энергией,расходуемой человеком в разных сферах его деятельности.
Озоновый слой атмосферы предохраняет все живое от действий ультрафиолетового излучения Солнца. Об озоне необходимо сказать отдельно. Слово озон произошло от греческого озон – пахнущий. Это бесцветный газ, который является сильным окислителем. Используют его для обеззараживания воды и воздуха. Хозяйственная деятельность человека привела к появлению факторов, разрушающих озоновый слой. В нем были обнаружены оксиды азота, источниками которых является реактивная авиация, космические ракеты, азотистые удобрения, применяемые в сельском хозяйстве. Наибольшую опасность для озонового слоя представляет поступление в атмосферу хлорсодержащих веществ. К ним относится в первую очередь хлорфторуглероды, так называемые фреоны.
Основные компоненты выбросов на сегодня - твердые взвешенные частицы диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота и углеводороды. На них приходится около 98% всех выбросов в атмосферу.
___________________________________5____________________________
Изменение состояния суши (почвы) Как воздух и вода, почва – важнейший элемент биосферы, во многом определяющий состояние внешней среды обитания человека. Почва — верхний слой суши, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями.
Она состоит из разнообразных минеральных и органических веществ. К первым относится кремнозем, глинозем, известь и магнезия, ко вторым – измененные остатки представителей растительного и животного мира. Состав почвы неодинаков в различных местностях.
Почва выполняет две основные функции, которыми обусловлена возможность жизни на Земле:
- Производство органических веществ, в том числе сельскохозяйственных культур.
- Минерализация отмерших органических остатков.
Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий: зарастание лесом и кустарником небольших и удаленных участков, развитие эрозийных процессов, подтопление и заболачивание земель, опустынивание земель, использование сельскохозяйственных земель под жилую и промышленную застройку.
В современном сельском хозяйстве широко используются различные химические вещества, минеральные удобрения, препараты для борьбы с вредными насекомыми и заболеваниями растений. Неудачный выбор минеральных удобрений может вызвать избыточное подкисление или подщелачивание почв. Нитратные удобрения загрязняют грунтовые и поверхностные воды. Пестициды, которые защищают растения от болезней, оказывают отрицательное влияние на численность и активность почвенной фауны и микроорганизмов. С развитием цивилизации началось и продолжается до сих пор, уничтожение лесов ,это приводит к катастрофическим последствиям, сильной эрозии почв, частым песчаным бурям, наводнениям и засухе. Если в прошлом антропогенное изменение природных условий влияло в наибольшей мере на крупных животных, сегодня они все больше воздействуют на жизнь простейших организмов и беспозвоночных. Так механизм полевых работ приводит к гибели землероев и дождевых червей. Резкое уменьшение численности каких либо организмов приводит к нарушению передачи веществ и энергии в пищевой пирамиде биогеоциноза, что может привести к скачкообразному увеличению численности других видов животных ,стоящих на низшей ступени пищевой пирамиды. Например: при гибели хищных птиц возрастает численность мышей.
___________________________________7____________________________
Антропогенные факторы, которые оказывают нежелательное воздействие и на самого человека, и на его окружающую природную среду, называют загрязняющими. Их подразделяют на механические, физические (энергетические), химические и биологические, сами названия говорят о том, каким образом образуются эти загрязнители.
Проверка понимания. Соотнесите стрелками название источников загрязнения к примерам представляющих их
Можно выделить четыре главные формы воздействия человека на биосферу
1. Изменение структуры земной поверхности (распашка целинных земель, вырубка лесов, осушение болот, создание искусственных водоемов, и другие изменения поверхностных вод)
2. Изменение состава биосферы, круговорота и баланса входящих в нее веществ(добыча ископаемых, создание отвалов выработанных пород. Выбросы различных веществ в атмосферу и гидросферу, изменение влагооборота)
3. Изменение энергетического, в частности теплового баланса регионов и планеты в целом.
4. Изменение, вносимые в биологическое разнообразие мира (истребление некоторых организмов, создание новых пород животных и растений, перемещение организмов в новые места)
Проверка понимания. Поясните стрелками соответствие определений, что относится к преднамеренным изменениям, а что относится к попутным
Проверка понимания. Чрезвычайные ситуации экологического характера. (на столе у вас находится рабочие листы в которых обозначены Чрезвычайные ситуации экологического характера, соотнесите стрелками названия ЧС и в чем они проявляются
__________________________________8______________________________
В большинстве случаев загрязнения окружающей среды бывают токсичными. Токсичность (ядовитость) - это способность некоторых химических элементов и соединений оказывать вредное воздействие на организм. Количественная характеристика токсичности - токсодоза. Токсичность может быть как от загрязнителей, выбросов (АХОВ) так и природного характера. Таким примером являются события происходящие на Камчатке. Главной версией гибели морских организмов и животных на Камчатке ученые РАН назвали цветение ядовитых водорослей.
В токсикологии приняты следующие основные категории доз и концентраций.
- Максимально допустимые – переносимые организмом без вреда для себя даже при длительном воздействии вредного вещества
- Минимально действующие – вызывающие легкие симптомы поражения;
- Смертельные - взывающие летальный исход с вероятностью 90%
___________________________________9____________________________
Нормативы предельно допустимых воздействий на окружающую среду.
Как снизить воздействие влияния различных химических токсичных элементов, образующихся в результате выбросов от производственной деятельности на человека и окружающую среду? Напрашивается вывод о необходимости регулирования воздействий производственной деятельности. Таким нормативом регулирования качества окружающей природной среды являются предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде и почве
предельно допустимая концентрация (ПДК) - максимальное содержание загрязняющего вещества в компонентах окружающей среды, при постоянном контакте с которым в течении длительного времени не возникает негативных последствий в организме человека
Основной физической характеристикой примесей в атмосфере является их концентрация (масса вещества в 1м3 воздуха) при нормальных условиях. Концентрация примесей определяет из физическое, химическое и другие виды воздействия на человека и окружающую среду и служит основным параметром при нормировании содержания примесей в атмосфере.
Нормы качества воздуха. Применительно к атмосферным загрязнениям установлены два вида ПДК : максимальная разовая ПДКмр и среднесуточная ПДК сс ПДК мр – основная характеристика опасности вредного вещества. Она соответствует кратковременному воздействию атмосферной примеси (20мин) ПДК сс – это количество примеси, не оказывающее на человека прямого или косвенного воздействия в условиях неопределенно долгого круглосуточного вдыхания.
Нормативы качества воды установлены для трех видов водопользования; Хозяйственно – питьевого, коммунально – бытового и рыбохозяйственного.
Поэтому применительно в водной среде ПДК – это концентрация того или иного вещества в воде, при превышении которой вода непригодна для установленного вида водопользования. Наиболее жесткими являются ПДК для водоемов рыбохозяйственного назначения.
Безопасность воды в эпидемическом отношении определяют по числу содержащихся в ней микроорганизмов (в 1мм3 воды их должно быть не более 100)
Бактерий группы кишечных палочек (в 1 л воды их должно быть не более 3)
Токсикологические показатели характеризуют безвредность химического состава воды и включают нормативы для веществ, встречающихся в природных водах, добавляемых к воде в процессе обработки в виде реагентов, а также появляющихся в ней в результате промышленного, сельскохозяйственного, бытового и иного загрязнения источника водоснабжения. Контроль качества воды осуществляется в соответствии с федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» этим законом введен санитарно-эпидемиологический мониторинг.
___________________________________10____________________________
Рефлексия
Мы с вами разобрали, почему появляются отходы, и какие они бывают, как мы их классифицируем, определили в чем заключается и выражается опасность образования отходов, рассмотрели климатообразующие компоненты Биосферы и изменение их в результате хозяйственной деятельности человека и сейчас должны подвести итог, обозначив пути и методы, которыми мы можем добиться баланса между человеком и природой, который бы устраивал и человека, и природу. Экологический закон гласит «Все со всем взаимосвязано»
- Осушили болото, чтобы построить жилой дом – обмелела река.
- Распахали степь – исчезли дрофы, многие грызуны, хищные птицы
- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
Приведите еще примеры.
«И один в поле воин»…
- пишите на обеих сторонах листа, тем самым экономите…….
- старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…
- не покупайте больше, чем можете…
- одежду, которую ты не носишь, можно…
- старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически…
- почини и исправь вещь вместо того, чтобы…
- узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и…
- не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…
- Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать.
- Необходимо вырабатывать общие правила. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.
- Ты, человек, любя природу,
- Хоть иногда её жалей.
- В увеселительных походах
- Не растопчи её полей!
- Не жги её напропалую
- И не исчерпывай до дна.
- И помни истину простую:
- Нас много, а она - одна!
____________________________11____________________________________
Определите и укажите экологические последствия хозяйственной деятельности в виде их проявлений (с комментариями устно):
Список литературы:
- А.Т. Смирнов Ю. О. Хренников «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» издательство «Просвещение», 2014
- С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник/ ООО «Дрофа»,2014
- А.В. Клюев «Основы безопасности жизнедеятельности» Учебное пособие, тесты, практические задания, олимпиады. Издательство ООО «Легион» Ростов-на-Дону 2011
- Учебник для общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 8 кл. под редакцией С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. – 6-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2018
- учебно-методическое пособие / авт.- сост. В.Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н. Вангородский, М. А. Ульянова. – 4-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2017. – 102, (2) 0-75
- https://www.youtube.com/watch?v=OCM4eVZN734&feature=youtu.be
- https://vk.com/video461105140_456239061
- https://www.youtube.com/watch?v=5T4hnz8rxH4&feature=emb_logo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Системы оповещения при пожаре. Средства пожаротушения» 5 класс
Конспект комбинированного урока по ОБЖ, содержит подробный план, приложения...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуации. Стрессоры выживания» 6 класс
Конспект комбинированного урока по ОБЖ, с приложениями...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия»
Конспект комбинированного урока по ОБЖ для 8 класса...
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности. 11 класс.
Полный развёрнутый конспект урока....
Конспект урока по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-х классов Продолжительность 45 минут. Урок №15 Тема: Средства индивидуальной защиты.
Конспект урока ОБЖ, тема № 15, 2 урок, " Средства индивидуальной защиты"...
Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс
Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...
Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах».
Конспект урока по Основам Безопасности Жизнедеятельности Тема урока: «Причины и последствия аварий на химически опасных объектах»....