Пояснительная записка.
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует поставленным целям. Сочетание теоретического материала с практическими работами обеспечивает учащимся успешное усвоение знаний, создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений. Цель курса: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся основ медицинских знаний и здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем. Задачи курса: - расширить и углубить знания учащихся по валеологии;
- использовать знания в ситуациях поиска идеала нравственного и физического здоровья человека;
- показать пагубное влияние на здоровье вредных привычек;
- расширение и систематизация знаний о необходимости вести здоровый образ жизни;
- учащиеся должны уметь излагать основное содержание курса, находить ответы на вопросы, самостоятельно изучать отдельные вопросы.
Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» рассчитан на 34 часа. В программе курса рассматриваются вопросы о здоровом образе жизни и долголетии. Сегодня состояние подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Поэтому важно определить концепцию индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии. По мнению ученных, наше здоровье зависит на 20% от наследственности, на 20% от окружающей среды, на 8-10% от медицины и 50% от образа жизни. В свете сказанного, нельзя недооценивать период школьного обучения, когда формируется модель поведения, которая далее будет определять уровень, продолжительность жизни и состояние здоровья человека. При изучении данного курса основная опора делается на ранее изученные вопросы анатомии и физиологии человека. В содержании программы отражены те научно-практические задания, которые тесно связаны с актуальными проблемами медицины и экологии. Контроль достижений учащихся осуществляется через наблюдение активности на занятии, анализ результатов выполнения задания, беседы с учащимися, участие в конференциях, ролевых играх, а также тестирование. Курс имеет профориентационную направленность в области медицины и биологии, а также яркие и убедительные примеры из научной литературы и жизни позволяют убедить школьников в огромной роли самого человека для сохранения собственного здоровья, выработать навыки негативного отношения к вредным привычкам.
Содержание программы. - Введение. Общее понятие о здоровье как состоянии организма, которое развивается в процессе реализации генетического материала
в условиях конкретной социальной и экологической среды. Критерии здоровья. Общественное, индивидуальное здоровье. Духовное и физическое здоровье в гармоничном единстве. - Здоровый образ жизни. Образ жизни - фактор здоровья. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие
физическое развитие человека. Физические упражнения и здоровье. Личная гигиена. Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Питание и здоровье. Влияние питания на здоровье. Рациональное питание - один из компонентов долголетия. Необходимость рационального питания для здоровья. Пищевой рацион человека, режим питания. Болезни, обусловленные неправильным питанием (гастрит, ожирение, гипертония, злокачественные опухоли и т. д.) Искусственная пища. Витамины. Лечебное голодание: за и против. Раздельное питание. Экологическая безопасность продуктов питания. Практическая работа «Составление ежедневного рациона питания». Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. Аутотренинг, релаксация. Практические занятия «Помоги себе сам», «Релаксационные упражнения». - Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания. Понятие
о ране, классификация ран и их осложнения. Виды кровотечений и их характеристика. Первая медицинская помощь при ранениях. Правила наложения стерильных повязок на голову, грудь, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при кровотечениях, при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях. Понятие о переломах и травматическом шоке. Первая медицинская помощь при переломах, при ожогах, при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания, при обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми.
4. Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними. Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней. Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями. Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными. Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными. 5. Уход за пораженными и больными, выполнение процедур в лечебных учреждениях. Обязанности персонала по уходу за больными в процессе их лечения. Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении. Выполнение процедур в лечебных учреждениях. Применение лекарственных средств при лечении больных. Транспортировка больных. Тематический план.
№ | Наименование темы | Количество часов | Форма проведения | Результат |
| Введение. |
|
|
| 1 | Предмет и задачи курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | 1 | Лекция | Конспект |
| Здоровый образ жизни. | 10 |
|
| 2 | Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. |
| Беседа, психологический тест. | Конспект | 3 | Творчество и долголетие. |
| Беседа, психологический тест. | Конспект | 4 | Жизнь в экстремальных условиях. |
| Лекция | Конспект | 5 | Природная среда – источник инфекционных заболеваний. |
| Лекция | Конспект | 6 | Шум и здоровье. |
| Беседа | Конспект | 7 | Культура питания. |
| Беседа, психологический тест. | Конспект | 8 | Лечение музыкой. |
| Беседа | Конспект | 9 | Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. |
| Беседа | Конспект | 10 | Аутотренинг, релаксация. |
| Практическая работа | Эксперимент |
| Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. | 15 |
|
| 11 | Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания. |
| Лекция | Конспект | 12 | Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. |
| Лекция | Конспект | 13 | Виды кровотечений и их характеристика. |
| Беседа | Конспект | 14 | Первая медицинская помощь при ранениях. |
| Лекция | Конспект | 15 | Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь. |
| Практическая работа | Эксперимент | 16 | Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности |
| Практическая работа | Эксперимент | 17 | Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности. |
| Практическая работа | Эксперимент | 18 | Первая медицинская помощь при кровотечениях. |
| Беседа | Конспект | 19 | Первая помощь при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях. |
| Лекция | Конспект | 20 | Понятие о переломах и травматическом шоке. |
| Лекция | Конспект | 21 | Первая медицинская помощь при переломах. |
| Лекция | Конспект | 22 | Первая медицинская помощь при ожогах. |
|
| Конспект | 23 | Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания. |
| Лекция | Конспект | 24 | Первая медицинская помощь при обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми. |
| Беседа | Конспект | 25 | Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи. |
| Зачет | Эксперимент |
| Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними. | 3 |
|
| 26 | Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней. |
| Лекция | Конспект | 27 | Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями. |
| Лекция | Конспект | 28 | Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными. |
| Лекция | Конспект |
| Уход за пораженными и больными, выполнение процедур в лечебных учреждениях. | 5 |
|
| 29 | Обязанности персонала по уходу за больными в процессе их лечения. |
| Лекция | Конспект | 30 | Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении. |
| Беседа | Конспект | 31 | Выполнение процедур в лечебных учреждениях. |
| Экскурсия в больницу | Конспект | 32 | Применение лекарственных средств при лечении больных. |
| Лекция | Конспект | 33 | Транспортировка больных. |
| Лекция | Конспект | 34 | Урок – отчет об исследовательской работе по одной из тем курса. | 1 | Зачет | Презентация |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать: - основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм
- приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь: - доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
- предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня: - выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
- невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях; - оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных
опасных или бытовых ситуациях
Информационное обеспечение курса.
Список литературы. 1.Н.Д.Андреева «Основы рационального питания. Нормы питания.» Биология в школе, №7,2004г. 2.Ю. В. Жданов,В. М. Назаренко «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» Биология в школе №2 2004г. 3.В. И. Касаткина «Педагогика здоровья»,М.,Линка-Пресс, 1999 г. 4.Н. П. Майорова,Е.Е.Чепурных,С.М. Шурух «Обучение жизненно важным навыкам»,С.Петербург,2002г. 5.Н.Е.Макарова «Раздельное питание»,Минск,Харвест,1998г. 6.А.Микитин «Азбука питания»,Ростов-на-Дону «Феникс»,1998 г. 7.В.С.Рохлов «Школьный практикум.Биология.Человек», М.,Дрофа,1998г. 8.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,1997г. 9.А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин «Основы медицинских знаний»,Москва,Просвещение,2001г. 10.А.Н.Сизанов «Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет», Минск , «Полымя», 2000 год 11.В.В.Гаевая «За здоровый образ жизни», Волгоград, «Учитель», 2009 год 12. М.В.Высоцкая «Экология – элективные курсы», Волгоград, «Учитель», 2009 год 13.Н.Н.Шапцева «Наш выбор – здоровье», Волгоград, «Учитель», 2009 год 14.М.И.Гоголев, Б.А. Гайко «Основы медицинских знаний учащихся», Москва, «Просвещение», 1991 год.
Видео и аудио продукция.
1.Загадки человеческого тела – сборник компакт дисков, 3 части; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2006 год. 2.Аудио продукция: «Исцеляющая сила музыки», «Музыка для релаксации», «Йога»; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2008 год.
|