Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-9 классов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Загретдинова Светлана Владимировна

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 6-9 классов «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная    программа    внеурочной деятельности   предназначена        для обучающихся 6-9 классов.   Преподавание  курса  «Основы  медицинских  знаний и здорового образа жизни »  для  учащихся    как  дополнительного  образования  обусловлено  многими   причинами. Ежегодные медицинские осмотры школьников свидетельствуют   о  том,  что  у  многих  из  них  есть  комплекс  заболеваний.  Это  и  нарушение   зрения,     осанки,    сколиоз,     нервно-психические          расстройства,      отравления.   Подростки       рано     начинают         курить,     употреблять       спиртные       напитки,   наркотические средства, что приводит к серьезным последствиям.    

    Для    решения       этих     проблем      важным        является      профилактическое направление  в  отношении  здоровья  населения  и  в  первую  очередь  детей  и   подростков.  Поэтому  приоритетным  направлением  при  обучении  кадетов   является формирование принципов здорового образа жизни.  

Обучающиеся должны       иметь   соответствующие   знания   и      практические   навыки   по   оказанию   первой   медицинской  помощи  человеку,  находящемуся  в  чрезвычайной  ситуации,   уметь оказывать само и взаимопомощь при различных травмах и неотложных   состояниях.  

Цели и задачи программы:  

Цель программы:  

Формирование   у   обучающихся   сознательного   и   ответственного   отношения   к  сохранению  и  укреплению  здоровья  на  основе  принципов  здорового  образа   жизни;  

Приобретение   навыков   распознавания   неотложных   состояний   и   умений   оказывать первую доврачебную помощь;  

Реализация цели предусматривает решение следующих задач  

1.Заинтересовать и направить учащихся на ведение  здорового образа жизни,   борьбу с вредными привычками.  

2.Познакомить         учеников        со    строением        и    основными         функциями  человеческого организма.  

3.   Познакомить   учащихся   с   различными   видами   травм   и   неотложных   состояний.  

4.Научить  приемам  оказания  первой  доврачебной  помощи  при  закрытых  и   открытых травмах  

5.Обучить методам оказания реанимационной помощи  

6.Сформировать тактику поведения в стрессовой ситуации, способствующую  сохранению жизни и здоровья.  

    Рабочая     программа       дисциплины         «Основы       медицинских         знаний»  составлена  в  соответствии  с  требованиями  федерального  государственного   образовательного         стандарта      начального       дополнительного         образования  медицинского направления.  

     Программа   включает   тематический   план,   перечень   знаний   и   умений,   формируемых   у   учащихся,   содержание   теоретического   и   практического   обучения,  список   учебной  литературы,  учебно-наглядных  и  технических   средств обучения.  

     Содержание  программы  разработано  с  учетом  имеющихся  у  учащихся   знаний     по   биологии,     гигиене     и   санитарии,      физике,    химии     и   другим   предметам, изучаемым в школе.

    Сохранение  и  укрепление  здоровья,  физическое  развитие  –  это  важная  и   неотъемлемая   часть   подготовки   обучающихся ,   поэтому   первостепенное  место  в  программе  уделяется  изучению  темы  «Понятие  о   здоровье      и   здоровом       образе     жизни».      Особое      внимание       уделяется   закаливанию,   правильному   питанию,   гигиеническим   навыкам.   Не   менее   важное значение уделяется  теме «Вредные привычки и борьба с ними». Для   большей наглядности при изучении данной темы используется демонстрация   видеофильмов.  

     Важнейшим  условием  сохранения  здоровья  является  учет  возможности   заболеваний  и  травм,  необходимости  оказания  само  и  взаимопомощи.  В   процессе   обучения   обучающиеся    знакомятся   с   медицинскими   и   подручными   средствами  оказания  первой  помощи,  изучают  различные  виды  травм,  их   признаки и правила оказания первой помощи.  

     Большое  внимание  уделяется  практическим  занятиям.  Каждый  прием  по   оказанию первой помощи обязательно закрепляется на практике.  

    Решающее   значение   в   дальнейшем   прогнозе   и   исходе   при   наиболее   тяжелых  травмах  имеет  транспортировка  пострадавших.  Учащиеся  учатся,   как  правильно  транспортировать  пострадавшего  в  лечебное  учреждение,  не   навредив его состоянию.  

   В конце учебного года проводится итоговое занятие, позволяющее выявить   уровень медицинской подготовки каждого обучающегося.

Образовательные методики (формы проведения занятий)  

  -Лекции  

-Собеседования  

-Самоподготовка  

-Индивидуальные и групповые консультации  

-Групповые обсуждения  

-Работа в малых творческих группах  

-Практические задания  

Формы проверки знаний  

 - Устный опрос  

- Решение тестовых заданий  

- Контрольные работы  

- Решение ситуационных задач  

- Выполнение реферативных работ  

  Основные знания и умения,  приобретаемые учащимися при изучении   данного курса  

Учащийся должен знать:  

-принципы и методы формирования здорового образа жизни, профилактику   вредных привычек;

-неотложные состояния и приемы оказания доврачебной помощи при них;

-иметь представление о закрытых и открытых травмах и их признаках;

-знать средства для оказания само и взаимопомощи;

Уметь:  

-применить на практике принципы здорового образа жизни;

-оказывать первую помощь при неотложных состояниях;

-владеть приемами реанимационных мероприятий;

-оказывать           первую          помощь          при       закрытых           и     открытых            травмах,  кровотечениях, ожогах , обморожениях, электротравмах

Объем дисциплины  

Курс  «Основы  медицинских  знаний и здорового образа жизни »    изучается  в течение 5 лет с 6-9 класс.  

Тематическое планирование 6 класс

ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

№ п/п

Название разделов, тем

Кол-во часов

Дата

всего

теория

практика

  1. Окружающая среда

2

2

1.1

Единство человека и природы. Зависимость здоровья от окружающей среды и умение человека противостоять вредным экологическим факторам.

1

1

1.2

Экологическая ситуация в  Кемеровской области.

1

1

  1. Основы безопасности в быту и на природе

32

24

8

2.1

Факторы опасности в быту, в собственном жилище. Огонь — фактор повышения опасности. Термические ожоги, оказание первой помощи пострадавшим.

1

1

2.2

 Химические ожоги, первая помощь при ожогах кислотой, желчью, негашеной известью.

1

1

2.3

Отравления газом, первая помощь пострадавшим. Предупреждение утечки газа и отравления им.

2

1

1

2.4

Как избежать пищевых отравлений. При знаки пищевого отравления, первая помощь по страдавшим. Вред самолечения.

1

1

2.5

Ядовитые грибы, их отличительные особенности. Отравления грибами, их признаки и по следствия несвоевременного обращения к врачу.

1

1

2.6

Ядовитые растения  Кемеровской области, их отличи тельные особенности. Оказание первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями.

1

1

2.7

Опасность подстерегает во дворе, на улице при неправильном поведении. Ссадины, порезы, раны и их опасность. Дезинфекция ран.

2

1

1

2.8

Вывихи, переломы, растяжения, их симптомы. Первая помощь пострадавшим. Демонстрация наложения шины фиксирующей повязкой.

3

1

2

2.9

Травмы головы. Сотрясение головного мозга, признаки сотрясения и его последствия.

1

1

2.10

Кровотечения. Виды кровотечений, способы их остановки. Демонстрация наложения да вящей повязки, закрутки, жгута.

3

1

2

2.11

Неожиданная опасность на прогулках, экскурсиях, на отдыхе. Ядовитые насекомые, их опасность. Что делать при укусах мошек, в случае, когда ужалила пчела, оса, шмель, шершень.

1

1

2.12

Клещи — опасные переносчики энцефалита. Что делать, если присосался клещ, как одеваться и вести себя, чтобы этого не случилось.

1

1

2.13

Комары. Вред, который они приносят людям и животным. Малярийный комар — переносчик малярии, борьба с комарами.

1

1

2.14

 Комнатные мухи — опасные переносчики возбудителей инфекционных заболеваний и яиц глистов.

1

1

2.15

Домашние животные, правила общения с ними. Болезни, которые передаются от животных человеку или переносятся животными. Что делать, если поцарапала кошка, укусила собака. Необходимость прививок от бешенства.

1

1

2.16

Солнце, воздух и вода — жизненно необходимые экологические факторы. Последствия их неумелого использования: солнечные ожоги, солнечные и тепловые удары, отморожения. Первая помощь пострадавшим.

1

1

2.17

Последствия переохлаждения. Простудные заболевания. Профилактика простудных заболеваний.

1

1

2.18

 Несчастные случаи на воде. Помощь утопающим. Понятия о реанимации; искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

3

1

2

2.19

Природные катаклизмы. Как вести себя в экстремальной ситуации, как помочь себе и пострадавшим.

1

1

2.20

Стрессы, их причины, характеристика, влияние на организм. Методы противострессовой помощи.

1

1

2.21

Причины развития стойких неврозов и их профилактика.

1

1

2.22

 Закаливание, факторы закаливания. Правила закаливания. Основные правила приема воздушных и солнечных ванн для закаливания организма.

1

1

2.23

Хождение босиком — древнейший способ закаливания. Основные методы закаливания водой.

1

1

2.24

 Растения и здоровье. О пользе комнатных растений. Опасные соседи (о ядовитых и колю чих комнатных растениях).

1

1

Итого

34

26

8

Тематическое планирование 7 класс

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

№ п/п

Название разделов, тем

Кол-во часов

Дата

всего

теория

практика

Введение. Полезные и вредные привычки.

1

1

1. Влияние наркотических средств на организм человека

8

8

1.1

Понятие о наркогенных веществах. Свойства наркотических веществ.

1

1

1.2

Краткий обзор наркотиков. Влияние нар котиков на организм.

1

1

1.3

 Первые признаки употребления наркотиков у подростков.

1

1

1.4

Факторы высокой скрытности наркоманов.

1

1

1.5

Особенности психики и поведения наркоманов.

1

1

1.6

Общедоступные «лекарства» от наркотической зависимости.

1

1

1.7

Наркотики и закон.

1

1

1.8

 Токсикомания и здоровье. Отдаленные последствия токсикомании.

1

1

2.Влияние никотина на организм человека

11

11

2.1

 Табак завоевывает мир. История табакокурения.

1

1

2.2

 Почему люди курят. Причины приобщения подростков к табакокурению.

1

1

2.3

Химический состав табака, табачного дыма. Никотин — наркогенное вещество.

1

1

2.4

 Общее действие табачного дыма на организм, на здоровье.

1

1

2.5

 Влияние курения на нервную систему. Механизм появления никотиновой зависимости.

1

1

2.6

Курение и болезни органов дыхания. Рак неизбежное последствие длительного курения.

1

1

2.7

Влияние курения на сердечнососудистую систему, на органы пищеварения.

2

2

2.8

 Вред курения для красоты и здоровья девушек, женщин. Влияние на потомство.

1

1

2.9

Общественный вред курения. Опасность, которая подстерегает потенциальных курильщиков, окружающих настоящих курильщиков.

1

1

2.10

 Курить можно бросить! Курить надо бросить!

1

1

3.Влияние алкоголя на организм человека

14

14

3.1

  Алкоголь — наркотическое вещество. Древние истоки пьянства.

1

1

3.2

Что люди пьют. Этиловый спирт — основа всех алкогольных напитков, его свойства.

1

1

3.3

 Общетоксическое действие алкоголя на организм.

1

1

3.4

Влияние алкоголя на половую функцию и потомство. Опыты над животными.

2

2

3.5

 Алкоголиками становятся незаметно. Стадии алкоголизма.

1

1

3.6

Алкоголизм и психические болезни. Белая горячка — последствие алкоголизма.

2

2

3.7

Алкоголизм и семья.

1

1

3.8

 Алкоголизм и общество.

1

1

3.9

Экскурсия в наркологическое отделение психиатрической больницы.

4

4

Итого

34

34

Тематическое планирование 8 класс

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

№ п/п

Название разделов, тем

Кол-во часов

Дата

всего

теория

практика

1

Строение и функции организма человека    

9

6

3

1.1

Костно-мышечный скелет человека.

1

1

1.2

Дыхательная система и ее функции.Сердечно-сосудистая система и ее функции.

2

1

1

1.3

Пищеварительная система и ее функции. Мочеполовая система и ее функции.

2

1

1

1.4

Эндокринная система и ее функции.

1

1

1.5

Центральная нервная система.                                               Органы чувств и их назначение.

2

1

1

1.6

Основы здорового образа жизни.

1

1

2

Понятие о здоровье и болезни. Факторы риска для     здоровья.

4

4

2.1

Занятия физкультурой, спортом, закаливание.

1

1

2.2

Инфекционные болезни и их профилактика.

1

1

2.3

Вредные привычки и борьба с ними.

1

1

2.4

Половое воспитание

1

1

3

Первая медицинская помощь              

21

9

12

3.1

Понятие о первой помощи. Средства оказания  первой помощи                                                                                                          

2

1

1

3.2

Понятие о травме. Закрытые, открытые  травмы. Раны и кровотечения.

2

1

1

3.3

Ожоги и обморожения.Электротравма

2

1

1

3.4

Укусы животных, насекомых, змей. Отравления ядовитыми растениями, грибами                                                                            

2

1

1

3.5

Утопление, удушье, отравление угарным газом                              

2

1

1

3.6

Инородные тела дыхательных путей и помощь при них                                                                                                              

2

1

1

3.7

Способы транспортировки пострадавших                                                      

2

2

3.8

Понятие о неотложных состояниях и помощь      при них                                                                                                          

2

1

1

3.9

Понятие о терминальных состояниях                                        

2

1

1

3.10

Сердечно-легочная реанимация  

3

1

2

Итого

34

19

15

Тематическое планирование 9 класс

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

№ п/п

Название разделов, тем

Кол-во часов

Дата

всего

теория

практика

1.Ранения. Оказание первой медицинской помощи при них.

4

2

3

1.1

Раны. Десмургия.

1

1

1.2

Первая помощь при ранениях.

1

1

1.3

Практическое занятие «Оказание первой помощи при ранениях. Перевязка»

3

3

Кровотечения. Оказание первой медицинской помощи при них.

5

2

3

1.4

Кровотечения и их характеристика. Гомеостаз.

1

1

1.5

Остановка кровотечений.

1

1

1.6

Практическое занятие «Оказание первой помощи при кровотечениях»

3

2.Переломы. Оказание первой медицинской помощи при них.

5

2

3

2.1

Переломы, их основные признаки. Иммобилизация.

1

1

2.2

Первая помощь при переломах

1

1

2.3

Практическое занятие «Оказание первой помощи при переломах»

3

3

3. Реанимация

5

2

3

3.1

Состояния клинической и физиологической смерти. Остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности.

1

1

3.2

Способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

1

1

3.3

Практическое занятие «Оказание первой помощи при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания»

3

3

4.Ожоги и обморожения.

4

2

2

4.1

Ожоги: термические и химические. Степени и симптомы.

1

1

4.2

Обморожения. Общее обморожение организма.

1

1

4.3

Практическое занятие «Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях»

2

2

4.4

Травматический шок и противошоковые мероприятия.

1

1

4.5

Травматический шок и противошоковые мероприятия..

1

1

5.Инфекционные болезни.

5

5

5.1

Инфекционные болезни: возбудители, группы, причины.

1

1

5.2

Дезинфекция и профилактические мероприятия.

1

1

5.3

Пищевые инфекции: дизентерия,  сальмонеллез, холера и другие.

1

1

5.4

Инфекции, предающиеся половым путем.

1

1

5.5

СПИД.

1

1

6.Функциональные характеристики и пробы как показатель состояния здоровья человека.

5

2

2

6.1

Соматоскопия и соматометрия. Практическая работа в парах.

2

1

1

6.2

Практическое занятие «Функциональная проба. Реакция сердечно-сосудистой системы на дозиро- ванную нагрузку.».

1

1

6.3

Экскурсия в медицинское учреждение.

1

1

Итоговое занятие

1

18

16

Итого

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  

Рекомендуемая литература  

    1.  Борисевич  А.И.  Словарь  терминов  и  понятий  по  анатомии  человека:  Учебное пособие для высшей школы – М 2006. – 272с.  

    2.  Барановский А.Ю. Руководство по домашней медицине. Наука. Санкт-  Петербург, 2003. 612с.  

    3.   Заликина Л.С. Общий уход за больными. М.: Медицина, 2003. – 310с.  

    4.  Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989. 224с.  

    5.  Обуховец  Т.П.,  Склярова  Т.А.,  Чернова  О.В.  Основы  сестринского    дела. Медицина для вас. Ростов н/Д, 2009. - 432с.  

    6.  Палеев Н.Р. Справочник врача общей практики. М.: Медицина, 2008. –  

        926с.  

Материально-техническое обеспечение дисциплины  

    1.  Скелет человека  

    2.  Торс человека  

    3.  Тренажер по реанимации «Максим»  

    4.  Муляжи и накладки по травмам  

    5.  Видеофильмы  

    6.  Мультимедийная система для демонстрации отдельных тем занятий  

    7.  Медицинские   средства   для   оказания   первой   доврачебной   помощи:  

        носилки, перевязочный материал, шины, жгуты, антисептики  

    8.  Плакаты и таблицы по первой медицинской помощи  

    9.  Фонендоскопы, тонометры, секундомер  

    10.  Предметы ухода за больным  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме:«Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Урок по "Основам безопасности жизнедеятельности" отражает работу по методической теме "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс". В ходе урока сочетаются  элементы...

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

Спецкурс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует по...

Рабочая программа " Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"

Данная программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 6-9 классов.Для решения этих проблем важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очере...

Рабочая программа " Основы медицинских знаний и здорового образа жизни"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21036236","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии в 9 классе «Основы медицинских знаний»

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии в 9 классе «Основы медицинских знаний»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии в 9 классе «Основы медицинских знаний»

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии в 9 классе«Основы медицинских знаний»...