Лесные и торфяные пожары их характеристика
план-конспект урока по обж (7 класс)

Иванова Виктория Александровна

Конспект урока "Лесные и торфяные пожары их характеристика" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».

Цели урока:

- организация деятельности учащихся по изучению и закреплению понятий лесные и торфяные пожары, усвоение классификации пожаров;

- воспитание бережного отношения к лесу.

Используемые технологии:

- проблемное обучение;

Задачи

Обучающие:

- актуализировать правила безопасного поведения с огнем;

- познакомить учащихся с видами природных пожаров и их разрушительной силой;

- научить ориентироваться в классификации природных пожаров.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету через использование интересных исторически фактов и мифологических персонажей;

- развивать осознание проблемы опасности природных пожаров;

- развивать умение к самостоятельной работе, умение слушать,

- развивать речь.

Воспитательные:

- формировать культуру поведения и бережного отношения к природе;

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

Ход урока

I Организационный момент

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Какое у вас настроение? Отличное? Давайте начнем наш урок. Давайте отгадаем загадку.

Кротким пленником годами

Я живу внутри печи

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне всегда, поверь,

Пострашней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь. (Огонь)

Правильно, молодцы! Значит, о чем мы будем говорить на уроке? Совершенно верно мы поговорим с вами о огне.

II Актуализация знаний

Что может привести к пожару?

Что мы знаем о пожаре?

Сообщение темы урока

Мы вспомнили, что изучали на уроках ОБЖ в 5-6 классах о пожарах и причинах их возникновения. В 7 классе мы продолжаем изучение темы пожаров, но уже будем говорить о лесных пожарах – как опасном стихийном природном явлении.

Тема урока: «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».

Давайте определим цели нашего урока.

По наводящим вопросам обучающиеся определяют цель урока: узнать, что такое пожар и уметь различать виды пожаров. Казалось бы, что тут можно сделать, ведь стихийные пожары мало зависят от воли человека? Однако это совсем не так. Дело в том, что именно люди – причина подавляющего большинства возгораний в лесах и на торфяниках. Прошли тысячелетия как человечеству подарили огонь, а он так и не научился с ним обращаться Когда-то давно люди не знали огня, не знали ремесел, жили в пещерах и ели сырое мясо. Тогда миром правили боги, жившие на высоком Олимпе, сильные и красивые, всеведущие и всемогущие. Всего у них было в достатке. Они считали, что все блага должны принадлежать им одним.

Кто помнит, как зовут мифологического персонажа, который подарил огонь людям? Веками длились страдания Прометея.  Но столь, же долгой была людская благодарность. Люди веками почитали его как бога. Поэты всех времен и поколений прославляли в своих творениях Прометея как борца с несправедливостью и освободителя человечества

III Изучение нового материала

С тех пор как Прометей подарил людям огонь, человечество затрачивает уйму усилий в борьбе с ним.

Все более актуальной становится тема чрезвычайных ситуаций природного характера. Число наводнений, землетрясений, извержений вулканов, природных пожаров увеличивается с каждым годом, в них погибает все большее количество людей.

К чрезвычайным ситуациям природного характера относятся лесные и торфяные пожары.

Что же такое пожар?

Учитель. По типу пожары бывают: Индустриальные. (Знакомство состоится в 8 классе)

Бытовые. (Эту тему изучали в 5-6 классах.)

Природные. (Тема нашего урока).

Занесем схему в тетрадь.

Учитель. Что же такое лесной пожар? И как называется наука, их изучающая? (Работа учащихся с учебником). На доске учитель выписывает задания, поставленные перед учащимися:

  • Найти определение лесного пожара в учебнике.
  • Как называется наука изучающая пожары?
  • Какую пользу приносит лес человеку?

Учитель выборочно опрашивает учащихся по поставленным вопросам.

Российская Федерация славится своими лесами, она – один из крупнейших во всем мире экспортер древесины. Но в последнее время общая площадь лесов несоизмеримо сокращается. И одна из причин такого сокращения – лесные и торфяные пожары. В настоящее время ежегодно возникает множество лесных пожаров, увеличиваются вспышки торфяных пожаров. А ведь леса приносят огромную пользу:

смягчают климат, возвращают влагу в атмосферный круговорот;

защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;

служат домом для большинства видов живых организмов;

служат одним из основных мест отдыха людей.

поглощают углекислый газ, выделяют кислород (таким образом, леса необходимы для поддержания климата – как в глобальном, так и местном масштабах);

защищают сельскохозяйственные земли, населенные пункты, водоемы;

служат домом для большинства видов живых организмов;

служат одним из основных мест отдыха людей.

Верховой пожар распространяется по кронам деревьев. Чаще всего сгорает весь древостой. Наиболее подвержены верховым пожарам хвойные молодняки, заросли

кедрового стланика, хвойные насаждения на крутых склонах.

Низовые пожары – это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, вереска, черники, кустарников, подстилки. При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни.

Горят: лесной опад, лесная подстилка, ветки, живой покров изо мхов и травы, мелкие кусты и кора в нижней части стволов деревьев

Почвенный пожар (торфяной) развивается в результате проникновения огня в нижние слои почвы, в том числе в торфяной слой. При таком пожаре сгорают корни растений, и деревья падают вершинами к центру пожара. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных. По интенсивности возгорания лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.

Учитель задает вопросы учащимся:

Можно ли это записать схематично?

Как?

Предлагает занести эту схему в тетради. На доске показывает, как это сделать. Фиксирует основные характеристики интенсивности всех видов лесных пожаров: скорость распространения (м/с) и высоту (глубину в м, см.) пламени.

Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и особенно силы ветра.

Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет большее развитие.

  • Мы немного отдохнули узнали, какие-то новые интересные факты про огонь, а теперь продолжим. Как мы уже поняли пожар очень опасное явление.
  • Как же надо себя вести в лесу, и какие необходимо соблюдать правила, чтобы не произошел пожар? Учитель ставит перед учащимися вопрос (проблему).
  • Учитель предлагает учащимся создать в тетради памятку «Противопожарная безопасность в лесу» (что можно, а что нельзя делать в лесу). Для этого весь класс делится на группы и осуществляется групповая работа.

Подведение итогов работы в группах. Записывается правильный вариант Памятки с нужной коррекцией и дополнениями.

IV Закрепление изученного материала

Тест на закрепление изученного материала.

После того как тестовые задания выполнены, учитель предлагает обменяться учащимся работами и произвести проверку теста. (Обменяться тетрадями)

Учитель на доске выписывает критерии оценки теста и предупреждает учащихся о том, что некоторые работы перепроверит лично. За неверное оценивание 1 балл снимется у проверяющего (то есть, переходя на «язык пожаров» - ваши баллы сгорят).

V Подведение итогов урока

Что мы сегодня узнали на уроке?

VI Рефлексия

На следующим уроке мы с вами выясним причины лесных пожаров и торфяных пожаров, меры борьбы с ними и правила поведения человека во время лесных и торфяных пожаров.

Оцените сами свою работу на уроке

Домашнее задание

Для выполнения задания можно использовать различные источники, в том числе и интернет.

Придумать и зарисовать на отдельном листе А4 3 – 4 запрещающих и предупреждающих знака на тему «Природные пожары».

Список использованной литературы:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ А.Т. Смирнов Б.О. Хренников. Просвещение 2016г.
  2. Учебник Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс Просвещение 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лесные и торфяные пожары и их характеристика

Презентация к уроку на тему "Лесные и торфяные пожары и их характеристика дя 7 класса...

Урок на тему Лесные и торфяные пожары и их характеристика

Разработка урока по теме лесные и торфяные пожары и их характеристика...

План-конспект урока ОБЖ 7 класс на тему:" Лесные и торфяные пожары, и их характеристика"

Открытый - урок ОБЖ в 7 классе посвященный "Всемирному дню гражданской обороны 1 марта" на тему:"Лесные и торфяные пожары, и их характеристика"....

Урок ОБЖ в 7 классе "Лесные и торфяные пожары и их характеристика"

Урок ОБЖ в 7 классе "Лесные и торфяные пожары и их характеристика". Презентация и конспект урока....

Презентация к уроку по ОБЖ 7 класс. : «Лесные и торфяные пожары и их характеристика».

В состав презентации входит 5 слайдов. Имеются анимации....