Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях/
учебно-методический материал по обж

Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Данная Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цель, задачи и основные направления развития учебного предмета  «ОБЖ» в РФ, а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение  и ожидаемые результаты от ее реализации.

В настоящее время «ОБЖ» включен в число обязательных учебных предметов для изучения в образовательных организациях. В этом направлении накоплен достаточный опыт, свидетельствующий о необходимости  его преподавания, но есть нормы нуждающиеся в обновлении и переработке с учетом новых вызовов и угроз  в природной, техногенной, социальной и информационных сферах. Изучение «ОБЖ» обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя  в чрезвычайных ситуациях. Все это содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья обучающегося. Проблематика учебного предмета «ОБЖ» также актуальна для внеурочной  и внешкольной работы с детьми, подростками и молодежью.

 1. Проблема мотивационного характера  

Результатом освоенияпредмета должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; Задача учителя – помочь обучающимся в освоении учебного предмета используя вариативные практикоориентированные методы обучения.

2. Проблемы содержательного характера

Содержание учебного предмета «ОБЖ» не в полной мере отвечает  

современным требованиям безопасности личности, общества и государства.

3. Проблемы методического характера

Основной проблемой методического характера является отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ».

Значительные трудности  на уровне основного общего образования связаны с использованием имеющихся учебников и методических материалов, которые рассчитаны на реализацию содержания учебного предмета в течение пяти лет (5-9 классы). При этом примерная основная образовательная программа основного общего образования предполагает освоение этого содержания в течение всего двух лет (в 8-9 классах).

III. Цель и задачи Концепции

Целью  Концепции является обеспечение условий качественного развития учебного предмета, изменение его образовательного статуса и приобретение знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.

Задачи Концепции  способствовать:

1) изменению мотивации обучающихся к изучению Основ безопасности жизнедеятельности

2) формированию единообразного подхода к преподаванию предмета «ОБЖ»;

3) развитию содержания программ учебного предмета на всех уровнях общего образования (с учетом их преемственности) при тесной взаимосвязи урочной  и внеурочной деятельности

4) совершенствованию технологий и методик преподавания

5) разработке инструментария объективной оценки качества результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «ОБЖ»; и другие

IV. Основные направления реализации Концепции

  1. Дошкольное и начальное общее образование
  2. Основное общее образование
  3. Среднее общее образование
  4. Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности

Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне среднего общего образования должно обеспечивать: формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства, интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности;

Основными направлениями реализации Концепции на уровне среднего общего образования являются: расширение содержания учебного предмета «ОБЖ» новой тематической линией по основам военной безопасности государства и внедрение структурнологической схемы ее изучения: «основы обороны государства → основы военной службы»;  включение вопросов межпредметного характера по обеспечению безопасности в контрольные измерительные материалы для проведения государственной итоговой аттестации

V. Реализация Концепции

Необходимо добиться понимания того, что классическое понятие «культурный человек» должно быть дополнено характеристикой безопасности  его поведения и поступков. Это будет одним из условий того, что изучение  и преподавание учебного предмета «ОБЖ» в образовательных организациях, обеспечивая необходимый базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности гражданина, будет выполнять свою принципиальную задачу  в общей системе национальной безопасности Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в усло-виях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования" (в ...

Об особенностях преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Повышение уровня развития учащихся в процессе внедрения современных образовательных технологий и новых методик по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Докдад, раскрывающий суть современных образовательных технологий.Для того чтобы реализовать творческую и познавательную активность ученика, в учебном процессе необходимо применять современные образова...

"Современные методики преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации ФГОС ООО"

Современные тенденции развития системы образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации ...

Методическое и дидактическое обеспечение преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

      Основная функция работы преподавателя-организатора ОБЖ – формирование безопасных и комфортных условий для обучающихся и работников общеобразовательных учреждений. Для...

Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках учебно-полевых сборов

Учебно-методическая разработка занятия по прикладной физической подготовке на учебно-полевых сборах с юношами 10-х классов...