Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях/
учебно-методический материал по обж
Предварительный просмотр:
Доклад
Данная Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цель, задачи и основные направления развития учебного предмета «ОБЖ» в РФ, а также определяет механизмы, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты от ее реализации.
В настоящее время «ОБЖ» включен в число обязательных учебных предметов для изучения в образовательных организациях. В этом направлении накоплен достаточный опыт, свидетельствующий о необходимости его преподавания, но есть нормы нуждающиеся в обновлении и переработке с учетом новых вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационных сферах. Изучение «ОБЖ» обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Все это содействует закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья обучающегося. Проблематика учебного предмета «ОБЖ» также актуальна для внеурочной и внешкольной работы с детьми, подростками и молодежью.
1. Проблема мотивационного характера
Результатом освоенияпредмета должна являться готовность к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается, если есть тесная связь с личным опытом; Задача учителя – помочь обучающимся в освоении учебного предмета используя вариативные практикоориентированные методы обучения.
2. Проблемы содержательного характера
Содержание учебного предмета «ОБЖ» не в полной мере отвечает
современным требованиям безопасности личности, общества и государства.
3. Проблемы методического характера
Основной проблемой методического характера является отсутствие единого подхода к преподаванию учебного предмета «ОБЖ».
Значительные трудности на уровне основного общего образования связаны с использованием имеющихся учебников и методических материалов, которые рассчитаны на реализацию содержания учебного предмета в течение пяти лет (5-9 классы). При этом примерная основная образовательная программа основного общего образования предполагает освоение этого содержания в течение всего двух лет (в 8-9 классах).
III. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является обеспечение условий качественного развития учебного предмета, изменение его образовательного статуса и приобретение знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности.
Задачи Концепции способствовать:
1) изменению мотивации обучающихся к изучению Основ безопасности жизнедеятельности
2) формированию единообразного подхода к преподаванию предмета «ОБЖ»;
3) развитию содержания программ учебного предмета на всех уровнях общего образования (с учетом их преемственности) при тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности
4) совершенствованию технологий и методик преподавания
5) разработке инструментария объективной оценки качества результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «ОБЖ»; и другие
IV. Основные направления реализации Концепции
- Дошкольное и начальное общее образование
- Основное общее образование
- Среднее общее образование
- Система дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности
Освоение учебного предмета «ОБЖ» на уровне среднего общего образования должно обеспечивать: формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего гуманитарным принципам государства, интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности;
Основными направлениями реализации Концепции на уровне среднего общего образования являются: расширение содержания учебного предмета «ОБЖ» новой тематической линией по основам военной безопасности государства и внедрение структурнологической схемы ее изучения: «основы обороны государства → основы военной службы»; включение вопросов межпредметного характера по обеспечению безопасности в контрольные измерительные материалы для проведения государственной итоговой аттестации
V. Реализация Концепции
Необходимо добиться понимания того, что классическое понятие «культурный человек» должно быть дополнено характеристикой безопасности его поведения и поступков. Это будет одним из условий того, что изучение и преподавание учебного предмета «ОБЖ» в образовательных организациях, обеспечивая необходимый базовый уровень культуры безопасности жизнедеятельности гражданина, будет выполнять свою принципиальную задачу в общей системе национальной безопасности Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в усло-виях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования" (в ...
Об особенностях преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2018-2019 учебном году
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...
Повышение уровня развития учащихся в процессе внедрения современных образовательных технологий и новых методик по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Докдад, раскрывающий суть современных образовательных технологий.Для того чтобы реализовать творческую и познавательную активность ученика, в учебном процессе необходимо применять современные образова...
"Современные методики преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации ФГОС ООО"
Современные тенденции развития системы образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации ...
Методическое и дидактическое обеспечение преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Основная функция работы преподавателя-организатора ОБЖ – формирование безопасных и комфортных условий для обучающихся и работников общеобразовательных учреждений. Для...
КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Изменения в преподавании учебного предмета ОБЖ...
Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках учебно-полевых сборов
Учебно-методическая разработка занятия по прикладной физической подготовке на учебно-полевых сборах с юношами 10-х классов...