Методическое и дидактическое обеспечение преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
статья по обж

Жиденкова Елена Николаевна

        Основная функция работы преподавателя-организатора ОБЖ – формирование безопасных и комфортных условий для обучающихся и работников общеобразовательных учреждений. Для выполнения и достижения цели  определены  следующие ключевые направления:

Ø  Качество преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с ФГОС ООО

Ø  Организация  допризывной подготовки обучающихся и учёта военнообязанных

Ø  Проведение  мероприятий по ГО, пожарной безопасности и ЧС

Ø  Разнообразие внеклассной и внеурочной деятельности

Ø  Создание условий для развития системы военно-патриотического воспитания

Ø  Пополнение Портфолио новыми достижениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_obzh-zhidenkova.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое и дидактическое обеспечение преподавания

учебного предмета «Основы безопасности  жизнедеятельности»

Автор статьи: Жиденкова Е.Н.,

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «Увельская СОШ № 2»

Челябинской области

                                             

                                                                                           «Учить - значит вселять надежду!»

Луи Арагон

        Основная функция работы преподавателя-организатора ОБЖ – формирование безопасных и комфортных условий для обучающихся и работников общеобразовательных учреждений. Для выполнения и достижения цели  определены  следующие ключевые направления:

  • Качество преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с ФГОС ООО
  • Организация  допризывной подготовки обучающихся и учёта военнообязанных
  • Проведение  мероприятий по ГО, пожарной безопасности и ЧС
  • Разнообразие внеклассной и внеурочной деятельности
  • Создание условий для развития системы военно-патриотического воспитания
  • Пополнение Портфолио новыми достижениями.

     Поиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности - явление не только закономерное, но и актуальное. В современных условиях обучение должно быть направлено на формирование сильной личности. Чтобы жить и работать в непрерывно меняющемся мире, необходимо разрабатывать собственную стратегию поведения и нести за неё ответственность.

      В педагогической практике применяются различные методические приёмы для активизации процесса обучения на уроках ОБЖ. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

        В МБОУ «Увельская СОШ № 2» важное место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

       Приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  способствуют обеспечению личной безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву. Организация допризывной подготовки учащихся и учёта военнообязанных - приоритетное направление основ безопасности жизнедеятельности в современных условиях.

Замечаний со стороны представителей военно - учётного стола  и военного комиссариата  нет, потому что проводится системная работа с администрацией школы, классными руководителями и родителями.

Обучающиеся успешно сочетают теоретические знания с практическими навыками, участвуя в соревнованиях  «Увельский экстрим», «Безопасное колесо», по стрельбе и  плаванию.

       Результативность усвоения  предмета ОБЖ во многом зависит от того, как организован и осуществляется образовательный процесс. В изучении курса ведущее место занимает учебно-материальная база и современные средства обучения: вербальные, визуальные, технические, информационные. Качество усвоения изучаемого материала существенно возрастает, если в учебном процессе в полном объёме использовать наличие учебно - материальных и технических средств обучения. В кабинете имеется: ПК, мультимедийный проектор, доска, принтер, колонки, видеотека - всё это активно используется на уроках и внеурочной деятельности. Во время приёмки МБОУ «Увельская СОШ № 2» районной комиссией отмечено наличие интерактивной наглядности. Проведение занятий с использованием информационных технологий – это  стимул в обучении. Уроки, на которых используются презентации, видеофильмы и аудиовизуальные материалы, активизируют психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит развитие познавательного интереса. В школе  функционирует кабинет ПДД. Оформленные стенды несут основную информационную нагрузку, а в учебном процессе – особенно. Это существенный плюс в развитие материально-технической базы кабинета ОБЖ.

        Ежегодно организуется познавательная и профилактическая деятельность с социальными партнёрами. Через массовые мероприятия: классные часы, экскурсии, тематические беседы, викторины, конкурсы рисунков и рефератов, тестирование,- осуществляется  пропаганда безопасного образа жизни. Разработан план по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, составлена тематика единых классных часов по ПДД. Традиционно распространяются информационные материалы для оформления  Уголков по изучению правил дорожного движения. На уроках ОБЖ проводятся беседы с учащимися по правилам безопасного поведения на дороге, на велосипеде, в общественном транспорте. Школа обеспечена современным автобусом на 22 посадочных места. Согласно Инструкции, утвержденному маршруту и графику организован подвоз и отвоз для 100 детей, которые проживают в отдалённых микрорайонах. В конце учебного года с обучающимися и их родителями (законными представителями) классные руководители проводят беседы по безопасному поведению во время лета «У дорог каникул не бывает». Все записи имеются в классных журналах на странице «Школа безопасности». Оформлены и постоянно обновляются стенды по безопасности (пожарной, антитеррористической, дорожной). В условиях использования педагогического потенциала воспитательного пространства  налажено сотрудничество с работниками ГИБДД, РЭС, полиции и пожарной части. Эти мероприятия способствуют воспитанию у учащихся чувства долга, ответственности, культуру безопасного поведения.

         Одним из ключевых направлений в деятельности преподавателя-организатора ОБЖ является организация работы по военно - патриотическому воспитанию школьников. Совместные воспитательные  планы позволяют обучающимся участвовать в различных мероприятиях: акция «Забота», «Мы - волонтёры», уроки Мужества и Славы, День защитника Отечества, акция «Бессмертный полк», Митинг-реквием, праздничный концерт, «Вахта памяти», посвящённые Дню Победы. В течение учебного года учащиеся школы встречаются с ветеранами, с участниками боевых действий, с работниками МЧС, с представителями «Молодой гвардии».

Все мероприятия нацелены воспитанию патриотизма, привитию чувства взаимопомощи, заботе о старшем поколении, уважения к истории государства и её традициям.

         На основании требований ФГОС ООО разработана программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности», которая позволяет  учащимся 5-7 классов расширить знания предметной линии. В кабинете оформлен уголок индивидуальных  проектов – экспонатов, выполненных учениками. Проведена диагностическая работа. Творческий индивидуальный проект - самостоятельная работа, осуществляемая обучающимися 7 классов. Решение практических задач обучения достигнуто через создание общественно значимого продукта.  Подготовлены и успешно защищены  проекты «Расскажи младшим о безопасном поведении во время…» по Правилам дорожного движения.

         Всё вышеперечисленное в комплексе имеет свои результаты. Отмечена высокая активность и подготовленность учащихся 6 класса в районном конкурсе «Учитель года» на уроке ОБЖ по теме «Обеспечение питанием и водой». Также в учебной копилке школы - победители и призёры муниципальных, областных и  федеральных олимпиад, конкурсов, всероссийских  викторин по Основам безопасности жизнедеятельности. Можно выделить более значимые достижения: муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников (1победитель), муниципальный конкурс «Пожарам. Нет!» (1 призёр), «Дорога и дети» (1 лауреат), муниципальный этап областного фестиваля «Вода на Земле» (1 лауреат), областной конкурс «Сам себе спасатель» (1 победитель), Всероссийский героико-патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда спасения» (1 дипломант), Всероссийская олимпиада по «ПДД» (5 призёров), Всероссийская викторина  «Безопасность на водоёме» (1 победитель), Всероссийская викторина «Стихийные бедствия» (2 победителя). Рейтинг успешности подтверждает, что обучающиеся показали хорошие знания по предмету.

Таким образом, оптимальное создание организационных и методических условий в образовательном учреждении формирует устойчивый интерес и положительную мотивацию обучающихся к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».  

       

Литература

          1.Айзман Р.И. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник /Р.И.Айзман, С.В.Петров, А.Д.Корощенко. – Новосибирск, 2010. 

           2.Организация проектной деятельности в школе [Текст]./ Авт.- сост. С.Г. Щербакова.- Волгоград: Учитель, 2009.

           3.Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу:   1 – 4 классы. Ковалько В. И. – М.: ВАКО, 2006. – 192 с. – (Мастерская учителя). ISBN 5-94665-198-6.

            4.Предметная неделя по ПДД./ Сост. Поддубная Л.Б. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2007.- 128 с. ISBN 5-93312-527-Х.

            5.Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального школьного возраста.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007. – 60 с.

            6.Губернии Российской империи. История и руководители. 1708-1917. М.: Объединенная редакция МВД России, 2003. – 480 с. ISBN 5-8129-0071-Х.

            7.МВД России. Энциклопедия. М.: Объединенная редакция МВД России. Издательский дом «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.ISBN 5-224-03722-0.

   8.Интернет-ресурсы: сайт «Правила дорожного движения в картинках», www.ppdd.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка тестовых заданий по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Для проверки знаний учащихся мною разработаны тестовые задания открытого типа. Учащиеся видят все ответы к тесту, вопросы к ним, с одной стороны тестовые задания располагают к себе своей простотой, но...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в усло-виях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования" (в ...

Нормативно - правовое и инструктивно - методическое обеспечение преподавание предмета "Математика" в 2014-2015 уч. году

В данном выступлении поместила информацию о преподавании предмета "Математика в 2014-2015 уч. году. здесь помещены нормативные документы  по предмету.Показала отличие содержания математического о...

Методическое и дидактическое обеспечение преподавания физической культуры в начальной школе

        В настоящее время всё чаще поднимаются проблемы здоровья и здорового образа жизни, особенно среди подрастающего поколения. Формирование гармонично развитой личности,...

Методическое и дидактическое обеспечение преподавания физической культуры в начальной школе

Проектирование уроков в младших классах должно основываться на принципе занимательности, который даёт ребятам много нового, интересного, создает деловое отношение к предмету. В процессе урока физическ...

Выступление по теме "Методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"", 24.03.2016 г.

Программа круглого стола " Организационные и содержательные аспекты реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»", 24.03.2016 г....

Методическая разработка учебного занятия по предмету: «Основы законодательства в сфере дорожного движения» Тема: «Сигналы светофора»

   Данное пособие представляет собой методическую разработку учебного занятия в учреждениях дополнительного образования по предмету «Основы законодательства в сфере дорожного дв...