Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках учебно-полевых сборов
учебно-методический материал по обж (10 класс)
Учебно-методическая разработка занятия по прикладной физической подготовке на учебно-полевых сборах с юношами 10-х классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Малашенко Валерий Григорьевич,
учитель физической культуры и ОБЖ
высшей квалификационной категории
МБОУ Мечетинской СОШ
Зерноградского района
Ростовской области
Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках учебно-полевых сборов
Важнейшим направлением стабильного пути развития общества и государства является формирование культуры здорового и безопасного образа жизнедеятельности, которая должна прививаться с раннего детства и совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в условиях быстро изменяющегося современного мира.
Основной задачей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование культуры безопасности личности современного типа. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» как учебная дисциплина имеет интегрированный характер и требует овладения современным преподавателем-организатором и учителем ОБЖ более широким спектром предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, в сравнении с другими общеобразовательными дисциплинами.
Необходимо добиться от обучающихся понимания того, что классическое понятие «культурный человек» должно быть дополнено характеристикой безопасности его поведения и поступков. Это будет одним из условий того, что изучение и преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях, будет выполнять свою принципиальную задачу в общей системе национальной безопасности Российской Федерации.
Специфика содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основном заключается в практико-ориентированной направленности при изучении материала по учебному предмету и призвана обеспечить достижение таких целей, как:
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью;
- чувства уважения к героическому наследию России и государственной символике;
- воспитание убеждённости в необходимости целенаправленной подготовки к выполнению конституционного долга гражданина Российской Федерации по защите Отечества.
- подготовка обучающихся к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
В соответствии с требованиями совместного приказа Министерства обороны Российской Федерации № 96 и Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, а также совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи» после окончания учебных занятий в 10 классе с обучающимися предусмотрено проведение «Учебных сборов». Общее количество, отведённое на освоение материала - 35 учебных часов. Целесообразно, при планировании проведения учебных сборов тематику учебных занятий вместить в одну неделю (5 дней по 7 учебных часов). На освоении темы по физической подготовке отводится 5 часов.
Учебно-методическая разработка занятия по прикладной физической подготовке на учебно-полевых сборах с юношами 10-х классов
- Цель занятия: «Подготовка учащихся к будущей профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах.
- Задачи:
• формирование здорового образа жизни;
• гармоничное физическое и духовное развитие;
• развитие и поддержание на требуемом для допризывной молодёжи уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости;
• формирование навыков в передвижении по пересечённой местности в пешем порядке и преодолении искусственных препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;
• воспитание уверенности в своих силах, целеустремлённости, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и самообладания.
- Планируемые результаты занятия:
• знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
• характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения;
• выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования.
- Тип занятия: комплексное занятие.
- Используемые образовательные технологии и методы обучения:
• технологии с направленным развитием двигательных способностей, технологии с оздоровительным направлением;
• методы словесный, наглядный, практического упражнения, проблемный и игровой.
- Формы организации обучающихся:
• фронтальный;
• групповой;
• индивидуальный;
• круговой.
- Способы контроля и оценивания: поточный, выполнение контрольных упражнений с учетом индивидуальных особенностей, функциональные пробы (Штанге, Генче, Серкина).
- Перечень ресурсных средств:
• учебник «Физическая культура. 10-11 классы» (автор Матвеев А.П.);
- учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор Смирнов А.Т.);
• скакалки;
• мультимедийное оборудование;
• комплект для игры в «Городки».
- Дидактическое обеспечение занятия: презентация в формате Power Point.
№ п/п | Этап занятия (его продолжительность в минутах) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I 1 2 3 4 | Подготовительная часть (13 мин) Организационный (1 мин) Актуализация знаний (6 мин) Самоопределение к учебной деятельности (1 мин) Разминка (5 мин) | Построение, приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию. Вводная беседа. Напоминание о технике безопасности во время занятия. Мотивирует учащихся на работу. Проверка знаний по теме «Физическая нагрузка». (показ презентации по теме «Прикладная физическая подготовка») Нацеливание на занятие. Контролирует измерение ЧСС. Организует учащихся к дальнейшей работе. Создает целевую установку на достижение конкретных результатов в предстоящей деятельности. | Построение, сдача рапорта Приветствие. Слушают учителя, принимают участие в диалоге. Повторяют правила техники безопасности. Ответы на вопросы учителя. Осознают ранее полученные знания о физических нагрузках. Просмотр презентации. Осмысливают суть вопроса учителя, воспроизводят учебный материал. Слушают, анализируют ответы товарищей. Высказывают и аргументируют точку зрения. Формулирование темы занятия. Определение ЧСС. Принимают участие в беседе о значимости ОРУ и выборе упражнений. Целеполагание. Дежурный ученик (заместитель командира взвода) проводит самостоятельно разминку. Формируют умения выполнять задания в соответствии с целью. Осуществляют самоконтроль двигательных действий. |
II 1 2 3 4 5 6 | Основная часть (25 мин) Бег на короткую дистанцию 30 метров (7 минут) Упражнения на перекладине (5 минут) Прыжки через скакалку (3 минуты) Упражнение на брусьях (3 минуты) Бег 600 метров (4 минуты) Игра «Городки» (10 минут) | Создает эмоциональный настрой на выполнение заданий. Беговые упражнения выполнять потоком по три на дистанции 5-6 шагов. Встречная эстафета. Следит за постановкой стоп и положением туловища. Личным примером демонстрирует правильность выполнения упражнений: подъём переворотом, подтягивание. Следит за положением тела. Личным примером демонстрирует правильность выполнения упражнений: сгибание и разгибание рук в упоре, угол в упоре — совершенствование. Бег на средние дистанции до 600 м. Игра по упрощенным правилам (учащиеся выбивают одну фигуру «пушка»). Следит за положением тела и техникой броска биты. | Сохраняют правильную структуру движения. Прогнозируют свою деятельность. Слушают, выполняют учебные действия, используя речь учителя и движения для регуляции своей деятельности. Эстафету проводить среди групп учащихся. Выполняют на многопролётных снарядах в парах с помощью, на максимальное количество движений. Выполняют одновременно все обучающиеся на протяжении одной минуты. Демонстрируют двигательные действия со скакалкой. Выполнять на концах жердей на максимальное количество движений. Выполняют в составе всего взвода в среднем темпе. Владеют основами самоконтроля за своей нагрузкой в течении всего занятия. Выполняют по очереди, по два броска с расстояния 10 метров. Демонстрируют двигательные действия с битой. |
III | Заключительная часть (7 мин) | Формирование самооценки, установка на восстановление организма. Выполнение функциональной пробы (Штанге). Создание ситуации для анализа и самоанализа. Построение в одну шеренгу. Подводит итоги занятия. Оценивает работу учащихся. | Ходьба в медленном темпе, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц. Проводить в колонне по одному. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Самоконтроль дыхательной системы. Умение применять полученные знания при выполнении физических упражнений. Умение моделировать. Высказывают свое мнение, дают самооценку результатов своей деятельности. |
Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке учебных сборов. Общая отметка по итогам прохождения обучающимися сборов заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой отметки за освоение программного материала по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-м классе.
Для граждан, не имеющим допуск по медицинским показателям для прохождения сборов, а также не прошедших учебные сборы по уважительным причинам (болезнь, участие в соревнованиях и т.д.), в общеобразовательной организации организуется теоретическое изучение материала учебных сборов и сдача зачётов. Прохождение «Учебных сборов» девушками осуществляется только в добровольном порядке (по заявлению родителей). Девушки, изъявившие желание пройти «Учебные сборы», осваивают учебную программу наряду с юношами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в усло-виях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования" (в ...
Об особенностях преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2018-2019 учебном году
Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...
Методическое пособие по использованию оборудования «Точки роста» в образовательном процессе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в рамках федерального проекта "Современная школа"
laquo;Методическое пособие по использованию оборудования «Точки роста» в образовательном процессе предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", в рамках федерального п...
"Современные методики преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации ФГОС ООО"
Современные тенденции развития системы образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации ...
Методическое и дидактическое обеспечение преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Основная функция работы преподавателя-организатора ОБЖ – формирование безопасных и комфортных условий для обучающихся и работников общеобразовательных учреждений. Для...
КОНЦЕПЦИЯ преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
Изменения в преподавании учебного предмета ОБЖ...