Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС ООО
статья по обж (8 класс)
Фундаментом внедрения ФГОС ООО является технология деятельностного метода, которая предусматривает постановку новых целей: содержательная цель и деятельностная цель. Новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование УУД. Так как новые стандарты предусматривают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно заметить, что формирование УУД возможно при изучении любого учебного предмета. В данной статье рассмотрены технологии организации работы по формированию всех УУД, предусмотренных СТАНДАРТОМ: коммуникативных, регулятивных, познавательных в рамках освоения курса ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obzh.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС ООО
Педагогическая разработка урока важна в рамках внедрения ФГОС второго поколения. Согласно данному стандарту, на уроке необходимо формировать как предметные знания и умения, так и добиваться метапредметных результатов обучения. Фундаментом внедрения ФГОС ООО является технология деятельностного метода, которая предусматривает постановку новых целей: содержательная цель и деятельностная цель. Новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование УУД. Так как новые стандарты предусматривают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно заметить, что формирование УУД возможно при изучении любого учебного предмета. В рамках освоения курса ОБЖ можно организовать работу по формированию всех УУД, предусмотренных СТАНДАРТОМ: коммуникативных, регулятивных, познавательных. Нас всех интересует вопрос: Как развивать метапредметные УУД? Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе при изучении предмета ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые направлены на развитие определённых УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена следующими ситуациями: • ситуация - проблема — аналог реальной проблемы, которая требует быстрого решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения); I уровень – учитель в качестве факта приводит конкретную жизненную ситуацию, предлагая решить ее. Школьники активно приступают к поиску решения, педагог способствует верному анализу данной ситуации и предлагает свой, т.е. правильный оптимальный вариант решения. Это является подготовкой для применения этого метода. II уровень – педагог знакомит с конкретной ситуацией и также призывает индивидуально ее разрешить. Предусматривается некоторое время на обдумывание, затем выслушивается 2–3 школьника с их разрешениями. Затем учитель анализирует полученные данные и объясняет, какие из решений были верны и/или неверны и почему. Если среди школьных ответов не было правильного решения, приводит свое – оптимальное. Но попытка разрешения ситуации состоялась. Таким образом, постепенно внедряется этот метод. III уровень – высший уровень по использование конкретных ситуаций, возможен только тогда, если учитель отлично знаком с возможностями учеников и уверен, что конкретный обучающийся даст оптимальный ответ. Поэтому он называет фамилию и при этом говорит, что школьник N приведет правильное решение. • ситуация - иллюстрация — аналог реальной ситуации, которая включается в качестве факта в теоретический материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения); По результатам предварительного изучения уровня знаний, умений и навыков обучающихся учитель делает вывод о возможности усложнения ситуационных заданий. • ситуация - оценка — аналог реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё решение; • ситуация - тренинг — аналог стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению). Критерии качественного тренинга 1. Выбор темы. 2. Новизна, структурированность и оригинальность подачи информации. 3. Новизна упражнений. 4. Практичность и понятность упражнений и игр. 5. Успешное использование приобретенных умений в реальной жизни 6. Получение ответов на свои вопросы 7. Приятная атмосфера на тренинге. 8. Личность преподавателя. Важный критерий успешности тренинга – это умение педагога давать обратную связь участникам, с последующим повтором отрабатываемого упражнения. Участники тренинга всегда хотят понять, что они делают правильно, а что нет. Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач. Личностные универсальные учебные действия: — на личностное самоопределение; — на развитие Я - концепции; — на смыслообразование; — на мотивацию; — на нравственно - этическое оценивание. Коммуникативные универсальные учебные действия: — на учёт позиции партнёра; — на организацию и осуществление сотрудничества; — на передачу информации и отображению предметного содержания; — тренинги коммуникативных навыков; — ролевые игры; — групповые игры. Познавательные универсальные учебные действия: — задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач; — задачи и проекты на сравнение, оценивание; — задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; — задачи и проекты на проведение теоретического исследования; — задачи на смысловое чтение. Регулятивные универсальные учебные действия: — на планирование; — на рефлексию; — на ориентировку в ситуации; — на прогнозирование; — на целеполагание; — на оценивание; — на принятие решения; — на самоконтроль; — на коррекцию. Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых материалов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. А для того, чтобы работа по формированию УУД соответствовала и предметным задачам урока, необходимо использовать такую методику, которая бы давала возможность одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по формирование УУД на уроках будут составлены на основе материала по ОБЖ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формированиеметапредметных компетенций на уроках литературы
Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы....
Презентация "Формирование метапредметных компетенций на уроках информатики"
Метопредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовате...
«Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС ООО»
Методический семинар...
Формирование метапредметных компетенций на уроках математики
«Жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого учителя»...
«Формирование метапредметных компетенций на уроках музыки в рамках реализации ФГОС ООО»
ДОКЛАД на педагогический совет: «Формирование метапредметных компетенций на уроках музыки в рамках реализации ФГОС ООО»...
Формирование метапредметных компетенций на уроках истории в рамках внедрения ФГОС
Выступление на ГМО учителей истории на тему: "Формирование метапредметных компетенций на уроках истории в рамках внедрения ФГОС...