Пожарная безопасность как один из компонентов безопасности учреждения
статья по обж
Пожарная безопасность как один из компонентов безопасности учреждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pechatpozharnaya_bezopasnost.doc_12.01.15.doc | 492 КБ |
Предварительный просмотр:
Пожарная безопасность как один из компонентов безопасности учреждения.
Актуальность темы очевидна. Ежегодно на территории нашего государства, города гибнет от пожаров огромное количество людей, в том числе и детей. Обучение детей правилам пожарной безопасности дает возможность сохранить жизнь детям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, быстро и правильно реагировать на нее, оказывать самопомощь и взаимопомощь рядом живущим людям.
Полежай Наталья Николаевна
ГБОУ «Школа № 602», учитель ОБЖ
8-953-149-87-26
poliezhain@list.ru
Пожарная безопасность учреждения один из важных вопросов образовательного процесса. От правильных и умелых действий персонала зависит жизнь и здоровье обучающихся.
Задача педагогического коллектива учить детей правильным действиям в чрезвычайных ситуациях в школе и дома, формировать умение предвидеть возможные опасности, воспитывать ответственность за собственную жизнь и жизнь окружающих их людей. Умение правильно реагировать на чрезвычайные ситуации формируется у обучающихся с начальной школы, а введение ФГОС дает возможность через внеурочную деятельность обучающихся расширить и углубить вопрос противопожарной безопасности. У обучающихся начальной школы появилась возможность дополнительно посещать кружок «Отряд юных пожарных», отрабатывать навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, вырабатывать алгоритм безопасности:
-предвидеть опасность;
-по возможности избегать ее;
-при необходимости действовать решительно и четко;
-активно просить о помощи и самому ее оказывать.
На занятиях у обучающихся формируются прочные знания о пожаре:
-пожар ослепляет - ты не можешь видеть в огне;
-дым и газ опаснее пламени;
-жар от огня настолько силен, что может стать причиной гибели сам по себе;
-пожар не даст тебе передышки –нужно успеть выбраться из огня как можно скорее.
Совместно с педагогами обучающиеся выработали алгоритм действия при возникновении пожара в школе и отработали его на учебных тренировочных занятиях по пожарной безопасности:
-если ты заметил задымление, запах гари или открытый огонь, сразу же сообщи об этом учителю или любому взрослому человеку, Чем раньше ты поднимешь тревогу, тем больше людей спасешь;
-при опасности пожара не прячься и не убегай от учителя;
-строго следуй указаниям учителя - от этого может зависеть твоя жизнь;
-внимательно слушай звуковые оповещения и по команде учителя проследуй к эвакуационному выходу;
- не паникуй и не мешай своим одноклассникам, по возможности помоги малышам;
- при выходе из здания не убегай и стой на месте, указанном учителем.
А также составили список телефонных номеров экстренной помощи:
Единая служба спасения | 01 или 112 |
Полиция | 02 |
Скорая медицинская помощь | 03 |
Газовая служба | 04 |
Экстренная служба сотовых операторов: « Билайн»: Пожарная охрана Органы правопорядка( полиция) Скорая медицинская помощь Аварийная газовая служба | 001 002 003 004 |
« МТС», « Мегафон», «Теле 2»: Пожарная охрана Органы правопорядка( полиция) Скорая медицинская помощь Аварийная газовая служба | 010 020 030 040 |
Педагоги на занятиях с детьми отработали правила вызова этих служб по телефону. Для этого необходимо:
-набрать номер службы;
-коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы;
- сообщить свой точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код);
-назвать свою фамилию и номер телефона, с которого передается вызов;
-записать или запомнить фамилию дежурного, принявшего вызов.
На занятиях с детьми, обращено внимание на то, что заведомо ложный вызов является противоправным деянием и влечет за собой наказание.
А у выпускников школы полностью сформированы навыки правильного поведения в ЧС, умения оказать посильную самопомощь и взаимопомощь, первую помощь при ожогах:
-ожог-это повреждение тканей под воздействием высокой температуры;
- обнажи обгоревший участок кожи;
- охлади рану;
- наложи сухую марлевую повязку;
-вызови скорую помощь.
За время обучения в образовательном учреждении, обучающиеся изучают целый комплекс профилактических мероприятий, направленных на противопожарную безопасность. Систематическое проведение классных часов, бесед, экскурсий в пожарную часть, встречи с пожарными, проведение учебных эвакуаций из образовательного учреждения, посещение школьной библиотеки (выставки книг на противопожарную тематику: Л.Толстой « Пожарные собаки», К.Чуковский « Путаница», А. Кривицкая « У кого на кухне газ», « Пожар», В.Житков «Дым», « Пожар в море» С. Маршак « Рассказ о неизвестном герое», конкурсы рисунков на пожарную тематику, внеклассные мероприятия позволяют обучающимся в форме игры познавать и изучать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по пожарной безопасности в рамках Месячника пожарной безопасности.
« Из искры возгорится пламя!»
Цель: закрепление знаний учащихся по правилам пожарной безопасности, умение вести себя правильно в ЧС.
Задачи:
-закрепить знания детей о роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии «Пожарный»;
- прививать навыки осторожного обращения с огнем;
- воспитывать чувство ответственности за жизнь и здоровье свое и окружающих.
Оформление:
выставка детских работ «Мы говорим пожару - нет!»;
подборка литературы на противопожарную тематику;
плакаты о работе пожарных и по пожарной безопасности;
индивидуальные памятки.
Оборудование: проектор, компьютерная презентация « Мы говорим пожару – нет!», костюмы героев, запись мультфильма «Кошкин дом»
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Много лет назад человек научился добывать огонь. Он был спутником человека, верно служил ему. Огонь с нами и в праздники, и в будни, он согревает и кормит нас. В руках человека он послушен, но если дать ему волю, то он превращается в коварного и злого врага человека.
(Звучит серена пожарной машины… на сцену выбегает Кошка, просит помощи)
Тили-тили, тили бом!
Загорелся кошкин дом,
Кошка выбежала, глаза выпучила
Ой-ой-ой!
(Кошка убежала) (Слайд №1)
(Выходят члены агитбригады)
Раз, два, три, четыре
Все: Три , четыре, раз, два.
Ведущий: Кто шагает дружно в ряд?
Все: Юный пожарный веселый отряд! (Слайд №2)
Участник №1 Знает каждый гражданин
Все: Пожарный номер -01 (Слайд №3)
Участник №2 Возникнет пожар -не испугаемся,
Помочь беде мы постараемся.
(на сцену выходит Вова)
Вова:
Опять дружинники стоят,
Нотации читают,
Про ваш пожар, хочу сказать,
Уже все ребята знаю.
И вообще есть телефон,
Нам всегда поможет он.
Ведущая:
Ну, тогда скажи-ка, Вова,
По какому телефону
Ты пожарных будешь звать?
Вова( чешет затылок): Ну… 02? 03? 05?
Ведущая:
Так, дружок, сгоришь ты точно.
Ты скажи, ну, как так можно?
Все: Знает каждый гражданин-
Пожарный номер- 01.
Вовочка ( с ухмылкой)
Ну, я знаю номер этот
И с ребятами советы
Мы сейчас вам дать хотим.
Все: (скептически):
Ну, давайте! Поглядим!
1 хулиган:
Если ты ремонт затеял с газорезкой или сваркой,
То поставь баллоны рядом, где работаешь с огнем,(Слайд №4)
На баллон на кислородный ты накинь с мазутом тряпку,
Если сделаешь как надо, можешь в космос улететь.
2 хулиган:
Если праздник новогодний -ты укрась свечами елку
И игрушками из ваты, чтобы было веселей.( Слайд № 5)
А когда приедут гости -дружно свечи зажигайте,
Будет праздник самый славный для тебя и для друзей.
3 хулиган:
Ну, а если ты с друзьями, отдохнувши на природе,
Вдруг домой засобирался - не спеши костер тушить.( Слайд № 6)
Что напрасно напрягаться?- Ну, сгорит гектарчик леса,
Зато завтра в этом месте будет много жареных грибов.
4 хулиган:
Не спеши звонить в « пожарку», набирая, 01(Слайд № 7)
Пусть немного разгорится ,пусть народ повеселиться,
А то быстро все потушат- будет не на что смотреть.
Участник №1:
Что вы, что вы говорите ?!
Я прошу вас, замолчите!!!
Участник №2:
Всем напомнить, здесь уместно,
Что с огнем шутить нельзя.
Никогда не выполняйте советы Вовкины, друзья!
Участник №3:
Посмотри, что может быть
Если вдруг с огнем шутить…
(Участники агитбригады исполняют частушки)
1. Ах, не знаю, как у вас
А со мной случается
Как пожар увижу я
Сердце разрывается.
2. В школе вдруг пожар случился-
Знаем мы как дважды два:
Запасная дверь сгодиться,
Быстро мы бежим туда.
3. Если вдруг пожар случиться-
Ты, подружка, не зевай-
« 01» звони быстрее
И подмогу вызывай.
4. Как уходишь ты из дома,
Все приборы выключай,
А не то придешь из школы
Негде будет выпить чай.
5.Не играйте вы с огнем,
Милые ребятки,
А то можете сгореть
С головы до пятки.
Участник №1:
Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина,
На тот случай знаем тоже, как должны вести себя: (Слайд № 8)
Участник №2:
Если в двери выйти можно, так и сделаем- уйдем.
(показывает табличку «Запасной выход») (Слайд № 9)
Участник №3:
Из квартиры всех животных за собою уведем.
(в руках держит игрушки: медведь,щенок) (Слайд № 10)
Участник №4:
Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим
И попросим всех соседей позвонить по « 01»
(держит табличку с номером «01») ( Слайд № 11-12)
Ведущая:
Ребята, сегодня мы с вами повторили некоторые правила противопожарной безопасности. Сейчас мы с вами поиграем и проверим ваши знания. Игра называется « Это я, это я, это все мои друзья!». Если вы делаете так , то отвечайте хором вместе « Это я, это я, это все мои друзья!», а если нет, то молчите, пожалуйста. Встаньте, пожалуйста.(встали из своих мест)
Кто, почуяв, запах гари,
Сообщает о пожаре?
Это я, это я, это все мои друзья!
Кто из вас, почуяв дым, Говорит: Пожар! Горим!
Это я, это я , это все мои друзья
Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем?
Кто костер не зажигает,
И другим не разрешает?
Это я, это я, это все мои друзья!
Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
Это я, это я , это все мои друзья!
Признавайтесь-ка мне в том,
Кто из вас шалит с огнем?
Молодцы, ребята! ( Ребята садятся на свои места)
Участник № 1:
. Если дверь у вас закрыта, и сидим мы под замком,
А у нас вдруг загорелось- нам поможет телефон.
Участник № 2:
Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим.
Тете, маминой подруге, чтоб звонили « 01»
Участник №3:
Если нету телефона- мы к балкону поспешим,
За собою дверь балкона поплотнее затворим.
Участник №4:
Если нет у нас балкона- станем в окна мы кричать:
О пожаре всем прохожим громко будем сообщать.
Участник №1:
Нас тогда услышат люди и на помощь нам придут-
Ждать нам долго не придется- нас пожарные спасут.
Ведущая: Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть. Игра называется « Доскажи словечко».Я вам проговариваю текст, останавливаюсь, а вы доскажите.
С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур,
Если сделан из бумаги
Самодельный: (абажур)
Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с: ( утюгом)
Не суши белье над газом,
Все сгорит единым (разом).
Когда без присмотра оставлена печь,
Один уголек целый дом может: (сжечь).
Возле дома и сарая разжигать костер не смей!
Может быть беда большая для построек и: (людей).
Всем, друзья, вы расскажите,
Чем пожарные живут.
Они днем и ночью Ваши жизни: (берегут).
Ведущая: Молодцы, ребята.
Участник №1:
Почему мы двери закрываем поплотней?
Чтоб не дать пожару дальше разгореться поскорей.
Участник № 2:
Если двери мы откроем –свежий ветер налетит.
Силы он огню удвоит, полыхнет – и все сгорит.
Участник № 3:
Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит,
Этот дым по содержанью и едуч, и ядовит.
Участник №4:
Под кровать мы не забьемся и не спрячемся в шкафу –
До балкона доберемся, хоть ползем в сплошном дыму.
Ведущая: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да). Слушайте внимательно и постарайтесь отгадать.
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и параходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым)
Шипит и злится, воды боится.
С языком а не лает.
Без зубов, а кусает.
(Огонь)
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает.
(Свеча)
В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки-
Раздают всем огоньки.
(Спички)
Где с огнем беспечны люди,
обязательно он будет.
(Пожар)
Дым увидел- не зевай,
Нас скорее вызывай.
(Пожарные)
Ведущая: сейчас я зачитаю отрывки из литературных произведений, а вам необходимо грамотно объяснить опасность ситуации.
1) «Открыв духовку, Наташа увидела на противне Кузьку, который вопил не жалея голоса:
— Обожжешься! Сгоришь! Удирай, пока не поздно!
— Это ты сгоришь! — сказала Наташа и стала объяснять про газовую плиту и про духовку.
«Не дослушав объяснений, Кузька вылетел наружу как ошпаренный, подобрал коробку с пирожными, надел лапоть и сердито пнул плиту:
— Вот беда, беда, огорчение! Я-то думал, это будет мой домик, тихонький, укромненький, никто туда не заглянет. А сам, страх подумать, в печи сидел! Ах ты, батюшки!
Наташа стала его утешать.
— Я твоей плиты не боюсь, зря не укусит, — махнул рукою Кузька. — Я огня боюсь!»
2) Посадила Баба - Яга Иванушку на лопату и хотела его в печь засунуть. А Иванушка раздвинул ноги и в печь не лезет.
- Ты что, не знаешь, как нужно в печь залазить?
- Нет. А ты мне покажи.
- Эх, вы молодеешь, ничего вы не умеете. Все старикам учить вас надо.
Села Баба – Яга на лопату, а Иванушка ее в печь - то протолкнул и заслонку поставил.
(Русская народная сказка)
3) …А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
(К.И. Чуковский «Путаница»)
4)Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла. Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, он только выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула».
(Л.Толстой «Пожар»)
Ведущая: часто возникают ситуации, которые угрожают нашей жизни, причина- наша беспечность. (сценка)
Участник №1:
Юля в школу собиралась.
Юбку гладила, старалась.
Вдруг звонок раздался в двери.
К ней пришла подружка Вера
(Забегает подружка, обнимает Юлю. У той на юбке остался включенный утюг.)
Вера:
Юлька, что ты , не готова?
Побежали ждет нас Вова.
Торопись, а то уйдет,
С Люськой в школу он пойдет.
(Юля хватает сумку, смотрится в зеркало, явно торопится)
Юля:
Я уже бегу, подружка.
Дружба с Вовкой не игрушка!
Люська лишь того и ждет,
Сразу парня отобьет.
Участник №1:
Выпорхнула из квартиры,
Про утюг совсем забыла.
Он на юбке грелся, грелся-
Легкий шелк и загорелся.
(выбегают все члены агитбригады, строятся)
Участник №3:
Хорошо, что брат Сережка,
Увидал огонь в окошко.
01 он позвонил,
И пожарным сообщил.
Все:
Лишь пол комнаты сгорело!
Вот такое было дело!
(выходит Вова)
Участник №1:
Что на это скажешь, Вова?
Вова (с сарказмом):
До чего пустоголова
Эта девочка была!
Все:
Ну, к чему теперь слова!
Вовочка:
Это случай- единичный!
И типично он- девичий.
Вовсе не про пацанов-
Мы не жжем своих штанов.
Участник №1:
Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня),
На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.
Участник №2:
Если снять одежду сложно, мы на землю упадем-
По земле кататься будем –так мы справимся с огнем.
Участник №3:
Главное- позвать на помощь тех, кто борется с огнем.
Мы их очень уважаем и пожарными зовем.
Ведущая:
Пожарное дело - для крепких парней,
Пожарное дело - спасение
Пожарное дело - отвага и честь,
Пожарное дело - так было и есть!
Ведущая: Молодцы, ребята! А сейчас продолжим просмотр мультфильма «Кошкин дом»
Использованная литература:
1. Герасимова В.А. Классный час, играючи в начальной школе./М.: Творческий Центр «Сфера», 2005;
2. Землянская Е.Н. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №7, 2008 -№7/ М.: Центр «Педагогический поиск»;
3. Кондрашова Л. «Загадки для малышей» / М.: «Эксмо», 2004;
4. Маршак С.Я. Стихи. Рассказ о неизвестном герое -М.:ООО Издательство Астрель,-174с.:ил.—(Хрестоматия школьника)
5. Михалков С.В. Избранное. -М.:ООО Издательство АСТ:ООО Издательство Астрель,2004.-557с.: ил.-(Всемирная детская б-ка).
6. Методический журнал “Основы безопасности жизни”. Издательство “Русский журнал”-2004
7. Поляков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 1 класса. -М.: Дрофа; ДиК,1997.-2-е изд.-80с.:ил.
8. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 3 класс./ М.: «Вако», 2004 – 255с.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая безопасность или психологический комфорт в образовательном учреждении
Статья для педагогов...
влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.ppt
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность-презентация по ОБЖ для 9 класса...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности», урок 17 «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом».
Данная презентация иллюстрирует семнадцатый урок ОБЖ в 6 классе «Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом» по программе «Основы безопасности жиз...
План мероприятий по профилактике и предупреждению дорожно - транспортных происшествий, детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечению безопасности при перевозке учащихся в образовательных учреждениях
План мероприятий по профилактике и предупреждению дорожно - транспортных происшествий, детского дорожно-транспортного травматизма и обеспечению безопасности при перевозке учащихся в ...
Формирование основ компьютерной безопасности как один из аспектов воспитательной работы с учащимися
Методическая разработка, посвященная проблемам интернет и компьютерной безопасности подростков как важнейшего аспекта воспитательной работы классного руководителя....
"Один дома. Правила безопасности"
Тема: «Правила безопасности».Цели: знакомство школьников с правилами безопасного поведения дома.Задачи: познакомить детей с правилами безопасного поведения дома, совместно разработать спос...
Методическая разработка «Формирование культуры безопасного поведения на дорогах в общеобразовательном учреждении »
В методической разработке рассмотрены теоретические вопросы формирования культуры безопасного поведения на дорогах . Проанализированы различные технологии педагогической деятельности , направленные на...