Методическая разработка «Формирование культуры безопасного поведения на дорогах в общеобразовательном учреждении »
методическая разработка
В методической разработке рассмотрены теоретические вопросы формирования культуры безопасного поведения на дорогах . Проанализированы различные технологии педагогической деятельности , направленные на формирование безопасного поведения учащихся на дорогах . Рассмотрены практические аспекты работы ответственного за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в учебном заведении .
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование культуры безопасного поведения на дорогах в общеобразовательном учреждении »
ВВЕДЕНИЕ.
Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности.
Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчив незрелая, формирующаяся личность ребенка. Экологические проблемы большого города зачастую являются причиной астенизации, снижения энергичности и жизнестойкости у подрастающего поколения. Развитие и повсеместное распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества.
Удобство и комфортные условия проживания в цивилизации являются не только свободным выбором человека, но и необходимой, неизбежной средой его существования. Поскольку полностью избежать рассмотренных рисков невозможно, то необходимость формирования навыков безопасного поведения становится очевидной и необходимой задачей педагогического сообщества.
В предоставленной работе рассмотрены :
- Теоретические вопросы формирование культуры безопасного поведения на дорогах как систему ценностей, знаний, способов деятельности, норм, правил безопасности, основная функция которых – формирование и развитие готовности к профилактике и минимизации опасных факторов на дороге.
- проанализированы конкретные технологии, направленные на формировании безопасного поведения на дорогах у учащихся ГБОУ гимназия № 205 Фрунзенского района города Санкт-Петербург.
1.«Культура безопасности» - основа гармоничного развития личности школьника.
Одной из важнейших целей образования, ориентированных на формирование готовности к сотрудничеству с окружающим миром является формирование культуры безопасности. Это способствует формированию адекватного понимания поведения участников социального взаимодействия, а также самому взаимодействию с различными социальными субъектами, участвующими не только в образовательном процессе, но и за пределами образовательных учреждений.
Отражение актуальности этих задач нашли отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Концепции национальной безопасности РФ, Национальном проекте «Образование», и других документах.
Одним из важнейших направлений, определенных в качестве стратегических в данных документах, является обеспечение безопасности детей, в том числе и на дорогах.
В соответствии с Федеральным государственном образовательном стандарте основного общего образования:
« …9.Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; …»[4].
От уровня культуры, то есть «от ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков» [12].
Культура (от лат. cultura –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях[9].
В настоящее время понятие «культура безопасности» можно считать устоявшимся.
Под культурой безопасности жизнедеятельности, по определению Т. В. Мельниковой, понимается способ организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира [10].
Если рассматривать жизнедеятельность человека в окружающем мире в виде аспекта культуры безопасного поведения, то можно сказать, что его культура состоит из профессиональной культуры и культуры бытовой.
Бытовая культура– это совокупность этических, общеобразовательных, религиозных и прочих знаний, которыми должен обладать и руководствоваться в своей деятельности каждый член общества, невзирая на его профессиональную принадлежность. В свою очередь бытовую культуру можно разложить на следующие составляющие: культура поведения на дорогах, культура поведения на природе, культура обращения с отходами, культура обращения с бытовыми приборами и т.д.
2.Культура безопасного поведения на дорогах как объект педагогической деятельности.
Формирование культуры поведения на дорогах у учащихся является актуальной задачей, что связано с тенденциями развития современного мира.
В настоящее время аварийность и травматизм на дорогах превратились в серьёзную социально- экономическую проблему не только в России, но и во всём мире.
Положение в сфере безопасности дорожного движения Организация Объединённых Наций (ООН) характеризует как глобальный кризис. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о состоянии безопасности дорожного движения в мире (2015) г.), общее число случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) остается недопустимо высоким – 1,24 миллиона случаев в год [7] И с 2007 года не меняется.
В Российской Федерации в 2015 году в авариях погибли 23,1 тыс. человек — на 3,8 тыс. меньше, чем в 2014-м. За год травмы получили около 231 тыс. человек, что на 8,6% меньше, чем годом ранее. Общее число ДТП с погибшими и пострадавшими снизилось по итогам 2015 года на 8,2%, до 184 тыс. случаев. [6]
Во Фрунзенском районе г. Санкт-Петербурга в 2016 году было совершено 947 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадало 547 и погибло 14 человек.
При этом количество автомобилей в стране растет с каждым годом, и в 2016 году число зарегистрированных транспортных средств достигло более 56миллионов.
Среди погибших в ДТП 33% составили пешеходы – самые уязвимые участники дорожного движения [6].
Приведенные данные, по сути дела, характеризуют глобальный вызов к системе образования, тем самым обращая внимание на существование социально - педагогической проблемы и требуют от системы образования формирования культуры безопасного поведения на дорогах – как часть бытовой культуры, которая включает в себя состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности и безопасности окружающих его людей в сфере дорожного движения.
Культура безопасного поведения на дорогах представляет систему ценностей, знаний, способов деятельности, норм, правил безопасности, основная функция которых – формирование и развитие готовности к профилактике и минимизации опасных факторов на дороге, использованию социальных факторов безопасности.
Культура безопасного поведения на дорогах включает компоненты
деятельности (мотивы к безопасности, знания и умения обеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности, опыт самоконтроля в обеспечении безопасных условий на дороге) [13],
качества личности (ценностные ориентации, личные смыслы, способности, взгляды и убеждения как основу безопасного поведения на дороге),
направления базовой культуры личности (прежде всего мировоззренческую, нравственную, психологическую готовность к безопасному поведению на дороге),
основные функции которых – защита от факторов риска, создание безопасных условий нахождения на дороге, развитие безопасной жизнедеятельности.
Структурными компонентами культуры безопасного поведения на дорогах являются:
- аксиологический – нравственно-ценностная позиция: высокий уровень духовного самосознания, внимательность, ответственность, дисциплинированность, доброжелательность и т.д.;
- когнитивный – знания о возможных опасностях на дорогах для участников дорожного движения;
- деятельностный – умения, навыки и опыт, что, по сути дела, является компетентностью практической реализации теоретических принципов организационного, профилактического характера, предполагающих минимальную вероятность появления возможных опасностей.
При отсутствии хотя бы одного из структурных компонентов, формирование культуры безопасного поведения на дорогах потеряет свою целостность, а значит, возможность добиться устойчивого снижения дорожно-транспортных происшествий, количество пострадавших и погибших при ДТП.
2.1Структурные компоненты культуры
безопасного поведения.
Структурными компонентами культуры безопасного поведения на дорогах являются:
- аксиологический – нравственно-ценностная позиция
- когнитивный – знания о возможных опасностях на дорогах для участников дорожного движения;
- деятельностный – умения, навыки и опыт,
Аксиологический компонент культуры безопасного поведения на дорогах акцентирует нравственно-ценностную позицию участников дорожного движения в процессе формировании культуры безопасного поведения на дорогах: высокий уровень нравственного самосознания, понимание специфической природы духовности, ее особого места в структуре бытия и сознания. Наиболее значимыми ценностями для всех участников дорожного движения являются жизнь, здоровье, безопасность, дисциплинированность, внимательность, взаимоуважение доброжелательность, ответственность.
Критерием сформированности аксиологического компонента будут цен ности как особый социальный феномен положительной значимости в деятельности людей с такими показателями, как эмпатия, нравственные установки (доброта, интеллигентность, воспитанность, терпимость), социальная позиция.
Когнитивный компонент - знание служит становлению, развитию человека и является предпосылкой его участия в различных событиях и явлениях окружающей дорожной среды и должна основываться на правилах «предвидеть, предупреждать, предотвращать», включающих в себя не только знание способов и методов предотвращения опасных ситуаций на дороге, но и знание механизмов появления возможных опасностей пешеходов. Для учащихся –это знания правил перехода проезжей части и прогнозирование возникновения возможных опасных ситуаций при этом, правил передвижения по тротуару в городе и по обочине за городом, средств безопасности пешеходов (светоотражающие элементы или светлая одежда) .Это знания правил поведения в транспорте, средств безопасности (ремни безопасности, детские автокресла); у велосипедистов – это знания правил вождения велосипеда, правил подачи сигналов, устройства велосипеда, использования средств защиты(шлем, наколенники, налокотники).
Критерием сформированности когнитивного компонента являются знания. Его показателями могут служить: знание возможных опасностей на дорогах; способность к анализу и прогнозированию данных опасностей; владение механизмами минимизации негативного воздействия опасностей
Деятельность. Знание и деятельность строго взаимодетерминированы. Критериями сформированности деятельностного компонента являются умения и навыки. Его показателями могут служить: умение предотвращения опасностей в дорожных ситуациях; способность прогнозного видения и созидания механизмов предотвращения опасностей, предполагающих минимальную вероятность их появления[14],.
При отсутствии хотя бы одного из структурных компонентов, формирование культуры безопасного поведения на дорогах потеряет свою целостность, а значит, возможность добиться устойчивого снижения дорожно-транспортных происшествий, количество пострадавших и погибших при ДТП.
Можно сделать вывод, что формирование культуры безопасного поведения на дорогах в общеобразовательном учреждении должно проводится комплексно, охватывая все структурные компоненты культуры безопасного поведения в период урочной, внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования (ОДОД) и при проведении культурно-развлекательных мероприятий.
3.Формирование культуры безопасного поведения на дорогах в общеобразовательном учреждении
(Организация работы ответственного за профилактику ДДТТ в ГБОУ)
Одним из важнейших направлений деятельности общеобразовательного учреждении является обеспечение безопасности детей, в том числе и на дорогах. В Российской Федерации количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей в возрасте до 16 лет и число детей, пострадавших в ДТП, остается стабильно высоким и проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) и смертности на дорогах остается весьма актуальной.
Решение данной проблемы невозможно без формирование культуры безопасного поведения на дорогах, причем с учетом новых реалий повседневной жизни.
Глубокое осознание остроты проблемы обусловило введение с 2003 г. в штатный состав городских и районных управлений Госавтоинспекции должности инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения (БДД), который должен координировать, контролировать деятельность субъектов, ответственных за профилактическую работу с детьми. В это же время в образовательных учреждениях вводится понятие «ответственный за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма(ДДТТ) в ГБОУ», что вызвано обострением проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и необходимостью более целенаправленной и систематической работы в этом направлении. От деятельности «ответственный за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма(ДДТТ) в ГБОУ» во многом зависит состояние детского дорожно-транспортного травматизма в школе.
В данном разделе проведен анализ организации работы ответственного за профилактику ДДТТ в ГБОУ гимназия № 205 Фрунзенского района города Санкт-Петербург.
«Ответственный за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма(ДДТТ) в ГБОУ» назначается приказом директора гимназии , и в своей деятельности руководствуется нормативными документами, указаниями директора гимназии, отдела образования района, ГИБДД района и районного опорного центра по безопасности дорожного движения.
Рис.1
В своей работе он опирается на воспитательную службу гимназии и руководит работой классных руководителей и преподавателей в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. В гимназии создается отряд юных инспекторов дорожного движения (ЮИД) , который активно привлекается к работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (рис. 1).
На основании нормативных документов, указаний отдела образования, годового плана по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма РОЦ по БДД, «ответственный за профилактику ДДТТ в ГБОУ» планирует работу на учебный год (см. рис. 2).
Разрабатывается план общешкольных мероприятий по профилактике и предупреждению ДДТТ в ГБОУ и план работы отряда ЮИД в ГБОУ, и на них
рис. 2
основании разрабатывается раздел профилактики ДДТТ плана воспитательной работы ГБОУ и даются указания для разработки соответствующих разделов планов воспитательной работы классных руководителей.
Планирование осуществляется в соответствии с основными направлениями работы по профилактики ДДТТ (см рис. 3)
рис. 3
Обучение правилам дорожного движения является важнейшей формой формирование культуры безопасного поведения на дорогах и реализует когнитивный компонент .
рис. 4
Оно реализуется как в урочной форме, в рамках изучения предметов ОБЖ (5-11 кл.) и Окружающий мир (1-4 кл.) так и во внеурочной форме в виде ежемесячных дополнительных занятий по ПДД , проводимых классными руководителями. ( См. рис. 4).
Кроме традиционных занятий по ПДД , обучение проводится в виде:
- проведения ежедневных 5-минуток (на последнем уроке) по рассмотрению ситуационных задач по ПДД и формированию деятельностной составляющей культуры безопасного поведения на дорогах.
- проведения классными руководителями инструктажей учащихся по ПДД в начале и конце каждой четверти.
- самостоятельное изучение учащимися ПДД с использованием общешкольной и внутри кабинетной наглядной агитации (см. рис. 5)
рис. 5
Огромное значение для формирование культуры безопасного поведения на дорогах имеют творческие мероприятия, что позволяет не только закрепить полученные знания и выработать правильные действия в дорожных условиях, но и воспитать у учащихся высокий уровень духовного самосознания, внимательность, ответственность, дисциплинированность, доброжелательность при этом реализовав их творческий потенциал.
(см рис. 6)
рис. 6
Дети творчески одаренные, с активной жизненной позицией и высокими нравственными качествами составляют основу отряда юных инспекторов дорожного движения. Работа с этой категорией детей (см.рис.7) важна для формирования
рис. 7
благоприятного психологического климата в школьном коллективе, и позволяет развивать личностные качества как участников ЮИД, так и формировать культуру безопасного поведения на дорогах у учеников всей школы. Участвуя в агитбригаде ЮИД, дети получают опыт творческой деятельности, умение доносить и отстаивать свою позицию, формируют опыт правильного поведения на дорогах.
Кроме работы с одаренными учащимися важна работа и с теми, кто нарушает правила дорожного движения.(см рис.8). В случае получения такой информации, факт нарушения фиксируется в журнале учета карточек нарушителей ПДД , проводится общешкольная радиолинейка, на которой необходимо провести детальный разбор происшествия.
С учащимся обязательно необходимо провести беседу и дополнительный инструктаж по технике безопасности.
рис. 8
Если нарушитель проведет классный час на тему соблюдения ПДД, нарушений правил дорожного движения с его стороны, как правило, уже не бывает.
Важнейшим направлением формирование культуры безопасного поведения на дорогах является проведение организованных выездов из школы.
Тщательно подготовленный и правильно организованный выезд учащихся позволяет формировать все компоненты культуры безопасного поведения на дорогах – аксиологический, когнитивный и деятельностный, способствует формированию у школьников модели правильного поведения на дорогах и на транспорте.
Проведенный инструктаж по правилам поведения на экскурсии, разбор нештатных ситуаций, контроль за поведением учащихся вне школы помогает сформировать у школьников устойчивые навыки культуры безопасного поведения на дорогах (см. рис. 10)
рис. 10
Выводы:
- Формирование культуры безопасного поведения на дорогах является важнейшей задачей общеобразовательного учреждения, и актуальность этой задачи в ближайшее время будет только усиливаться.
- Формирование культуры безопасного поведения на дорогах детей школьного возраста является педагогическим условием включения их в жизнь, становления и развития у них готовности эффективно действовать в непредсказуемых, опасных, критических условиях
- Формирование культуры безопасного поведения на дорогах является комплексной задачей.– обязательным условием становления культуры безопасного поведения на дорогах является формирование ценностных качеств, знаний, умений и навыков по преодолению опасных ситуаций в дорожно-транспортной среде.
Литература.
- Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
- Законы РФ: "О безопасности", 1992; "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", 1994; "О пожарной безопасности", 1994; "О радиационной безопасности", 1995; "Об обороне", 1996; "О гражданской обороне", 1997.
- Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), «О дополнительном образовании» (2001).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2010.
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ :
- Сведения за 2015 год // Госавтоинспекция МВД России :
- [офиц. сайт]. – URL: http://www.gibdd.ru/stat01
- Доклад о состоянии безопасности дорожного движения вире 2013 / Всемирная организация здравоохранения. – http://www.who.int/en/
- Культура // Большая советская энциклопедия : Словари иэнциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. – URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/100918/Культура/
- Материалы IV Международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». – СПб., 2012.. Мельникова Т. В. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на основе технологии модульногообучения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – СПб., 2006. –
- Мошкин В. Н. Безопасность ребенка: методические рекомендации. – Барнаул: АГИК, 1992. –
- Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.
- Хашимов М. М., Валиуллина Н. М. О понятии транспортной культуры // Pandiaweb.ru : социальная сеть [Электронный ресурс]. – URL: http://pandia.org/text/78/012/76785.php/
- Перфильева Н. В. Формирование культуры безопасности поведения детей на дорогах // Педсовет.org : 15-й Всерос. Интернет-педсовет [Электронный ресурс]. – URL: http://pedsovet.org/...
- Е. И. Толочко Культура безопасного поведения на дорогах [Электронный ресурс]. http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2015-1_173-179.pdf
- Марчук Н.Ю. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. Екатеринбург. 2014 . [Электронный ресурс]...centerlado.ru/.
- http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
- http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
- http://www.school-obz.org/ информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности
Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Веселых стартов для 1-7 классов общеобразовательного учреждения
методический материал для проведения Веселых стартов с учащимися 1-7 классов...
Методическая разработка. Профилактика моббинга и буллинга в детских общеобразовательных учреждениях.
Методическая разработка посвящена различным вариантам жестокого обращения в детской молодежной среде. При этом акцент сделан на одной из злободневных проблем - буллинг и моббинг в детских социальных и...
Формирование культуры безопасного поведения на дорогах в ГБОУ лицей №299 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Неблагоприятная обстановка с дорожно-транспортными происшествиями в Санкт-Петербурге привела к необходимость внести в поурочное планирование по ОБЖ уроков по правилам дорожного движения. Предлаг...
Методические рекомендации по формированию толерантного поведения у обучающихся общеобразовательного учреждения
Основная цель курса заключается в формировании культуры миротворчества и воспитании толерантной личности, характеризующейся толерантным сознанием, толерантным отношением и толерантным поведе...
Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах
В статье рассматривается роль ОДОД в формировании культуры безопасного поведения школьников на дорогах....
Методическая разработка на тему "Правила поведения и техника безопасности на уроках по физической культуре".
Данные материалы регулируют поведение учеников на уроке физической культуры....
Методическая разработка - проект детско-юношеской медиастудии на базе общеобразовательного учреждения "Медиастудия "Школьная планета"
Сегодня инфокоммуникационные технологии занимают ключевую роль в жизни общества. Они во многом определяют массовое сознание, поведенческие мотивы людей, их личностные качества, профессиональные интере...