Формирование основ компьютерной безопасности как один из аспектов воспитательной работы с учащимися
методическая разработка (8 класс) на тему
Методическая разработка, посвященная проблемам интернет и компьютерной безопасности подростков как важнейшего аспекта воспитательной работы классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_kompyuternaya_bezopasnost_1.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 31 Красноармейского района Волгограда» |
г. Волгоград 400055 улица имени Фадеева, 1 тел. 62-80-05
ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕМУ:
«Формирование основ компьютерной безопасности как один из аспектов воспитательной работы с учащимися»
Авторы: учитель первой квалификационной категории Тимохина Елена Сергеевна, учитель английского языка первой категории Вахитова Оксана Рустамовна. |
Волгоград, 2017
Содержание
I. Информационно-справочные сведения об опыте | с.3 |
II. Технологические сведения об опыте: 2.1. Актуальность опыта. 2.2. Постановка цели 2.3. Задачи, успешно решаемые в опыте. 2.4. Педагогические средства, используемые в опыте 2.5. Технология описания работы. 2.6. Педагогическая результативность опыта. | с. 3 с. 4 с. 4 с. 5 с. 5 с.13 |
III. Сведения о перспективах использования в массовой практике: 3.1.Условия функционирования опыта. 3.2.Теоретико-практические основы опыта. 3.3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике. | С.15 с. 15 с. 16 |
IV. Список использованной литературы. | с. 13 |
V. Приложения: |
I. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Тема опыта: «Формирование основ компьютерной безопасности как один из аспектов воспитательной работы с учащимися»
Авторы опыта: учитель английского языка первой категории Вахитова Оксана Рустамовна, учитель первой квалификационной категории Тимохина Елена Сергеевна.
Место функционирования опыта:
400055, г Волгоград, улица Фадеева, 1,
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 31, тел. 62-80-05
Длительность функционирования: с 2013 года
II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ
2.1. Актуальность опыта обусловлена тем фактором, что огромное количество времени современные дети просиживают за компьютером. С одной стороны это хорошо, учащиеся набираются опыта работы с компьютером, черпают информацию, узнают что-то новое. А с другой стороны компьютер хранит много опасностей, о которых необходимо рассказывать детям. Компьютерная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования и работы на компьютере. Формирование компьютерной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия.
2.2. Цель педагогического опыта
Формирование у учащихся надлежащего уровня компетентности в сфере компьютерной безопасности.
2.3. Задачи, успешно решаемые в опыте.
- Формирование представлений о компьютерной безопасности и методах обеспечения информационной безопасности у учащихся.
- Формирование представлений о компьютерной безопасности и методах обеспечения информационной безопасности у родителей.
- Изучение аспектов этических и правовых норм информационной деятельности человека.
- Определение плана действий для предотвращения угрозы компьютерной безопасности.
2.4. Педагогические средства, используемые в опыте
2.4.1 По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
2.4.2. По характеру познавательной деятельности: объснительно- наглядный, проблемное изложение, частично-поисковый,
исследовательский;
2.5. Технология описания работы
Понятия «компьютер», «виртуальная культура», «всемирная паутина», «социальная сеть» и т.п. прочно закрепились в нашем сознании, а сам феномен Интернет стремительно проник в нашу профессиональную и бытовую реальности, разрушив территориальные и временные границы, сделав нашу жизнь более разнообразной и информативной. Совершенно очевидно, что новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества. Однако, компьютер и интернет несут в себе не меньшую угрозу, чем наркотики или алкоголь. И главной мишенью этой угрозы становятся дети. Задача нас, взрослых, - обеспечить их компьютерную безопасность.
Современные дети с пелёнок знают, что такое компьютер, а к году уже орудуют мышкой и нажимают на кнопки клавиатуры. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения. Компьютер является источником электромагнитных излучений, приводящих к различным заболеваниям. Постоянное нахождение перед компьютером приводит к ухудшению зрения и заболеваниям шейного отдела позвоночника.
Также немалую угрозу представляет собой интернет. Рассмотрим, какие существуют виды онлайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического, нравственного здоровья и полноценного развития ребенка.
1. Обилие откровенных материалов сексуального характера.
Многочисленные видеоролики и снимки с так называемой «жесткой эротикой», в том числе содержащие информацию о сексуальных извращениях, могут дезориентировать ребенка, ранить его психику. Интернет зачастую дает неверное представление о сути интимных отношений между людьми, эксплуатирует и извращает естественное любопытство детей.
2. Появление виртуальных знакомых и друзей, среди которых могут оказаться педофилы и извращенцы, мошенники и хулиганы, а виртуальное хамство и розыгрыши могут закончиться киберпреследованием и киберунижением, доставив объекту травли множество страданий.
Обратите внимание на новые понятия, которые обозначают некоторые виды угроз.
В последние годы получили распространение такие общественно опасные посягательства на личность несовершеннолетнего в сети, как кибербуллинг (cyberbullying) – нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Наиболее опасными видами кибербуллинга считаются киберпреследование – скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также хеппислепинг (Happy Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение) – видеоролики с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы.
Встречается в виртуальной среде и так называемый буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия.
Особенно опасным может стать груминг – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи, вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к ребенку, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей информацию, которой потом могут шантажировать ребенка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед веб-камерой.
3. Опасная для детей информация, способная причинить серьезный вред их здоровью, развитию и безопасности. Может содержаться на электронных ресурсах, содержащих материалы экстремистского и террористического характера.
4. Особую опасность представляют для незрелой психики детей электронные ресурсы, созданные и деструктивными религиозными сектами.
5. Доверчивость и наивность детей нередко используют в своих целях компьютерные мошенники, спамеры, фишеры. Несовершеннолетние скачивают неизвестные файлы, которые могут оказаться вирусами или содержать незаконную информацию. Недостаточно информированный об опасностях в сети ребенок может сообщить злоумышленнику номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и многое другое.
6. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Помимо указанной информации в Сети есть немало сомнительных развлечений, таких как онлайн-игры, пропагандирующие секс, жестокость и насилие, требующие немалых финансовых вложений. Дети бывают вовлечены в азартные игры в сети.
7. Психологами отмечается интернет-зависимость среди подростков, которая появляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение.
8. Опасность для детей представляют также социальные сети и блоги, на которых ребенок оставляет о себе немало настоящей информации, завязывает небезопасные знакомства, нередко подвергается незаметной для него деструктивной психологической и нравственно-духовной обработке.
9. Дети все чаще используются дельцами от порнобизнеса в качестве моделей для детской порнографии.
Главное средство защиты от педофила – ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть – никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он приобрел в интернете. По крайней мере, без родительского присмотра. Такова характеристика угроз каким образом это можно попытаться «лечить» применительно к интернету.
В первую очередь конечно это информационно-просветительская деятельность, которая должна учитывать целый ряд факторов, она должна носить характер не только повышения квалификации тех специалистов, которые непосредственно работают с детьми и детским контентом, но она должна так же воздействовать на формирование грамотного и ответственного сознания у детей и родителей. И в данном случае очень высока роль школы, как транслятора позитивных воспитательных ценностей: школа является очень важным каналом для распространения подобной просветительской информации.
В обеспечении компьютерной безопасности детей большую роль играет работа с родителями. В своей работе с родителями мы даём следующие рекомендации:
1. Родители должны быть первыми, к кому ребенок придет с проблемой. Однако очень часто случается наоборот. Почему так происходит? Чаще всего дети не обращаются за помощью к родителям, потому что те слишком остро реагируют. Нередко дети считают, что после того как выложат маме и папе всю правду, станет только хуже: родители позвонят другим родителям, начнут разбираться с другими детьми или ограничат доступ к интернету. Или же наоборот – реакция будет слишком легкомысленной: «Ну и пусть обзываются. Не обращай внимания, это все глупости!» На деле же «глупостями» можно нанести ребенку настоящую рану или даже психотравму с серьезными последствиями. Не секрет, что отдельные случаи кибербуллинга в мире завершались самоубийствами детей и подростков. Научитесь слушать.
2. Создайте вокруг ребенка атмосферу безопасности. Если интернет-пространство кажется ему чужим и агрессивным, пусть ребенок чувствует себя спокойно рядом с вами. Оказывайте ребенку поддержку и проявляйте любовь.
3. Если вы понимаете, что Ваш ребенок «интернет – зависим» и это приобретает серьезный оборот вам необходимо прибегнуть к помощи психолога.
Далее прилагаем советы, рекомендации для родителей которые помогут им защитить детей от негативной информации.
Для предотвращения негативных последствий неграмотного пользования Интернетом детьми, мы стремимся к следующему:
- Научить детей не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений.
- Предупреждаем, что нельзя открывать подозрительные послания электронной почты, файлы, приложения или веб-страницы от незнакомых или сомнительных людей.
- Научить детей не организовывать встреч со своими знакомыми по интернету. Объясните, что люди в чатах не всегда те, за кого себя выдают, и в реальной жизни могут сильно отличаться от того, какими они кажутся в интернете. Предупреждаем, что если ребенок все же решится на встречу, то пусть назначает ее в общественном месте и обязательно предупредит родителей.
- Рекомендуем родителям держать компьютер там, где удобнее контролировать его использование. Рекомендуем также установить четкие требования насчет пользования компьютером и Интернетом, и всегда требовать их выполнения.
Таким образом, наша работа по обеспечению компьютерной безопасности направлена на развитие и умение грамотно использовать интернет детьми. Ведь интернет – это не только очаг жестокости, но и самая богатая в мире библиотека знаний, развлечений, общения и других полезных вещей. Мы стремимся научить учащихся правильно пользоваться этим неисчерпаемым источником информации.
В школе мы проводим следующие мероприятия по обеспечению компьютерной безопасности:
- Классные часы
- Родительские собрания
- Анкетирование школьников
На наш взгляд, формирование культуры пользования компьютера и компьютерной безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый, поэтому от того какими вырастут наши дети, как смогут защитить себя в интернете зависит от нас, взрослых (педагогов, родителей).
2.6. Результативность
В результате комплекса мероприятий, направленных на обеспечение компьютерной безопасности школьников (анкетирование, классные часы, работа с родителями), мы пришли к следующим результатам.
Совместное участие педагогов и родителей в жизни учащихся играет очень большую роль в обеспечении компьютерной безопасности детей. Результат нашей деятельности показал, что чем чаще педагоги проводят работу по обеспечению компьютерной безопасности и чем чаще родители интересуются жизнью ребенка, обсуждают с детьми их интересы, контролируют и говорят о вредном воздействии информации:
- сокращается длительность компьютерных игр у детей;
- меньше интересуются эротикой в Интернете;
- сокращается число детей, которые положительно относятся к насилию на экране;
- меньше интереса к распространению видеосъемок с насилием;
-осознают вред, наносимый долгим нахождением перед экраном компьютера;
- меньше интереса к жестоким компьютерным играм.
По результатам нашей работы, мы можем сделать вывод, что в настоящее время дети не защищены государством, так как многие положения по защите прав детей в информационной сфере являются декларативными. Защита прав детей в информационном пространстве мало интересует органы здравоохранения, инспекцию по делам несовершеннолетних, практически нет никакого внимания со стороны департаментов образования, органов власти, как на местном, так и на областном уровне. Только родители и отчасти учителя пока могут обеспечить безопасность ребенка в информационном пространстве, но и здесь существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми.
III. СВЕДЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ
3.1. Условия функционирования опыта
- обеспечение каждого ученика необходимым уровнем знаний по компьютерной безопасности;
- осознание детьми и родителями важности обеспечения компьютерной безопасности.
3.2. Теоретико-практические основы опыта
- Теория информационной безопасности Г.В. Грачева. Согласно Г.В.Грачёву, информационная безопасность личности — это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой. В качестве технологической основы формирования психологической самозащиты личности выделяют следующие компоненты: общая установка, ориентировка в ситуации, определение потенциала воздействия, выявление признаков угроз информационно правовой безопасности личности, организация защитного поведения [10. С. 30].
- Теория информационной безопасности Н.И. Саттаровой, которая под информационной безопасностью личности понимает состояние защищенности ее основных интересов, которые состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии, от угроз, вызываемых информационным воздействием на психику и социокультурное развитие человека разнообразными социальными субъектами и информационной средой общества [11. С. 34].
- Теория Т.А. Малых, применительно к области образования дающий понятие информационной безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, проявляющееся в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать негативные эффекты информационного воздействия. Под угрозой информационной безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере. Обеспечение информационной безопасности есть совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике личности. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся.
3.3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.
Итак, мы полагаем, что, предложенный опыт применим в массовой образовательной практике, что обусловлено следующими факторами:
- предложенные в опыте приемы (классные часы, анкетирование, родительские собрания) достаточно просты для реализации, при этом наглядны и действенны.
- формирование основ компьютерной безопасности на сегодняшний день является одной из актуальных проблем в современной воспитательной работе с учащимися.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бабаш, А.В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум: Учебное пособие / А.В. Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. - М.: КноРус, 2013. - 136 c.
2. Бирюков, А.А. Информационная безопасность: защита и нападение / А.А. Бирюков. - М.: ДМК Пресс, 2013. - 474 c.
3. Гафнер, В.В. Информационная безопасность: Учебное пособие / В.В. Гафнер. - Рн/Д: Феникс, 2010. - 324 c.
4. Громов, Ю.Ю. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. - Ст. Оскол: ТНТ, 2010. - 384 c.
5. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 239 c.
6. Запечинков, С.В. Информационная безопасность открытых систем в 2-х томах т.2 / С.В. Запечинков. - М.: ГЛТ, 2008. - 558 c
7. Конотопов, М.В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум / М.В. Конотопов. - М.: КноРус, 2013. - 136 c.
8. Малюк, А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации / А.А. Малюк. - М.: ГЛТ, 2004. - 280 c.
9. Мельников, Д.А. Информационная безопасность открытых систем: учебник / Д.А. Мельников. - М.: Флинта, 2013. - 448 c.
10. Петров, С.В. Информационная безопасность: Учебное пособие / С.В. Петров, И.П. Слинькова, В.В. Гафнер. - М.: АРТА, 2012. - 296 c.
11. Семененко, В.А. Информационная безопасность: Учебное пособие / В.А. Семененко. - М.: МГИУ, 2010. - 277 c.
12. Шаньгин, В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: Учебное пособие / В.Ф. Шаньгин. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
13. Ярочкин, В.И. Информационная безопасность / В.И. Ярочкин. - М.: Академический проект, 2008. - 544 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация просветительно-воспитательной работы с учащимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни (из личного опыта)
Программа по пропаганде здорового образа жизни Основания для разработки программы: · Закон РФ «Об образовании».·...
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников на основе метапредметных результатов обучения
Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников на основе метапредметных результатов обучения с решением задач из различных предметных областей на уроках ОБЖ...
Проект по формированию основ пожарной безопасности дошкольников.
Проблема безопасности жизнедеятельности обучающихся признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача образовательного учрежд...
Сценарий мероприятия по формированию основ пожарной безопасности игра - квест «Школа пожарной безопасности»
Сценарий мероприятия по формированию основ пожарной безопасности...
«Формирование базовых ценностей как один из важнейших аспектов воспитательной работы»
Кратко рассмотрена реализация программы внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся «Страна добра»...
Текст презентации «Трансформация текста как один из аспектов совершенствования общеучебных навыков учащихся»
Текст презентации «Трансформация текста как один из аспектов совершенствования общеучебных навыков учащихся»...
Сценарий игрового досуга по формированию основ пожарной безопасности
laquo;Мы - пожарные»...