Формирование основ компьютерной безопасности как один из аспектов воспитательной работы с учащимися
методическая разработка (8 класс) на тему

Тимохина Елена Сергеевна

Методическая разработка, посвященная проблемам интернет и компьютерной безопасности подростков как важнейшего аспекта воспитательной работы классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_kompyuternaya_bezopasnost_1.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 31

Красноармейского района Волгограда»

г. Волгоград 400055     улица имени  Фадеева, 1    тел. 62-80-05

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ТЕМУ:

«Формирование основ компьютерной безопасности как один из аспектов воспитательной работы с учащимися»

Авторы: учитель первой квалификационной категории Тимохина Елена Сергеевна, учитель английского языка первой категории Вахитова Оксана Рустамовна.

                                                   

Волгоград, 2017

Содержание

I. Информационно-справочные сведения об опыте

с.3

II. Технологические сведения об опыте:

2.1. Актуальность опыта.

2.2. Постановка цели

2.3. Задачи, успешно решаемые в опыте.

2.4. Педагогические средства, используемые в опыте

2.5. Технология описания работы.

2.6. Педагогическая результативность опыта.

с. 3

с. 4

с. 4

с. 5

с. 5

с.13

 III. Сведения о перспективах использования в массовой практике:

3.1.Условия функционирования опыта.

3.2.Теоретико-практические основы опыта.

3.3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.

С.15

с. 15

с. 16

IV. Список использованной литературы.

с. 13

V. Приложения:

I. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

Тема опыта: «Формирование основ компьютерной безопасности  как один из аспектов воспитательной работы с учащимися»

Авторы опыта: учитель английского языка первой категории Вахитова Оксана Рустамовна, учитель первой квалификационной категории Тимохина Елена Сергеевна.

Место функционирования опыта:

400055, г Волгоград, улица Фадеева, 1,

 муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя  школа № 31, тел. 62-80-05

Длительность функционирования: с 2013 года

II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

2.1. Актуальность опыта  обусловлена тем фактором, что огромное количество времени современные дети просиживают за компьютером. С одной стороны это хорошо, учащиеся набираются опыта работы с компьютером, черпают информацию, узнают что-то новое. А с другой стороны компьютер хранит много опасностей, о которых необходимо рассказывать детям. Компьютерная безопасность человека подразумевает исключение опасностей в процессе информирования и работы на компьютере. Формирование компьютерной безопасности связывают с воспитанием умения адекватно реагировать на поступающую информацию, избавляться от непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия. 

2.2. Цель  педагогического опыта

Формирование у учащихся надлежащего уровня компетентности в сфере компьютерной безопасности.

2.3. Задачи, успешно решаемые в опыте.

 

  1. Формирование представлений о компьютерной безопасности и  методах обеспечения информационной безопасности у учащихся.
  2. Формирование представлений о компьютерной безопасности и  методах обеспечения информационной безопасности у родителей.
  3. Изучение аспектов этических и правовых норм информационной деятельности человека.
  4. Определение плана действий для предотвращения угрозы компьютерной безопасности.

2.4. Педагогические средства,  используемые в опыте

       2.4.1 По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;

       2.4.2. По характеру познавательной деятельности: объснительно-       наглядный, проблемное изложение, частично-поисковый,

        исследовательский;

2.5. Технология  описания работы

Понятия «компьютер», «виртуальная культура», «всемирная паутина», «социальная сеть» и т.п. прочно закрепились в нашем сознании, а сам феномен Интернет стремительно проник в нашу профессиональную и бытовую реальности, разрушив территориальные и временные границы, сделав нашу жизнь более разнообразной и информативной. Совершенно очевидно, что новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества. Однако, компьютер и интернет несут в себе не меньшую угрозу, чем наркотики или алкоголь. И главной мишенью этой угрозы становятся дети. Задача нас, взрослых, - обеспечить их компьютерную безопасность.

Современные дети с пелёнок знают, что такое компьютер, а к году уже орудуют мышкой и нажимают на кнопки клавиатуры. Тесное «общение» ребёнка с компьютером вызывает неоднозначное отношение: с одной стороны сейчас действительно без компьютера – никуда. С другой стороны, постоянное сидение за компьютером чревато серьёзными последствиями. Самым опасным из них является формирование у ребенка зависимости от компьютера, которая является настоящей болезнью, требующей лечения. Компьютер является источником электромагнитных излучений, приводящих к различным заболеваниям. Постоянное нахождение перед компьютером приводит к ухудшению зрения и заболеваниям шейного отдела позвоночника.

Также немалую угрозу представляет собой интернет. Рассмотрим, какие существуют виды онлайн угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического, нравственного здоровья и полноценного развития ребенка.

1. Обилие откровенных материалов сексуального характера.
Многочисленные видеоролики и снимки с так называемой «жесткой эротикой», в том числе содержащие информацию о сексуальных извращениях, могут дезориентировать ребенка, ранить его психику. Интернет зачастую дает неверное представление о сути интимных отношений между людьми, эксплуатирует и извращает естественное любопытство детей.

2. Появление виртуальных знакомых и друзей, среди которых могут оказаться педофилы и извращенцы, мошенники и хулиганы, а виртуальное хамство и розыгрыши могут закончиться киберпреследованием и киберунижением, доставив объекту травли множество страданий.
Обратите внимание на новые понятия, которые обозначают некоторые виды угроз.

В последние годы получили распространение такие общественно опасные посягательства на личность несовершеннолетнего в сети, как кибербуллинг (cyberbullying) – нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Наиболее опасными видами кибербуллинга считаются киберпреследование – скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также хеппислепинг (Happy Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение) – видеоролики с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. 
Встречается в виртуальной среде и так называемый буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия.
Особенно опасным может стать груминг – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи, вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к ребенку, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей информацию, которой потом могут шантажировать ребенка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед веб-камерой.

3. Опасная для детей информация, способная причинить серьезный вред их здоровью, развитию и безопасности. Может содержаться на электронных ресурсах, содержащих материалы экстремистского и террористического характера.

4. Особую опасность представляют для незрелой психики детей электронные ресурсы, созданные и деструктивными религиозными сектами.

5. Доверчивость и наивность детей нередко используют в своих целях компьютерные мошенники, спамеры, фишеры. Несовершеннолетние скачивают неизвестные файлы, которые могут оказаться вирусами или содержать незаконную информацию. Недостаточно информированный об опасностях в сети ребенок может сообщить злоумышленнику номер кредитной карточки родителей, пароль от электронного кошелька, свой настоящий адрес и многое другое.

6. Пропаганда наркотиков, насилия и жестокости, суицидального поведения, абортов, самоповреждений может быть весьма опасной для неокрепшей детской психики. Помимо указанной информации в Сети есть немало сомнительных развлечений, таких как онлайн-игры, пропагандирующие секс, жестокость и насилие, требующие немалых финансовых вложений. Дети бывают вовлечены в азартные игры в сети.

7. Психологами отмечается интернет-зависимость среди подростков, которая появляется в навязчивом желании неограниченно долго продолжать сетевое общение.

8. Опасность для детей представляют также социальные сети и блоги, на которых ребенок оставляет о себе немало настоящей информации, завязывает небезопасные знакомства, нередко подвергается незаметной для него деструктивной психологической и нравственно-духовной обработке.
9. Дети все чаще используются дельцами от порнобизнеса в качестве моделей для детской порнографии.

Главное средство защиты от педофила – ребенок должен твердо усвоить, что виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными. То есть – никаких встреч в реальном мире с теми друзьями, которых он приобрел в интернете. По крайней мере, без родительского присмотра. Такова характеристика угроз каким образом это можно попытаться «лечить» применительно к интернету.

В первую очередь конечно это информационно-просветительская деятельность, которая должна учитывать целый ряд факторов, она должна носить характер не только повышения квалификации тех специалистов, которые непосредственно работают с детьми и детским контентом, но она должна так же воздействовать на формирование грамотного и ответственного сознания у детей и родителей. И в данном случае очень высока роль школы, как транслятора позитивных воспитательных ценностей: школа является очень важным каналом для распространения подобной просветительской информации.

В обеспечении компьютерной безопасности детей большую роль играет работа с родителями. В своей работе с родителями мы даём следующие рекомендации:

1. Родители должны быть первыми, к кому ребенок придет с проблемой. Однако очень часто случается наоборот. Почему так происходит? Чаще всего дети не обращаются за помощью к родителям, потому что те слишком остро реагируют. Нередко дети считают, что после того как выложат маме и папе всю правду, станет только хуже: родители позвонят другим родителям, начнут разбираться с другими детьми или ограничат доступ к интернету. Или же наоборот – реакция будет слишком легкомысленной: «Ну и пусть обзываются. Не обращай внимания, это все глупости!» На деле же «глупостями» можно нанести ребенку настоящую рану или даже психотравму с серьезными последствиями. Не секрет, что отдельные случаи кибербуллинга в мире завершались самоубийствами детей и подростков. Научитесь слушать.

2. Создайте вокруг ребенка атмосферу безопасности. Если интернет-пространство кажется ему чужим и агрессивным, пусть ребенок чувствует себя спокойно рядом с вами. Оказывайте ребенку поддержку и проявляйте любовь.

3. Если вы понимаете, что Ваш ребенок «интернет – зависим» и это приобретает серьезный оборот вам необходимо прибегнуть к помощи психолога.
Далее прилагаем советы, рекомендации для родителей которые помогут им защитить детей от негативной информации.

Для предотвращения негативных последствий неграмотного пользования Интернетом детьми, мы стремимся к следующему:

  • Научить детей не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений.
  • Предупреждаем, что нельзя открывать подозрительные послания электронной почты, файлы, приложения или веб-страницы от незнакомых или сомнительных людей.
  • Научить детей не организовывать встреч со своими знакомыми по интернету. Объясните, что люди в чатах не всегда те, за кого себя выдают, и в реальной жизни могут сильно отличаться от того, какими они кажутся в интернете. Предупреждаем, что если ребенок все же решится на встречу, то пусть назначает ее в общественном месте и обязательно предупредит родителей.
  • Рекомендуем родителям держать компьютер там, где удобнее контролировать его использование. Рекомендуем также установить четкие требования насчет пользования компьютером и Интернетом, и всегда требовать их выполнения.

Таким образом, наша работа по обеспечению компьютерной безопасности направлена на развитие и умение грамотно использовать интернет детьми. Ведь интернет – это не только очаг жестокости, но и самая богатая в мире библиотека знаний, развлечений, общения и других полезных вещей. Мы стремимся научить учащихся правильно пользоваться этим неисчерпаемым источником информации.

В школе мы проводим следующие мероприятия по обеспечению компьютерной безопасности:

  • Классные часы
  • Родительские собрания
  • Анкетирование школьников

На наш взгляд, формирование  культуры пользования компьютера и компьютерной безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый, поэтому от того какими вырастут  наши дети, как смогут защитить себя в интернете зависит от нас, взрослых (педагогов, родителей).

2.6. Результативность

В результате комплекса мероприятий, направленных на обеспечение компьютерной безопасности школьников (анкетирование, классные часы, работа с родителями), мы пришли к следующим результатам.

Совместное участие педагогов и родителей в жизни учащихся играет очень большую роль в обеспечении компьютерной безопасности детей. Результат нашей деятельности показал, что чем чаще педагоги проводят работу по обеспечению компьютерной безопасности и чем чаще родители интересуются жизнью ребенка, обсуждают с детьми их интересы, контролируют и говорят о вредном воздействии информации:

- сокращается длительность компьютерных игр у детей;

- меньше интересуются эротикой в Интернете;

- сокращается число детей, которые положительно относятся к насилию на экране;

- меньше интереса к распространению видеосъемок с насилием;

-осознают вред, наносимый долгим нахождением перед экраном компьютера;

- меньше интереса к жестоким компьютерным играм.

По результатам нашей работы, мы можем сделать вывод, что в настоящее время дети не защищены государством, так как многие положения по защите прав детей в информационной сфере являются декларативными. Защита прав детей в информационном пространстве мало интересует органы здравоохранения, инспекцию по делам несовершеннолетних, практически нет никакого внимания со стороны департаментов образования, органов власти, как на местном, так и на областном уровне. Только родители и отчасти учителя пока могут обеспечить безопасность ребенка в информационном пространстве, но и здесь существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми.

III. СВЕДЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ

3.1. Условия функционирования опыта

  • обеспечение каждого ученика необходимым уровнем знаний по компьютерной безопасности;
  • осознание детьми и родителями важности обеспечения компьютерной безопасности.

3.2. Теоретико-практические основы опыта

- Теория информационной безопасности Г.В. Грачева. Согласно Г.В.Грачёву, информационная безопасность личности — это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой. В качестве технологической основы формирования психологической самозащиты личности выделяют следующие компоненты: общая установка, ориентировка в ситуации, определение потенциала воздействия, выявление признаков угроз информационно правовой безопасности личности, организация защитного поведения [10. С. 30].

- Теория информационной безопасности Н.И. Саттаровой, которая под информационной безопасностью личности понимает состояние защищенности ее основных интересов, которые состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии, от угроз, вызываемых информационным воздействием на психику и социокультурное развитие человека разнообразными социальными субъектами и информационной средой общества [11. С. 34].

- Теория Т.А. Малых,  применительно к области образования дающий понятие информационной безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, проявляющееся в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать негативные эффекты информационного воздействия. Под угрозой информационной безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере. Обеспечение информационной безопасности есть совокупность деятельности по недопущению вреда сознанию и психике личности. При этом процесс обеспечения информационной безопасности основывается на умениях личности учащегося увидеть и нейтрализовать угрозу, исходящую от информационного воздействия. Это умение может приобретаться стихийно или в процессе целенаправленного обучения учащихся.

3.3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.

Итак, мы полагаем, что, предложенный опыт применим в массовой образовательной практике, что обусловлено следующими факторами:

- предложенные в опыте приемы (классные часы, анкетирование, родительские собрания) достаточно просты для реализации, при этом наглядны и действенны.

- формирование основ компьютерной безопасности на сегодняшний день является одной из актуальных проблем в современной воспитательной работе с учащимися.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бабаш, А.В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум: Учебное пособие / А.В. Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. - М.: КноРус, 2013. - 136 c.

2. Бирюков, А.А. Информационная безопасность: защита и нападение / А.А. Бирюков. - М.: ДМК Пресс, 2013. - 474 c.

3. Гафнер, В.В. Информационная безопасность: Учебное пособие / В.В. Гафнер. - Рн/Д: Феникс, 2010. - 324 c.

4. Громов, Ю.Ю. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. - Ст. Оскол: ТНТ, 2010. - 384 c.

5. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 239 c.

6. Запечинков, С.В. Информационная безопасность открытых систем в 2-х томах т.2 / С.В. Запечинков. - М.: ГЛТ, 2008. - 558 c  

7. Конотопов, М.В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум / М.В. Конотопов. - М.: КноРус, 2013. - 136 c.

8. Малюк, А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации / А.А. Малюк. - М.: ГЛТ, 2004. - 280 c.
9. Мельников, Д.А. Информационная безопасность открытых систем: учебник / Д.А. Мельников. - М.: Флинта, 2013. - 448 c.

10. Петров, С.В. Информационная безопасность: Учебное пособие / С.В. Петров, И.П. Слинькова, В.В. Гафнер. - М.: АРТА, 2012. - 296 c.

11. Семененко, В.А. Информационная безопасность: Учебное пособие / В.А. Семененко. - М.: МГИУ, 2010. - 277 c.

12. Шаньгин, В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: Учебное пособие / В.Ф. Шаньгин. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.

13. Ярочкин, В.И. Информационная безопасность / В.И. Ярочкин. - М.: Академический проект, 2008. - 544 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация просветительно-воспитательной работы с учащимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни (из личного опыта)

Программа по пропаганде здорового образа жизни Основания для разработки программы: ·         Закон  РФ «Об образовании».·...

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников на основе метапредметных результатов обучения

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности школьников  на основе метапредметных результатов обучения с решением задач из различных предметных областей на уроках ОБЖ...

Проект по формированию основ пожарной безопасности дошкольников.

Проблема безопасности жизнедеятельности обучающихся признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача образовательного учрежд...

«Формирование базовых ценностей как один из важнейших аспектов воспитательной работы»

Кратко рассмотрена реализация  программы внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся «Страна добра»...

Текст презентации «Трансформация текста как один из аспектов совершенствования общеучебных навыков учащихся»

Текст   презентации «Трансформация текста как один из аспектов        совершенствования общеучебных навыков учащихся»...