Рабочая программа по здоровьесбережению "Быть здоровым здорово!"
рабочая программа по обж
Предварительный просмотр:
ГКОУ РО «Колушкинская специальная школа-интернат».
Рассмотрено на заседании МО Согласовано на заседании МС Утверждаю директор школы
воспитателей Протокол №__ от _________
Протокол № __ от _______ Зам. по ВР ______ _____________
Руководитель МО ________ (Олифер Л.П.) Землянская Л. Г
Быть здоровым - здорово!
Составили: воспитатели Везоргина Л.Н. и Мясоутова Е.И.
2017 г.
Содержание программы.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы.
- Направление воспитательной деятельности программы.
- Планирование работы по формированию здоровьесберегающего пространства.
- Нормативно-правовая и документальная основа.
- Педагогические средства.
- Сроки и этапы реализации программы.
- Модель личности ученика.
- Основные направления программы.
- Разнообразные формы работы.
- Ожидаемые конечные результаты.
- Тематическое планирование.
- Используемая литература.
Пояснительная записка.
В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления и обогащения за счет правильно организованной коррекционно-развивающей среды.
Все организации здравоохранения признают, что здоровье - состояние полного физического и психического благополучия, движение по созидательному пути к самореализации. К показателям здоровья относят благополучие:
- физическое (соматическое);
- душевное (эмоциональное);
- духовное (познавательное).
Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к патологическим, болезненным и экстремальным воздействиям, высокий уровень выносливости и работоспособности. Следовательно, проблема здоровья не только медицинская, но и педагогическая.
Укреплять и сохранять здоровье детей необходимо не только с помощью системы лечебных медицинских мероприятий, но и разумной организацией их жизни, особенно в группах нашего ОУ.
К факторам благоприятной жизнедеятельности детей относят:
- правильное чередование различных видов деятельности;
- обеспечение рациональной двигательной активности;
- регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок;
- формирование прочных навыков здорового образа жизни (использование не медикаментозных методов оздоровления, а правильного питания, закаливания, физической культуры, создания эмоционального комфорта и т.д.).
Задача ОУ - вселить в ребенка веру в себя, свои силы, научить максимально реализовывать свои физические и духовные возможности, гармонично войти в жизнь и чувствовать себя здоровым в полном смысле слова.
Для этого необходимо создавать условия, т.е. благоприятную социально-педагогическую, коррекционно-развивающую среду, включающую специально организованное предметно-игровое пространство и условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, а также развития всех видов деятельности, лечебно-профилактических мер и рационального питания.
Здоровье школьника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», который гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанникам и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.
Если учесть, что охрана здоровья ребенка опирается на его развитие, то необходимо создавать оздоровительно-развивающие доступные и эффективные программы для воспитанников коррекционных учреждений, посредством которых можно определить индивидуальный коррекционное–развивающее-оздоровительный подход к каждому ребенку.
Цели:
- Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
- Формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления
здоровья и навыков здорового образа жизни.
- Создание в школе организационно - педагогических, материально - технических,
санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения.
- Представление всех возможностей школы для формирования психически
здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника.
Коррекционные:
- Создание целостной системы работы, направленной на коррекцию и
нормализацию нарушенных функций.
Задачи:
- Создать информационный банк о состоянии здоровья школьников.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья
ребёнка.
-Формировать у школьников через цикл учебных дисциплин и внеурочную
деятельность системы знаний о здоровьесбережении, мотивации на сохранение
здоровья.
- Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом
и самим собой.
Коррекционные:
-Использовать специальные упражнения, направленных на нормализацию
мышечного тонуса, развитие статической выносливости.
-Формировать быстроту реакции на словесные инструкции.
Направления программы воспитательной деятельности:
- Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни.
- Система физкультурно-оздоровительных мероприятий.
- Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников.
- Система здоровьесберегающего обслуживания, рационального питания воспитанников.
- Организация пространства свободного времени.
- Социальная адаптация и защита воспитанников.
- Нравственно-духовное и нравственно-экологическое воспитание в процессе социализации личности.
- Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.
Планирование работы по формированию здоровьесберегающего воспитательного пространства.
Цели. | Задачи. | Действия (мероприятия). | Сроки проведения. | Ответственный исполнитель. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Санитарно-просветительская работа | ||||
Коррекция потребительского отношения к собственному здоровью. |
| Коррекционно-тематические занятия, классные часы. Встречи воспитанников с наркологами, представителями правоохранительных органов. Просмотр тематических видеофильмов. | По плану классных руководителей воспитателей. | Классные руководители, воспитатели. |
| Беседы медицинских работников.
Тематические беседы, дискуссии, диспуты | В течение года. Апрель. По плану классных руководителей воспитателей. | Классные руководители, воспитатели, доктор. | |
| Сюжетно-ролевые игры. Акция «Нет табаку». Беседы: «Режим дня – зачем он нужен?»; Театрализованное представление «Обвиняется сигарета». Инструктажи. Выпуск буклетов, тематических стенных газет. Тематические классные часы, коррекционные занятия. | В течение года. | Классные руководители, воспитатели. | |
| Обучение практическим санитарно-гигиеническим навыкам. Тематические классные часы, коррекционные занятия. Ежедневное заполнение «Экрана чистоты». Соблюдение личной гигиены.
| В течение года. | Классные руководители воспитатели, доктор. | |
Система физкультурно-оздоровительных мероприятий. | ||||
Оздоровительная деятельность для поддержания и улучшений здоровья воспитанников. |
| Организация работы спортивных кружков. Спортивные часы. Организация Дней здоровья. Ежедневная утренняя зарядка. Проведение внутришкольных соревнований. | Педагоги ДО, учитель физкультуры, воспитатели. | |
| Участие в районных и областных соревнованиях. Спортивный детский праздник. Проведение товарищеских встреч по волейболу между воспитанниками и педагогами. | Ежегодно. | Учитель физкультуры. | |
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников. | ||||
I.Создание системы психолого-педагогических услуг с учетом потребностей воспитанников; решение проблемы социальной адаптации учащихся. |
| Изучение личности воспитанников; разработка индивидуальных рекомендаций. Классные часы, коррекционные занятия с использованием тренингов, релаксационных пауз. | В течение года. | Педагог-психолог, классные руководители, воспитатели. |
| Анализ заполнения карт развития обучающихся. Коррекционные занятия с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. | В течение года. | Зам. директора по ВР. Педагог-психолог. | |
| Индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении. | В течение года. | Педагог-психолог. | |
| Ежегодно. | Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, мед. работники. | ||
II.Создание оптимальных условий для сохранения здоровья в режиме послеурочного времени. |
| Контроль за соблюдением дозировки домашнего задания. Анализ сформированности навыков и умений в соответствии с возрастными категориями. | В течение года. | Заместители директора по ВР. |
| Проведение инструктажей по технике безопасности и охране труда.
| В течение года. | Клссные руководители и воспитатели.
| |
Система здоровьесберегающего обслуживания, рационального питания. | ||||
Создание условий для поддержания и улучшения здоровья воспитанников в режиме внеурочного времени. |
| Мониторинг состояния физического и психического здоровья воспитанников. Проведение прогулок. Контроль за санитарным состоянием помещений: классных кабинетов, спальных и групповых комнат, мастерских, мест общественного пользования. Контроль за санитарным состоянием помещений и соблюдением теплового и светового режима. | В течение года. | Зам. директора по ВР. Воспитатели и доктор. |
| Контроль за качеством пищи, разнообразием рациона. Соблюдение диетического режима. Классные часы о здоровом питании. | В течение года. | Диет. Сестра. Зам. директора по ВР. | |
Организация пространства свободного времени. | ||||
Организация отдыха воспитанников как специфической формы оздоровления. | Развитие досуговой деятельности, как особой сферы жизнедеятельности воспитанников; развитие и реализация творческих способностей воспитанников. | Организация кружковой деятельности. Празднование Дней именинника. Проведение дискотек. Проведение дискотек. Работа «Клуба выходного дня». | В течение года. | Педагоги ДО и воспитатели. |
Социальная адаптация и защита воспитанников. | ||||
Создание условий для поддержания социального благополучия воспитанников. | Оказание помощи в социальной адаптации и защите воспитанников; создание условий для формирования социально эффективного жизненного поведения детей и подростков, обеспечение адекватной социальной адаптации. | Анализ социального положения воспитанников. Посещение семей. Организация цикла профориентационных бесед на темы: «Как состояние здоровья влияет на выбор той или иной профессии»; «Какую профессию можно выбрать, если имеешь какие –либо заболевания»; «Как сохранить здоровье в трудных трудовых условиях». Родительские собрания по вопросам правильного питания воспитанников в семейных условиях, хорошего и полноценного сна, психического отдыха. | В течение года. | Соц. педагог, педагоги- воспитатели. доктор. |
Нравственно-духовное и нравственно-экологическое воспитание в процессе социализации личности. | ||||
Создание условий для формирования нравственно-духовной культуры воспитанников. |
| В течение года. | Педагог-психолог, классные руководители воспитатели | |
| Мониторинг состояния воспитанности обучающихся. Применение методики ранжирования понятий. Применение методики С.М. Петрова «Пословицы» для определения уровня особенности ценностных отношений воспитанников к жизни, к людям, к себе. | Сентябрь. Май. | Воспитатели, классные руководители. | |
Создание условий для обучения воспитанников пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и существования других людей. | Организация духовной деятельности по осмыслению жизни. | Коррекционно-тематические занятия, классные часы «Суд над наркоманией», «Что такое духовное богатство человека». | В течение года. | Воспитатели, классные руководители. |
Создание условий для формирования нравственно-экологической культуры воспитанников. | Воспитание культурного отношения к природе. | Коррекционно-тематические занятия, классные часы. Озеленение пришкольного участка. Озеленение школьных помещений. Субботники. Проведение КТД. Выставки детских работ из природного материала. | В течение года. | Классные руководители, воспитатели, педагог ДО, учителя трудового обучения. |
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе. | ||||
Совершенствование воспитательного процесса педагогами через поиск здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся. | Создание условий положительной мотивации во время воспитательного процесса. | Проведение конкурсов, отражающих вредные привычки и методы борьбы с ними. Организация индивидуальной работы с воспитанниками, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами. | В течение года. | Зам директора по ВР, классные руководители и воспитатели. |
Создание условий психологической защиты во время воспитательного процесса. | Сбалансированное регулирование отдельных элементов режима, дозировка времени на каждый из них, их разумная расстановка и смена в рамках суток, недели и года. | В течение года. | Учителя, воспитатели. | |
Увеличение двигательной активности воспитанников во время прогулок через игровые, физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые мероприятия . | Проведение экскурсий. Подвижные игры на свежем воздухе. | Ежедневно 2-я половина дня. | Воспитатели. | |
Организация кружковой работы. | Занятия в спортивных кружках. | В течение года. | Руководители кружков. | |
Организация деятельности, направленной на обучение воспитанников здоровому образу жизни. | Развитие мотивации воспитанников, направленной на обучение здоровому образу жизни через ведение активного образа жизни. | Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях. Участие в декадах здоровья. Организация трудовой деятельности. Чередование труда и отдыха на занятиях. Ежедневные прогулки, физкультминутки. | В течение года. | Педагоги-воспитатели, учитель физкультуры. |
Развитие потребности заботиться о своем физическом и психологическом здоровье. | Игры для развития потребности заботиться о своем здоровье «В гостях у веселых гномов», «Атмосфера леса» и др. Классные часы, коррекционно-тематические занятия: «Твой режим дня», «Нет глаз в запасе лишних», «Что мы едим», «Витаминная азбука», «Одежда красивая, опрятная, практичная – мое здоровье», «Гигиена подростка» и др. | В течение года. | Педагоги-воспитатели. |
Нормативно-правовая и документальная основа.
- Конституция РФ.
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон об образовании.
- ФГОС начального общего образования второго поколения.
- СанПин.
Педагогические средства.
- Диагностика состояния здоровья.
- Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы, конференции.
- Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.
- Воспитательные мероприятия, формирующие основы здорового образа жизни.
- Дни Здоровья.
- Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой и оздоровительной работы.
Участниками программы являются:
- учащиеся;
- педагоги;
- врач и медсестра (закрепленные за школой);
- родители.
Сроки и этапы реализации программы:
- этап – подготовительный (1 год):
анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к
вредным привычкам;
- изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
- разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
- этап – апробационый( 1 год):
внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее
эффективных;
систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий (1год):
сбор и анализ результатов выполнения программы;
коррекции деятельности.
Модель личности ученика:
По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей.
Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:
- Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
- Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
- Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, как условий благополучного существования человека.
- Правильная организация своей жизнедеятельности.
- Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
- Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
- Потребность в самостоятельной двигательной активности.
- Самоконтроль, личностное саморазвитие.
- Творческая продуктивность.
Данная программа конкретизируется в виде плана работы, в течение которого решаются следующие вопросы:
- четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
- планомерная организация питания учащихся;
- совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Основные направления программы:
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
- обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;
- введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;
- обеспечение двигательной активности детей;
- пропаганда здорового образа жизни (тематические беседы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции;
- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки окружающего мира, физической культуры, мероприятия по экологии);
- широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы;
- развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.
Наши действия.
В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:
- Убеждать учащихся и ежедневно контролировать выполнение утренней гимнастики, соблюдение режима труда и отдыха школьника.
- Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.
- Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание комнат, спален , озеленять помещения комнатными растениями.
- Еженедельно проводить генеральную уборку помещений, спален.
- Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.
- Следить за условиями теплового режима, освещённости помещений.
- Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
- В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.
- Способствовать созданию комфортной атмосферы в коллективах.
Разнообразные формы работы:
1.Учет состояния детей:
анализ медицинских карт; определение группы здоровья; учет посещаемости занятий;
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
- организация работы спортивных секций, кружков.
- проведение дополнительных уроков физической культуры;
- динамические паузы;
- организация спортивных перемен;
- дни здоровья;
- физкульминутки для учащихся.
3.Урочная и внеурочная работа:
- открытые занятия и уроки;
- открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно- оздоровительной направленности;
- спортивные кружки и секции:
баскетбол, волейбол, футбол,
легкая атлетика, шашки и шахматы,
настольный теннис, плавание,
и др.
Ожидаемые конечные результаты программы:
Учащиеся и выпускники школы
должны знать:
Главная ценность жизни есть здоровье, за которое отвечает сам человек.
О необходимости регулярных профилактических осмотров с целью предупреждения и распознавания заболеваний на ранней стадии.
О заболеваниях, передающихся половым путем и способах их предупреждения.
должны уметь:
Противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.
Оказать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Обеспечить адекватные физиологические потребности и индивидуальные особенности питания.
Контролировать собственные поведенческие реакции, а также нести персональную ответственность за собственное поведение и здоровье.
Вести себя в эпидемиологически неблагоприятных условиях.
Иметь устойчивую мотивацию на достаточный уровень двигательной активности, а также закаливание.
Регулярно проходить профилактические осмотры по рекомендации врачей.
Использовать минимальный арсенал лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача.
должны иметь:
Потребность соблюдения правил личной гигиены.
Устойчивую положительную мотивацию на достаточный уровень двигательной активности и закаливание организма.
Навыки позитивного отношения к людям.
Сформированную точку зрения на вредные привычки (табак, алкоголь, наркотики, психотропные вещества).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....
Рабочая программа спортивного кружка "Расти здоровым и спортивным".
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий. ЛУУД:Самоопределение.Смыслообразование.Самооценка и личностное самосовершенствование.Нравственно-э...
Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Здоровому всё здорово!»
Пояснительная записка и тематическое планирование внеурочной деятельности....
Программа по здоровьесбережению "Быть здоровым - здорово!" для обучающихся воспитанников 1- 9 классов
В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции...
Рабочая программа по применению технологий здоровья « (вариант I) «Путешествие по стране Здоровья»
Цель программы – формирование у младших школьников установок на ведение здорового образа жизни, обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Здорово быть здоровым»
Рабочая программам по внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"....