Методическая выставка
методическая разработка
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_obzh-2018_na_konferentsiyu.docx | 197.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Районная методическая выставка
«Школа сегодня – будущее завтра»
в рамках IV районной практической конференции
«Реализация ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО
в Ермаковском районе: опыт, итоги, перспективы»
Тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ»
Каблуков Евгений Иванович,
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «Разъезженская СОШ»
Разъезжее, 2018 год
Главная цель использования здоровьесберегающих технологий — здоровье школьников, но без заботы о здоровье учителя эта цель труднодостижима. Нездоровый учитель не может обеспечить учащемуся необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья школьников, так как в этой работе необходим личный пример. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления синдрома выгорания самым; непосредственным образом влияют на здоровье учащихся.
Работ, посвященных этим проблемам, недостаточно. Мы хотели подчеркнуть неразрывную связь здоровья школьника и здоровья учителя, облегчить читателям поиск путей, направленных на самосовершенствование и саморазвитие.
Предупреждение профессиональных деформаций и синдрома выгорания учителя.
Профессионально-личностные деформации учителя
Деформация личности – это изменения, нарушающие ее целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования. Освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда происходит, с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой — изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. У педагогов профессиональная деформация может проявляться на двух уровнях.
1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие таких деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером похожими друг на друга. В педагогическом процессе учитель воздействует на ученика авторитетом своей личности, нередко прибегая к таким примитивным, но действенным приемам, как авторитарный стиль общения. В результате личность учителя обретает черты назидательности, излишней самоуверенности, догматичности и т. д.
2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими воздействиями профессиональной деятельности. Обычно это приводит к заострению
отдельных черт личности до уровня их акцентуированности. В работе учителя его профессиональные деформации проявляются в позициях, которые он неизменно занимает во взаимоотношениях с детьми и взрослыми. Одна из распространенных типологий включает две позиции: учитель на пьедестале и учитель без пьедестала.
Позиция учитель на пьедестале характеризуется поведением контролера, которое с годами становится стилем жизни. В психологии это называется мышлением красного карандаша. Такой стиль поведения характерен для человека, который в силу своей профессии чувствует себя наделенным особой властью и считает, что он всегда знает правильный ответ на поставленные вопросы. С учителями, для которых характерна такая позиция, трудно в повседневном общении, хотя сами они часто не замечают этого. Позиция учитель на пьедестале в определенной степени спровоцирована недемократическим устройством всей системы образования и, по мнению психологов, портит жизнь не только учащимся, но и самому педагогу. Для системы образования это один из признаков кризиса.
Позиция учитель на пьедестале может проявляться в разных стилях поведения, т. е. пьедесталы, на которые поднимается человек, чтобы спрятать от учеников свою личность, разные. Американский психотерапевт Вирджиния Сатир предложила типологию стилей родительского воспитания, которую можно перенести и на учителей.
- Учитель-начальник. Его пьедестал — власть. От учеников он требует, прежде всего, послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это опытный учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже) и умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он чувствует себя облеченным властью и поэтому особенно принципиален. Считает, что учитель должен дать ответ на любой вопрос и по любому поводу иметь свою, единственно правильную точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые неопределенные ситуации мучительны для учителей-начальников. Результаты такого стиля учительского поведения — конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях с детьми.
- Учитель – компьютер. Пьедестал такого учителя — компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное — компетентность. Если ею кто и обладает, то это он сам. Его речь обезличена («Все знают, что...», «Хорошо известно, что...», «Говорят...», «Есть мнение...»), а местоимений первого лица практически не содержит. Это «закрытый», «холодный» учитель. Результат такого стиля учительского поведения — снижение уверенности в себе учеников, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно страдает самоуважение тех учеников, которые встречают затруднения в овладении предметом) и в конечном итоге — снижение мотивации к занятиям по этому предмету, даже отвращение к нему, несмотря на то, что такой учитель все делает «ради своего предмета».
- Учитель – мученик. Его пьедестал — бесконфликтность. От учеников он ожидает послушания. Хочет только служить другим. Он идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиций миротворца. Больше всего боится конфликтов. Он постоянно испытывает чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, учитель, занимающий подобную позицию, все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Его позиция пагубна для детей: одних учеников она провоцирует на манипуляцию учителем, у других вызывает страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают учителя, что, когда у ребенка что-то случается, он чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины).
- Учитель– приятель. Его пьедестал — популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушно по отношению к ученикам и их проблемам. Результат подобного стиля учительского поведения — отсутствие у ребенка чувства ответственности.
В поведении конкретного учителя эти разновидности позиций «на пьедестале» могут быть смешанными.
Принципиально иная позиция — учитель без пьедестала, или партнерская. Стоящий на этой позиции человек знает, что нет никакого, даже самого гуманного основания для утверждения своей правоты за счет другого. Он осознает, что в общении позиция «Я прав» обычно подразумевает «Ты не прав». Свою задачу учителя с такой позицией видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться. Их поведение не расходится со словами.
Открытую позицию отличает отказ от ощущения, собственного педагогического всеведения и непогрешимости, умение встать на точку зрения ученика, критически осмыслить собственную позицию, основанную на педагогическом оптимизме и доверии. Допускается право ребенка на ошибку.
Равноправие между взрослым и ребенком — это не отношения между одинаковыми людьми, такая позиция очевидно лицемерна. Это отношения между разными людьми, строящиеся на принципах взаимного уважения и ненасильственных действий. Взрослый в этом случае использует свою силу исключительно как дополняющую, укрепляющую возможности самого ребенка. А ученик потенциально способен воспринять любое требование, направленное на его собственное благо. Взрослый помогает ребенку строить отношения, при которых он сможет осознать собственные интересы, заявить собственные права и в то же время признать права другого человека, соотнося с ним свои действия. К противодействию учитель прибегает лишь в крайних случаях, когда сам ребенок не в силах контролировать собственные действия и они грозят неприятностями ему и другим людям.
Такой стиль взаимоотношений не только предупреждает возникновение профессионально-личностных деформаций учителя, но и воспитывает гуманистично ориентированную, гармонично развитую личность ребенка, укрепляет его психическое здоровье, повышает адаптационные ресурсы, формирует модели поведения, снижающие риск возникновения дистресса, приобщения к ПАВ.
Синдром профессионального выгорания учителя.
Последнее время много говорят и пишут о профессиональном выгорании, имеющем непосредственное отношение к учителям и их работе. Этот синдром выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам и которое возникает у людей, занятых в профессиональных сферах «человек — человек».
В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо значительных, но разовых бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.
Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. При этом он сознательно не планирует этот длительный сон, просто организм потребовал. В других случаях, когда нагрузки значительны и действуют продолжительное время, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстановиться.
Условия работы учителя, как и многих руководителей разного уровня, включают, кроме большого нервно-психического напряжения, такие факторы, как гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты, отсутствие эмоциональной разрядки, принудительный характер общения, большое количество контактов в течение рабочего дня и другое.
При достижении определенного уровня напряжения организм начинает защищать себя. Это и проявляется разнообразными симптомами эмоционального выгорания. К ним относятся:
- стремление сократить или формализовать взаимодействие с другими людьми (учащимися, коллегами, родственниками, друзьями);
- постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в недостаточной компетенции; снижение работоспособности, продуктивности, желания работать: обычная работа становится все тяжелее, а возможности выполнять ее — все меньше;
- тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной социальной жизни (трудоголизм);
- непреходящее чувство усталости, астенизации, истощения; частые головные боли, бессонница и нарушения сна, расстройства желудочно-кишечного тракта, изменение веса (снижение или увеличение);
- чувство невостребованности, ощущение неспособности изменить свою судьбу, снижение уровня энтузиазма; возрастание числа ролевых и эмоциональных конфликтов; обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины;
- общая негативная установка на жизненные перспективы, приводящая часто к злоупотреблению алкоголем, употреблению наркотиков.
Разнообразные поведенческие изменения, в частности появление ригидности, что создает закрытость к изменениям, потому что они требуют энергии и риска, являясь большой угрозой для истощенной личности.
Выделяют 2 стадии развития этого состояния.
Первая проявляется снижением качества интеллектуальной составляющей работы: ухудшается память, наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении («никого не хочется видеть»), нарастание апатии к концу недели, повышается раздражительность, эмоциональная неустойчивость («заводится с пол-оборота»), появляются устойчивые соматические симптомы (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, «мертвый» сон, без сновидений, увеличение числа простудных заболеваний и т. п. Эти проявления постепенно нарастают в течение 3-10 лет и более.
Для второй стадии характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению (аутизм), ему гораздо комфортнее общаться с животными и природой, чем с людьми.
Подобные проявления еще в начале XX в. описывались психиатрами как проявление одной из форм (стадий) неврастении, однако раскрытие психологического содержания и подоплеки этого синдрома — заслуга ученых последних десятилетий.
Поставить себе диагноз выгорания можно и без помощи специалиста. Оценить риск постепенного формирования этого состояния поможет следующий простой тест. Надо ответить на 8 вопросов (варианты ответов: «да», «нет», «трудно сказать»).
Вопросы:
1. Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?
2. Вы занимаете нынешнюю должность дольше двух, но не более пяти лет?
3. Вы живете одни?
4. У вас нет никакого хобби?
5. Когда вы поступали на эту работу, она вам очень нравилась?
6. Вы никогда не думали о перемене специальности?
7. Вы почти или полностью удовлетворены своим уровнем доходов?
8. В вашем окружении нет людей, являющихся для вас хорошей эмоциональной поддержкой?
Оценить полученный результат можно следующим образом: начислите себе по 2 балла за каждый ответ «да» и по 1 баллу за ответ «трудно сказать». Если в сумме вы набрали более 10 баллов, у вас достаточно высок риск в ближайшие годы начать «выгорать».
Пути профилактики этого состояния лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, к собственной жизни. Под этим понимается повышение уровня личностной зрелости, предполагающей способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии. Просто повышением степени стрессоустойчивости ситуацию не изменить, хотя это одно из условий комплексной профилактики. Как показали исследования, чтобы педагогу предотвратить эмоциональное выгорание в целом и тенденцию развития негативного отношения к своим ученикам, важно постоянно повышать уровень профессионального мастерства и субъективного контроля, не останавливаться на достигнутом.
Дадим несколько рекомендаций профилактического характера для снижения риска синдрома выгорания.
Оценить ситуацию: как изменилось за последнее время отношение к работе, если мысль о ней вызывает раздражение и усталость, пора принимать меры. И не вздумайте прятаться от реальности: «Да ничего, просто переутомилась». Создать себе комфортные условия работы. Даже «милые пустячки»: фото на столе, несколько сувениров от близких людей, пуфик под ногами и т. д. — помогут избавиться от формализма, свойственного многим учреждениям. «Уйти в отключку», т. е. регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-либо приятное. (Существуют тысячи таких техник и способов — важно подобрать подходящий для себя комплекс.)
1. Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта. 2. Разговаривать с людьми «по пустякам» — возможность просто поболтать на отвлеченные темы — тоже лекарство от стресса.
3. Использовать обеденный перерыв для прогулки, отдыха, разговоров на отвлеченные темы и непосредственно обеда, а не для подготовки к следующему уроку. Избавиться от боязни ошибаться — достичь полного совершенства все равно не получиться, а пробовать разные варианты необходимо. Задайте себе вопрос: что будет, если я сделаю! ошибку, — случится мировая катастрофа? Стать заменимыми: пусть начальник заблаговременно готовит тех, кто при необходимости сможет на достойном уровне выполнить эту же работу. Надо избавиться от иллюзии, что без вас процесс остановится. Сочетание ответственности с незаменимостью — путь к выгоранию. Готовить пути отступления: как только период влюбленности в очередную работу проходит, следует подумать о потенциальной перемене, хотя бы для того, чтобы избавиться от ощущения мышеловки.
Синдром выгорания хорош тем, что дает повод задуматься: на своем ли ты месте, не затормозилась ли твоя жизнь?
А вот советы зарубежных психологов, в основном предназначенные представительницам прекрасной половины человечества, составляющих большую часть педагогического корпуса и нуждающихся в особых внимании и заботе. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Лучший путь к успеху и сотрудничеству с коллегами — хорошее настроение и положительный подход к решению проблем. Положительные эмоции (так же, как и отрицательные) заразительны. И друзья, и семья, и школьники будут вам благодарны за подаренную возможность взглянуть на мир с радостью. Известно также, что люди тянутся к оптимистам и избегают пессимистов.
Стремитесь побороть страх.
Жить со страхами — это форма психологической инвалидизации, постепенно поглощающей личность. Проанализируйте свои страхи и, если побороть их самостоятельно не получается, надо обратиться к специалисту — психологу, психотерапевту. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
В течение дня учителю необходимо какое-то время побыть в одиночестве, подумать о жизни, о себе, обдумать возникшие проблемы, просто расслабиться и отдохнуть.
Особенно это важно для тех, кто принадлежит к типу интравертов.
- Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Одно дело помогать другим, когда это вам по силам, и совсем другое, когда друзья и сотрудники постоянно вас эксплуатируют. Это может привести к чувству вины, когда вы не сможете исполнить чью-то просьбу.
- Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно. Насилие над своими чувствами и внешними проявлениями требует значительных трат энергии и оставляет неприятный осадок.
- Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
Нередко, проявляя педагогический профессионализм на работе, дома учитель забывает о том, чему учит других, и собственные дети учителей оказываются пасынками своих родителей, особенно склонных к гиперопеке. Дайте детям возможность быть самими собой и проявить себя, а не только оправдывать ваши надежды на них.
Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать». Если то, что вам предлагают, в ваших интересах, используйте веру в вас окружающих как стимул, повышающий уверенность в себе. Используйте возможность выступить с речью. Если вам представилась возможность выступить перед большой аудиторией, воспользуйтесь этим. Публичные выступления позволят не только потренироваться ясно и кратко выражать свои мысли — качество, необходимое для продвижения вперед, но и отойти от привычного стереотипа выступления перед школьниками.
Следите за фигурой.
Стройная фигура во многом определяет психологическое состояние человека, особенно женщины, служит хорошим примером для учеников. Кроме того, излишняя полнота повышает вероятность гипертонии, нарушения обмена веществ и других заболеваний. Лучшее время для сбрасывания лишних килограммов — летний отпуск.
Маленькие радости в ваших руках.
Стоит ли огорчаться из-за того, что знакомые редко дарят вам подарки? Создайте ситуацию дарения — купите цветы, поставьте на стол, и вы увидите, как улучшится настроение. На работе или дома несколько раз в день мысленно повторяйте себе: «Я — красивая!» И не забывайте подтверждать это внешним видом и поведением.
Подведем итоги.
При появлении первых признаков профессиональных деформаций и «выгорания» бывает достаточно самопомощи, изучения соответствующей литературы, поддержки близких и грамотных людей. Но предупредить болезнь — всегда легче, чем ее потом лечить! Необходимо проверять себя по тестам, регулярно (хотя бы раз в год) проходить психологический тренинг (личностный или профессиональный), получать обратную связь от людей, не имеющих манипулятивных установок в отношении вас, при возможности консультироваться у опытного психолога. Профессиональных деформаций и «выгорания» можно избежать, но это требует каждодневных, целенаправленных усилий.
Здоровье учителя. Возможности самосовершенствования.
Неблагополучие здоровья учителей и причины, его определяющие.
По данным различных исследований, школьные учителя как профессиональная группа занимают по уровню заболеваемости среднее положение — более благополучное, чем, например, шахтеры или работники химических производств, но значительно менее благополучное, чем банковские служащие и научные работники. То есть в результате воздействия многих профессиональных и других факторов здоровье большей части педагогов оказывается неблагополучным.
Российские учителя — фактически заложники недостатков отечественной системы образования. Недопустимо низкий уровень зарплат, невысокий социальный статус учителя, невротизирующий характер работы в школе — все это не может не привести к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья, особенно после 10-15 лет работы в школе.
Основные нарушения здоровья педагогов:
- нервные расстройства, чаще в форме астено-невротических состояний;
- сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегето-сосудистая дистония, стенокардия и др.);
- остеохондроз;
- нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы;
- заболевания верхних дыхательных путей; патология зрения (миопия и др.);
- гинекологические нарушения.
Проблема здоровья педагогов имеет определенную специфику. Какое отношение педагога к своему здоровью? Грамотен ли он в вопросах здоровья? Ведет ли здоровый образ жизни? По ответам на эти вопросы можно не только увидеть причины многих болезней, но и оценить влияние учителя на здоровье его учеников в соответствии с принципом «Больной учитель не может воспитать здоровых учеников!».
Анализ медико-статистической документации не отражает истинной картины здоровья педагогов, поскольку не учитывается важнейший момент, на который еще в советское время обращали внимание социологи, работающие в медицине: насколько часто при незначительных проявлениях нарушения здоровья (недомоганиях) служащий берёт больничный лист и не выходит на работу.
Исследования, проведенные сотрудниками кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиПРО с помощью разработанных анкет, вопросников и структурированного интервью показали, что характерная для педагогов тенденция выходить на работу в школу, даже, несмотря на заметные нарушения состояния здоровья, и сокращать время пребывания «на больничном» после перенесенного заболевания приводит к несоответствию данных медицинской статистики заболеваемости истинному положению дел. Из предлагаемых вариантов ответа на вопрос «Что является для Вас причиной невыхода на работу?» 72% учителей не выделили и качестве такой причины «легкое недомогание», «незначитольное повышение температуры», «начальные признаки простудного заболевания». 44% опрошенных состояния с повышением температуры тела до 38°С стараются переносить на ногах, не прекращая выполнять свои профессиональные обязанности. У учителей основным мотивом стремления выйти на работу служит высокое чувство долга, ответственности, особенно у педагогов старой закалки. Оставить школьников без своих уроков равносильно для большинства из них нарушению этических принципов своей профессии. Тем более что и заменить их в школе часто бывает некем. В качестве вариантов ответа на вопрос о побудительных мотивах выхода на работу в болезненном состоянии респонденты чаще всего отмечали беспокойство за своих воспитанников, чувство долга, привычку регулярно ходить на работу, тревогу за состояние дел в школе, нежелание погружаться в болезнь.
Таким образом, медицинская статистика, учитывающая только дни невыхода учителей на работу по болезни, не отражает реального состояния здоровья работников образования, значительно приукрашивая действительное положение дел. Данный факт необходимо учитывать не только для правильной организации лечебной работы с педагогами (это проблема органов здравоохранения), но и при внедрении в школы здоровьесберегающих образовательных технологий, которые часто рассматривают только в аспекте охраны здоровья учащихся. Наряду с охраной труда педагогов, надо учитывать, что у нездорового учителя снижена работоспособность, другие стороны его профессиональной деятельности. Это оказывает отрицательное воздействие на учащихся, причем на всех уровнях: гигиеническом (распространение инфекционных заболеваний воздушно-капельным путем), эмоционально-психологическом, биоэнергетическом, а также информационном и воспитательном.
Важным показателем состояния здоровья, почти не используемым медиками, служат прямая и косвенная самооценка состояния здоровья. В работе автора и его коллег с этой целью использовались тематические вопросники, методика «САН», методы шкалированной оценки, парных сравнений и тематическая беседа-интервью. Приведенные к единой 10-балльной шкале (Т-баллы) результаты разных методов позволили констатировать, что из общей выборки (620 человек) 18% оценили свое здоровье на 7 баллов, 26% — на 6; 19% — на 5 и 13% — на 4 балла. В каждой из остальных трупп процент составил менее 5. (Данные округлены до целых чисел.) Таким образом, учителя невысоко оценивают свое здоровье, скорее как «удовлетворительное». В целом это соответствует результатам других исследователей. Так, в МБОУ «Разъезженская СОШ» из 25 опрошенных учителей только 20% считают себя здоровыми. В другом полномасштабном исследовании около 2/3 педагогов оценили свое здоровье как «удовлетворительное», 23% — как «плохое».
Таким образом, результаты самооценки состояния здоровья учителей, распространенность выработанной у них привычки находиться в «полуздоровом» состоянии и выходить в этом состоянии на работу, пассивность в обращении за медицинской помощью, низкая мотивация к ведению здорового образа жизни свидетельствуют, что реальное состояние здоровья учителей гораздо менее благополучно, чем это следует из данных медицинской статистики.
Другой аспект проведенных исследований позволил установить взаимосвязь между отношением учителя к своему здоровью, его потребности в ведении здорового образа жизни, уровнем грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья и реализацией соответствующего воспитательного воздействия на своих учеников. В работе была использована «Анкета валеологической эрудиции», состоящая из 60 утверждений, часть из которых были истинными, а часть — ложными («мифами»). Более 80% учителей, работавших с этой анкетой, не смогли преодолеть рубеж в 45 правильных ответов, который рассматривался как показатель допустимого уровня грамотности по вопросам здоровья. Оценки влияния учителя на культуру здоровья своих учеников были получены из данных анкетных опросов учащихся (получают ли они от своих педагогов информацию по вопросам здоровья, служат ли их учителя для них примером в ведении здорового образа жизни и т. д.) и самих учителей.
Кроме оценки самого факта наличия такой воспитательной работы, им надо было привести конкретные ее примеры. Была подтверждена очевидная взаимосвязь: чем ниже уровень грамотности учителя в вопросах здоровья, тем менее он сам мотивирован к ведению здорового образа жизни и тем меньше эти вопросы представлены в его воспитательном воздействии на учеников. Дальнейшее понятно: не получая от своего наставника необходимых знаний о здоровом образе жизни, взаимоотношениях полов, последствиях употребления алкоголя, наркотиков и т. д., школьники вынужденно обращаются к другим источникам информации, часто крайне низкого качества. Еще большее негативное воздействие на здоровье учащихся оказывает отрицательный личный пример учителя.
Таким образом, задача повышения грамотности учителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья должна рассматриваться как одна из приоритетных в педагогических вузах, училищах и учреждениях повышения квалификации работников образования, что в интересах здоровья, как самих учителей, так и их воспитанников.
Учитель и стрессы.
Работа учителя характеризуется не только высокими нагрузками на голосовые связки и сосудистую систему ног, но и постоянными нервно-эмоциональными нагрузками, психоэмоциональным напряжением, дистрессами. Поэтому для предупреждения профессионально-личностной деформации, поддержания высокой работоспособности, сохранения здоровья и обеспечения долголетия учителю необходимо специально и грамотно заботиться как о своем физическом здоровье, так и психическом состоянии.
Один из главных врагов здоровья учителя — стресс (точнее, дистресс). Распространенное понятие школьного стресса относится не только к учащимся, но и к учителям. Состояние стресса так же заразительно, как и любые выраженные эмоции. Люди с меланхолическим темпераментом, чувствительной нервной системой легче «заражаются» стрессом; флегматики, люди с сильной волей и твердым характером менее зависимы от состояния окружающих. Люди, для которых привычно находиться в состоянии хронического стресса, а к ним относятся и учителя, и руководители, часто отличаются определенными чертами характера. Уже одна особенность этого типа людей — погруженность в работу (трудоголики), свидетельствует о том, что их среди педагогов немало. Американские ученые Фридман и Розенман показали, что, чем более выражены у человека эти черты, тем больший риск возникновения у него сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе стенокардии, инсультов и инфарктов.
Рекомендации для людей стресс-коронарного типа.
Отношение к юмору. Стараться больше шутить, смеяться, особенно над собой, например, приостановиться, оглянуться и увидеть забавную сторону той или иной ситуации.
Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут в среднем на четыре года дольше, и главное — лучше!
Расширение горизонтов. Люди с подобным типом личности склонны слишком сильно погружаться в работу. Жизненно важно увеличить время, которое посвящается не работе, а другим интересам.
Лучшее понимание других людей. Важно осознать, что окружающие отличаются по темпераменту, ценностям, устремлениям и т. д. Научиться признавать право окружающих быть другими (самими собой).
Более активная передача полномочий. Невозможно и неправильно пытаться все сделать самостоятельно. Надо передавать полномочия, больше доверять другим людям.
Уменьшение нагрузок в течение дня. Стараться все делать немного медленнее, отодвигать подальше окончательные сроки, ходить и говорить с меньшей скоростью, избавляясь от лихорадочного образа жизни.
Большая терпимость по отношению к себе и окружающим. Необходимо внимательнее, терпимее относиться к себе, а не только предъявлять все возрастающие требования. Больше прислушиваться к окружающим, позволять им высказаться, не прерывать их. Важно, хотя это и непросто, осознать необходимость просто быть, чувствовать, испытывать наслаждение, вместо того чтобы всегда что-то делать, стремиться к обладанию, приобретению.
Возможности преодоления стрессов.
Магистральных путей преодоления стресса, выхода из кризиса принципиально всего 4: любовь, творчество, стремление к достижению глобальной цели (обычно связанной со смыслом жизни), кардинальное изменение образа жизни и привычек (то, что западные социальные психологи советуют делать раз в 5-7 лет для предупреждения психологического старения). Они соответствуют основным психологическим сферам: чувствам, рассудочно-интуитивной деятельности, волевым усилиям, моделям поведения. Но на их воплощение надо решиться и найти внутренние силы. Кроме них существует немало конкретных средств и методов, оказывающих временный, компенсирующий эффект. Важно выбрать те из них, которые реально выполнимы и действительно могут помочь в конкретной ситуации, хотя бы на время, чтобы организм успел накопить ресурсы для дальнейшей адаптации.
При этом надо не забывать, что основные источники возможностей (ресурсов), позволяющих с оптимальным результатом и с наименьшими потерями для здоровья разрешить возникшую проблемную ситуацию, находятся в самом человеке. Это его мысли, чувства, переживания, состояния, модели поведения, которыми, в определенной степени, можно (и нужно) управлять. Именно неумение их использовать приводит к самой распространенной стратегической ошибке — попытке убежать от себя как основного источника всех своих проблем.
Помогают пережить стресс:
- позитивная позиция — концентрация мыслей и энергии на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах;
- оптимистическая установка — вера в успех, в неизбежность изменений к лучшему;
- состояние собранности, решимости добиться намеченного результата;
- адекватная оценка ситуации и своего состояния.
Именно она бывает затруднительной из-за стрессового состояния. Возникает порочный круг: чем глубже погружение в проблему, тем менее адекватна оценка ее и своего состояния, что, в свою очередь, мешает выбрать эффективную модель поведения.
Чтобы из многообразия средств и методов выхода из стрессовой ситуации выбрать те, которые реально выполнимы и действительно могут помочь именно в данной ситуации, нужен специалист-психолог, психотерапевт или просто мудрый, доброжелательный человек, поскольку самостоятельный выбор всегда затруднителен. Существуют различные возможности, грамотно используя которые можно попытаться помочь себе или другим в стрессовых ситуациях:
Общение с людьми, с которыми чувствуешь себя комфортно. Особенно необходимо для личностей экстравертированного типа, а также при привычке получать эмоциональную поддержку в трудных ситуациях. Лучше специально обозначить круг людей, на общение с которыми следует активно выходить. Уход за домашними животными — традиционно сильное средство психотерапии, особенно при отсутствии близких людей. Успокоение и отвлечение путем погружения в релаксирующую среду и деятельность, способные нейтрализовать стрессовые переживания: искусство, музыка, театр, литература, природа и др. Подбор и чтение книг, погружение в другую жизнь -библиотерапия.
1. Особенно помогают фантастика, детективы, любовные романы.
2. Обретение нового взгляда на окружающую действительность путем погружения в непривычную, эмоционально воздействующую среду пребывания: в больнице, в доме ребенка, в доме престарелых, на спортивных состязаниях, в церкви и другое.
3. Путешествие во время отпуска с проверенными друзьями, но можно и в одиночку или с незнакомыми ранее партнерами.
4. Смена места жительства и неизбежные перемены, с этим связанные.
5. Смена работы: от кардинального изменения характера работы (переход на административную, хозяйственную должность) до перемены школы, класса, в котором работали ранее.
6. Смена профессии. Овладение новой специальностью, обучение на многомесячных курсах, получение дополнительного образования.
7. Погружение в любимое или новое, увлекающее занятие, например разведение комнатных растений, строительство дома, дачи, участие в восстановлении музея, храма и др. Активное занятие восстановлением и укреплением своего здоровья — овладение дыхательной гимнастикой, йогой, бегом трусцой, занятия плаванием, теннисом, волейболом и др.
8. Приобщение к новым формам проведения досуга, хобби: рыбалка, охота, биллиард, танцы, туристические походы и другое.
9. Активное участие в общественной или благотворительной деятельности.
10. Помощь другим людям — мощное средство психотерапии. Участие в работе групп социально-психологического тренинга — личностного роста (учитывая риск стать постоянным участников таких групп). Овладение методами психокоррекции с помощью многочисленных систем, предлагаемых на этом рынке услуг. Использование ресурсных состояний: воспоминаний о радостных, победных минутах своей жизни, счастливых событиях, запечалившихся в памяти состояниях, ситуациях. Перестройка своего эмоционального отношения к людям и событиям, вызывающим негативные эмоции: злость, агрессию, зависть, раздражение и др. Психологическая работа с ситуациями, вызывающими стрессовые переживания: с чувствами, мыслями, психосоматическими и поведенческими реакциями.
Отпуск — время дополнительных возможностей.
Существует немало возможностей повысить качество своей жизни, избавиться от привычных, но мешающих деталей. Особенно много таких возможностей открывается в период отпуска — одного из важных преимуществ работы учителя.
Законодательством не случайно предусмотрен для педагогов двухмесячный отпуск. Зарубежные ученые считают, что для поддержания высокой работоспособности и предотвращения профессиональных деформаций до выхода на пенсию учителю, кроме длительного ежегодного отпуска, надо раз в 6-7 лет отдыхать от школы не менее полугода. В современных условиях это трудновыполнимо, а вот положенный по закону продолжительный отпуск надо провести эффективно, чтобы полноценно восстановить силы.
Вот несколько рекомендаций по этому поводу.
Время отпуска — прекрасная возможность изменить некоторые свои привычки, заменить вредные полезными.
Например, бросить курить, внести коррективы в пищевые пристрастия, начать регулярно заниматься физической культурой, закаливанием. При этом не обязательно заниматься на тренажерах, играть в теннис или даже бегать трусцой. Самый доступный, полезный, практически лишенный противопоказаний и приятный вид восполнения недостатка физической активности — ходьба в индивидуально выбранном темпе. Для учителей, проводящих время в школе преимущественно стоя или сидя, такая нагрузка предупреждает заболевания сосудов ног. Для ходьбы желательно выбирать места с чистым воздухом.
Время отпуска — самое удачное для того, чтобы сбросить лишние килограммы. Легко можно наполнить свой рацион свежими овощами и фруктами, отказавшись от избытка жиров, мясных и мучных продуктов. Но и в этом случае надо действовать грамотно.
Во-первых, учитывать состояние своего здоровья, особенности пищеварительной системы (кислотность желудочного сока и т. д.), темперамент.
Во-вторых, уделять первоочередное внимание психологическим факторам, от которых во многом и зависит избыточная полнота.
В-третьих, не пробовать без консультации с врачом любые системы голодания.
Другая рекомендация на время отпуска — постараться восстановить свои психологические ресурсы, которые интенсивно истощаются за время учебного года. Для этого нужно выполнить несколько условий.
Первое – хорошо высыпаться: лучше не позже вставать, а раньше ложиться спать.
Второе – постараться хотя бы месяц не думать о работе (совсем!).
Третье – находить поводы для каждодневных радостей. Это то, чего многим так не хватает на работе. Не только позволять себе улыбаться, смеяться, веселиться, но и находить для этого поводы и ситуации.
Четвертое–овладеть приемами психофизической
саморегуляции, аутогенной тренировкой. Именно на отдыхе можно научиться по нескольку раз в день расслабляться, не думая о делах и времени.
Чтение любимых книг — то удовольствие, которое многие учителя не могут позволить в течение учебного года. Отпуск – самое подходящее время, чтобы с учебно-методической литературы и специальных журналов переключиться на детективы, фантастику, любовные романы или мемуары. Снять накопленный за зиму стресс помогает, как ни странно, чтение
объявлений, даже когда не собираешься что-то покупать, продавать или обменивать квартиру. Погружение в море забот и проблем других людей растворяет собственное напряжение,
тревогу.
Очень полезно провести хотя бы часть отпуска в путешествиях, пожить в новом для себя месте. Это та смена впечатлений, радостных событий, новый круг общения, которых так не хватает многим учителям.
Наконец, для многих педагогов, время отпуска — долгожданная возможность уделить внимание собственным детям и внукам, которые нередко остаются без внимания. А ведь по детям педагогов судят об их профессиональной квалификации.
Секреты здоровьесберегающей педагогики.
Они были вырублены маленькими-маленькими буквами на большом-большом камне в горах Тибета, где автор случайно обнаружил их, когда путешествовал в поисках смысла жизни. Надпись сливалась с пейзажем, подтверждая тем самым свою гармонию с природой и свое доисторическое происхождение. Секреты чудом сохранились, я их запомнил — вот они.
1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты не принесут пользы ни тому, кто делает добро, ни тому, для кого оно делается. Можно назвать это добрым началом, можно говорить об идее добра, которая должна пронизывать все свершения. И доброжелательность, и добродушие, и добросердечность — все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня добро.
Попробуем отказаться от декларативности («Мы все работаем на благо людей!») и дарить свою доброту не абстрактным учащимся, а вполне конкретным Петям, Олям, Колям и Вероникам, чтобы они почувствовали, что о них думают, об их интересах заботятся, и сами стали дарить добро окружающим их людям.
2. Секрет успешности в делах и в жизни вообще состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим. Этот навык — находить поводы и причины для радости — сродни способности восхищаться чем-то в других людях (и в себе самих!), но, не манипулируя («Ах, какой вы высокий и стройный при полутора метрах роста и ста килограммах веса!»), а искренне и умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи позитивной и здоровьесберегающей педагогики.
Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками — это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости» — это не только одна из моделей организации образовательного пространства с очевидным здоровьесберегающим результатом, но и замечательная психолого-педагогическая программа воспитания.
3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства — в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Пускай не всех (будем реалистичны), но большей части, которая способна создать критическую массу компетентности. Поэтому вложение средств в подготовку кадров, повышение профессионализма учителей — самая мудрая стратегия серьезного руководителя. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.
4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий–в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).
5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании получаемых результатов. Лучше, если этот мониторинг будет независимым, проведенным специалистом со стороны. Оценка дела рук своих не может быть объективной даже при самых благих намерениях — механизмы психологической защиты вносят свои коррективы.
6. Секрет технологичности. Создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии. Иначе под ЗОТ будет пониматься в одной школе сочетание фитобара и стоматологического кабинета, в другой — конторок в классах и шведских стенок в рекреациях, в третьей — введение уроков валеологии и ставки психолога-консультанта. Все это хорошо даже в отдельности, но не может обозначаться как технология, а поэтому и заметных результатов ожидать от таких разрозненных действий не приходится.
7. Секрет надежности получаемых результатов — в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков, имеющих необходимую подготовку, а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати. Таким образом, происходит интеграция школы в социокультурное пространство, подпитывающее ее информационно и энергетически.
8. Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в программе действий, по которой школа начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 года (с перспективой на 5-6 лет), научно обоснована, а в ее разработке, кроме ученых, должны принимать участие большинство педагогов и специалистов данной школы (чужая программа нежизнеспособна!).
9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из любителей в профессионалы.
10. Секрет истинности состоит в ощущении непротиворечивости того, что делается, законам природосообразности и обязательном присутствии таинственного «пятого элемента», который наделяет жизнь смыслом, радостной энергией созидания и именуется любовью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий методического мероприятия для учителей "Выставка- ярмарка педагогических идей"
Цель методического мероприятия - распространение педагогического опыта учителей школы....
Методическое пособие по теме: «Организация и проведение ежегодной выставки-конкурса стендового моделизма, посвященной Битве за Москву 1941-1942гг.»
Данные разработки будут полезны в учреждениях дополнительного образования для проведения выставок по направлению «Стендовый моделизм»....
Выступление к методической выставке «Воспитание семьянина в условиях детского дома» (Из опыта работы воспитательной группы)
Что значит семья для того, чье детство прошло вне ее? Какова роль воспитателя в формировании семейных понятий? Как в дальнейшем будут применять на практике наши воспитанники теорию семейных отношений?...
Методическая разработка "Выставка детских художественных работ как форма творческого отчета и средство анализа продуктивности образовательной программы"
Изобразительное творчество, декоративно-прикладное творчество в дополнительном образовании детей...
Методическая разработка экскурсии по выставке "Оружие Победы"
Почти 70 лет назад закончилась самая великая и страшная война в мировой истории. Она оставила след в каждой семье нашей страны. До сих пор идут жаркие споры о войне, о цене победы. Давайте вспомним, к...
Городская методическая выставка «Инновационные технологии в моей деятельности» (направление «Авторские пособия»)
В работе представлена система уроков литературы, которая опирается на понятия, составляющие нравственные, духовные, эстетические ценности в жизни человека. Основная ...