Методическая разработка экскурсии по временной выставке «История русской монеты»
методическая разработка на тему

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 «И в стёртых исчисляется монетах

 Цена великих дел, поэтами воспетых.»

Эмиль Верхарн.

 

История денег, а именно - русской монетной системы, неразрывно связана с историей становления русского государства. Цель нашей экскурсии –  рассказать об истории русской монеты и через историю этой повседневной вещи показать историю нашей страны. Выставка прошла в музее в феврале марте 2013 года. В основу экспозиции легла уникальная коллекция монет 18-20 веков коллекционера Ледянкина В.В. А также свои экспонаты-монеты,юбилейные рубли,ассигнации,предметы-предоставили ученики и учителя нашей гимназии. 

Выставку посетили почти  все классы нашей гимназии . Для начальной школы мы проводили упрощенный вариант. Проводились классные часы в музее о культуре обращения с деньгами. Ученики приходили на выставку на уроках обществознания,изучая тему "Деньги", На уроках истории в старших классах экскурсия позволила в занимательной и вместе с тем информативной форме повторить материал и узнать новые факты из истории России.

В конкурсе "История обычных вещей"  выставка заняла 1-е место на районном и 2-е место на городском этапе конкурса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_russkoy_monety.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 53

Музей 1-ой воздушной армии гимназии № 53

«История русской монеты»

Методическая разработка экскурсии по временной выставке

                                  Автор-составитель: Горбачёва Елена Михайловна, учитель истории;

Экскурсоводы: Григорьев Дмитрий,

учащийся 11а класса МБОУ гимназии №53;

Назарова Дарья,

учащаяся 8а класса МБОУ гимназии №53;

Юдаш Елизавета,

учащаяся 11б класса МБОУ гимназии №53

                                                          Н. Новгород

2012 г.

                                             «И в стёртых исчисляется монетах

 Цена великих дел, поэтами воспетых.»

Эмиль Верхарн.

История денег, а именно - русской монетной системы, неразрывно связана с историей становления русского государства. Цель нашей экскурсии –  рассказать об истории Русской монеты и через историю этой повседневной вещи показать историю нашей страны.

Задачи экскурсии:

образовательные:

создать представления у экскурсантов об истории русских монет и ассигнаций

      углубить и расширить их знания об истории России.

воспитательные: формировать у экскурсантов чувство патриотизма и гражданственности, понимание необходимости уважения и бережного отношения к наследию предков, чувство гордости за свою страну

развивающие: развивать у экскурсантов умение работать с вещественными источниками для получения субъективно новых знаний о прошлом, и работы с историческими образами эпохи.

Экскурсия  построена по тематико-хронологическому принципу и рассчитана на средний и старший школьный возраст.

К основным объектам экскурсии относятся, в первую очередь, материалы, представленные в электронной презентации, выполненной в среде Microsoft Office Power Point 2003, а также объекты витрин №1( реконструкция древнего кошеля; шкурки соболя и белки;раковины каури; старинная гривна (реконструкция)  № 2 и №3 (коллекция монет 18-21 веков, ассигнации, пластиковые карты). В экскурсии предусмотрено органическое сочетание методических приёмов показа и рассказа, при этом, за счёт использования современных мультимедийных технологий, предполагается достижение у экскурсантов подобия «эффекта присутствия» при просмотре материалов экспозиции. В соответствии с этим определяется и техника проведения экскурсии: чередуются периоды показа объектов на электронной презентации с показами объектов на витринах, а более подробное рассмотрение последних отнесено в конец экскурсии. Интерактивность и включенность в процесс  достигается тем, что монеты начала 19 века и монеты начала 20 века выдаются на руки экскурсантам для сравнения и изучения.

По времени экскурсия рассчитана на 20-25 минут В конце проводится викторина.

Ход экскурсии

Мы приветствуем вас в стенах музея гимназии №53. Сегодня мы расскажем вам историю одной вещи, которая сопровождает нас всегда и практически везде, и мы уверены, что вы сможете найти ее у себя в кармане или кошелке – это монета.

Мы все примерно представляем, для чего она служит. Монеты, как и деньги вообще, – средство обмена.

Однако в нашей стране монеты появились далеко не сразу, и вначале на Руси заменой им служили товарные деньги – скот или ценная пушнина, например, шкура белки, соболя или куницы. Обратите, пожалуйста, внимание: в этой витрине вы видите шкуру  с задними лапками, ногату. Руси были знакомы и раковины каури. Их на нашу землю завезли заморские купцы, торговавшие с Новгородом и Псковом. В Сибири раковины каури использовались в качестве денег до XIX века, их называли «змеиными головками». Посмотрите, как выглядят эти раковины. А вот так возможно выглядели в старину кошели.

С развитием торговли на Руси появились металлические деньги – крупные серебряные дирхемы, которыми расплачивались арабские купцы. У нас эти монеты стали называть кунами. 25 кун составляли гривну кун. А что такое гривна? В древнеславянском языке так называли шею или загривок. Потом гривной назвали и шейное украшение — ожерелье. Посмотрите, как оно выглядело. Когда появились монеты, ожерелье стали делать из них. На каждое и уходило по 25 кун. Отсюда и пошло: гривна кун, гривна серебра и т.д.

В конце X века на Руси началась чеканка монет. О них ученые узнали из найденных кладов IX—XII столетия. В те времена было мало известных месторождений золота и серебра, чеканка веласьс использованием привозного металла.

Первые русские монеты назывались златниками и сребрениками. Эти названия сохранились в некоторых пословицах, таких, как «Мал золотник да дорог». На них часто встречается родовой знак потомков легендарного князя Рюрика – трезубец, который после перешел в герб Киевской Руси. До наших дней дошли монеты Владимира Святославовича, Святополка, Ярослава Мудрого и других.

В XIII веке наша страна переживала тяжелые времена. После нашествия татаро-монголов начались столетия выплат огромной дани, в упадок пришло ремесло, заглохла торговля.Вспомнили о раковинах каури и стали использовать их для мелких расчетов, а для крупных – тяжелые серебряные слитки, именовавшиеся уже знакомыми нам гривнами. В Киеве гривны были шестиугольные, в Новгороде — в форме брусков. Их масса составляла около 200 граммов. Новгородская гривна со временем стала называться рублем, тогда же появилась полтина — половина рубля.

А как их изготовляли — рубли и полтины? Мастер расплавлял серебро в жаркой печи и потом разливал его в формочки. Разливал специальной ложкой — льячкой, что позволяло ему довольно точно выдерживать массу рублей и полтин. Постепенно эти новгородские монеты распространились по всем русским княжествам.

Наряду с Новгородом активная чеканка также началась в Москве. Первые московские монеты появились при великом князе Дмитрии Донском. Его серебряная монета называлась денгой (без мягкого знака), что в переводе с татарского означало «звонкий». Денга чеканилась из серебряной проволоки, которая разрезалась на кусочки одинакового размера и массы. Кусочки эти расплющивались, а затем мастер ударял по заготовкам специальным молотком – чеканом. И монеты с нужными надписями и изображениями были готовы.

Вслед за Дмитрием денгу стали чеканить почти все русские князья, на выпускавшихся монетах, менявших свой облик от княжества к княжеству, были имена как великих, так и удельных князей. Такая пестрота и такой разнобой во внешнем виде (да и в массе) монет здорово затрудняли торговлю. А потому в начале XVI века, при пятилетнем Иване Грозном, фактическая правительница страны, Елена Глинская, основала первый монетный двор в Москве и ввела общегосударственную монету – копейку. Название этой денежной единицы связано с изображением всадника –он держал в руках  копье.

Наверное, где-то в это же время появилась поговорка «копейка рубль бережет», отражавшая ее стоимость. Сто копеек Ивана Грозного составляли рубль, 50 — полтину, 10 — гривну, 3 — алтын. Такими русские деньги оставались до конца XVII века, до времен Петра I.

       Первый русский император реформировал денежную систему государства и ввел новые монеты для мелкой торговли: медную денгу, полушку и полуполушку. Вскоре были выпущены серебряные полтинники, полуполтинники, гривенники и десять денег . Кстати, самая старая монета в нашей коллекции – та самая денга, предположительно, 1740-ых годов. Здесь вы можете взглянуть на нее.

При Петре началась чеканка серебряного рубля, переделанного из иностранного талера, так как своего серебра в Московском государстве все еще не добывали. И именно Петр I решил эту проблему. При нем были открыты месторождения серебра и золота, и с тех пор появилась возможность чеканить монеты на собственном сырье.

Обратите внимание на правильность формы монет. Их чеканили уже не из проволоки, а на монетных заготовках правильной круглой формы и одинаковой толщины. На них - профиль Петра I и надпись «монета».

Также на петровских монетах можно увидеть выпуклые точки. На пятаке — пять, на алтыне (равном трем копейкам) — три, на гроше (равном двум копейкам) — две точки. Как вы думаете, для чего это сделано? Это было сделано специально для неграмотной части населения. Далеко не всем удавалось опознать цифру, а сосчитать точки мог каждый.

При Петре I в России окончательно утвердилась удобная десятичная денежная система, малоизвестная тогда даже Европе. Десять копеек составили гривенник, десять гривенников — рубль. Монеты приобрели более привычный для нас с вами облик. А вот вес их совершенно отличался.

В XVIII веке стоимость монеты определялась стоимостью куска металла, из которого была сделана. Можно себе только представить, какую тогда массу имели монеты. Есть легенда, гласящая, что Елизавета Петровна, дочь императора-реформатора, наградила Ломоносова за написанную им оду на день ее восшествия на престол премией в 2000 рублей. Цифры Премия оказалась так тяжела, что Михаилу Васильевичу пришлось нанять несколько телег, чтобы ее увезти.

В конце XVIII века на помощь монетам пришли ассигнации, введенные Екатериной II. Используются они и по сей день. Здесь перед вами примеры ассигнаций конца XIX – XX века. Здесь же вы видите большую массивную монету 1763 года достоинством лишь в 2 копейки. Чеканилась она также в эпоху Екатерины II.

Обратите внимание, на старых медных монетах видны следы патины – налета. Она наслаивается десятилетиями, гарантирует подлинность монеты и предохраняет ее от повреждений. И если патина скорее друг металлическим деньгам, то окислы – их самый главный враг. Окислы буквально разъедают монету и крайне трудно удаляются. Взгляните на ту же денгу. Вся она – сплошные окислы.

В начале XIX века, при императоре Александре I изменился тип всех монет. С них были удалены указания на личность государя, на золотых и серебряных деньгах стала помещаться надпись: «Государственная российская монета».

Давайте рассмотрим монеты XIX века, их внешний вид наиболее близок к современному:

Раздаются монеты-по одной на 3-4 человека.

Лицевая часть – та, на которой изображен вензель, первые буквы (инициалы) императора или императрицы, называется аверсом. Со времен Александра I на аверсе изображался двуглавый орел – герб России.

Обратная сторона, где показан номинал – это реверс.

На ребро монеты с помощью машины или станка наносится узор – гурт. Его появление стало результатом попыток защитить деньги от порчи, когда края драгоценных металлов подпиливались с целью подделать монету.Выделяют и еще одно понятие – буртик («приподнятый» край монеты).Историей монетной чеканки и денежного обращения занимается отдельная историческая дисциплина – нумизматика.

В XX веке образовалось новое государство – СССР. И началась чеканка новой монеты. С 1926 года медь стали заменять алюминиевой бронзой (сплавом желтого цвета, состоящим на 95% из меди и на 5% из алюминия), поскольку она была устойчива к истиранию.

Взгляните на монеты того времени.

Раздаются монеты.

 На аверсе вы видите герб новой страны. Его обвивает лента, причем количество витков этой ленты на монетах разных годов разное. Как вы думаете, с чем это связано? Число витков символизировало число республик, входивших в СССР. Поэтому на аверсах монет 20-ых годов витков всего 7, а на монетах более поздних – 15

Для нашей страны весь XX век был насыщен историческими событиями, по случаю которых выпускался и до сих пор выпускается специальный вид монет, который повествует нам о памятных датах в истории Отечества. Например, в мае 1965 года в честь 20-летия Победы над фашизмом впервые в СССР был выпущен юбилейный рубль. Он также присутствует в нашей коллекции.

В 1991 году СССР перестал существовать. На монетах современной России опять появился старинный русский герб – двуглавый орел. А на копейки вернулся Георгий Победоносец.

А внашей коллекции есть уникальные монеты. Они выпущены в честь будущей Зимней Олимпиады- 2014  в Сочи . Посмотрите, какие они красивые.

Вот так в старину монеты заменили шкуры животных и раковины каури. Но недалек тот день, когда и самим монетам придется уступить свое место пластиковым картам – будущему денег. А мы надеемся, что нам удалось показать вам, что в маленькой монете, как в зеркале, отражается история нашей страны.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии по выставке "Оружие Победы"

Почти 70 лет назад закончилась самая великая и страшная война в мировой истории. Она оставила след в каждой семье нашей страны. До сих пор идут жаркие споры о войне, о цене победы. Давайте вспомним, к...

Методическая разработка экскурсии по временной выставке «Девушка в солдатской шинели»

Цель экскурсии-показать подвиг женщин в Великой Отечественой войне на примере М. Герук. Экскурсию разработала и провела ее правнучка Е. Сорокина с помощью своей мамы....

Методическая разработка экскурсии по временной выставке«Елочка, зажгись! История новогодней игрушки»

Экспозиция работала в музее гимназии в декабре 2015 года-январе 2016 года....

Методическая разработка экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины» (на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)

Методическая разработкаэкскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины»(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг на...

«Умное стекло» Методическая разработка экскурсии по временной экспозиции музея

Стекло – это по-настоящему удивительный строительный материал, непохожий на все остальные. Красивый и современный, крепкий и надежный,многофункциональный и универсальный.Выставка прошла в музее ...

Методическая разработка экскурсии во выставке технического творчества "Техника: от истории в будущее""

Сценарий экскурсии по выставке технического творчества. На выставке представлены  работы детей в номинациях "Космическая и военная техника, техника буущего и др....

Презентация и методическая разработка экскурсии по выставке "Кукольная история"

Презентация выставки "Кукольная история", организованная в школьном музейном уголке, и методическая разработка экскурсии по выставке....