«Патриотическое воспитание учащихся»
статья по обж
В работе рассмотрены понятие и сущность патриотизма. Глубоко исследован процесс патриотического воспитания школьников, его цели и задачи. Представлены основные направления патриотического воспитания в образовательном учреждении, исследованы принципы патриотического воспитания ,приведены примеры практического направление работы ты патриотическому воспитанию учащихся и рассмотрена роль объединений дополнительного образования. Исследованы различные формы работы по патриотическому воспитанию, определены критерии эффективности и анализ результатов патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_patrioticheskoe_vospitanie_uchashchihsya.docx | 26.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание учащихся»
Сюдак А.А.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Человек в обществе реализует себя как самостоятельная личность со зрелым чувством ответственности. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей социальный, духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты.
Патриотизм определен в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, за свою семью и предполагает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования. В условиях модернизации российского образования патриотическое воспитание становится одним из главных направлений в работе с детьми, ведь именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, культурная жизнь обучающегося.. Его цели и задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный… компонент социального заказа для системы образования.
ФГОС ООО определяет что (п. 9.) « Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной…
…6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам »
В ст. 18.2.3. ФГОС указывается, что « Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования (далее – Программа) должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество… и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и консти- туционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних связей и отношений объективного и субъективного характера, а так же подсистемы содержательного, организационного и методического плана, и является целостным педагогическим процессом, в основе которого лежит системно - деятельностный подход к решению поставленных целей и задач.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Цель патриотическое воспитание в школе - это создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; развитие у школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.
Патриотическое воспитание у школьников охватывает широкий круг задач:
- воспитания любви к Отечеству;
-формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- глубокого уважения к Конституции РФ законам Российской Федерации, к государственной символике;
- формирование активной гражданской позиции и ответственности;
- развитие творческих способностей и инициативы обучающихся;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
- создание условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- развитие системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитание уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышения качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Основными направлениями патриотического воспитания являются:
- Гражданско-патриотическое
- Военно-патриотическое
- Культурно-патриотическое
- Историко-краеведческое
- Спортивно-патриотическое
Патриотическое воспитание учащихся должно осуществляться в течение всего образовательного процесса при проведении уроков по ОБЖ, история, обществознание, русского языка, литература, предметов естественнонаучного цикла.
Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности предполагает целенаправленное формирование патриотизма как интегрированного качества личности, определяет направленность на самореализацию и социальное поведение детей, при котором любовь и служение Отечеству выступает как высший смысл жизни и деятельности. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре народов России, своём родном крае, месте рождения, содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем, проявлять нравственное поведение. В качестве форм патриотического воспитания используются: классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, диспуты, беседы, викторины, проведение спортивных состязаний, в т.ч. военно-спортивной игры «Зарница». Выставки рисунков, конкурсы сочинений, экскурсии.
В процессе патриотического воспитания прекрасно себя зарекомендовала проектная деятельность, как направленная на развитие качеств личности. Работая над проектами « Моя родословная», « Мои родные во время Великой Отечественной войны», «Блока Ленинграда в истории моей семьи», «Города России», « Мой папа - защитник Отечества», дети на примерах из жизни своей семьи и истории Родины воспитывают в себе глубокие чувства любви к Отечеству, патриотизма, готовности защищать интересы своей страны.
Объединения дополнительного образования школы занимают особое место в формировании патриотических качеств обучающихся. В школе могут быть реализованы дополнительные программы по следующим направлениям: военно-спортивное, культурологическое, краеведческое, театральное, музыкально-поэтическое, физкультурно-спортивная и другие.
Большое значение имеет патриотическое воспитание в рамках работы с родителями. В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию можно использовать:
- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;
- совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии, соревнования)
Важнейшим этапом при реализации школьной программы по патриотическому воспитанию учащихся является выработка критериев эффективности и анализ результатов. Показателями эффективности патриотического воспитания могут быть приняты:
- наличие социальной активности у школьников, которая проявляется в социальных и гражданских акциях, традиционных праздниках, творческих конкурсах разного уровня;
- процесс патриотического воспитания организован планово, целенаправленно, систематически и комплексно в процессе урочной и внеурочной деятельности, на занятиях объединений дополнительного образования;
- найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;
- воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов обучающихся и их родителей;
- удовлетворённость учащихся совместной деятельностью;
- результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды.
В заключении хочется подчеркнуть исключительную важность патриотического воспитания учащихся, его огромную роль в формировании личности как гражданина и патриота своей страны. Для решения задач патриотического воспитания работа должна проводиться научно, планово, комплексно, используя все многообразие форм и методов воспитания учащихся.
Литература.
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015 годы, утверждена правительством РФ от 5 10.2010 №795
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы»
- Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М, Просвещение, 2009
- . Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.- М., 2000.
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8
- . Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011г
- Попова Е.Н. Концептуальные и организационно – методические основы патриотического воспитания школьников. Методическое пособие// Селезнев Н. Оценочная деятельность в воспитании человека// Воспитательная работа в школе 2009г.
- Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны// Воспитание школьников 2010г.
- Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
- Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня победы, дня защитника Отечества -изд. « Учитель»-2006 г-288с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы "Формы работы Музея Боевой славы по военно - патриотическому воспитанию учащихся"
в файле находится методическая разработка традиционного внеклассного мероприятия посвящённого празднику 23 февраля "А ну-ка, парни!"...
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы.
Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место...
Патриотическое воспитание учащихся в классах оборонно-спортивного профиля
Выступление в секции классных руководителей на 4-ой зональной конференции Восточного регионального объединения методических служб "Педагогические достижения учителей-победителей ПНПО "Образование" - р...
Программа патриотического воспитания учащихся.
Данная программа является одним из механизмов решения актуальной задачи в школе - формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания , верности Отечеству , готовности к выполнению констит...
Место Музея истории школы в системе патриотического воспитания учащихся.
Статья по краеведению, написана на основе опыта работы. В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин...
Методические рекомендации по подбору и воспитанию кадет – командиров, как помощников воспитателей в военно-патриотическом воспитании учащихся.
Отбор кандидата на должность командира, его воспитание, это кропотливая постоянная работа. Она требует терпения, не допускает поспешности. По мере взросления, возмужания, у ребенка меняется мировоззре...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по героико-патриотическому воспитанию учащихся школы «Победа - в сердцах поколений!» Возраст учащихся: 7 – 10 лет
Программа "Победа - в сердцах поколений!" направлена, главным образом, на доступное для младших школьников, освещение и изложение основных событий Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг....