Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС спортивно -туристической направленности по ориентированию.
рабочая программа по обж (7 класс)
Приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orientirovanie.docx | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа №2
(МБОУ СОШ №2)
РАССМОТРЕНА протокол заседания ШМО от 30.08.2017 № 01 Председатель ШМО _________ | СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР ________ Макаренко Т.С 31.08.2017 | УТВЕРЖДЕНА решением Педагогического совета от 31.08.2017 №1 приказ № 106-ОД протокол пед. совета №1 Директор _____ Онтина О.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Спортивное ориентирование»
Уровень образования (класс): основное общее образование, 5-9 класс
Количество часов: 1 час в неделю, всего 34 часа
Учитель: Шандро В.И.
2017 - 2018
1. Планируемые результаты изучения курса
Воспитательные результаты внеурочной туристско-краеведческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнём; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенны способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек; об основах организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
З. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности.
2. Содержание учебного курса
Модуль 1. Начала туризма и краеведения (34 часов)
1.1. Вводное занятие. Что такое туризм и каково его значение в физическом и духовном развитии ребенка. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности. Шуточные конкурсы начальных туристских навыков: укладка рюкзака «вслепую», бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» и т.п. Туристские песни под гитару.
1.2. Поход-знакомство. Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения туристов и состояния рюкзаков, за разбивку бивака, за разведение костра и заготовку дров, за приготовление обеда, за соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фотоотчет о походе и т.п.; предварительная работа с ними. Сборы и проверка готовности к первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников в естественных условиях похода элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересеченной местности, установке палаток, заготовке дров, разведению костра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью и т.п. Анализ в группе состоявшегося ознакомительного похода: самочувствия туристов, полученных ими впечатлений, проведенной ими работы и т.п. Фотоотчет о состоявшемся походе «Наше первое приключение».
1.3. Безопасность юного туриста. Правила поведения в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.
1.4. Быт юного туриста. Туристское снаряжение: групповое и личное.Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками.Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Тимуровская работа на маршруте.Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.
1.5. Кухня юного туриста. Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами и канами. Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи.
1.6. Песни юного туриста. Бардовская песня, туристская песня. Ю.Визбор: человек, судьба, профессия, песни. В.Высотский: человек, судьба, профессия, песни. В.Ланцберг: человек, судьба, профессия, песни. О.Митяев: человек, судьба, профессия, песни. В.Егоров: человек, судьба, профессия, песни. Прослушивание песен в исполнении педагога под гитару, прослушивание песни в авторском исполнении (в записи). Автор песни. История песни. Обсуждение песни: что понравилось, чем понравилось, о чем она и т.п. Разучивание и исполнение полюбившейся песни.
1.7. Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края: родной край в Древности, в Средневековье, в Новое время, в годы Великой Отечественной войны и т.п. Местные легенды и мифы. Герои и яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идем, зачем идем, как себя ведем, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии?), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведенной экскурсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию?). Экскурсии или походы выходного дня к местам интересных исторических событий.
1.8. Ориентирование на местности. Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты. Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход. Спортивное ориентирование: обучение и тренировки.
1.9. Топография. Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.
1.10. Туристские узлы и их назначение. Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмерка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т.п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется – узелок развяжется».
1.11. Преодоление препятствий. Виды препятствий. Лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона и при помощи веревки. Подъем по крутому склону при помощи веревки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.
1.12. Туристские игры. Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно-туристских игр и краеведческих викторин.
1.13. Туристская стенгазета. Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвященных совершенным туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т.п.).
1.14. Природоохранные акции. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т.п.
1.15. Походы выходного дня. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес – с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в зимний лес – с целью изучения следов животных. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в весенний лес – с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной речки – с целью отработки навыков преодоления препятствий.
1.16. Многодневные походы. Предварительный сбор школьников, собирающихся в многодневное путешествие, и их родителей: информирование о целях и условиях совершения многодневного похода. Определение состава группы, отправляющейся в поход. Разработка маршрута. Оформление документации, необходимой для совершения многодневного похода. Подготовка к многодневному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут похода. Изучение карт и краеведческого материала, связанных с маршрутом предстоящего похода. Распределение обязанностей на период подготовки многодневного похода. Определение системы сменных должностей на период совершения похода. Сборы и проверка готовности участников к первому походу. Совершение пешего многодневного похода группы по заранее намеченному маршруту. Итоговый групповой анализ состоявшегося похода. Фотоотчет о состоявшемся походе.
Тематический план работы на 2019 – 2020 учебный год
№ п/п | Тема занятий | Сроки проведения | Примечания |
5-6 классы | |||
1 | Ориентирование. Виды ориентирования. | Сентябрь | |
2 | Основы ориентирования по заданному маршруту. | Сентябрь | |
3 | Основы ориентирования по выбору. | Сентябрь | |
4 | Правила соревнований по ориентированию. | Сентябрь | |
5 | Понятие о топографической и спортивной картах. | Октябрь | |
6 | Условные знаки. | Октябрь | |
7 | Условные знаки. | Октябрь | |
8 | Чем отличается план от карты. | Октябрь | |
9 | Составление плана кабинета. | Ноябрь | |
10 | Работа над ошибками. | Ноябрь | |
11 | Самостоятельная работа по составлению плана. | Ноябрь | |
12 | Стороны горизонта. | Ноябрь | |
13 | Градусные значения основных и дополнительных значений. | Декабрь | |
14 | Определение азимута. | Декабрь | |
15 | Инструментальное определение азимута (с помощью транспортира). | Декабрь | |
16 | Компас. Типы компасов. | Декабрь | |
17 | Следы. Характеристика следов. | Январь | |
18 | Сигналы бедствия. | Январь | |
19 | Зарисовка сигналов бедствия. | Январь | |
20 | Ориентирование карты по компасу. | Февраль | |
21 | Упражнения на засечки. | Февраль | |
22 | Тест на определение азимута. | Февраль | |
23 | Способы измерения расстояния на карте и на местности. | Февраль | |
24 | Измерение своего среднего шага. Упражнения на прохождение отрезков разной длины. | Март | |
25 | Упражнения на глазомер с картами разного масштаба. | Март | |
26 | Способы ориентирования. Привязки на местности. Организация разведки в походе. | Март | |
27 | Потеря ориентировки. Определение азимута по солнцу, луне, полярной звезде. | Март | |
28 | Построение алгоритма действий при потере ориентировки. | Апрель | |
29 | Выход на крупные ориентиры. | Апрель | |
30 | Личное и групповое снаряжение для летних и зимних походов. | Апрель | |
31 | Основы сбора рюкзака для многодневного похода. | Апрель | |
32 | Уход за снаряжением. | Май | |
33 | Распределение снаряжения между участниками похода. | Май | |
34 | Одежда и обувь для походов. Уход за одеждой и обувью. | Май | |
7 – 8 класс | |||
1 | Ориентирование. Для чего необходимо уметь ориентироваться. | Сентябрь | |
2 | Соревнования по ориентированию. Электронная отметка. | Сентябрь | |
3 | Топографическая и спортивная карта. Назначение спортивной карты. | Сентябрь | |
4 | Соревновательная деятельность. | Сентябрь | |
5 | Ориентирование по заданному маршруту. Ориентирование по выбору. | Октябрь | |
6 | Масштаб. Виды масштаба. | Октябрь | |
7 | Понятие о топографических знаках. | Октябрь | |
8 | Соревновательная деятельность. | Октябрь | |
9 | Понятие «Рельеф». Способы изображения рельефа. | Ноябрь | |
10 | Виды условных знаков. Рисовка условных знаков (10 знаков). Масштаб (повторение). | Ноябрь | |
11 | Диктант (10 знаков). | Ноябрь | |
12 | Соревновательная деятельность. | Ноябрь | |
13 | Зарисовка условных знаков (10 знаков). | Декабрь | |
14 | Диктант (20 знаков). | Декабрь | |
15 | Упражнение по определению масштаба. Зарисовка условных знаков (10 знаков). | Декабрь | |
16 | Диктант (30 знаков). | Декабрь | |
17 | Следы. Характеристика следов зимой. | Январь | |
18 | Сигналы бедствия. | Январь | |
19 | Компас, типы компасов. Устройство компаса Адрианова. | Январь | |
20 | Азимут. | Февраль | |
21 | Построение на бумаге заданных азимутов. | Февраль | |
22 | Ориентирование карты по компасу. | Февраль | |
23 | Соревновательная деятельность. | Февраль | |
24 | Движение по азимуту. Засечки. | Март | |
25 | Способы измерения расстояний. Измерение своего среднего шага. | Март | |
26 | Ориентирование на местности с помощью карты. | Март | |
27 | Привязки. Движение по легенде. | Март | |
28 | Упражнения по отбору контрольных ориентиров. | Апрель | |
29 | Соревновательная деятельность. | Апрель | |
30 | Действия в случае потери ориентировки. | Апрель | |
31 | Определение направлений по солнцу, звездам и луне. | Апрель | |
32 | Определение сторон горизонта по местным признакам. | Май | |
33 | Соревновательная деятельность. | Май | |
34 | Тест по итогам работы. | Май | |
9 класс | |||
1 | Виды туризма. Организация туризма в России. | Сентябрь | |
2 | Физическая подготовка туриста. | Сентябрь | |
3 | Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. | Сентябрь | |
4 | План. Карта. Спортивная карта. | Сентябрь | |
5 | Соревновательная деятельность. | Сентябрь | |
6 | Значение карт для туризма. Специализация карт. | Сентябрь | |
7 | Ориентирование карты. Масштабы. | Сентябрь | |
8 | Топографические карты и их значение. | Сентябрь | |
9 | Соревновательная деятельность. | Октябрь | |
10 | Условные знаки топографических карт. | Октябрь | |
11 | Знаки гидрологии, растительности и рельефа. | Октябрь | |
12 | Движение по легенде. | Октябрь | |
13 | Соревновательная деятельность. | Октябрь | |
14 | Зарисовка условных знаков. | Октябрь | |
15 | Изображение рельефа на карте. | Октябрь | |
16 | Диктант (10 знаков). | Октябрь | |
17 | Зарисовка условных знаков. | Ноябрь | |
18 | Диктант (20 знаков). | Ноябрь | |
19 | Упражнение по определению масштаба. Зарисовка условных знаков (10 знаков). | Ноябрь | |
20 | Диктант (30 знаков). | Ноябрь | |
21 | Соревновательная деятельность. | Ноябрь | |
22 | Правила обращения и работы с компасом. | Ноябрь | |
23 | Техника выполнения засечек. | Ноябрь | |
24 | Ориентирование карты по компасу. | Ноябрь | |
25 | Определение азимута на заданный предмет. | Декабрь | |
26 | Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. | Декабрь | |
27 | Определение расстояния до недоступного предмета. | Декабрь | |
28 | Ориентирование по местным предметам. | Декабрь | |
29 | Соревновательная деятельность. | Декабрь | |
30 | Следы. Характеристика следа. | Декабрь | |
31 | Сигналы бедствия. | Декабрь | |
32 | Правила и условия проведения соревнований. Права и обязанности спортсменов. | Декабрь | |
33 | Положение о соревнованиях. Классификация соревнований. | Январь | |
34 | Условия проведения соревнований. | Январь | |
35 | Старт и финиш. Разбор различных вариантов. | Январь | |
36 | Виды ориентирования. | Январь | |
37 | Соревновательная деятельность. | Январь | |
38 | Способы скоростной отметки. Ориентирование по легенде. | Январь | |
39 | Маркированный маршрут. | Февраль | |
40 | Ориентирование по выбору и в заданном направлении. | Февраль | |
41 | Соревновательная деятельность. | Февраль | |
42 | Отбор контрольных ориентиров. | Февраль | |
43 | Разработка маршрута по спортивной карте. | Февраль | |
44 | Ориентирование по рельефу, по масштабным объектам. | Февраль | |
45 | Действия в случае потери ориентировки. | Февраль | |
46 | Границы полигона. | Февраль | |
47 | Физическая подготовка туриста | Март | |
48 | Физическая подготовка туриста | Март | |
49 | Соревновательная деятельность. | Март | |
50 | Укладка рюкзаков. Установка палаток. | Март | |
51 | Виды костров. Разжигание костра. | Март | |
52 | Виды узлов. Вязка узлов. | Март | |
53 | Соревновательная деятельность. | Март | |
54 | Вязка узлов. | Март | |
55 | Вязка узлов. | Апрель | |
56 | Вязка узлов. | Апрель | |
57 | Соревновательная деятельность. | Апрель | |
58 | Значение правильного питания в походе. | Апрель | |
59 | Составление меню, списка продуктов. | Апрель | |
60 | Фасовка, упаковка, переноска продуктов в рюкзаках. | Апрель | |
61 | Соревновательная деятельность. | Апрель | |
62 | Экстремальные ситуации в походе. Действия в случае потери ориентировки. | Апрель | |
63 | Международные знаки «земля - воздух». | Май | |
64 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. | Май | |
65 | Соревновательная деятельность. | Май | |
66 | Приемы транспортировки пострадавшего. | Май | |
67 | Оказание первой помощи и наложение перевязки при несложном ранении. | Май | |
68 | Тест по итогам работы. Разбор ошибок. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС 1 класс
Программа включает в себя весь необходимый методический материал, который способствует творческому развитию ребенка - первоктасника...
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС " Увлекательный английский " ( 5 класс)
Программа составлена всоответствии с требованиями ФГОС и прошла апробацию в 2015-2016 учебном году....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс
Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....
Статья на тему : "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС с экологической направленностью"
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых.....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Игры народов мира» Спортивно – оздоровительного направления
Актуальность: Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизнишкольников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическоми психологическом развитии. Русские народные игры в рамка...
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС спортивно -туристической направленности по пешеходному туризму
Развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям....
Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС спортивно -туристической направленности по пешеходному туризму 7 класс
Приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоёмов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения...
Комментарии
внеурочка
Мне нравится, программа хорошо продумана, можно легко адаптировать в условиях работы в другой местности.