Здоровьесберегающая среда как модель образования в средней школе.
статья по обж
Статья предназначена для руководителей и педагогических работников образовательных учреждений. В статье представлена модель здоровьесберегающей среды как вариант в решении проблемы ухудшения здоровья учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zdorovesberegayushchaya_sreda._okt_2019_g.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Клеков Виктор Алексеевич
преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ кадетская школа Санкт-Петербурга,
г. Санкт-Петербург (г. Павловск)
«Здоровьесберегающая среда как модель образования в средней школе».
Аннотация.
Статья предназначена для руководителей и педагогического состава образовательных учреждений. В статье представлена модель здоровьесберегающей среды как вариант в решении проблемы ухудшения здоровья учащихся.
Ключевые слова.
Здоровьесберегающая среда, здоровье ученика, лечебно-профилактическое оздоровление, здоровьесберегающий образовательный процесс.
Здоровье ученика средней школы сегодня стоит перед нами как важнейшая государственная задача. За последние 3-5 лет в печати хорошо поднята эта проблема: много публикаций , подходов и вариантов решения этой задачи. Научная педагогическая мысль приходит к единому заключению, что «…здоровье ребенка формируется в школе!». К сожалению, мы имеем сегодня неопровержимые факты, что среди выпускников образовательных учреждений только 8-10% считаются полностью здоровыми. Как же поднять уровень здоровья школьников ны выходе из школы, не потеряв при этом качество обученности детей? Возможно дело в коренном пересмотре процесса образования в школе и той среды где формируется ребенок с первого по 11 класс.
На мой взгляд, учебный процесс должен сформировать у школьника три качественные характеристики здоровья: физическое, умственное и психологическое здоровье. И основой (платформой) образовательного процесса должна стать здоровьесберегающая среда. Вроде бы и просто все представляется, но на практике не достигаются спланированные результаты. Может быть в целом, в этой комплексной работе, есть противоречия которые и мешают нам достичь желаемое. Возможно перед планированием этой работы нужно еще раз уточнить целевые установки и планируемый результат иначе нас настигнут объективные противоречия. Вот такие противоречия:
- не четкая, не ясная поставленная цель – не даст желаемого конечного результата;
- высокие (государственнные) требования к школе – не достаточное обеспечение (мат/техн) учебного процесса;
- высокие цели педколлектива – не достаточная мотивация учителей (качество).
Я попытаюсь сформировать модель здоровьесберегающей среды и
представить основные элементы этой среды как системы.
Цель: создание условий здоровьесберегающей среды образовательной деятельности на входе, а на выходе – выпуск здорового и грамотного выпускника.
Задачи: сформировать составляющие компоненты здоровьесберегающей среды как направления образовательного процесса. Эти компоненты можно представить из пяти блоков:
- Лечебно-профилактическое оздоровление учеников.
- Здоровьесберегающий образовательный процесс.
- Информационно-консультативная работа.
- Психолого-терапевтическая работа.
- Внутришкольная среда (кадровый компонент).
Рассмотрим сущность каждого из этих блоков как содержание деятельности всех звеньев образовательного процесса..
- Лечебно-профилактическое оздоровление школьников.
- диспансеризация учеников (плановая, регулярная, продуманная по сезонам и времени);
- оздоровительная зарядка (не переменах – 2-3-мин.);
- физкульт-разминки во время уроков (обязательные);
- сбалансирование питание;
- оздоровительный труд учеников в школе (уборка листьев, посадка растений, детские субботники).
- Здоровьесберегающий образовательный процесс.
- проектные технологии (модульное обучение);
- разноуровневое обучение (учет лидеров и отстающих);
- групповое взаимообучение (проектные или исследовательские направления);
- рациональное расписание (пятидневка, шестидневка, укороченные или удлинненые уроки).
- Информационно-консультативная работа.
- привлечение специалистов в учебный процесс (врачей, психологов, наркологов);
- наличие информационных стендов (без нарушений этических норм..);
- профилактические консультации врачей и психологов ( свободный доступ в определенные дни и часы);
- проведение диагностик развития ребенка (дополнения к диспансеризации.)
- Психолого-терапевтическая работа.
- психологические тренинги здоровья;
- индивидуальные психологические консультации;
-формирование групп по интересам и эмоциональному состоянию (формирование навыковобщения и положительных эмоций);
- консультационная работа с родителями.
- Внутришкольная среда (кадровый компонент).
- подбор компетентный состав учителей;
- мониторинги «элементов оздоровительной среды»;
- создание творческие группы («ЗОЖ», «Здоровье», «Культура» и др.).
Важно понимать и представлять результат процесса, который будет длиться с 1-го по 11 класс. Важно определить критерии этой деятельности.
Как итог эффективности и результативности здоровьесберегающей деятельности педагогического коллектива и администрации школы можно представить следующие примерные показатели (критерии):
− снижение заболеваемости детей;
− повышение общей успеваемости;
− снижение стрессовых срывов учеников;
− положительные изменения в поведении учащихся;
− повышение умственной способности и концентрации учащихся;
− повышение интереса детей к здоровому образу жизни.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании».
2. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
3. Основы безопасной жизнедеятельности. Журнал №1–12, – 2006 г.
4. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе /авт.- сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. – 2009.
5. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и пси- хология здоровья в школе/Н.К. Смирнов. – М.АРКТИ, – 2003. – 270 с.
6. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова. – М.: ТЦ Сфера, – 2005.
7. Тишковец Л.П. Здоровьесберегающая деятельность школы: «Школа здоровья» №404.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа структурного подразделения дополнительного образования в средней школе "Клуб любителей путешествий".
Авторская модульная программа Курбатовой Е.Е....
Экологическая составляющая физического образования в средней школе
Тема экологии раскрывается, практически, при изучении всех разделов физики. Учитель знакомит ребят и с трагедией Керченского залива, и с ролью диффузионных процессов в снабжении водоёмов кислородом, и...
Диагностический материал для мониторингового исследования «Технологии организации и проведения мониторинга качества образования в средней школе»
Подборка диагностического материала для проведения мониторинга качества образования.в работе имеються:-сноски,-список литературы- глоссарий...
Проблемы повышение качества образования в средней школе
Стандарты нового поколения, а теперь и задачи системы образования направлены на то, чтобы делать все возможное для достижения оптимального качества образования. Но это не столько потребите...
«Специфика формирования профессиональной речи будущего учителя иностранного языка (для ранней ступени иноязычного образования в средней школе)».
Профессиональная речь является одним из важнейших параметров профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, значимыми составляющими которой являются коммуникативная и психолого-п...
Система дистанционного обучения Moodle как инструмент повышения качества образования в средней школе
Век цифровых технологий диктует нам свои условия. Образование уже не может оставаться в рамках школьных стен. Правительством РФ введено инклюзивное и дистанционно обучение, и педагогам необходимо осва...