статья о значении биологического образования в средней школе
статья по биологии ( класс) на тему

Подгол Ольга Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

        Успехи и достижения биологической науки убедительно свидетельствуют о том, что человечество вступило в новый век – век биологии. Биология нашего времени стала средством не только изучения, но и прямого воздействия на мир живого. В ней все более нарастают тенденции проектирования и конструирования биообъектов, проявляются задачи управления живыми объектами и системами. В стратегии исследовательской деятельности в биологии появляются такие новые направления, как предвидение, прогнозирование. Возникает необходимость в разработке сценариев предвидимого будущего для всех уровней биологической реальности. Современная биология вступает в новый этап своего развития, который можно назвать биоинженерным. Становление и стремительное развитие генной и клеточной инженерии, инженерии биогеоценозов, решение проблем взаимодействия биосферы и человечества требуют совершенствования методов анализа и сознательного управления всем новым комплексом исследований и практических разработок. По мере развития биологии и внедрения ее достижений в жизнь человеческого общества будет возрастать число людей, для которых биологическое образование окажется элементом их профессиональной подготовки. Отсюда видно, что значимость биологического образования в  школе возрастает.                                 Также следует отметить, что школьный предмет «Биология» способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, т.е. системы наиболее общих взглядов на мир и человека, на отношения между человеком и миром. А это очень важно, т.к. мировоззрение определяет жизненную программу личности, идеалы и убеждения, интересы и ценности. В конечном итоге оно обусловливает линию поведения человека. Развитие научного мировоззрения в процессе обучения биологии имеет особенное значение для учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к философским проблемам в связи с естественной потребностью осмыслить действительность в целом. В процессе обучения биологии в единстве с развитием диалектического мышления школьников перед ними раскрываются научная картина органического мира, историчность жизни и ее место в системе форм движения, противоречивый путь познания живой природы. «Конечная цель курса естествознания в общеобразовательном заведении, – писал Александр Яковлевич Герд, – привести учащегося к определенному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук».             Биология является одним из ведущих предметов естественно-научного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в становлении и развитии личности ребёнка. Без неё невозможно обеспечение здорового образа жизни и сохранение окружающей среды – места жизни всего человечества.         Каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. Основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность биологического образования в основной школе.

-  Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.

-  Формирование представления о природе как развивающейся системе. Школьная биология как никакая другая учебная дисциплина позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.

-  Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Не имея простейших представлений о естественно-научных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности, современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.

-  Овладение наиболее употребительными понятиями и законами из курса биологии и их использование в практической жизни. Ближайшим итогом изучения школьного курса биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни.

-  Оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы на основе овладения системой экологических и биосферных знаний, определяющих граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека.

- Оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. Важнейшим условием счастья каждого человека являются его здоровье и здоровье его близких. Сохранение здоровья – личное дело каждого человека и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности.

    Если роль предмета столь велика, несёт мировозренческий характер, не совсем понятным становится место предмета в учебном плане по программам основного общего и среднего общего образования, где для изучения курса биологии отводится в 5,6 классах всего один час, и тем более непонятны мотивы по которым на изучение биологии в средней основной школе, т. е. в 10-11 классах отводится всего 1 час, т.е. 34 часа в год. Такой объём времени не позволяет затронуть очень важные, философские, мировозренческие проблемы организации живого мира. А между тем, они очень интересуют школьников. Природа не терпит пустоты и те представления, на формирование которых школьная программа не отпускает времени, заполняться сомнительными теориями, почерпнутыми из Интернета или телевизионных передач, носящих ярко выраженный околонаучный характер.

  Есть и другие причины дать нашим детям полноценные биологические знания. Тяга к природе. Позволю себе процитировать небольшой отрывок из книги Виктора Дольника «Непослушное дитя биосферы»:

-« У меня, как и у вас, есть такие знакомые.

   Они всю жизнь жили в городе, работали в главке, тресте, министерстве; имели дело с бумагами и людьми, любили эту работу. В отпуск ездили в санаторий, вечерами ходили в театр, читали, принимали гостей. Работать руками не любили,  да и не умели. Вышли на пенсию, поселились на даче – ради свежего воздуха и тишины. И переменились. Сажают и пересаживают деревья и кусты, таскают на себе землю,  ползают на четвереньках  по грядкам с клубникой и цветами, делают какие - то компосты, страдают, что мало достали навоза».

      Современный человек, житель мегаполиса, до предела социализированный, находит душевный покой и равновесие в общении с природой. Именно поэтому так увеличилось количество домашних животных в городских квартирах,  таких разных животных содержат люди, от экзотических насекомых до самого обычного кролика. Знать эволюционную историю вида своего питомца, ареал его обитания в естественных условиях, особенности строения и жизнедеятельности, уметь найти и воспользоваться научно – популярной литературой, вычленить для себя полезные сведения – всё это тоже уроки биологии в школе.

         Преподавание биологии должно отражать реальное положение науки о живой природе в системе научного знания. Биология тесно взаимодействует с естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами, включена в социокультурную среду. Формирование научной картины мира — это результат всего школьного обучения. На современном этапе своего развития биология требует философского переосмысления традиционных форм организации знания, создания нового образа науки, формирования новых норм, идеалов и принципов научного исследования, нового стиля мышления. Развитие биологии в наши дни начинает давать все больше плодотворных идей, как для сферы биологического познания, так и имеющих значение для науки и культуры в целом.

         .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая составляющая физического образования в средней школе

Тема экологии раскрывается, практически, при изучении всех разделов физики. Учитель знакомит ребят и с трагедией Керченского залива, и с ролью диффузионных процессов в снабжении водоёмов кислородом, и...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКЛАДНЫХ АСПЕКТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ - ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ...

Цели биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ООО.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и  предметном....

Значение уроков литературы в средней школе

Значение уроков литературы в школе сложно переоценить. Очень важно, чтобы учитель был способен привить любовь и интерес к чтению, потому что литература всесторонне развивает человека. Ее основная цель...

статья "В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО"

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Этот показатель важен как для всей системы образования, так и для каждого отдельного ученика.Цели би...

В чём выражаются цели и результаты биологического образования в основной школе при переходе на ФГОС ОО? УМК по биологии.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и  предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания ...