Программа формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.
рабочая программа по обж
Система здоровьесбережения в школе работает тогда, когда все члены коллектива учителей, родителей и учащихся единодушно ее поддерживают и внедряют. Для этого нужна единая организационная программа и руководство ею со стороны Центра Здоровья. Для этого и создана эта программа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №2 имени А. И. Исаевой»
Программа
формирования культуры здорового
и экологически безопасного образа жизни.
Разработчик Миронова И.Ю.
Руководитель Центра здоровья
Принята
Педагогическим советом
(протокол № ____
от «___» ________ 2017 года)
г. Нефтеюганск 2017г.
Содержание:
1. Пояснительная записка.
1.1. Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие разработку «Программы формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни обучающихся» на ступени начального общего образования.
2. Цель и задачи формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни обучающихся.
3. Предполагаемый результат реализации программы.
4. Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.
5. Направления реализации программы.
5.1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
5.2. Использование возможностей УМК «Школа 2000…», «Школа 2100» и системы Л.В.Занкова в образовательном процессе.
5.3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
5.4. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
5.5. Реализация дополнительных образовательных программ.
5.6. Просветительская работа с родителями.
6. Оценка эффективности реализации программы.
7. Литература.
Приложение 1: «План организации работы по программе
«Формирование культуры здорового и экологически безопасного образа жизни».
Приложение 2: «Основные направления просветительской и мотивационной работы».
Приложение 3: «Примерное программное содержание по классам».
Приложение 4:«Примерная циклограмма работы класса».
1. Пояснительная записка.
Программа формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- нормативно-правовые документы федерального уровня:
- Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
- Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г); раздел Х «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса»;
- нормативные документы Министерства образования и науки РФ:
- Приказ от 09.03.2004. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 24.12.2010 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год»
- Приказ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001)
- нормативно-правовые документы регионального уровня:
- Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югра от 30.01.2007 № 99 «Региональный базисный учебный план Ханты-Мансийского автономного округа – Югра, реализующих программы общего образования».
- Концепция УМК «Школа 2000…», «Школа 2100», система Л.В.Занкова.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
2. Цель и задачи формирования культуры здорового и экологически безопасного образа жизни обучающихся.
Цель программы:
Создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни обучающихся для использования полученных знаний в жизни.Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:
– актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
– доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования жизненных сцен.
– положительного ориентирования. В соответствии с этим принципомуделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
– последовательности.Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
– системности. Принцип определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
– сознательности и активности. Принцип направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
3. Предполагаемый результат реализации программы:
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- высокий уровень сплочения детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
Связи, устанавливаемые для реализации программы:
Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь, методист ЗОЖ, методист ОБЖ.
Внешние: детская библиотека, ДДТ, спортивные секции, ДЮСШ, ДЮСШОР, медучреждения, ЦМИ, ЦМП, «Веста», клубы и т.д..
Критерии результативности:
- автоматизм навыков личной гигиены;
- эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).
4. Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни:
Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
• организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
• организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
• выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап — организация просветительской работы образовательного учреждения.
1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
• внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые носят модульный характер, реализуются во внеурочной деятельности либо включаются в учебный процесс. Это программа «Все цвета, кроме черного»;
• лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
• проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
• создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
• проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
• приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
• привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
5. Направления реализации программы.
Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков.
Комплексная работа по всем направлениям будет способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, его сохранению и укреплению.
5.1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает современная столовая с обеденным залом, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Питание учащихся начальных классов организует одну из очередей.
В школе работают оснащенные спортивные залы (2), имеются комплексные спортивные площадки, стадион, тренажерный зал, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
В школе работает лицензированный медицинский кабинет. Он укомплектован медицинскими работниками, имеется договор с медучреждением об оказании медицинских услуг. В школе имеется стоматологический кабинет, укомплектованный соответствующими оборудованием и специалистами.
Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов: учителя физической культуры, работают узкие специалисты: психолог, социальный педагог, педагог-организатор.
Ответственность и контроль за реализацией этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
5.2. Использование возможностей УМК «Школа 2000…», «Школа 2100» и системы Л.В.Занкова в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа 2000…», «Школа 2100» и системы Л.В.Занкова. Для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в системе учебников «Школа 2000…», «Школа 2100» и системы Л.В.Занкова предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание предоставляет возможность обсуждать с детьми проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» для формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни в учебниках предусмотрены соответствующие темы и ориентиры в рубрике «За страницами учебника». Так, с 1 класса широко используется богатый здоровьеформирующий потенциал детских игр народов России. Во 2 классе – это повторяющаяся тема «Будь здоров!». В 3 классе в разделе «Дом как мир» эту задачу решает ряд тем («Детские игры – школа здоровья», «Строение тела человека», «Как работает наш организм», «Что такое гигиена», «Наши органы чувств», «Школа первой помощи», «Здоровью цены нет»). В 4 классе вопрос об охране здоровья рассматривается в темах, посвященных Конституции России и правам ребенка в разделе «Мы – граждане единого Отечества». В разделе «Мы строим будущее России» (тема «Хороша честь, когда есть, что есть», посвященная продовольственной безопасности страны и производству экологически чистых продуктов сельского хозяйства как основы полноценного питания, необходимого для сохранения здоровья человека).
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1–4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все подразделы книги, но особенно те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
5.3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Используемые в школе учебно-методические комплекты «Школа 2000…», «Школа 2100» и система Л.В.Занкова позволяют это сделать благодаря тому, что они разработаны с учетом требований к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни. В основу ФГОС положен системно-деятельностный метод обучения, позволяющий ученику занимать активную позицию, тем самым, развивая свой интерес к познанию. Система построения учебного материала на уроке позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.
В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
В школе 2 стационарных компьютерных класса и один передвижной. Кабинеты оснащены современными ТСО. Во всех кабинетах для начальных классов имеется доступ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещенным в федеральных и региональных базах данных. Имеются современно оборудованные, подключенные к сети Интернет, автоматизированные рабочие места участников образовательного процесса в рамках единого информационного поля. Имеется мобильный лингафонный кабинет. В библиотеке, общей для всей школы, имеется читальный зал, информационный пункт, выдача и прием литературы, места для работы с каталогом, фонды скрытого доступа, фонды закрытого хранения, создана копилка ЦОР и ЭОР по большинству предметов.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.
В школе накоплен опыт педагогов по инновационной деятельности в УВП: Шалютовой С.В., Бычковой Е.С., Берниковой С.В., Берсеневой Т.А. (печатные работы).
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
5.4. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение традиционных спортивно-оздоровительных мероприятий - дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п. (приложение).
5.5. Реализация дополнительных образовательных программ.
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: «Линия жизни» в 2-4 классах, «Все цвета, кроме черного». Спортивные секции и кружки обеспечивают достаточную двигательную активность. В школе реализуются проекты «Марафон здоровья», «Спартакиада имени А.И.Исаевой среди обучающихся, родителей и педагогов ОУ». Помимо этого в школе осуществляется:
- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
- создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
- интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
- проведение часов здоровья;
- факультативные занятия;
- занятия в кружках;
- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
- организацию дней здоровья.
5.6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;
- заседания клуба «Семья»;
- привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
- привлечение родителей к проектной и исследовательской деятельности по вопросам сохранения здоровья, ОБЖ и экологии.
- создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей.
- создание информационной среды о здоровьесбережении для начальной школы: организация выставок литературы в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, радиопередач, разработка соответствующей страницы школьного сайта, организация обсуждения на форуме школьного сайта и т. п. (Приложение).
6. Оценка эффективности реализации программы.
Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Диагностический инструментарий: наблюдение, неперсонифицированное анкетирование, анализ расписания, контроль за д/з, посещение уроков.
Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.
№ п/п | Организация диагностики | Ответственный | Диагностический инструментарий |
1. | Уровень адаптации и учебной мотивации | Педагог- психолог | Диагностика мотивации учения учащихся 1-4 классов Диагностика адаптации учащихся 1 классов |
2. | Выявление отклонений в здоровье и развитии учащихся | Медработники | Наблюдение, опрос (медицинский осмотр), ежегодный мониторинг |
3. | Мониторинг физического здоровья и развития обучающихся | Методист ЗОЖ | Наблюдение, опрос, индивидуальные замеры |
4. | Мониторинг заболеваемости обучающихся ОРВИ и гриппом (сезонно) | Классный руководитель, методист ЗОЖ | Наблюдение за посещением занятий |
5. | Контроль над соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой) | Зам. директора по УВР | Наблюдение, опрос, неперсонифицированное анкетирование родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?» |
6. | Компетенции в области здоровьесбережения | Классный руководитель | Наблюдение, опрос, неперсонифицированное анкетирование детей «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены» |
7. Литература:
- Антропова М.В., Кузнецова Л.М. Режим дня младшего школьника. М.: Вентана-Граф, 2003.
- БабенковаЕ.А. Здоров ли ваш ребенок? М.: Вентана-Граф, 2003.
- БезрукихМ.М. Пора ли в школу? М.: Вентана-Граф, 2003.
- Волегова И.Г., Писанова Н.И. Программа по развития саморегуляции и формированию навыков ЗОЖ на основе диафрагмального дыхания у младших школьников //Завуч начальной школы. 2010. № 3.
- ЗайцеваВ.В.Зачем учиться физкультуре. М.: Вентана-Граф, 2003.
- Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения: метод.рекомендации / под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М., 2002.
- Каменская В.Г., Котова С.А. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие / под ред. Н.А. Ноткиной. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М., 2004.
- Копылов Ю.А., Малыхина М.В., ПолянскаяН.В. Физическое воспитание младшего школьника в семье. М.: Вентана-Граф, 2003.
- Кузьмина Л.Н., Петров К.И. Программа «Урок здоровья» //Завуч начальной школы. 2010. № 3.
- Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2001.
- МакееваА.Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. М.: Вентана-Граф, 2003.
- Митина Л.М. Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2005.
- Сайгина О.Г. Программа «Оздоровительные игры для детей младшего школьного возраста» //Завуч начальной школы. 2010. № 3.
- Синева О.Г. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе// Завуч начальной школы. 2010. № 3.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М., 2006.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / под ред. Н.В. Сократова. М., 2005.
- Сонькин В.Д., АнохинаИ.А. Как правильно закаливать ребенка. М.: Вентана-Граф, 2003
Приложение 2.
Основные направления просветительской и мотивационной работы.
Направление деятельности | Задачи | Содержание |
Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни | 1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни. 2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности. 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни | – Проведение уроков здоровья, проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности |
Профилактическая деятельность | 1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья. 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья. 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу. 4. Профилактика травматизма | – Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье. – Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований. – Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми. – Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха. |
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа | 1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. 2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье. 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму. | – Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; спартакиады, дни здоровья, … – Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей. |
Приложение 3.
Примерное программное содержание по классам.
Ступень образования | Содержательные линии |
Предшкольная и/или 1 класс | Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни. |
1 класс | Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни. |
2 класс | мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. |
3 класс | осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения. |
4 класс | Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово! |
Приложение 4.
Примерная циклограмма работы класса.
Ежедневно | Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки. |
Еженедельно | Выпуск «Страничек здоровья», работа в кружкаж, спортивных секциях, занятия в «Школе здоровья», проведение уроков на свежем воздухе. |
Ежемесячно | Заседание клуба «Здоровье», консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты. |
Один раз в четверть | Занятие «Клуба интересных встреч», классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания |
Один раз в полугодие | Дни открытых дверей (для родителей), посещение кабинета стоматологии. |
Один раз в год | Медицинский осмотр, операция «Витаминный чай», заполнение паспорта здоровья, профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья |
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизнии
Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека. Наша цель - это воспитание у ребенка ответственного отношения к окружающей среде, к лич...
Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО
Статья по воспитанию здорового образа жизни...
Д. В. Марченко "Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни"
Данная работа содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе с обучающимися МОАУ СОШ №3 города Шимановска. Воспитание экологической культуры...
Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...
Мониторинг развития экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Результаты педагогического мониторинга развития экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...