Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО
статья на тему
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО
Развитие должно быть вполне гармоничное, как физическое, так и соответственно ему умственное, эстетическое, нравственное.
П.Ф.Лесгафт
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее ФГОС) требует ускоренного совершенствования образовательного пространства, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Социальный заказ в системе общего образования заключается в подготовке подрастающего поколения следовать принципам безопасного и здорового образа жизни, в формировании у них готовности к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного образования является документом, в котором представлена разработанная школой стратегия достижения образовательных результатов, удовлетворяющих потребности общества и государства.
В статье представлен опыт создания школьного уклада и соответствующей социальной среды развития учащихся, обеспечивающих формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени основной школы.
Особое место в определении миссии нашего образовательного учреждения занимает позиция по созданию всех необходимых условий для формирования нравственных качеств личности выпускника, осознания им своей ответственности за свое будущее, свое здоровье и здоровье окружающей его природной и социальной среды. Культуру здоровья и экологическую культуру наших выпускников мы определяем как часть общей культуры личности. Особое внимание уделяем тому, что достижение нормативных характеристик «Хранитель собственного здоровья» имеет свои особенности, необходимо научиться хранить свое здоровье в условиях проживания в мегаполисе.
В статье представлены наши ответы на вопросы как сделать так, чтобы все учащиеся приняли и реализовали ценность здорового и безопасного образа жизни, а именно, испытывали потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, ответственно и компетентно относились к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умели оказывать первичную медицинскую помощь, знали основные оздоровительных технологии.
В программе воспитания и социализации нами детально разработано направление, связанное с воспитанием экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Предлагаемая нами педагогическая модель разработана с учетом положений примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (5, 254).
В нашей педагогической модели основными направлениями деятельности по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни являются:
- здоровый и безопасный учебный процесс;
- культура здоровья и экологическая культура педагогов, школьников и родителей;
- коррекция здоровья и оздоровление школьников.
Для функционирования педагогической модели создана специальная организационная структура «Служба здоровья». Школа включилась в региональный мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды, является участником сетевого взаимодействия и устанавливает партнерские отношения с заинтересованными организациями. На рисунке 1 представлено основное содержание деятельности по каждому направлению.
Рисунок 1.
Деятельность школы по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни являются
Основные направления деятельности | ||
Здоровый и безопасный учебный процесс | Культура здоровья, экологическая культура школьников, педагогов, родителей | Коррекция здоровья и оздоровление школьников |
- здоровьесберегающие технологии урока; - учебный режим; - физическая активность; - санитарно-гигиеническое обеспечение; - здоровое питание в школе | - формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в урочной и внеурочной деятельности; - профессиональная готовность педагогов к здоровьесозидающей деятельности; - просвещение родителей; - совместные с родителями мероприятия | - выявление групп риска; - индивидуальные образовательные маршруты; - оздоровительные программы; - сопровождение психолога; Социальная поддержка |
Организация деятельности осуществляется посредством: - функционирования Службы здоровья; - мониторинга здоровья в ОУ; - сетевого взаимодействия,социального партнерства |
Здоровый и безопасный учебный процесс является одной из основных опор для формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени основной школы. Использование приемов организации здоровьесозидающей учебной и внеучебной деятельности становится неотъемлемой частью профессиональной компетенции педагога. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении разработана и реализуется программа для внутрифирменного обучения педагогов «Культура здоровья».
В нашей педагогической модели особое место отводится эффективной организации учебной и внеурочной деятельности в области непрерывного экологического и здоровьесберегающего образования школьников. В модели предусмотрено включение в учебный план образовательного учреждения освоения курса «Основы безопасной жизнедеятельности» с 5 класса. Через содержание курсов внеурочной деятельности красной нитью проходит идея формирования у школьников ценности здоровья (1,7).
В рамках программы внеурочной деятельности, которую мы назвали «Мы – юные петербуржцы», разработаны и реализуются следующие курсы, которые непосредственно направлены на формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
- «Ступеньки здоровья» (спортивно-оздоровительное направление);
- «Уроки здоровья» (научно-познавательное направление);
- «Спортивные игры на воздухе» (спортивно-оздоровительное направление);
- «Пешеходные прогулки по Петербургу» (художественно-эстетическое направление).
Реализация данных курсов внеурочной деятельности предполагает не только освоение учащимися навыков здорового образа жизни, но и формирование активной позиции, умение организовать свой досуг и досуг своей семьи, что соответствует социальному заказу и потребностям общества. Результатом освоения курса является выполнение и защита проектного задания обучающимися. Например, по курсу «Ступеньки здоровья», учащиеся пятого класса готовят спортивный праздник для учащихся начальной школы, по курсу «Спортивные игры на воздухе» - проектное задание - подготовить программу для веселой масленицы.
В рамках научно-познавательного направления и проектной деятельности разработаны и реализуются курсы внеурочной деятельности «Дом, в котором я живу», «Этот сказочный Финский залив», «ООПТ Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Содержание этих курсов направлено на формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. Важно, что дети, начиная с пятого класса, включаются в исследовательскую и проектную деятельность, позволяющую сформировать активную позицию по отношению к ближайшей среде обитания, желание изменить ситуацию. Формирование позитивного мышления благоприятно влияет на эмоционально-чувственную сферу обучающихся, что также является важнейшим результатом нашей деятельности (6, 14-15).
Реализация программы воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни предполагает выстраивание социально-педагогического партнерства, как с родителями учащихся, так и с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта для использования возможностей, как в учебное время, так и в период каникул для организации отдыха детей и их оздоровления. В течение ряда лет наша образовательная организация сотрудничает с Балтийским фондом природы, программой «Исследователи природы Балтики». В настоящее время мы включились в новый проект, который инициирован Балтийским фондом природы: «Море, которое рядом». Данный проект позволяет включить учащихся в активную проектно-исследовательскую деятельность по изучению Финского залива. Кроме того, наша образовательная организация имеет давние дружеские связи с финским городом Турку, что позволяет нам успешно реализовывать проект «Мосты дружбы».
Родители давно стали нашими активными партнерами. Совместно с родителями реализуются такие проекты как:
- «Веселая суббота»
- «Воскресные прогулки пешком»
- Школьный туристско-экологический слет
- «Веселая масленица»
- День открытых уроков для родителей «Учимся вместе»
- Конференции для родителей «Семья и школа – путь к здоровью ребенка».
На школьном сайте существует раздел «Семья-школа-здоровье», основная задача которого - аккумулировать и систематизировать материалы о деятельности Службы здоровья ОУ, помочь родителям учащихся и всем заинтересованным лицам получить ответы на вопросы о возможностях укрепления и здоровья школьников, формирования культуры здоровья и здорового образа жизни.
Особое место в нашей педагогической модели занимает коррекционно-оздоровительная работа специалистов Службы здоровья. В их задачу входит выявление учащихся групп риска, формирование индивидуальных образовательных маршрутов для этой группы учащихся. Индивидуальная работа с ними, сопровождение педагога–психолога и социального педагога. Специалистами Службы здоровья разработана программа «Здоровый школьник», в основе которой лежит сано-генетический мониторинг, и внутришкольный мониторинг состояния здоровья учащихся. На основании этих данных для учащихся начальной школы разработаны «Паспорта здоровья», в которых описаны не только параметры здоровья учащихся, но и даны рекомендации специалистов родителям учащихся. Учащиеся начальной школы ведут «Дневники здоровья», которые помогают детям фиксировать личные достижения по укреплению своего здоровья и формированию здорового образа жизни.
Эффективность программы экологического здоровьесберегающего образования будет оценивается:
- по результатам диагностики – участие школы в региональном мониторинге здоровьесозидающей образовательной среды, включенном как компонент в «Программу развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге»;
- по результатам экспресс-диагностик: «Диагностика эмоционального состояния учащихся на уроке» (методика Г.К.Зайцева), анкетирование участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов) «Удовлетворенность участников образовательного процесса здоровьесозидающей деятельностью школы»;
- по результатам участия школы в региональном и всероссийском конкурсе «Школы здоровья России», участие в конкурсе «Учитель здоровья Санкт-Петербурга».
Список литературы:
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – 4-е издание – М.: Просвещение, 2014 – 223 с.
- Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций/П.В.Степанов, Д.В.Григорьев. – М.: Прсвещение,2014 – с.127
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса/Под.ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. – 224 с.
- Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы/А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2013. – 63с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост.Е.С.Савинов]. – 2-е изд. М.: Просвещение, 2014. – 342 с.
- Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С.В.Третьякова, А.В.Иванов, С.Н.Чистякова и др.;авт.-сост. С.В.Третьякова]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд.- М., 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.
Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС....
Программа Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Настоящая программа по формированию здорового образа жизни.Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффект...
Д. В. Марченко "Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни"
Данная работа содержит биолого-экологический материал по внеклассной работе с обучающимися МОАУ СОШ №3 города Шимановска. Воспитание экологической культуры...
"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО".
Материалы для выступления на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО"....
Мониторинг развития экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Результаты педагогического мониторинга развития экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся...
Аналитическая справка по результатам педагогического мониторинга развития экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Тест «Индекс отношения к здоровью» С.Д.Дерябо, В.А. Ясвин...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей...