Урок ОБЖ, 9 класс, "Стресс в подростковом возрасте".
план-конспект урока по обж (9 класс)
Урок ОБЖ в 9 классе "Стресс в подростковом возрасте". На уроке рассматриваются причины возникновения стресса, его последствия и способы борьбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-konspekt_uroka_stress_v_podrostkovom_vozraste_9klass.docx | 16.37 КБ |
stress_v_podrostkovom_vozraste.pptx | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
по основам безопасности жизнедеятельности
9 класс средней общеобразовательной школы
преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ №2 г.Щигры Курской области
Латышева Наталья Ильинична
Тема: «Стресс в подростковом возрасте»
Цель: 1. Сформировать представление о стрессе, выяснить причины и особенности стресса в подростковом возрасте.
2. Развивать у обучающихся навыки борьбы со стрессом.
3. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
Задачи: 1. Изучить причины, особенности, последствия стресса в подростковом возрасте
2. Научить способам правильного поведения в состоянии стресса..
3. Провести первичную проверку понимания обучающимися изучаемого материала.
Время: 45 минут.
Место: кабинет ОБЖ.
Метод: лекция – диалог с практическим показом приемов и действий с использованием проекта по изучаемой теме.
Материальное обеспечение: компьютерное оборудование, проектор , иллюстрации для определения темперамента, проект по теме: «Стресс в подростковом возрасте», карточки, плакаты.
Пояснительная записка
Для успешного усвоения ребѐнком материала урока очень важно вовлечь
его в процесс постоянно расширяющейся деятельности. По мнению К. Д.
Ушинского в процессе такой деятельности и происходит развитие личности.
Чтобы растущий человек формировался гармонично, труд его должен быть
многосторонним трудом ума, сердца и воли. Работа ума даѐт человеку
умственную, или теоретическую жизнь; труд сердца – эмоциональную; труд
воли – практическую, деятельную жизнь. Урок должен быть динамичным,
интересным, эмоционально окрашенным, а материал – необходимым для
применения.
Урок, который я предлагаю вашему вниманию, рассчитан для учащихся 9
класса средней общеобразовательной школы. Тема урока: «Стресс в подростковом возрасте». Целесообразнее всего провести это занятие в форме лекции – диалога. Методика проведения заключается в
том, что содержание материала подаѐтся через серию вопросов, на которые
ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции и выступлений с результатами своей исследовательской деятельности. Данный тип лекций
широко используется в проблемно-развивающем обучении с применением
техники обратной связи. Эта методика формирует у учащихся умение
оперативно анализировать, ориентироваться в информации и оценивать еѐ.
Учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечают дети.
Большое значение имеет речь учителя. Она должна быть яркая,
эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи,
делают зарисовки. Во время лекции очень важно использовать примеры из
литературных источников и личный жизненный опыт учащихся. Дополнят
урок и сделают его интереснее графический тест, выполнение комплекса упражнений, выступления обучающихся с составленными памятками и алгоритмами, выполнение рефлексии в форме ответов на тестовые вопросы.
Технологическая карта урока
время | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Материальное обеспечение |
3мин | Орг.момент | Представляются плакаты по теме, выполненные уч-ся; сообщается о дальнейшем использовании на уроке алгоритмов и памяток, которые являются результатом исследовательской деятельности обуч-ся. Обозначается проблема, цели и задачи урока. | Слушают учителя. Проверяют наличие исследовательских работ. Определяют тему и цели урока | Плакаты, компьютерное оборудование, проектор. |
30 мин | Работа над изучением нового материала | Лекция – диалог «учитель – ученик» .Опираясь на знания биологии, объясняет особенности подросткового возраста, выясняется вместе с уч-ся причины, опасности, польза, последствия и способы борьбы со стрессом. Проводит тест на определение темперамента. Помогает выступающим ученикам. | Слушают учителя, отвечают на вопросы, включаясь в мыслительную деятельность, выступают с выполненными алгоритмами и памятками, выполняют рисунки по определению темперамента, ведут краткую запись нового материала. | Иллюстрации для определения темперамента, компьютерное оборудование, проектор. |
3 мин | Выполнение комплекса упражнений | Показывает упражнения по снятию стресса и одновременно поясняет условия выполнения упражнений. | Слушают и одновременно выполняют упражнения | |
3мин | Оценка плакатов | Организует оценку плакатов учащимися, чтобы они выбрали тот плакат, который более точно отражает цель урока. | Оценивают , поднимая карточки с оценками. | Карточки с оценками |
3 мин | Первичная проверка понимания изучаемого материала | Тестирование учащихся | Выполняют тренировочный тест, поднимая карточку с неверным вариантом | Тест «Пятый лишний», карточки с цифрами, компьютерное оборудование, проектор. |
1мин | Домашнее задание | Комментирует домашнее задание | Записывают домашнее задание, слушают пояснения | |
2 мин | Итог урока | Подводит итог, анализирует и выставляет оценки | Участвуют в совместной оценочной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стресс в подростковом возрасте
Физиологические особенности организма в подростковом возрасте
Подростки испытывают чувство напряженности:
Что такое стресс? Стресс - это данная нам природой защитная реакция организма на внешние раздражители (стресс-факторы)
Причины стресса у подростка(стресс-факторы) 1.Трудности с учебой. 2.Проблемы во взаимоотношениях. 3.Неуверенность в себе. 4.Проблемы в семье. 5.Недовольство собой и своей внешностью. 6.Денежные затруднения. 7.Невозможность защитить себя и свои интересы .
Признаки стресса(стресс-реакция) Психологические Физиологические Злость Потеря аппетита Тревога Головная боль Бунтарское поведение Бессонница Низкая самооценка Боли в животе Недоверчивость Быстрая утомляемость Повышение давления Учащение пульса Увеличение сахара в крови
Адаптация – приспособление организма к различным факторам внешней среды. Стресс-реакция является адаптацией к действию стресс-фактора Перенапряжение адаптационных систем приводит к дезадаптации , срыву адаптации.
Типы стресс-реакции 1.Мобилизационный тип 2.Паралитический тип 3.Панический тип
Опасности стресса ( дезадаптация ) Стресс вызывает у человека чувство хронической усталости и подавленности, упадка сил, ослабляет иммунную систему, замедляет работу мозга и обостряет хронические заболевания .
Ошибочные способы борьбы со стрессом. Курение Наркотики Алкоголь Злоупотребление лекарствами Диета Суицидальные наклонности Заедание Погружение в виртуальный мир
Способы борьбы со стрессом Традиционные: Обращение к врачу Занятия спортом Прогулки на свежем воздухе Хобби Сон Положительные эмоции Не копаться в прошлом Выговориться Выполнение упражнений на расслабление Нетрадиционные : Творчество Общение с животными Массаж Витамины Водные процедуры Народные средства
Комплекс упражнений 1.Возьмитесь обеими руками за сиденье стула, напрягитесь и потянитесь вверх, досчитайте до 6, опустите руки, расслабьтесь. 2.Отведите руки за голову и сильно надавите на шею у основания черепа, одновременно противодействуя этому давлению. 3.Помассируйте пальцы рук – от основания до кончиков. Девушки массируют сначала правую руку, а юноши - левую. 4. Медленно вдохните (мысленно досчитав до 6 ), задержите дыхание на 2 секунды, медленно выдохните (досчитав до 12 ).
Что необходимо сделать в стрессовой ситуации? 1.Сосчитать до 10. 2.Постараться сделать дыхательные упражнения. 3.Не принимать поспешных решений. 4. Продолжать спор до победы. 5. Смочить холодной водой лоб, виски, руки.
Что не поможет устранить стресс? 1.Интенсивная мышечная нагрузка. 2.Считать ситуацию безвыходной. 3.Понять, что из ситуации надо искать выход. 4.Снизить значимость ситуации, которая вызвала стресс. 5.Полностью разрешить конфликт, который вызвал стресс.
Что помогает снятию стресса? 1.Занятия спортом. 2.Обсуждение трудной ситуации с человеком , которому доверяешь. 3.Употребление алкоголя. 4.Занятие любимым делом. 5.Прогулка на свежем воздухе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...
Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов
Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...
Первые проблемы подросткового возраста. Ранний подростковый возраст.
Выступление на родительском собрании....
Методическая разработка урока "Развитие навыков общения детей подросткового возраста".
Технологическая карта занятия, направленного на развитие умения эффективно общаться, конструктивно решать конфликтные ситуации....
Подростковый возраст - трудный возраст. Так ли это?
Родительское собрание для 6 класса...
Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.
Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...
Родительское собрание на тему Подростковый возраст и его особенности. Возможные «кризисы» переходного возраста.
Цели занятияпознакомить родителей (лиц их заменяющих) с особенностями подросткового возрастаопределить понятие кризисанаметить пути преодоления кризисных состояний, дать подробные рекомендации по опти...