Признаки жизни и смерти
презентация к уроку по обж (9 класс)
Данная презентация может помочь учителям ОБЖ в проведении урока по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_priznaki_zhizni_i_smerti.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест! Учебные вопросы: Понятия жизни и смерти . Основные признаки жизни и смерти. 3. Причины смерти и можно ли воскресить мёртвых?
Вопрос №1 Понятия жизни и смерти. Что же такое жизнь? « Жизнь — совокупность явлений противостоящих смерти». Мари Франсуа Ксавье Биша́ (14 ноября 1771 -22 июля 1802, Париж) — французский анатом, физиолог и врач. Один из основоположников паталогоанатомии и гистологии.
Жизнь — это определенный способ, каким данное существо продолжает своё бытие. Этот способ обязательно включает в себя: Развитие (рост). Восстановление (обмен с окружающей средой посредством питания, дыхания, фотосинтеза и т.д.). Адаптацию (приспособление). Стремление к воспроизведению (размножение).
Жить — это значит предпринимать жизненные усилия. Жизнь — это и продолжительность этого усилия от зачатия до смерти.
Что люди понимают под словом смерть? Смерть ( гибель ) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. Клиническая смерть — короткий период времени ( 5-7 минут ) после прекращения дыхания и сердечной деятельности, в который ещё сохраняется жизнеспособность тканей. Биологическая смерть — необратимое прекращение биологических процессов в клетках и тканях организма.
Вопрос №2 ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ И СМЕРТИ. Признаки жизни — показатели состояния человеческого организма, позволяющие установить, что он жив: Сердцебиение . Пульс . Дыхание . Реакция роговицы глаза на раздражение. Реакция зрачков на свет . Непроизвольная реакция на боль . Правильно определить эти признаки особенно важно, когда пострадавший находится без сознания.
Сердцебиение Наличие сердцебиения определяют на слух, приложив ухо к левой половине грудной клетки.
П у ЛЬ с В критических ситуациях, когда пострадавший находится без сознания, определять пульс необходимо только на сонной артерии , так как на ней это возможно сделать даже при самом низком давлении. Для определения пульса на сонной артерии необходимо положить пальцы на переднюю поверхность шеи в области хрящей гортани и переместить пальцы вправо или влево.
Дыхание Его определяют по движению грудной клетки и живота. В случае, когда это невозможно, наличие дыхания определяют, поднеся ко рту или к носу пострадавшего зеркало или любой блестящий холодный предмет (экран сотового телефона, часы, очки и др.), которые от дыхания запотевают. Также можно определить дыхание по движению кусочка ваты или бинта, поднесенного к носовым отверстиям (будет колебаться в такт дыханию).
Реакция роговицы глаза на раздражение. Роговица глаза является очень чувствительным образованием, богатым нервными окончаниями, и при минимальном ее раздражении возникает реакция век — моргательный рефлекс. Для этого нужно аккуратно прикоснуться к глазу кончиком носового платка (не пальцем!): если человек жив – веки моргнут.
Реакция зрачков на свет При освещении глаза пучком света (например, фонариком) наблюдается положительная реакция — сужение зрачка. При дневном свете эту реакцию можно проверить так: на некоторое время закрывают глаз рукой, затем быстро отводят руку в сторону, при этом будет заметно сужение зрачка.
Непроизвольная реакция на боль Эксперты, однако, считают эту реакцию субъективным синдромом, а не объективным признаком.
Внимание! Отсутствие сердцебиения, пульса, дыхания и реакции зрачков на свет не свидетельствует о том, что пострадавший мертв. Эти признаки могут наблюдаться при клинической смерти, при которой пострадавшему необходимо без промедления оказывать реанимационную помощь.
А каковы признаки смерти? Неочевидные (неявные) признаки (признаки клинической смерти): 1. Отсутствие сознания. 2. Отсутствие реакции зрачка на свет. 3. Отсутствие дыхания. 4. Отсутствие сердцебиения (пульса).
появление трупных пятен; высыхание слизистых оболочек, помутнение и высыхание роговицы глаза; эффект «кошачьего глаза»; остывание тела и трупное окоченение. Очевидные (явные) признаки биологической смерти (через 2-4 часа):
Обморок — приступ кратковременной утраты сознания, обусловленный временным нарушением мозгового кровотока. Кома (от древне-греческого κῶμα — глубокий сон) — угрожающее жизни состояние между жизнью и смертью, характеризующееся потерей сознания, резким ослаблением или отсутствием реакции на внешние раздражения. При этих состояниях сохраняются дыхание и сердцебиение .
Вопрос №3 Причины смерти и можно ли вокресить мертвых? Естественные причины: старость; глубокая недоношенность плода; несовместимые с жизнью пороки развития организма. Неестественные причины: болезни и повреждения.
МОЖНО ЛИ ВОСКРЕСИТЬ УМЕРШЕГО? Науке такие случаи неизвестны. Некоторые люди завещают заморозить их тела при помощи жидкого азота до наступления «информационной смерти». Зачем?
Для верующих воскрешение не вызывает сомнения. Во многих религиях описываются случаи чудесного воскрешения после смерти. Например, в Библии описано девять случаев воскресения после смерти. «Воскрешение дочери Иаира» (Илья Репин) Воскрешение Лазаря (Джотто ди Бондоне)
Тест по теме «Признаки жизни и смерти» Тренироваться в определении пульса на сонной артерии на себе, родных и близких! Домашнее задание:
1) Может ли медицина воскрешать умерших? 1. Да. 2. Нет.
2) Какова продолжительность клинической смерти? А) 10-15 минут; Б) 1-3 минуты; В) 5-7 минут; Г) 15-20 минут.
3) Какой из этих признаков относится к клинической смерти? 1. Судорожное дыхание. 2. Отсутствие пульса на сонной артерии. 3. Повышенная температура тела. 4. Трупное окоченение.
4) На какой артерии проверяется пульс у пострадавшего? А) на бедренной; Б) на сонной; В) на лучевой.
5) Каковы признаки жизни? 1. Дыхание. Пульс. Сердцебиение. Эффект «кошачьего глаза». 2. Пульс. Дыхание. Остывание тела и трупное окоченение. Сердцебиение. 3. Сердцебиение. Пульс. Дыхание. Реакция зрачков на свет.
6) Каковы явные признаки смерти? А. Отсутствие сознания, отсутствие дыхания. Б. Отсутствие реакции зрачка на свет. В. Отсутствие сердцебиения (пульса). Г. Появление трупных пятен, эффект «кошачьего глаза», остывание тела и трупное окоченение, высыхание слизистых оболочек, помутнение и высыхание роговицы глаза.
Проверьте себя 1) 2 2) В 3) 2 4) Б 5) 3 6) Г
Литература, интернет источники: Учебник – «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса С.Н. Вангородский , М.И . Кузнецов , В.Н. Латчук , В.В. Марков, «Дрофа», М, 2009-2015гг. Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 1997г. А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников Из-во : «Просвещение», 2016 Основы безопасности жизнедеятельности: книга для учителя. Энциклопедия безопасности. http:// www.opasno.net Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности. http:// www.alleng.ru http:// km-school.ru/r9/uchitel_12.asp КМ школа.
Спасибо за внимание! Успехов! Берегите себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Жизнь и смерть пророка"
Данная программа посвящена жизненному пути и творчеству Ф.М.Достоевского и предназначена для учащихся 9 класса в качестве подготовительного курса перед изучением творчества писателя в 10 классе....
Наркотики! Жизнь или смерть?
Предлагаю классный час для сташеклассников. Проблема наркотиков очень важная тема для разговора с учениками....
"Героями становятся или рождаются? Жизнь и смерть Андрея Жданова"
Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Герою России, погибшему в Чеченской республике, выпускнику нашей школы - Жданову А.П.Цель – формирование чувства патриотизма, долга и ответственности ...
НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «ТАЙНЫ РОЖДЕНИЯ, ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЖАННЫ д\'АРК»
Эта работа помогает нам глубже заглянуть в историю Жанны д"Арк и попытаться разгадать истинные причины событий....
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: "Борьба французского народа против захватчиков. Жизнь и смерть Жанны д.Арк"
Разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме: "борьба французского народа против захватчиков".Цель урока: 1. На основе самостоятельного анализа исторических документов продо...
Признаки жизни и смерти. Прекардиальный удар в область грудины
Презентаци к уроку ОБЖ по теме "Признаки жизни и смерти. Прекардиальный удар в область грудины"Учебные вопросы:1.Признаки жизни и смерти.2.Схема оказания экстренной реанимационной помощи.3. Прекардиал...
Классный час "Жизнь. Наркотик. Смерть"
Материал направлен на воспитание здорового образа жизни (без наркотиков)...