Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ
статья по обж (9 класс)
Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ
Содержание стандарта по курсу ОБЖ разработано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В основной общеобразовательной школе основной акцент делается на формирование и укрепление здоровья обучающихся, формирование компетенций, необходимых для повседневной жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, опасных ситуациях социального характера [7]. На ступени старшей школы содержание направлено на подготовку к военной службе, выбору траектории профессиональной карьеры, формирование репродуктивного здоровья, на изучение вопросов, связанных с созданием семьи.
Приоритетными направлениями преподавания предмета ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования являются: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера; современный комплекс проблем безопасности; основы военной службы [8; 11].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 48.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль I. Общие вопросы методики преподавания «ОБЖ»
Научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся ОБЖ
Содержание стандарта по курсу ОБЖ разработано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. В основной общеобразовательной школе основной акцент делается на формирование и укрепление здоровья обучающихся, формирование компетенций, необходимых для повседневной жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, опасных ситуациях социального характера [7]. На ступени старшей школы содержание направлено на подготовку к военной службе, выбору траектории профессиональной карьеры, формирование репродуктивного здоровья, на изучение вопросов, связанных с созданием семьи.
Приоритетными направлениями преподавания предмета ОБЖ на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования являются: основы медицинских знаний и здорового образа жизни; основы безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях социального характера; современный комплекс проблем безопасности; основы военной службы [8; 11].
Цели изучения курса ОБЖ: 1. освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства; 2. воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества; 3 развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни; 4. овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим [10].
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обобщенное содержание образования в области безопасности жизнедеятельности, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы, основного общего, среднего (полного) общего образования по предмету ОБЖ.
Раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя понятия об опасных ситуациях, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни школьников этой возрастной группы, и имеет целью сформировать у них компетенции, необходимые для безопасного поведения в этих ситуациях.
Основными темами этого раздела являются: опасные ситуации на дороге; опасные ситуации на транспорте; опасные ситуации при возникновении пожара; опасные ситуации на воде; опасные ситуации при пользовании бытовыми приборами и инструментами; опасные ситуации во время пребывания на природе; опасные ситуации во время нахождения (проживания) на территории с неблагоприятными экологическими факторами; опасные ситуации криминогенного характера; опасные ситуации в местах большого скопления людей; опасные ситуации при угрозе совершения террористического акта, при похищении или захвате в качестве заложника [15].
Второй раздел обязательного минимума содержания направлен на формирование навыков оказания первой медицинской помощи в случае необходимости во всех опасных ситуациях, приведенных в первом разделе.
третьего раздела на формирование навыков поведения школьников в ситуациях и техногенного характера, пользования средствами защиты, правильных по сигналу « всем!».
На ступени полного (общего) для базового уровня минимум состоит из трех : сохранение здоровья и личной безопасности; система безопасности населения; обороны государства и обязанность.
Содержание «Сохранение и обеспечение личной » направлено на формирование потребности ведения образа , усвоение основных российского законодательства о и необходимости сохранения здоровья. При этого раздела X-XI классов освоить навыки первой помощи в наиболее случаях: при тепловых и ударах, поражениях током, , кровотечениях, а также овладеть навыками искусственного дыхания и массажа . Содержание этого обязательно изучается и обучающимися-девушками [22].
Во разделе более широкое (по с содержанием основной ) представление о чрезвычайных природного, и социального характера. получают возможность с основными направлениями государственных и ведомств Российской по защите населения и от чрезвычайных ситуаций.
третьего разработано в соответствии с законом «О воинской и военной службе» и целью наиболее полное о военной службе. включает в себя положения законодательства в области государства, о воинской и военной службе; этапы создания, предназначение и Вооруженных сил; обязательную к военной службе; к уровню призывников, их здоровью и подготовленности; первоначальную на воинский учет; обязанности и военнослужащих; порядок и прохождения военной по призыву, контракту, гражданской . Третий раздел также темы, являются основой для воспитания и ориентации обучающихся
Обязательный минимум на профильном уровне в школе обеспечить углубленное предмета ОБЖ, основной которого является обучающихся к программ в области жизнедеятельности в учреждениях профессионального и высшего образования, качества личности ( устойчивость, смелость, , готовность к перегрузкам, действовать в физического и психологического и др.), необходимые гражданину для военной службы по или контракту в силах Российской или других войсках.
2. , принципы и виды ОБЖ
Успех и учебно-воспитательной работы от умелого использования форм ее организации. В исследованиях различные трактовки организационные формы . Форма - (от лат. forma) — вид, внешнее , определенный, установленный . Форма предмета, , явления обусловлена их и, в свою , оказывает на них обратное .
Классификация разнообразных организации образовательного проводится по основаниям. М. И. Махмутов и С. А. особо подчеркивают, что в есть необходимость на различия , включающих слово «»:
• форма обучения ( технология);
• форма деятельности ;
• форма организации учебной работы , группы.
Ч. Куписевич и предлагают формы обучения по показателям:
• количество , участвующих в процессе (коллективные, формы);
• место учебы (школьные и );
• продолжительность учебных (классные и мероприятия), классический — 45 мин, спаренное занятие — 90 мин, укороченное занятие — 70 мин, а уроки « звонков» произвольной .
По утверждению современных И.Ф.Исаева, А. И. Мищенко, В. А. , Е. Н. Шиянова, в признается наличие наиболее известных систем организационного педагогического , отличающихся одна от количественным охватом , соотношением коллективных и форм деятельности учеников, их самостоятельности и спецификой учебно-воспитательным процессом со педагога. К ним : индивидуальное обучение; система; лекционно-семинарская .
Наибольшее распространение, как в стране, так и за получила классно-урочная обучения, возникшая в в. и развивающаяся уже более столетий. Ее заложил И. Лойола, немецкий педагог И. , а разработал теоретические и воплотил в технологию Я. А. Коменский.
классно-урочной системы в четкой организационной ; простом учебно-воспитательным процессом; учебного времени; взаимодействия детей в обучения, , соревновательности; постоянном влиянии личности на учеников; систематичности и в процессе знаний.
Среди классно-урочной системы выделить:опору на «среднего» , которая трудности для слабого и задерживает развитие более сильных, детей; учета индивидуальных учащихся, их особенностей ; отсутствие организованного старших с младшими; одинаковый для темп и ритм .
Классно-урочная форма обучения основной. Кроме нее, в используются и другие : вспомогательные, внеклассные, , домашние, и т.п. К ним относятся консультации, занятия, инструктажи, , кружковые и факультативные , клубная , внеклассное чтение, самостоятельная работа и др.
В зависимости от конкретной один и тот же обучения может в случаях выступать как , в других как прием. , объяснение к словесным методам , однако, если в урока он используется (при контрольной или практической ) для разъяснения выполняемой , то в этом случае будет , входящим в метод работы. Лекция и так же рассматриваются как самостоятельные обучения (), однако, если при лекционного занятия использует фронтальную (обращается с к аудитории, выслушивает учащихся), в этом лекция будет как метод , фронтальная беседа как .
Поскольку преподавание безопасности жизнедеятельности в предпочтительнее с превалированием наглядных и методов обучения, наиболее эффективных обучения выделить наблюдение, с учебником, упражнение, конкретной ситуации ().
Наблюдение. прием один из простых и интересных для младших классов и подростков. часто он применяется на . Суть приема в том, что учащиеся наблюдают явление или и под управлением учителя его наиболее существенные .
При использовании наблюдения необходимо отобрать объекты , при необходимости специально их ; сочетать наблюдение с приемами , такими как обсуждение, , обобщение, формулировка ; для интерпретации явлений и сути , тщательно продумать для фронтальной беседы. Так, , при изучении правил поведения на дорогах можно урок в форме на прилегающий к школе дороги, объяснение программного с опорой на наблюдения . При подготовке к экскурсии, проанализировать объектов наблюдения ( перехода, светофора, общественного транспорта, знаков и др.), задаваемые вопросы и . Например: «Понаблюдайте, как переходят через ?» (предполагаемые : по пешеходному переходу, на сигнал светофора, , что поблизости нет движущихся средств); «А кто из , на ваш взгляд, нарушает безопасного поведения при через дорогу и ?» (исходя из наблюдений, учащиеся о нарушителе, аргументируя ответ); «Как вы , к чему поведение на дороге привести?»; «А теперь вместе с вами правила поведения пешехода на ». Умелое сочетание с последующим обсуждением выработку у умений анализировать, оценивать ситуацию, выводы.
Работа с , учебной . Главное достоинство приема — возможность для многократно обрабатывать информацию в для него темпе и в время. Учебники по ОБЖ выполняют обучающую, , воспитывающую, , контрольно-коррекционную. При рациональном учебника как средства эффективно решаются контроля, , диагностики знаний, .
При выполнении самостоятельной с учебником учащиеся с его структурой, , получают информацию об явлениях и процессах безопасности жизнедеятельности, ответы на , выполняют практические и т.д.
Работая с учебником, овладевают умениями чтения и прочитанного; выделения в изучаемом материале; , составления структурных и схем; литературы по изучаемому .
Наибольшее распространение при курса ОБЖ получили два работы с : на уроке под руководством и дома самостоятельно с закрепления и расширения на уроке .
Используя в профессиональной прием работы с , учителю необходимо :
- подготавливая к работе, указать, с ранее изученным необходимо сопоставить или новый материал;
- если с работают на уроке, то процесс изучения разбить на части, выполнение осуществлять под контролем;
- по отрывка текста ( себя или ), организовать обсуждение , стимулируя понимание и прочитанного, развитие сравнить, и т.д.;
- помнить, что запоминанию информации помогает фиксация плана и положений в виде структурно-логической (опорного конспекта);
- для запоминания материала ознакомить с правилами заучивания информации, постоянно развитие памяти, ее совершенствовать.
в использовании практических на уроках ОБЖ отличаются эффективностью в выработке и умений и , предусмотренных программным . Упражнение представляет планомерно организованное выполнения с целью овладения ими или их качества.
Достоинство приема состоит в том, что он эффективное умений и навыков, а — в слабом выполнении функции.
На уроках ОБЖ специальные, и комментированные упражнения.
упражнения - многократно упражнения, направленные на учебных, умений и навыков ( противогаза, работа с и индивидуальным дозиметром, пульса и давления и т.д.).
Если в упражнения вводятся , применявшиеся прежде, то они производными. упражнения способствуют и закреплению ранее навыков. Без производных навык .
Сущность комментированных состоит том, что учитель и комментируют выполняемые , вследствие они лучше осознаются и . Вначале к этому лучшие ученики, а и весь принимает участие в материала. Прием упражнений обеспечивает темп , способствует сознательному, усвоению материала учащимися.
Чтобы были , они должны отвечать требований. К ним относятся:
• направленность учащегося на качества ;
• знание правил действий;
• сознательный и контролирование условий, в оно должно , а также учет результатов.
Процесс выполнения упражнения выполнять, алгоритму:
- учитель, на осмысленные учащимися , объясняет цель и предстоящей ;
- учитель показывает, как выполнять то или иное ;
- осуществляется первоначальное сильными учебных действий;
- тренировочное повторение действий, направленных на практических и навыков.
Анализ ситуации (АКС) на уроках ОБЖ с целью учащихся к аналитического поведения в среде: предвидения ситуаций, оценки и их развития, целесообразных решений и для предупреждения возникновения ситуации или смягчения ее последствий. В применения АКС происходит личного опыта посредством анализа происшествий и случаев, они приобретают и знания за счет ошибок и нарушений людей, в различного рода ситуации.
Одним из основных этапов в подготовительной работе учителя является поиск сюжета, который подбирается в соответствии с темой занятия. Сюжет должен быть реалистичен и адекватен подготовке учащихся, включать в себя конфликт, проблему или задачу, решение которой потребует усилий.
Учебную ситуацию можно смоделировать, опираясь на информацию в СМИ, публикации в газетах и журналах, жизненный опыт очевидцев событий, произведения искусства (фильмы, романы, повести, очерки и т. д.) и т.д.
Найденный сюжет необходимо особым образом обработать: описать его доступным для учащихся языком, при необходимости проиллюстрировать, разработать учебные задания и сформулировать контрольные вопросы.
АКС может осуществляться при демонстрации видеозаписи какого-либо реального события, эпизодов художественных и документальных фильмов, сюжетных слайдов, рисунков, отражающих состояние какого-либо факта или процесса, а так же при использовании игрового метода – моделирования и проигрывания ситуации непосредственно перед обучающимися (иногда самими обучающимися).
Вне зависимости от содержания учебной ситуации учащимся могут быть заданы следующие вопросы:
- Знакома ли вам продемонстрированная ситуация?
- Как вы думаете, почему она произошла?
- Что стало причиной ее возникновения?
- Какие ошибки и кем были допущены в данной ситуации?
- Если бы вы были свидетелями или непосредственным участником этих событий, как бы вы поступили? Почему именно так?
- Что необходимо соблюдать и предпринимать, чтобы не допустить возникновения подобной ситуации?
Таким образом, грамотно построенный АКС позволяет обогащать опыт безопасного поведения учащихся, учит их адекватно оценивать происходящие события, находить наиболее оптимальные пути решения из создавшейся опасной ситуации, формировать готовность при необходимости рационально действовать.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие: - Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей. - Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации со 2 по 4 классы. Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д. Задачей является достижения понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных условиях. Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии. Наглядность. Этот принцип используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки- тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д. Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах. В общественных местах, в домашних условиях. Метод обучения – это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися.
Литература, рекомендуемая для чтения
1.Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе/В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. С.118-128. http://xn-90ax2c.xn-p1ai/catalog/002248_000022 _EK_111272/
2.Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: метод. реком. по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы/ С.К. Миронов. М.: Дрофа, 2006. 92 с. http://dropdoc.ru/doc/735472/...prepodavaniya-obzh-urok-obzh
3.Подласый И.П. Современные образовательные технологии /Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. С. 342 – 384. http://www.twirpx.com/file/1370388/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...
Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".
Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...
Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ
Проектирование организационно-педагогических условий развития воспитательной среды школы в целях эффективной социализации учащихся с ОВЗ...
Осуществление организационно-педагогической функции на основе традиций.
В данной статье рассматривается уровень воспитанности, как показатель осуществления организационно-педагогической функции на основе традиций....
Описание институциональной образовательной практики «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее з...
Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе
Доклад-выступление на педагогическом совете школы "Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе"....
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...