Урок ОБЖ в 6 классе "Активный отдых на природе и безопасность. Составление алгоритмов."
план-конспект урока по обж (6 класс)
Урок по ОБЖ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основу урока составляют современные образовательные технологии и методы обучения: ИКТ, системно - деятельностный подход, исследовательский метод обучения, которые соответствуют ФГОС НОО. Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХОМУТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
(МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»)
УРОК ОБЖ В 6 КЛАССЕ
Тема: Активный отдых на природе и безопасность. Составление алгоритмов.
Учитель ОБЖ
Коротенко Павел Петрович
Высшая квалификационная категория
Пояснительная записка к уроку ОБЖ
Урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» проводился в 6 классе .Целью урока является формирование сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение учащимися знаний и умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в природных условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.
Урок по ОБЖ с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основу урока составляют современные образовательные технологии и методы обучения: ИКТ, системно - деятельностный подход, исследовательский метод обучения, которые соответствуют ФГОС НОО. Содержание разработки позволяет в максимальной степени сформировать все универсальные учебные действия
В результате решения проблемных ситуаций, логических рассуждений учащиеся к выводу как нужно готовиться к походам и как себя вести в экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть в походе. Полученные знания закрепляются практически и проверяются с помощью эталона. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве. В конце урока - рефлексия с целью самооценки своей деятельности на уроке.
Представленный в электронном виде дидактический материал позволяет организовать активное усвоение учениками учебного материала. Групповые формы работы снимают психологическое напряжение, создают комфортность и ситуацию успеха.
Урок ОБЖ + информатика
Класс: 6 класс.
Тема: Активный отдых на природе и безопасность. Составление алгоритмов.
Продолжение учебного занятия: 40мин.
Основные задачи: создавать условия для обобщения правил безопасного поведения во время активного отдыха на природе. Систематизировать знания и умения, обучающихся по теме «Алгоритмы и исполнители». Развивать умение логически мыслить, рассуждать.
Планируемые результаты:
Предметные: систематизировать представления ребят о правилах безопасного поведения во время активного отдыха на природе. Применять знания по теме «Алгоритмы и исполнители» на практике.
Метапредметные:
регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников в группе; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию из разных источников; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану;
коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в группе; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные: способность к саморазвитию и самосовершенствованию, проявление первоначальных навыков адаптации в динамично меняющемся мире.
Используемые технологии на уроке: проблемное обучение, игровая технология, коллективное взаимообучение.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентации. Система голосования «Живой опрос».
Дидактические материалы:
- Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности».
- Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Мультимедийная презентация, «Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.Просвещение 2017г.
Сценарий урока.
I этап учебного занятия: организационный момент | Методы и приемы | Формирование УУД | ||||||||
Цель | Задачи | Длительность | ||||||||
Мотивация обучающихся на восприятие материала | Подготовить учащихся к работе на уроке | 1-2 минут | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||
Слайд 1-2 Учитель дает эмоционально-положительный настрой. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность -Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Прозвенел звонок – начинается урок. Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… Улыбнитесь. Учитель предлагает занять свои рабочие места. - Много лет тому назад один античный мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся». В чём же заключалась его мудрость? Тогда я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше за новыми знаниями Девиз нашего урока: «Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья». - Как вы понимаете данное высказывание? - Вы с ним согласны? | Приветствуют учителя. встают в круг Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог. Диалог в круге. - Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания и т.д. Объясняют смысл высказывания. Садятся за парты. | Мотивации учебно-познавательной деятельности. Словесные | Личностные УУД: самоопределение. | |||||||
II этап учебного занятия: постановка проблемы, определение темы и цели урока | ||||||||||
Цель | Задачи | Длительность | ||||||||
Определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока. | Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока. | 3-4мин | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||
Слайд 3-5 Показ фрагмента из фильма (Пешие походы на равниной и горной местности ,водный и лыжный походы) -Какова тема урока? -Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему? - Всегда ли легко применить полученные знания на практике? -Отчего это зависит? Сегодня мы попытаемся устранить ваши затруднения. За работу! А урок у нас будет необычный. -Посмотрите что за предмет у меня в руках (калейдоскоп) -Что такое калейдоскоп? -Как вы думаете, почему я принес его на урок? Обобщение: мир, который нас окружает красив и разнообразен как красота узоров в калейдоскопе и мы должны соблюдать определенные правила, которые способствуют бережному отношению к природе и вашей безопасности. Я предлагаю вам принять участие в игре - калейдоскоп. -При вращении нашего калейдоскопа будет высвечиваться определенный сектор, в котором вам будут даны задания. Выполняя данные задания мы сможем повторить материал, проверить наши знания, применить наши знания на практике, выявим самых активных, сообразительных, с которыми не страшно будет отправиться в любой поход. | Просматривают фрагмент. Слушают учителя, отвечают на заданные вопросы, рассуждают по теме урока, определяют цели и задачи урока Находят информацию о калейдоскопе в справочной литературе (узорник, трубки при вращении которой узорчатые звезды из цветных стеклышек)
| Словесные (беседа). Наглядные (видеодемон- страция) Метод информационного поиска | Познавательное УУД -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Регулятивные УУД - Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) | |||||||
III этап учебного занятия: актуализация знаний | ||||||||||
Цель | Задачи | Длительность | ||||||||
Проверка знаний учащихся правил безопасности при активном отдыхе на природе. Обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения во время активного отдыха на природе. | 1.Объяснять причины опасностей. Воспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью. | 15 минут. | ||||||||
Класс разделен на 3 группы Слайд 6 Сектор «Всезнайка» Учитель: - Ребята, как вы думаете, что такое активный отдых на природе? - Как можно путешествовать в природе? Активный отдых на природе – это пешеходные, лыжные, водные, велосипедные путешествия, туристические походы и походы выходного дня (семейные путешествия). Все эти виды отдыха бывают многодневные и однодневные. У вас были задания по группам подготовить выступление об отдыхе на природе и соблюдении правил безопасности в походе. Проводит параллель с ранее изученным материалом Учитель информатики: На предыдущих уроках мы увидели, что алгоритмы крепко связаны с нашей повседневной жизнью, и что любое действие можно записать в виде алгоритма. Давайте вспомним основные определения и понятия, которые мы изучили на прошедших уроках: проводится фронтальный опрос. Вы изучили правила поведения в походе. Сейчас ваша задача составить алгоритм соблюдения правил безопасности в походе, если это будет линейный алгоритм группа получает 1балл; алгоритм с ветвлением-2балла если составляете оба алгоритма-3 балла.(приложение 1) Контролирует выполнение работы | Самопрезентации учащихся по темам: «Пешие походы на равнинной и горной местности» «Проведение лыжных походов» «Водные походы» Слушают учителя.
Самооценка в группах и оценка работы группы. Учащиеся работают в группах, составляют алгоритм поведения, проговаривают его друг другу вслух. Осуществляют: самооценку; самопроверку( по эталону); предварительную оценку. | Словесные, наглядные презентации. контроль самоконтроль Словесные
фронтальный опрос метод составления алгоритма | Познав. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные УУД - Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) Коммуникативные: управление поведением партнёров в группе, контроль, коррекция, оценка действий; | |||||||
IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний | ||||||||||
Цель | Задачи | Длительность | ||||||||
Закрепить полученные знания | Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы в жизни каждого человека. | 15мин | 15мин | |||||||
Формулирует задание. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует учебное взаимодействие учеников группы и следующее обсуждение ситуаций. Слайд 7 Сектор «Веер проблем» Ситуация 1. Наступил вечер, вы заблудились в лесу. Ваши действия. Ситуация 2. Во время водного похода судно перевернулось. Ваши действия. Ситуация 3. Во время лыжного похода сломалась лыжа. Ваши действия. Слайд 8-9 Сектор «Бивак» Обеспечивает мотивацию выполнения задания Контролирует выполнение работы. - К любому походу необходимо тщательно подготовиться, даже к самому простому! - Как вы думаете, что нужно сделать перед выходом в поход? Задание 1. 1. Приготовить костер для приготовления пищи. 2.Собери рюкзак для похода по равнинной местности. Задание 2 1. Приготовить костер для обогрева. 2.Собери рюкзак для водного похода. Задание 3. 1. Приготовить костер для подачи сигнала и освещения бивака 2.Собери рюкзак для похода в горы Слайд10 Сектор «Тестирование» 1 Что запрещается делать при разведении костра? Выберите ответ: а) разводить костер возле водоисточников; б) использовать для костра сухостой; в) оставлять дежурить возле костра менее 3 человек; г) разводить костер на торфяных болотах.
2. Если в походе во время движения вы отстали от группы, то: а) можно сойти с трассы, чтобы найти следы товарищей; б) нельзя сходить с трассы, лыжни; в) необходимо сойти с трассы, остановиться на развилке тропы;
3. Какого цвета должна быть одежда туриста; а) однотонная; б) яркая, демаскирующая; в) из камуфлированного материала. 4. С какой стороны на сосне обычно растут лишайники и мхи? Выберите ответ а) с северной стороны; б) с восточной стороны; в) с западной стороны; г) с южной стороны. 5. Чтобы правильно преодолеть реку надо: а) преодолевать реку вплавь, используя надувные матрасы и камеры; б) выбрать место, где вода выглядит спокойной и переходить реку вброд, используя надувные камеры; в) выбрать удобное место и переходить реку вброд, используя шест и альпеншток;
6. С какой стороны ствола сосны выступает смола? Выберите ответ; а) с северной стороны; б) с восточной стороны; в) с западной стороны; г) с южной стороны. Осуществляет контрольно-оценивающую деятельность. | Каждая группа обсуждает ситуацию. Анализируют, вступают в спор по теме, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Называют правило, на которое опирались Самооценка работы группы. Учащиеся практически показывают, как правильно сложить костер в той или иной ситуации, собирают рюкзак для походов, озвучивают свои решения. Взаимопроверка.
Выполняют работу при помощи системы голосования «Живой опрос» контролируют и оценивают результат. |
Метод ситуационных задач. Дискуссия. Практическая работа. Методы контроля и самоконтроля. Система голосования «Живой опрос» (тестирование). | Познавательное УУД. Ориентироваться в своей системе знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут. Коммуникативные Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. | |||||||
V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов. Рефлексия | ||||||||||
Цель | Задачи | Длительность | 5мин | |||||||
Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за работу на уроке. | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу на будущее, поставить задачи на следующий урок. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | 5мин | ||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Молодцы! Вы ответили на все вопросы и выполнили все задания. – Какой вопрос или задание вам больше всего понравился? Вот и подошла к концу наша игра. Чем можно измерить глубину озера, глубину мыслей, знаний? Я сегодня постарался измерить глубину Ваших знаний. А теперь посоветуйтесь и решите, кто был самым активным в сегодняшней игре, и заполните схему.(приложение ) Слайд 11 Закончить урок я хочу словами учёного Тома Петзингера: «Все вместе мы умнее, чем каждый из нас» Я, думаю, вы со мной согласитесь. Все вместе мы сила! До новых встреч! | Осуществляют: самооценку; предварительную оценку работы группы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Заполняют схему оценки деятельности на уроке. |
Самооценка | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания. | |||||||
Слайд 12Домашнее задание по выбору:-выполнить буклет по теме «Мы идём в поход!» (вид похода выбрать самому)- руководство – инструктаж для туриста. -проект по теме «Активный отдых на природе». -составить памятки правил поведения в походе (вид похода- выбрать) | Дети записывают домашнее задание в тетрадь и прощаются с учителем. |
Карта оценки и самооценки урока
Тема урока | |
Моменты урока, вызвавшие интерес. | |
Что не понравилосьна уроке? | |
Моя (личная)активность(по пятибалльной системе) | |
Моя оценка за весь Урок(по пятибалльной системе) | |
Моя оценка работы группы за весь урок(по пятибалльнойсистеме) | |
Мои предложенияпо уроку к учителю (по совершенствованию урока). |
Алгоритм водного похода
Приложение1 | |||
Алгоритм пешего похода | |||
| да нет Да нет Да нет | ||
да нет
|
Алгоритм лыжного похода | |
да нет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и презентация по информатике по теме "Составление алгоритмов и программ с использованием конструкций следование и ветвление" 9 класс
Тип урока - комбинированный, с исследовательской работой "Знал ли Пушкин алгоритмы"...

Конспект урока по ОБЖ для 6 класса на тему: "Активный отдых на природе. Лыжные походы"
Данный конспект может применяться для проведения уроков в 6-х классах из раздела "Активный отдых на природе"Ссылка для скачивания полной версии урока: https://yadi.sk/d/5fmLQvUHZbtW4...

План-конспект урока (презентация) на тему: " Активный отдых на природе и безопасность"
Материал включает в себя: план-конспект урока в виде игры, презентации на темы: "Подготовка и проведение пеших походов", "Подготовка и проведение лыжных походов", "Подготовка и проведение водных поход...

Программно-методический комплекс «Конструктор алгоритмов» как своеобразный алгоритмический «Кубик Рубика», ориентированный на отработку навыка составления алгоритмов решения задач, развития логического и алгоритмического мышления учащихся (в индивидуа
Многие годы работая учителем информатики, я на собственном опыте убедилась, как тяжело даётся детям навык и умение логически мыслить, создавая алгоритмы решения различных задач (и не только на уроке и...

Безопасный отдых на природе. Опасные насекомые.
Презентация по ОБЖ "Безопасный отдых на природе. Опасные насекомые"...