Обучение в группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов технологии развития критического мышления (ТРКМЧП).
статья по обж

Васько Александр Васильевич

Основные цели технологии ТРКМЧП, практическое применение в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васько А. В., преподаватель-организатор ОБЖ

ГБОУ СОШ №-655 Приморского района

Санкт-Петербурга

Тема выступления:

«Обучение в группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов технологии развития критического мышления (ТРКМЧП)

(из опыта работы учителя ОБЖ)».

(№14 Семинар ТРКМ).

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта». /Стандарты второго поколения/.

В настоящее время особое значение в образовании учащихся приобретает использование современных педагогических технологий на уроках Курс «Основы безопасности жизнедеятельности». В основном это связано с тем, что ежегодно в России регистрируется высокий уровень разнообразных происшествий, в результате которых погибают и получают увечья, серьёзные травмы и заболевания сотни тысяч граждан, в том числе дети и подростки. Главной причиной несчастных случаев чаще всего является неготовность к осознанным и правильным действиям в условиях чрезвычайной ситуации, по причине незнания и отсутствия умений самого человека к соблюдению основных правил поведения в опасных ситуациях, неумение применить полученные знания на практике.

Цель курса «ОБЖ» - научить наших детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попадать в них, как выжить в условиях любой окружающей среды (города, природа), а также необходимо научить ребят оказывать первую помощь, не бросать человека в беде, воспитывать милосердие. Такой подход к обучению делает курс «ОБЖ» наукой о безопасности человека в различных условиях природного или техногенного характера.

Для эффективного обучения ОБЖ очень важно, какими методами и технологиями пользуется педагог. В специальной литературе представлены различные классификации педагогических технологий (В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко и др.).

Мы рассмотрим один их методов – «Обучение в группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов технологии развития критического мышления (ТРКМЧП)».

Основными целями технологии РКМЧП являются:

  • формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
  • развитие базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
  • формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
  • стимулирование самостоятельной поисковой деятельности.

Данная технология находится на стадии внедрения в образовательный процесс в нашем учебном заведении, накопления методического материала, систематизации и требует глубокого осмысления. Однако и сейчас можно увидеть перспективность данной методики в плане развития учебных и надпредметных умений и компетенций обучающихся.

Технология позволяет добиться таких результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно и уверенно по отношению к окружающим;  умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением; умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

В основе технологии РКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

  • Фаза вызова - ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Учащийся ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?»;
  • Фаза реализации смысла - главными задачами фазы являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Учащийся получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Под руководством преподавателя и с помощью одноклассников ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии;
  • Фаза рефлексии - направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

Базовая модель ("Вызов - Реализация смысла - Рефлексия") задает не только определенную логику построения занятия, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов.

Следование структуре занятия, прохождение по трем стадиям мыслительной деятельности и преподавателем, и студентом кардинально влияет на склад ума обеих сторон. Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

Приведу некоторые технологические приемы работы по РКМЧП.

Учимся воспринимать информацию. Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов «Знаю - хочу узнать - узнал», «Продвинутый урок», «Зигзаг». Как правило, у учеников есть трудности восприятия информации и формулирования целей. Приемы «Знаю - Хочу узнать - Узнал», «Продвинутый урок», «Зигзаг» помогают преодолеть эти трудности.

1. Прием «Знаю - хочу узнать - узнал» - это работа с табличной форме. При изучении темы, на стадии вызова, ученикам можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме - это могут быть какие-то ассоциации, конкретные известные сведения), после обсуждения полученных результатов в группе ученики сами формулируют цели занятия: «- Что я хочу узнать для устранения пробелов в собственных знаниях?», и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале занятия, учатся рефлексии собственной мыслительной деятельности.

2. Прием «Продвинутый урок»- это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекционного урока уместнее использовать работу в паре (с соседом по парте). На стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом урока, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем - в подгруппе (2-3 пары). Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ преподавателя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с преподавателем и с другими подгруппами.

3. Прием «Зигзаг» - основан на следующем принципе: члены рабочей подгруппы становятся «экспертами» по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей подгруппы состоит в том, чтобы все ее участники овладели темой в необходимом объеме. Перед тем как «эксперты» излагают изученный ими материал участники рабочей подгруппы, они встречаются в «экспертной группе», которая состоит из участников различных рабочих подгрупп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены «экспертной группы» обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации своей рабочей подгруппе, внутренний слух поможет.

4. Приемы написания алгоритмов действий в различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в форме стихотворного изложения, известных им из игр «детских считалок» (для групп младщих классов), в форме речетатива, в виде речевок – позволяют легче запомнить правила действий и поведения в чрезвычайных ситуациях.

Можно считаю, что на сегодняшний день технология критического мышления является самой простой для реализации в тех условиях, в которых мы находимся. В русле реализуемого в рамках ФГОС компетентностного подхода к обучению данная технология является не только актуальной, но и результативной.

Используемые ресурсы:

1. Ресурсы Интернет-Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru;

2. Материалы уроков Фестиваля педагогических идей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9;

3. Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления(ТРКМЧП) на уроках биологии

Цель технологии: —развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией)——обеспечить развитие критиче...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Поиск… Вероятно, это то, чем живёт современная школа. Вероятно, это то, что не даёт нам, учителям, быть статичными, остановиться в современном быстро развивающемся обществе. Поиск – это то, что ...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода....

Доклад "Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя истории)."

Рассказывается о технологии КСО («Коллективный способ обучения»). Рассматриваются  источники эффективности работы в парах.Предлагаются различные формы организации парной работы....

Обучение в парах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.

Обучение в парах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП....

Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя английского языка)

Технология РКМЧП стала известна в 1997 году, изначально она пришла в Россию под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Авторами технологии были американские ученые...