Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя английского языка)
статья по английскому языку
Технология РКМЧП стала известна в 1997 году, изначально она пришла в Россию под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Авторами технологии были американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Доработанный и адаптированный российскими специалистами проект получил название ТРКМЧП - Технология Развития Критического Мышления с помощью Чтения и Письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_parah.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова С.В., учитель
ГБОУ школа №351 с углубленным изучением иностранных языков
Московского района Санкт-Петербурга
Обучение в парах сменного состава
в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП
(из опыта работы учителя английского языка)
Технология РКМЧП стала известна в 1997 году, изначально она пришла в Россию под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Авторами технологии были американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Доработанный и адаптированный российскими специалистами проект получил название ТРКМЧП - Технология Развития Критического Мышления с помощью Чтения и Письма.
Создатели технологии объявили главной ее целью “развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно”. К числу последних относятся умение принимать взвешенные решения, работать с информацией (анализировать, систематизировать, обобщать), анализировать различные стороны явлений, находить связи между ними и др. Создатели технологии РКМЧП подчеркивают, что критическое мышление - это в первую очередь мышление рефлексивное, то есть направлено на сам процесс приобретения знания. Критически мыслящий индивид способен самостоятельно оценивать уровень своих знаний, умеет видеть ошибки, пробелы, недочеты, может учитывать обоснованность суждений, оценивать полноту или недостаточность информации.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с текстом. Особенность технологии (что следует из названия) – работа с информацией – чтение и письмо. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это ключевые слова, работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т. д.
Можно заметить, что значительная часть приемов и техник требует выполнения заданий не индивидуально, а в группах, в парах (“Зигзаг”, таблицы, “фишбон”). В этом - ключевое отличие ТРКМ от традиционной системы ведения урока. ТРКМЧП считает одним из ключевых параметров обучения развитие коммуникативной культуры. Коллективная работа, коллективный результат, взаимодействие, дискуссия, взаимооценка - важные факторы формирования коммуникативных навыков. И вместе с тем это факторы, усиливающие эмоциональное вовлечение. В процессе работы обучающийся понимает ценность своего вклада, чувствует свое единение с другими и значимость своей работы для общего результата. С другой стороны, во время общения идет постоянный процесс самооценки, осознается необходимость правильной аргументации своего мнения, повышается мотивация к обучению.
При организации учебного занятия используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.
При фронтальной работе реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика — деятельность класса», при коллективной форме реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность класса — деятельность ученика», при групповой форме деятельности — «деятельность учителя — деятельность группы — деятельность ученика», и с помощью индивидуальной формы деятельности реализуется отношение «деятельность учителя — деятельность ученика».
Изменение содержания образования требует применения новых педагогических технологий, в основе которых лежит коллективное взаимодействие.
Организация коллективных занятий может помочь включить каждого ученика в урок, как более способного, так и менее.
Коллективные учебные занятия — это не просто работа учащихся в парах постоянных или сменного состава. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник является попеременно то учителем, то учеником. Основная цель каждого ученика: обучать других всему, что знает сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди всех.
К коллективным формам организации обучения относится работа в динамических парах или парах сменного состава. Коллективная работа в парах сменного состава принципиально отличается от групповой и просто парной работы. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с другим.
Такая организация уроков позволяет не только реализовать сотрудничество, но и учитывать неоднородность учебных способностей учеников, предоставить каждому возможность регламентировать свое время на ознакомление и усвоение нового материала. Каждый учащийся работает в удобном для него темпе и, что особенно важно, с индивидуальным консультантом. Более того, ученик имеет возможность вернуться к непонятному материалу повторно, поменять консультанта и выслушать объяснение другого ученика. Данную форму работы удобно использовать для отработки различных навыков и умений, для введения нового материала и систематизации знаний.
Как детей объединять в пары? При изучении нового материала целесообразно объединять в пары «сильного» и «слабого» учеников, «среднего» и «сильного». При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: сильный — сильный, средний — средний, слабый — слабый.
Формы организации учебного процесса.
Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование межличностных отношений. Работа в парах — это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют задачу, направленную на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.
Работа в парах
Учащийся 1 выполняет первую операцию — он исполнитель, Учащийся 2 контролирует Учащегося 1, то есть слушает, осмысливает, задает вопросы — он контролер. Затем они меняются местами, У 2 — исполнитель, У 1 — контролер. Таким образом, каждый работает в двух позициях (исполнителя и контролера) по очереди. Выполнив работу, каждый оценивает себя (свою работу), затем его оценивает напарник. Подводятся итоги, выясняются трудности, намечаются шаги коррекции.
На уроках английского языка такой метод работы применим, например, при работе с новой лексикой. Учащиеся получают карточки с новыми словами. Это может быть задание на перевод с одного языка на другой или слова с пропущенными буквами. Учащиеся выполняют по очереди задание, проверяют в парах, меняются парами, меняются заданиями.
Работа в четверках
Учащиеся делятся на группы, состоящие из 4-х человек. Каждый ученик, участник группы:
- получает индивидуальное задание, объединённое общей темой,
- готовит ответ на свой вопрос (может использоваться информация как из учебника, так и из дополнительной литературы),
- первично проговаривает свой ответ в группе, в которую собираются все дети с такой же буквой вопроса (например, А),
- прослушивает ответы всех детей с этим вопросом.
По сигналу об окончании работы в группе с одинаковым буквенным литером дети меняются заданиями и переходят работать в свою «четверку», где каждый ученик представляет свои знания на всеобщее прослушивание и обсуждение.
На уроках английского языка работа в четвёрках возможна, например, при изучении темы «Исчисляемые – неисчисляемые существительные и слова «много», «мало», «несколько». Дети получают задания - выписать из текста:
- Существительные, которые сочетаются со словом «much», «many»,«a lot».
- Существительные, которые сочетаются со словом «little», «few».
- Существительные, которые сочетаются со словом «a little», «a few».
- Существительные, которые сочетаются со словом «some», «any».
Дети работают в парах, в группах, в четверках, объясняют, рассуждают. При всем желании учителю трудно проверить работу каждой группы, пары. Для проверки правильности выполнения задания можно дать детям образец (эталон) ответа. Учащиеся проверяют задание по эталону.
Использование коллективных занятий дает возможность продвинуться каждому ученику в своем темпе, снимает у детей состояние тревожности, дискомфорта и утомляемости, способствует развитию способностей каждого ученика.
Взаимообмен заданиями
Учащиеся получают карточки с заданиями двух видов. Каждый выбирает себе ту карточку, которая ему более понятна. Пары составляются из учащихся с разными заданиями. Тогда, работая в паре, они могут обменяться заданиями. Обмен осуществляется следующим образом: Учащийся 1 обучает Учащегося 2, а Учащийся 2 обучает Учащегося 1. После объяснения каждый самостоятельно выполняет здание. Проверив друг у друга правильность решения, напарники расходятся. На этом их работа в данной паре заканчивается, и пара распадается. Каждый из них ищет себе нового напарника.
Приёмы технологии РКМ
Кластеры
“Кластеры” - наиболее известный прием технологии РКМ. Он заключается в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде «грозди».
На уроках английского языка этот прием может быть применен на стадии “реализации” (осмысления нового материала). Можно предложить учащимся нарисовать кластер, отражающий смысл или содержание нового текста.
В центре чистого листа бумаги рисуем овал и вписываем слово (словосочетание), которое наиболее полно отражает смысл или содержание текста. Выделяем в тексте существительные, которые образуют отдельную смысловую группу и выписываем их в свободной части листа. Рядом с каждым существительным записываем одно или два определяющих его слова. Вся группа обводится в рамку и для нее следует придумать название.
Пример: текст, раскрывающий биографию писателя.
Ключевое слово в центре - имя писателя.
Отдельная группа - персоналии (имена родственников, друзей).
Отдельная группа - книги (названия произведений).
Отдельная группа - герои произведений.
Отдельная группа - география.
Тонкие и толстые вопросы
Задача - составить таблицу, которая будет содержать как можно больше «тонких» (требующих однозначного ответа) и «толстых» (требующих развернутого ответа). Это работу можно выполнить последовательно сначала в парах, а затем в классе.
Материал для работы – текст проблемного или культурологического содержания.
Вопросы к тексту:
Who …?
What … ?
When … ?
Where … ?
Was it … ?
What was the name …?
Do you agree that … ?
Why … ?
Explain why … ?
Why do you think that … ?
Was his/her choice right or wrong to your mind?
What is the most important idea of the story?
What is the difference between … ?
If you were … would you … ? etc.
Задание сначала выполняется в парах. Составляется таблица, вопросы формулируются сообща, но каждый из обучающихся заполняет свою часть таблицы. Подсчитывается общее количество составленных вопросов. Выявляется пара, которая составила минимальное количество вопросов, эта пара будет работать у доски. Работа в классе заключается в том, чтобы вынести в таблицу на доске все варианты вопросов и в процессе добавления каждого вопроса проверить, что они грамматически верно составлены. Элемент соревновательности усилит желание учащихся задать как можно больше вопросов.
Работа с текстом. Метод поабзацной проработки текстов
Методика, которую предложил А.Г. Ривин, является одновременно простой и сложной. Простой, потому что каждый ученик, прорабатывая свой текст, составляет план. Сложность заключается, в том, что ученик прорабатывает текст не один и не просто в паре, а работая с учениками по очереди. Если первый абзац он прорабатывает с одним учеником, то второй абзац он уже разбирает с другим, третий — с третьим и т. д. В чем заключается работа с первым партнером? Кто-то из учеников пары читает первый абзац текста и, затем, оба приступают к его анализу:
- What is this text about?
- What is the title of the text?
- Why have you chosen this title?
На уроках английского языка работа с использованием данной методики может быть организована не с отдельными частями текста, а с целыми текстами небольшого объема. Тексты должны быть разные для каждого учащегося.
Синквейны
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например:
Spaghetti
Messy, spicy
Slurping, sliding, falling
Between my plate and mouth
Delicious
(by Cindy Barden)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »
Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...
Обучение в группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов технологии развития критического мышления (ТРКМЧП).
Основные цели технологии ТРКМЧП, практическое применение в процессе обучения....
Доклад "Обучение в парах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП (из опыта работы учителя истории)."
Рассказывается о технологии КСО («Коллективный способ обучения»). Рассматриваются источники эффективности работы в парах.Предлагаются различные формы организации парной работы....
Обучение в парах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП.
Обучение в парах в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧП....
Развивающее иноязычное обучение в начальной школе. Из опыта работы учителя английского языка МОУСОШ№ 29 Артюхиной Г.Ф.
Начальная ступень – самая значимая из все школьных ступенейЗдесь формируются :интересы младшего школьника;все виды способностей;и, самое важное, ценностные ориентацииЗдесь закладываются ос...
Статья "Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя английского языка)"
В статье рассказывается о работе в парах, как об одном из методов, позволяющих активизировать деятельность обучающихся, повысить мотивацию, улучшить результативность в процессе обучения иностранному я...
Из опыта работы учителя английского языка " Особенности обучения иностранному языку детей начальной школы"
Рассматриваются методы и приемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста, учитывающие физиологические и психологические особенности детей этого возраста....