Рабочие программы по ОБЖ для 5-9 классов
рабочая программа по обж (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Боровиков Андрей Николаевич

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения курса, требования к уровню подготовки обучающихся, основное содержание и КТП на каждый класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

5-9 классы

2018/2019 учебный год

Классы 5-9

Количество часов: всего 34.

В неделю: 1.

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО по ОБЖ и составлена на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников», издательство «Просвещение».

  Учебники:

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс, М. Просвещение, 2013г.

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности.6 класс, М. Просвещение, 2014г.

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности.7 класс, М. Просвещение, 2015г.

А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности.9 класс, М. Просвещение, 2015г.

В учебном плане школы на изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9 классах отводится по 34 часа в год, из расчета 1 учебный час в неделю. Изменений, внесённых в авторскую программу, нет.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами являются:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

11) умение оказать первую помощь пострадавшим;

12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне выпускник средней (полной) общеобразовательной школы узнает:

  • основы формирования здорового образа жизни;
  • основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет;  
  • особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы;
  • задачи РСЧС  и гражданской обороны.                                                                  

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне выпускник средней (полной) общеобразовательной школы получит возможность научиться:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  
  • ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи;
  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.

5 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)

Раздел I. Основы комплексной безопасности -- 15 часов

1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов)

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе (со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком).

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

2. Опасные ситуации техногенного характера (6 часов)

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.

Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Пешеход — участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Транспортное средство и водитель.

Общие обязанности водителя. Велосипедист — водитель транспортного средства (велосипеда). Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге.

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

3. Опасные ситуации природного характера (2 часа)

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 часа)

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Раздел III. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ (7 часов)

5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 часа)

Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.

6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 часа)

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч)

Раздел IV. Основы здорового образа жизни (5 часов)

  1. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 часа)

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основные составляющие здорового образа жизни.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

  1. Факторы, разрушающие здоровье (2 часа)

Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для совершенствования духовных и физических качеств.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.

Алкоголь — наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

Собеседования на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек».

Обсуждаемые вопросы:

  • Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его физические и умственные способности.
  • Почему курение и употребление спиртных напитков не совместимо с занятиями физической культурой и спортом?
  • Как подготовить себя к тому, чтобы твердо сказать: «Нет!», когда предлагают сигарету или спиртное.

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (7 часов)

  1. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (3 часа)

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Ситуации, при которых следует немедленно вызывать «скорую помощь», правила ее вызова.

Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином, угарным газом.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (5 класс)

п/п

Тема урока

Дата

Количество часов

Д/з

план

факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)

Раздел I. Основы комплексной безопасности -- 15 часов

Человек, среда его обитания (5 часов)

1

Город как среда обитания

4.09/7.09

 

1

1.1

2

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

11.09/14.09

1

1.2

3

Особенности природных условий в городе

18.09/21.09

1

1.3

4

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность

25.09/28.09

1

1.4

5

Основы безопасности жизнедеятельности человека

1.10/5.10

1

1.5

Опасные ситуации техногенного характера (6 часов)

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

9.10/19.10

1

2.1

7

Пешеход. Безопасность пешехода

16.10/26.10

1

2.2

8

Пассажир. Безопасность пассажира

23.10/2.11

1

2.3

9

Водитель

30.10/9.11

1

2.4

10

Пожарная безопасность

6.11/16.11

1

2.5

11

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

13.11/30.11

1

2.6

Опасные ситуации природного характера (2 часа)

12

Погодные условия и безопасность человека

20.11/7.12

1

3.1

13

Безопасность на водоемах

27.11/14.12

1

3.2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 часа)

14

Чрезвычайные ситуации природного характера

4.12/21.12

1

4.1

15

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

11.12/28.12

1

4.2

Раздел III. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ (7 часов)

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 часа)

16

Антиобщественное поведение и его опасность

18.12/11.01

1

5.1

17

Обеспечение личной безопасности дома

25.12/18.01

1

5.2

18

Обеспечение личной безопасности на улице

15.01/25.01

1

5.3

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 часа)

19

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения

22.01/1.02

1

6.1

20

Виды экстремистской и террористической деятельности

29.01/8.02

1

6.2

21

Виды террористических актов и их последствия

5.02/15.02

1

6.3

22

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

12.02/1.03

1

6.4

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч)

Раздел IV. Основы здорового образа жизни – 5 часов

Возрастные особенности развития человека и их здоровый образ жизни (3 часа)

23

О здоровом образе жизни

19.02/15.03

1

7.1

24

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья

26.02/22.03

1

7.2

25

Рациональное питание. Гигиена питания

5.03/29.03

1

7.3

Факторы, разрушающие здоровье (2 часа)

26

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека

12.03/5.04

1

8.1

27

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)

19.03/19.04

1

8.2

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (7 часов)

Первая помощь и правила ее оказания (3 часа)

28,

29,

30

Первая помощь при различных видах повреждений

26.03/26.04

2.04/10.05

9.04/17.05

3

9.1

31,

32

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия)

16.04/24.05

23.04/31.05

2

9.2

33,

34

Первая помощь при отравлениях (практические занятия)

30.04

7.05

2

9.3

6 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)

Раздел І. Основы комплексной безопасности (25 часов)

  1.  Подготовка к активному отдыху на природе (6 часов)

      Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

      Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

      Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака. Разведение костра.        Определение необходимого снаряжения для похода.

2. Активный отдых на природе и безопасность (5 часов)

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походных групп. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и порядок дня похода.

 Преодоление водных препятствий.

 Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов.  Меры безопасности в лыжном походе.

 Водные походы. Подготовка к водному путешествию.  Возможные аварийные ситуации в водном походе.  Обеспечение безопасности на воде.

 Велосипедные походы, Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.

3. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности (6 часов)

         Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.

         Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видам транспорта (автомобильным, железнодорожным).

         Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта.

4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 часа)                  

          Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.

         Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.

5. Опасные ситуации в природных условиях (4 часа)

         Опасные погодные условия и способы защиты от них.

         Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа)

6. Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа)

       Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

            Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

             Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

              Оказание первой медицинской помощи при укусах ядовитых змей.  

   Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

Раздел IV. Основы здорового образа жизни (6 часов)

7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 часов)

             Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

                Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.

                 Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «НЕТ!» наркотикам.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (6 класс)

Дата

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Д/з

план

факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч)

Раздел I. Основы комплексной безопасности (25 ч)

Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)

3.09/6.09

1.

Природа и человек

1

1.1

10.09/13.09

2.

Ориентирование на местности

1

1.2

17.09/20.09

3.

Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

1

1.3

24.09/27.09

4

Подготовка к выходу на природу

1

1.4

1.10/4.10

5.

Определение места для бивака и организация бивачных работ

1

1.5

8.10/18.10

6.

Определение необходимого снаряжения для похода

1

1.6

Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)

15.10/25.10

7.

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе

1

2.1

22.10/01.11

8.

Подготовка и проведение пеших походов на равнинах и горной местности

1

2.2

29.10/08.11

9.

Подготовка и проведение лыжных походов

1

2.3

12.11/15.11

10.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

1

2.4

19.11/29.11

11.

Велосипедные походы и безопасность туристов

1

2.5

Дальний и выездной туризм, меры безопасности (6 ч)

26.11/6.12

12.

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме

1

3.1

3.12/13.12

13.

Акклиматизации человека в различных климатических условиях.

1

3.2

10.12/20.12

14.

Акклиматизация человека в горной местности

1

3.3

17.12/27.12

15.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта

1

3.4

24.12/10.01

16.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом

1

3.5

31.12/17.01

17.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом

1

3.6

Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде (4 ч)

14.01/24.01

18.

Автономное пребывании человека в природной среде

1

4.1

21.01/31.01

19.

Добровольная автономия человека в природной среде

1

4.2

28.01/7.02

20.

Вынужденная автономия человека в природной среде

1

4.3

4.02/14.02

21.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

1

4.4

Опасные ситуации в природных условиях (4ч)

11.02/28.02

22.

Опасные погодные условия

1

5.1

18.02/7.03

23.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях

1

5.2

25.02/14.03

24.

Укусы насекомых и защита от них

1

5.3

4.03/21.03

25.

Клещевой энцефалит и его профилактика

1

5.4

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа)

Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа)

11.03/28.03

26.

Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях

1

6.1

18.03/4.04

27.

Оказание первой медицинской помощи при травмах

1

6.2

25.03/18.04

28.

Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге

1

6.3

1.04/25.04

29.

Оказание ПМП при укусах змей и насекомых

1

6.4

Раздел IV. Основы здорового образа жизни (6 часов)

Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 часов)

8.04/16.05

30.

ЗОЖ и профилактика утомления

1

7.1

15.04/23.05

31.

Компьютер и его влияние на здоровье

1

7.2

22.04/30.05

32.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

1

7.3

29.04

33.

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека

1

7.4

6.05

34.

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.

1

7.5

35.

Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ

1

7.6

7 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль1. Основы безопасности личности, общества и государства

Разделы I-II. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

 (24 часа)

  1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 часа)

Различные природные явления и причины их возникновения.

Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.

Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.

Чрезвычайные ситуации природного характера.

  1. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (6 часов)

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.

Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Защита населения от последствий землетрясений.

Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защиты от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др.

Правила безопасного поведения после землетрясения.

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы.

Предвестники извержения вулканов.

Последствия извержения вулканов.

Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.

Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.

Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади.

Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.

Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.

Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.

  1. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 часа)

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны — причина возникновения ураганов и бурь.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.

Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь.

Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури).

Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

  1. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (8 часов)

Наводнения, виды наводнений и их причины.

Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды.

Возможные последствия наводнений.

Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика, причины возникновения селей. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.

Снежные лавины. Лавины и их характеристика, причины возникновения лавин. Защита населения от снежных лавин. Рекомендации населению, проживающему в лавиноопасных районах.

  1. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биологического происхождения (4 часа)

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.

Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.

Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие.

Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика.

Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика.

Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 часа)

  1. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Общее понятие о терроризме и экстремизме. Опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. Роль нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7часов)

Раздел IV. Основы здорового образа жизни (3 часа)

  1. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 часа)    

Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.

Общие понятия и определение стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте.

Особенности психического развития человека в подростковом возрасте.

Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, и формирование личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека.

Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со взрослыми.

Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями, и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника.

Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.

Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997 г.).

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)

  1. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) (4 часа)

Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать «скорую помощь».

  • Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.
  • Первая медицинская помощь при незначительных ранах.
  • Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.
  • Оказание первой медицинской помощи при артериальном кровотечении.
  • Оказание первой медицинской помощи при венозном кровотечении.
  • Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
  • Транспортировка пострадавшего.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (7 класс)

№ раздела, темы и урока

Наименование раздела, темы и урока

Дата

Количество часов

№ п/п

план

факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (26 ч)

Разделы I-II. Основы комплексной безопасности. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций -- 24 часа

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 часа)

1.

1.1

Различные природные явления

 4.09/6.09

1

2.

1.2

Общая характеристика природных явлений

 11.09/13.09

1

3.

1.3

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера

 18.09/20.09

1

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (6 часов)

4.

2.1

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия

 25.09/27.09

1

5.

2.2

Защита населения от последствий землетрясений

 2.10/4.10

1

6.

2.3

Правила безопасного поведения населения при землетрясении

 9.10/18.10

1

7.

2.4

Расположение вулканов на Земле, извержение вулканов

 16.10/25.10

1

8.

2.5

Последствия извержения вулканов. Защита населения

 23.10/1.11

1

9.

2.6

Оползни и обвалы, их последствия, защита населения

 30.10/8.11

1

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (3 часа)

10.

3.1

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

 6.11/15.11

1

11.

3.2

Защита населения от последствий ураганов и бурь

13.11/29.11

1

12.

3.3

Смерчи

20.11/6.12

1

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (8 часов)

13.

4.1

Наводнения. Виды наводнений и их причины

 27.11/13.12

1

14.

4.2

Защита населения от последствий наводнений

4.12/20.12

1

15.

4.3

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений

 11.12/27.12

1

16.

4.4

Сели и их характеристика

 18.12/10.01

1

17.

4.5

Защита населения от последствий селевых потоков

 25.12/17.01

1

18.

4.6

Цунами и их характеристика

 15.01/24.01

1

19.

4.7

Защита населения от цунами

 22.01/31.01

1

20.

4.8

Снежные лавины

29.01/7.02

1

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биологического происхождения (4 часа)

21.

5.1

Лесные и торфяные пожары и их характеристика

5.02/14.02

1

22.

5.2

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

 12.02/28.02

1

23.

5.3

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения

 19.02/7.03

1

24.

5.4

Эпизоотии и эпифитотии

 26.02/14.03

1

Раздел III. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации -- 2 часа

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (2 часа)

25.

6.1

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность

5.03/21.03

1

26.

6.2

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

12.03/28.03

1

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (7 ч)

Раздел IV. Основы здорового образа жизни (3 часа)

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 часа)

 

27.

7.1

Психологическая уравновешенность

 19.03/4.04

1

28.

7.2

Стресс и его влияние на человека

26.03/18.04

1

29.

7.3

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

 2.04./25.04

1

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (практические занятия) 4 часа

30.

7.1

Общие правила оказания первой медицинской помощи

 9.04/16.05

1

31.

7.2

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

16.04/23.05

1

32.

7.3

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах

 23.04/30.05

1

33.

34.

7.4

Общие правила транспортировки пострадавшего

Резервный урок

 30.04

 7.05

1

8 КЛАСС

        ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Раздел I. Основы комплексной безопасности (16 часов)

  1. Пожарная безопасность (3 часа)

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

  1. Безопасность на дорогах (3 часа)

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

  1. Безопасность на водоемах (3 часа)

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

  1. Экология и безопасность (2 часа)

Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

  1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 часов)

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально опасные объекты экономики. Аварии на радиационно опасных, химически опасных и взрывопожароопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)

  1. Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций (4 часа)

Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Защита населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях.

  1. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных и химически опасных объектах.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч)

Раздел IV. Основы здорового образа жизни (8 часов)

  1. Здоровый образ жизни и его составляющие (8 часов)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность — основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)

  1. Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа)

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Средства оказания первой медицинской помощи при травмах и утоплении. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (8 класс)

№ п/п

№ раздела

и темы

Наименование раздела, темы и урока

Дата 

Количество часов

Д/з

план

факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Раздел I. Основы комплексной безопасности (16 часов)

 

Пожарная безопасность (3 часа)

1.

1.1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

 06.09/

07.09

1

1.1

2.

1.2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

 13.09/

14.09

1

1.2

3.

1.3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре

 20.09/

21.09

1

1.3

Безопасность на дорогах (3 часа)

4.

2.1

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей

 27.09/

28.09

1

2.1

5.

2.2

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров

 4.10/

5.10

1

2.2

6.

2.3

Велосипедист – водитель транспортного средства

 18.10/

19.10

1

2.3

Безопасность на водоемах (3 часа)

7.

3.1

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

 25.10/

26.10

1

3.1

8.

3.2

Безопасный отдых у воды

01.11/02.11

1

3.2

9.

3.3

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

08.11/09.11

3.3

Экология и безопасность (2 часа)

10.

4.1

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека

15.11/

16.11

1

4.1

11.

4.2

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

 29.11/

 30.11

1

4.2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 часов)

12.

5.1

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

06.12/

07.12

1

5.1

13.

5.2

Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия

 13.12/

14.12

1

5.2

14.

5.3

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

20.12/

21.12

1

5.3

15.

5.4

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия

27.12/

28.12

1

5.4

16.

5.5

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

10.01/

11.01

1

5.5

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)

Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций (4 часа)

17.

6.1

Обеспечение радиационной безопасности населения

 17.01/

18.01

1

6.1

18.

6.2

Обеспечение химической защиты населения

 

24.01/

25.01

1

6.2

19.

6.3

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

31.01

01.02

1

6.3

20.

6.4

Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

 07.02/

08.02

1

6.4

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)

21.

7.1

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

 14.02/

15.02

1

7.1

22.

7.2

Эвакуация населения

28.02/

01.03

1

7.2

23.

7.3

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

 07.03

15.03

1

7.3

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч)

Раздел IV. Основы здорового образа жизни (8 часов)

Здоровый образ жизни и его составляющие (8 часов)

24.

8.1

Здоровье как основная ценность человека

 14.03/

22.03

1

8.1

25.

8.2

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

 21.03/

29.03

1

8.2

26.

8.3

Репродуктивное здоровье — составная часть здоровья человека и общества

 28.03/

05.04

1

8.3

27.

8.4

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

 04.04/

19.04

1

8.4

28.

8.5

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

 18.04/

26.04

1

8.5

29.

8.6

Вредные привычки и их влияние на здоровье

 25.04/

10.05

1

8.6

30.

8.7

Профилактика вредных привычек

 16.05

17.05

1

8.7

31.

8.8

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

23.05/

24.05

1

8.8

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)

Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа)

32.

9.1

Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение

30.05/

31.05

1

9.1

33.

9.2

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие)

 

1

9.2

34.

9.3

Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)

1

9.3

35.

9.4

Первая медицинская помощь при утоплении, остановке сердца и коме (практическое занятие)

 

1

9.4

9 КЛАСС

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 часа)

РАЗДЕЛ I.  Основы комплексной безопасности (8 часов)

Глава 1.  Национальная безопасность в России и современном мире (4 часа)

Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.

Глава 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 часа)

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России.

РАЗДЕЛ II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)

Глава 3. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 часа)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

 МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Глава 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 часа)

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

 Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Раздел III.   Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 часов)

Глава 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 часа)

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления

Глава 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 часа)

 Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Общегосударственное противодействие терроризму. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.

Глава 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 часа)

Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

Глава 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 часа)

Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости

МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)

Раздел IV.   Основы здорового образа жизни (9 часов)

Глава 9. Здоровье — условие благополучия человека (3 часа)

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Глава 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 часа)

Ранние половые связи и их последствия.        Инфекции, передаваемые   половым   путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Глава 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа)

Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации.

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 часа)

 Глава 12. Оказание первой помощи (2 часа)

Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)

Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ

Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (9 класс)

п/п

Дата

Тема урока

Основное содержание по теме

Д/з

план

факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)

Раздел I. Основы комплексной безопасности (8 ч)

Глава 1. Национальная   безопасность в   России в современном мире (4ч)

1

3.09

Современный мир и Россия

Россия в мировом сообществе. Основные направления внешней политики

1.1

2

10.09

Национальные интересы России в современном мире

Место и роль РФ в мире. Национальные интересы России в различных сферах жизнедеятельности.

1.2

3

17.09

Основные угрозы национальным интересам
и безопасности России.

Национальная безопасность. Основные современные угрозы национальным интересам России в различных сферах жизнедеятельности. Современная клас-сификация угроз и опасностей (по их происхождению). ЧС природного характера.

1.3

4

24.09

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России

Основные причины увеличения числа ЧС в современной жизни. Уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности (культуры безопасности). Содержание культуры безопасности. Формирование культуры человека через воспитание ответственности гражданина за свою судьбу и судьбу своей Родины.

1.4

Глава 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч)

5

1.10

Чрезвычайные ситуации и их классификация

Чрезвычайные ситуации и их классификация

2.1

6

8.10

Чрезвычайные ситуации природ-ного характера и их последствия.

Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

2.2

7

15.10

Чрезвычайные ситуации техно-генного характера и их причины

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины

2.3

8

22.10

Угроза военной безопасности России

Современный комплекс проблем безопасности социального характера. Военные угрозы национальной безопасности РФ. Внешние, внутренние и трансграничные военные угрозы. Оборона государства. Значимость ВС РФ на современном этапе.

2.4

Раздел II.  Зашита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

Глава 3. Организационные основы во защите населений страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч)

9

29.10

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).

РСЧС и Гражданская оборона, их предназначение. Структура, организация управления. Силы и средства РСЧС и ГО. Основные задачи, решаемые РСЧС и ГО. МЧС – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. Основные мероприятия, проводимые силами РСЧС и ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

3.1

10

12.11

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи ГО.  Структура и органы управления ГО.

3.2

11

19.11

МЧС России — федеральный орган управления в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС.

3.3

Глава 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)

12

26.11

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

Основные цели осуществления мониторинга и прогнозирования. Определения этих понятий. Средства и способы, используемые при мониторинге. Приборы химической и радиационной разведки («Дрозд», ДП-22, ВПХР) и порядок их использования при мониторинге. Методы, используемые при прогнозировании возникновения и развития ЧС.

4.1

13

3.12

Инженерная зашита населения от чрезвычайных ситуаций.

Укрытие людей в инженерных сооружениях (средствах коллективной защиты – специальных убежищах или приспособленных укрытиях). Простейшие укрытия.

Герметизация укрытий. Конструктивные особенности убежищ. Правила поведения в средствах коллективной защиты.

4.2

14

10.12

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Сущность эвакуации в мирное и военное время. Классификация видов эвакуации: по видам опасности, по способам эвакуации, по удалённости, по длительности проведения, по времени начала проведения. Общая эвакуация и частичная эвакуация. Отличия понятия «рассредоточение» от эвакуации. Действия населения при получении указания на начало эвакуационных мероприятий.

4.3

15

17.12

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

Определения АС и ДНР. Перечень АС работ. Особенности проведения АС работ. Перечень основных неотложных работ, особенности их проведения. Основные виды обеспечения АС ДНР. Медицинские средства защиты и средства оказания первой медицинской помощи пострадавшим (вакцинно-сывороточные препараты, антибиотики, носилки, перевязочные материалы, асептические средства, жгуты, шины и т.д.)

 

4.4

Раздел III.   Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)

Глава 5. Общие понятие о терроризме и экстремизме (2 ч)

16

24.12

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Общие понятия и определения. Характеристика современной экстремистской и террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление. Законодательная и нормативно-правовая база борьбы с терроризмом.

5.1

17

31.12

Виды террористической деятель-ности и террористических актов, их цели и способы осуществления

Виды террористической деятельности и классификация террористических актов по целям и способам осуществления.

5.2

Глава 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч)

18

14.01

Основные нормативно-правовые акты по
противодействию терроризму и экстремизму.

Роль законов и других нормативно-правовых документов в формировании личности безопасного типа.

Основные документы по обеспечению безопасности в нашей стране.

Задачи УК РФ. Основные базовые принципы УК РФ.

6.1

19

21.01

Общегосударственное противодействие терроризму.

Полиция в РФ – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств.  Другие государственные службы в области безопасности

6.2

20

28.01

Нормативно-правовая база противодействия
наркотизму

Основные понятия о наркотизме, и наркомании, причинах их распространения. Государственная политика противодействия наркотизму. Законодательная и нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом и наркоманией.

6.3

Глава 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч)

21

4.02

Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации

Национальный антитеррористический комитет. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. Специальные операции.  Действия правоохранительных органов. Создание санитарных, или буферных, зон. Проведение переговоров с террористами. Контртеррористические (войсковые) операции. Информирование общественности о террористической акции. Окончание контртеррористической операции.

 7.1

22

11.02

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

7.2

Глава 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 ч)

23

18.02

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Правила безопасного поведения населения при совершении террористических актов. Безопасные действия заложников

8.1

24

25.02

Профилактика наркозависимости

Профилактические мероприятия проводимые в РФ от наркозависимости

8.2

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч)

Раздел IV. Основы здорового образа жизни (9 ч)

Глава 9. Здоровье — условие благополучия человека (3 ч)

25

4.03

Здоровье человека как индивидуальная, так
и общественная ценность.

Определение понятия «здоровье» (в т.ч. Всемирной Организации здравоохранения). Индивидуальное и популяционное (общественное) здоровье. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Составляющие здоровья. Духовное здоровье человека и его роль в саморегуляции человека. Здоровье и безопасность страны

9.1

26

11.03

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Образ жизни человека и его влияние на здоровье. ЗОЖ – оптимальная система сохранения здоровья человека. Определение. Составляющие ЗОЖ. Нравственность, культура и волевые усилия – основа реализации правил ЗОЖ, а значит и поддержания крепкого здоровья.

9.2

27

18.03

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Репродукция биологическая. Воспроизводство населения. Зависимость воспроизводства населения от уровня репродуктивного здоровья каждого человека. Демографическая ситуация в РФ – угроза национальной безопасности. Семья и её роль в воспроизводстве населения. Семейный кодекс РФ, семейное законодательство о необходимости построения гармоничных семейных отношений, основанных на чувствах любви и уважения, взаимопомощи и ответственности.

9.3

Глава 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 часа)

28

25.03

Ранние половые связи и их последствия

Причины, последствия ранних половых связей.

10.1

29

1.04

Инфекции, передаваемые   половым   путем

Факторы, негативно влияющие на репродуктивное здоровье. Ранние половые связи и репродуктивное здоровье. Инфекции, передаваемые половым путём: сифилис, гонорея, генитальный герпес, хламидиоз. Лучшее правило профилактики ИППП – отказ от ранних половых связей и воздержание от случайных половых контактов.

10.2

30

8.04

Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе

Понятия: ВИЧ-инфекция и СПИД. Последствия. Статистика по России.

Профилактика заражения: нравственность, волевые усилия, ЗОЖ, культура взаимоотношений полов, воспитание в себе установки на подготовку к семейной жизни и создания счастливой семейной жизни, соблюдение правил гигиены. Семья и здоровый образ жизни.

10.3

Глава 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)

31

15.05

Брак и семья

Брак и семья. Основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака.

11.1

32

22.05

Семья и здоровый образ жизни человека.

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.

11.2

33

29.04

Основы семейного права в Российской Федерации

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.

11.3

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 часа)

Глава 12. Оказание первой помощи (2 часа)

34

6.05

Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя)

Мероприятия: Извлечение пострадавшего из завала, из убежищ, укрытия; тушения на нем горящей одежды; введение обезболивающих средств при помощи шприц-тюбика; освобождение верхних дыхательных путей от слизи, крови. Придание телу правильного положения для проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца

12.1

35

13.05

Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ

Признаки передозировки психоактивными веществами. Возможные последствия для человека в приёме психоактивных веществ

12.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...