Мастер класс ОБЖ 8 кл
учебно-методический материал по обж

Николай Юрьевич Белогубов

Мастер класс ОБЖ 8 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pril1.ppt1.72 МБ
Microsoft Office document icon pril1.doc36 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc31 КБ
Файл master_klass._vrednye_privychki.docx148.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. КУРЕНИЕ

Слайд 2

«Знаю – Хочу знать – Узнал» З (знаю) Х (хочу знать) У (узнал) 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 3

Задачи Рассмотреть основные факты из истории табакокурения и последствия курения в России Выяснить, как курение влияет на различные системы организма Выявить причины табакокурения Определить существующие способы борьбы с курением и рассмотреть альтернативы курению?

Слайд 4

Родина табака – Южная Америка. 12 октября 1492года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушёные на солнце листья, свёрнутые в трубочку. Они курили это растение, «петум» - так они его называли. Это был табак. ИЗ ИСТОРИИ ТАБАКА

Слайд 5

После второго похода Колумба семена табака были занесены в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака – привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.

Слайд 6

В Англии по указанию королевы Елизаветы I (1585г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с верёвкой на шее. ИЗ ИСТОРИИ ТАБАКА

Слайд 7

Царь Михаил Фёдорович вёл жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раза – резали носы, уши, ссылали в дальние города. В Россию табак завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск. В РОССИИ

Слайд 8

Пётр I стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Великий царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных лёгких умер… ИЗ ИСТОРИИ ТАБАКА

Слайд 9

Последствия курения в России От табакокурения в мире ежегодно умирает около шести миллионов человек. Это больше, чем от войн, ДТП, алкоголя, наркомании… Распространение табакокурения в России - самое высокое в мире. Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает до 500 тысяч человек. До 500 тысяч человек уничтожено без авиации, без артиллерии, без подводных лодок… Табачный конвейер смерти укладывает в гробы 6 человек ежеминутно…

Слайд 10

Факты о табаке Недавно историк Жан-Клод Прессак установил, что за всю войну в лагере смерти – Освенциме погибло около 800 тыс. человек. 800 000 за 5 лет войны – 160 000 человек в год. Получается, что табачные дельцы в России сегодня работают в 2-3 раза эффективнее палачей из Освенцима! Видимо, не зря Гитлер в 1942 году определил минимум необходимого для распространения на российских, оккупированных землях: «Только водка и табак!»

Слайд 11

Состав табачного дыма Никотин Угарный газ (СО) Синильная кислота Уксусная кислота Муравьиная кислота Масляная кислота Аммиак Свинец Хром Ртуть Мышьяк Радиоактивные вещества: полоний, висмут, калий Фенол Табачный дёготь и др.

Слайд 14

Видео

Слайд 15

Результаты влияния курения на организм

Слайд 16

ПРИЧИНЫ КУРЕНИЯ

Слайд 17

«Как ты считаешь, по какой причине подростки начинают курить?» Причины 1. Желают казаться взрослее 2. Не хотят отличаться от своих друзей 3. Из любопытства 4. Заставляют друзья 5. Потому что курят родители 6. Не могу бросить 7. Назло родителям

Слайд 18

Способы борьбы с курением

Слайд 19

«Какие формы борьбы с курением в школе ты бы предложил?» Способы борьбы с курением 1. Организовать экскурсию в морг 2. Запретить продавать сигареты школьникам 3. Говорить о вреде курения 4. Запретить курить на школьной территории 5. Наказывать курильщиков физически 6. Штрафовать родителей 7. Забирать сигареты 8. Оставлять курильщиков на второй год 9. Вызывать родителей курильщиков 10. Во время учебного дня не выпускать курильщиков на улицу 11. Дежурить учителям на переменах и не разрешать ученикам курить

Слайд 20

Способы борьбы с курением на уровне государства Издание законов об ограничении или запрете курения Введение системы штрафов Антитабачная реклама в СМИ Антитабачная реклама на пачках сигарет и др.

Слайд 21

Домашнее задание П. 7.6 Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «ОБ ОГРАНИЧЕНИИ КУРЕНИЯ ТАБАКА»

Слайд 22

Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведённое в курильной комнате. Дания - запрещено курить в общественных местах. Сингапур – курение – 500 долларов штрафа. Нет рекламы на табачные изделия. Финляндия – врачи установили 1 день – 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет. Япония – г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения. Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек. Китай – нерадивого школьника заставляют заниматься на велотренажере Норвегия – делают запись в личное дело курильщика, впоследствии это может привести к невозможности поступить в престижный колледж или получить хорошую работу Способы борьбы с курением

Слайд 23

Альтернатива курению

Слайд 24

Российские биатлонисты Хоккей Лайсачек, Плющенко, Такахаси Конькобежный спорт: Иван Скобрев

Слайд 29

Задачи Рассмотреть основные факты из истории табакокурения и последствия курения в России Выяснить, как курение влияет на различные системы организма Выявить причины табакокурения Определить существующие способы борьбы с курением и рассмотреть альтернативы курению?

Слайд 30

http://www.na5splusom.ru/index.php?cstart=185&do=tags&tag=ИСТОРИЯ http://www.ozon.ru/context/detail/id/3543353/ http://pregnancy.org.ua/forum/viewtopic.php?p=566136& www.pravpiter.ru http://klarep.ucoz.ru/index/0-2 nikita-cherniak.livejournal.com www.ivanpobeda.com/post103718419/ nnm.ru Видео ролик you tube



Предварительный просмотр:

СОСТАВ ТАБАЧНОГО ДЫМА

Задание: основываясь на своих знаниях, жизненном опыте, подумайте, как влияет каждое из перечисленных веществ на организм, и соедините стрелками соответствующие друг другу вещество и действие

 

Вещество

Действие на организм

Никотин

Источник ядов

Угарный газ (СО)

Наркотик, вызывает привыкание

Синильная кислота

Блокирует транспорт кислорода гемоглобином

Уксусная кислота

Аммиак

Блокирует поступление кислорода из крови в клетки тканей, в том числе в нейроны мозга

Свинец

Хром

Ртуть

Мышьяк

Канцерогены

Радиоактивные полоний, висмут, калий

Фенол

Табачный деготь

Раздражает слизистые оболочки дыхательных путей и эпителий легких, снижает их сопротивление

СОСТАВ ТАБАЧНОГО ДЫМА

Задание: основываясь на своих знаниях, жизненном опыте, подумайте, как влияет каждое из перечисленных веществ на организм, и соедините стрелками соответствующие друг другу вещество и действие

 

Вещество

Действие на организм

Никотин

Источник ядов

Угарный газ (СО)

Наркотик, вызывает привыкание

Синильная кислота

Блокирует транспорт кислорода гемоглобином

Уксусная кислота

Аммиак

Блокирует поступление кислорода из крови в клетки тканей, в том числе в нейроны мозга

Свинец

Хром

Ртуть

Мышьяк

Канцерогены

Радиоактивные полоний, висмут, калий

Фенол

Табачный деготь

Раздражает слизистые оболочки дыхательных путей и эпителий легких, снижает их сопротивление



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   Приложение 2

                                      Влияние курения на организм

Широкое распространение курения связано со способностью содержащегося в табаке вещества - никотина - оказывать на центральную нервную систему человека своеобразное эйфорическое действие, которое сводится к ощущению приятного возбуждения, какого-то душевного подъема, легкости.

В первую очередь курение наносит вред сердечно-сосудистой системе и органам дыхания. Под влиянием никотина происходит спазм сосудов и перерождение их внутренней оболочки. Уменьшаются просветы сосудов, происходит ухудшение кровотока в различных частях тела. Далее это ведет к инфаркту - нарушению питания определенного участка сердечной мышцы с его омертвением. После выкуривания 2-3 сигарет мелкие кровеносные сосуды приходят в состояние спазма, который сохраняется 20-30 минут! У тех, кто выкуривает в день пачку сигарет, сосуды постоянно находятся в состоянии спазма.

Никотин обладает раздражающим действием на надпочечники, которые вырабатывают адреналин. Выделяясь в повышенном количестве во время курения, адреналин приводит к повышению артериального давления. Этот эффект длится примерно 20 минут. В дозах, близких к смертельным, никотин вызывает угнетение дыхательного центра. Смерть при отравлении никотином наступает от паралича дыхания. Наблюдаются при этом и судороги.

Среди эффектов никотина следует отметить и вызываемый им спазм привратника желудка: результатом этого является нарушение нормального прохождения пищи, нарушение секреции желудочного сока, приводящие к гастриту и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. А язва желудка, как считает современная медицина, - первый шаг к раку.

Эндартериит - это заболевание, проявляющееся в виде так называемой «хромоты». Мышцы ног во время ходьбы страдают от недостатка кислорода и накопления вредных продуктов обмена веществ, и проявляется это в виде онемения и боли. Стопы, начиная с большого пальца, становятся холодными, а потом синюшными. Нарушение кровотока в конечностях приводит в дальнейшем к ампутации ног.

Страдают от курения и сосуды, расположенные непосредственно под кожей. Это приводит к нарушению питания, преждевременному старению, потере кожей нормального здорового вида. Одновременно кожа приобретает характерную желтоватую окраску, связанную с отравляющим действием содержащихся в табаке веществ.

Неблагоприятное воздействие курения на органы дыхания связано прежде всего с прямым раздражением слизистой оболочки табачными смолами. Голосовые связки приходят в состояние хронического воспаления, они утолщаются, становятся более грубыми, что ведет к изменению тембра голоса.

Под влиянием никотина и частиц табачного дыма желтеют и портятся зубы. Температура табачного дыма во рту около 50-60 градусов, а температура воздуха, поступающего в рот намного ниже. Значительная разница температур отражается на зубах. Рано портится эмаль, разрыхляются и кровоточат дёсны, развивается кариес (разрушение твёрдых тканей зубов с образованием полости), открывая, образно говоря, ворота для инфекции.

В легких курильщиков происходит ослабление иммунитета: уменьшается количество нейтрализующих микробов, снижается активность поглощающих фагоцитов. В результате у курящих особенно легко развивается воспаление легких, увеличивается их склонность к туберкулезу. У курящих подростков объем грудной клетки отстает на 25 % от показателей некурящих.

Попадая в кровь, ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, разносятся по тканям за 21-23 секунды (время полного кругооборота крови); т.е. почти мгновенно отравляют весь организм. В целом курение приносит организму такой вред, что продолжительность жизни у курящих сокращается примерно на 8 лет.



Предварительный просмотр:

Цель: способствовать формированию негативного отношения учащихся  к табакокурению

Задачи:

  • Рассмотреть основные факты из истории табакокурения и последствия курения в России
  • Выяснить, как курение влияет на различные системы организма
  • Выявить причины табакокурения
  • Определить существующие способы борьбы с курением и рассмотреть альтернативы курению

Оборудование: компьютер, медиапроектор, раздаточный материал (тексты)

I. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока.
Сегодня мы поговорим о такой острой для современного общества проблеме, как табакокурение. И  тема звучит так: «Вредные привычки. Курение».

II. Актуализация имеющихся у учащихся знаний. 
Все вы, наверное, что-то знаете об этой проблеме и, действительно, ничего не знать о ней трудно: каждый день мы видим курящих мужчин, женщин, детей, они встречаются нам на улицах, мы видим их на экранах телевизоров, в кино, а прилавок любого магазина пестрит многообразием огромного количества пачек сигарет.
Сейчас я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о курении, и подумать над тем, что бы вы хотели узнать о курении. Нарисуйте таблицу, состоящую из трех столбиков: «Знаю», «Хочу знать», «Узнал» (слайд №2).
Заполните два первых столбца таблицы, в третий пока ничего не пишите. Постарайтесь, чтобы в каждом столбце было хотя бы два тезиса…  Пишите коротко, сжато, тезисно…

III. Беседа (фронтальный опрос). Обсуждение того, что  знаем о курении.

IV. Беседа (фронтальный опрос). Постановка задач урока.
- А что бы вы хотели узнать о курении? (…) Я предполагал, что именно эти вопросы могут у вас возникнуть, и сегодня мы постараемся ответить на ваши вопросы, решив следующие задачи. Итак, сегодня мы должны: 1) рассмотреть основные факты из истории табакокурения и последствия курения в России; 2) выяснить, как курение влияет на различные системы организма; 3) выявить причины табакокурения; 4) определить существующие способы борьбы с курением и рассмотреть альтернативы курению (слайд №3).

Но вначале – несколько фактов из истории табакокурения. Все, что вы нового будете узнавать об этой проблеме, можете записывать в третий столбик таблицы.

V. Сообщение учащегося (индивидуальное задание) (слайды №4-8)

VI. Слово учителя:  Действительно, наши предки  не знали того, как вредно курение, у них не было той информации, которой владеем мы. И современные доказанные факты о табаке просто ужасающи.

VII. Сообщение учащегося (инд.задание). Последствия курения в России (слайды №9-10)

  • От табакокурения в мире ежегодно умирает около шести миллионов человек. Это больше, чем от войн, ДТП, алкоголя, наркомании…
  • Распространение табакокурения в России - самое высокое в мире.
  • Ежегодно в России от причин, связанных с курением, преждевременно умирает до 500 тысяч человек.
  • До 500 тысяч человек уничтожено без авиации, без артиллерии, без подводных лодок… Табачный конвейер смерти укладывает в гробы 6 человек ежеминутно…
  • Недавно историк Жан-Клод Прессак установил, что за всю войну в лагере смерти – Освенциме погибло около 800 тыс. человек. 800 000 за 5 лет войны – 160 000 человек в год. Получается, что табачные дельцы в России сегодня работают в 2-3 раза эффективнее палачей из Освенцима! Видимо, не зря Гитлер в 1942 году определил минимум необходимого для распространения на российских, оккупированных землях: «Только водка и табак!»

- Чем же так вреден табачный дым? И как именно он влияет на различные системы организма? Ответы на эти вопросы вы получите, выполнив самостоятельную работу по вариантам.

VIII. Самостоятельная работа учащихся (по группам)

Задание для 1-ой группы. Работа с таблицей  «Состав табачного дыма»: в таблице перепутаны ячейки; основываясь на своих знаниях, жизненном опыте, подумайте, как влияет каждое из перечисленных веществ на организм, и соедините стрелками соответствующие друг другу вещество и действие, которое оно оказвает на организм человека (приложение №1)

Задание для 2-ой группы. Работа с текстом «Влияние курения на системы организма»: прочитайте текст, составьте и запишите по 2-3 вопроса по тексту, которые вы должны будете задать друг другу. Постарайтесь, чтобы вопросы были интересными (приложение №2).

Давайте рассмотрим таблицу «Состав табачного дыма»

IX. Работа с таблицей «Состав табачного дыма» (прием «перепутанные логические цепочки»). Результаты самостоятельной работы учащихся 1-ой группы. Учащиеся представляют свои варианты «соединения» вещества и его влияния на организм. Возможные вопросы:
- Почему никотин – наркотик?
- В каких еще случаях человек может отравиться угарным газом? (Когда неправильно топят печку на даче, в бане, в деревне)
- Что значит канцерогены? (Вызывают рак) и др.

http://festival.1september.ru/articles/584312/img1.jpg

Как именно действует курение на человека, как влияет на системы организма? На этот вопрос вы должны ответить, выполнив самостоятельную работу.

X. Взаимоопрос (результаты самостоятельной работы учащихся 2-ой группы).
Учащиеся задают вопросы друг другу (учитель называет ученика, ученик встает, говорит, кому он задает вопрос и т.д.)

XI. Просмотр слайдов (слайды №12-13)
- Можем еще раз посмотреть, какие органы становятся мишенями курения, какие болезни вызывает активное и пассивное курение. А что такое пассивное курение?

XII. Просмотр видео (приложение 3)
Вывод: мы посмотрели, к чему приводит курение. Но почему же современные люди, несмотря на то, что знают о том, что курение вредно, все-таки курят? На этот вопрос отвечали и вы, когда я предлагал вам ответить на вопросы анкеты. И вот что у нас получилось.

XIII. Знакомство учащихся с результатами анкетирования(слайды №16-19)
Анализ анкетирования учащихся.
Как ты считаешь, почему подростки начинают курить?
Ответы детей:
- желают казаться взрослее – 74,4%
- не хотят отличаться от своих друзей – 51,2%
- из любопытства – 25,6%
- заставляют друзья – 14%
- потому что курят родители – 14%
- не могу бросить – 4,6%
- назло родителям – 2,3%

Нужно ли бороться с курением? И какими способами? Эти вопросы также были в анкете. Вот результаты.

Какие формы борьбы с курением в школе ты бы предложил?
Ответы анкетируемых:
- организовать экскурсию в морг – 76,2%
- запретить продавать сигареты школьникам – 55,8%
- говорить о вреде курения – 41,9%
- запретить курить на школьной территории – 39,5%
- наказывать курильщиков физически – 32,5%
- штрафовать родителей – 25,6%
- забирать сигареты – 18,6%
- оставлять курильщиков на второй год – 18,6%
- вызывать родителей курильщиков – 14%
- во время учебного дня не выпускать курильщиков на улицу – 14%
- дежурить учителям на переменах и не разрешать ученикам курить – 11,6%.

XIV. Слово учителя. Существуют различные способы борьбы с курением на уровне государства (слайд  20). Способы борьбы с курением на уровне государства: 1) издание законов об ограничении или запрете курения; 2) введение системы штрафов; 3) антитабачная реклама в СМИ; 4) антитабачная реклама на пачках сигарет и др. Кстати, в России тоже есть закон, ограничивающий табакокурение. Это федеральный закон от 10 июля 2001 года №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (слайд №21) .

XV. Домашнее задание. Познакомиться с законом, подготовить вопросы. Подумать, соблюдается ли в нашем государстве законодательсво. П.7.6.

XVI. Слово учителя. И еще несколько интересных фактов о том, как ведется борьба с курением в других странах (слайд 22).

Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курильной комнате.
Дания – запрещено курить в общественных местах.
Сингапур – за курение – 500 долларов штрафа. Нет рекламы на табачные изделия.
Финляндия – врачи установили 1 день – 17 ноября , когда курильщики приходят на работу без сигарет.
Япония, г. Ваки – решение:  3 дня в месяц без курения.
Китай – курильщика-школьника заставляют заниматься на велотренажере.
Норвегия – делают запись в личное дело курильщика, что впоследствии может привести к невозможности поступить в престижный колледж или получить хорошую работу.

XVII. Беседа. Какие существуют альтернативы курению? (…) Одна из лучших альтернатив – спорт (слайд 24).

XIX. Обсуждение плакатов антитабачной рекламы.

XX. Просмотр и обсуждение уже существующих плакатов антитабачной рекламы (слайды 26-29).
Мы говорили об антитабачной рекламе. Посмотрите, какие есть плакаты. Объясните их смысл.

XXI. Подведение итогов. Вернемся к задачам, которые мы сформулировали вначале урока (учащиеся отвечают на вопросы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...