Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера».
план-конспект урока по обж (5 класс) на тему

Наурзбаев Эрик Курмангазыевич

Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера. Урок изучение нового материала. Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся 5 кл.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_obzh_5_klass_na_temu_chs_prirodnogo_haraktera.zip2.93 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Акбулаская СОШ №2»

Открытый урок по ОБЖ

 5 класс

Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Составитель:

Наурзбаев Э.К.

2016г.

Тема: «Чрезвычайные ситуации природного характера».

Тип урока: изучение нового материала.

Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» учебник для учащихся 5 кл.

Средства обучения:  компьютерный класс (мобильный), физическая карта России, доска, карточки по теме.

Цель урока:  сформировать представление о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения, распространения,  методах изучения, правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.

Задачи урока:

 Обучающая: сформировать понятия: «землетрясения», «стихийное бедствие», «сейсмически опасный район», «шкала силы интенсивности землетрясения», «наводнение», «ураган», «буря», «смерч», «оползень», «обвал», «сель».

Развивающая:    сформировать у учащихся мнение об опасности в чрезвычайных ситуациях природного характера

 Воспитывающая: продолжить работу по развитию у учащихся навыков безопасного поведения, развитию умения работать в группе.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. сформировать понятия: землетрясения, очаг землетрясения, стихийное бедствие, сейсмически опасный район, шкала силы интенсивности землетрясения,  наводнение, ураган, буря, смерч, оползень, обвал, сель;

Метапредметные:

  1. Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
  2. Оценивать достижения на уроке;
  3. Оценивать работу одноклассников;
  4. Высказывать суждения, подтверждая ее фактами;
  5. Работать с текстом, презентацией, таблицами.

Личностные:

  1. осознание ценностей знаний безопасности жизнедеятельности и  применять эти знания в определенной ситуации.

Учащийся должен обладать:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • опытом участия в социально значимом труде;
  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
  • общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  1. осознание ценностей географических знаний и  применять эти знания в определенной ситуации.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Организационно-мотивационный этап урока 

- Здравствуйте, ребята!

  1. Мы уже с вами знаем о том, что природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими на Земле. Однако не каждое природное явление и не во всех случаях приводит к трагическим последствиям – определенная роль в этом принадлежит и человеку. Поэтому знание причин и возможных последствий природных явлений необходимо для того, чтобы заблаговременно принять профилактические меры и снизить ущерб.

Учитель загадывает детям загадки-подсказки:

1.Он гремит и всех пугает, часто с молнией бывает?

2. Сильный проливной дождь с большими каплями?

3. Видит каждый из ребят электрический разряд.  Он гремит и всех пугает. Часто с ливнями бывает!

4. И весной, и даже летом  падают они с секретом. И не снег и не дождь, а больно. Могут дел натворить.

  Всё в городе  порешетить!

5.Ветер в городе у нас бывает, что деревья ломает и крыши срывает!

6. Быстрое смещение или отделение массы горных пород на крутом склоне?

Вы услышали подсказки, как вы думаете, о чем сегодня на нашем уроке будет идти речь?

Правильно! О чрезвычайных ситуациях природного характера.

Тема  урока: Чрезвычайные ситуации природного характера.

Цель урока:  сформировать представление о чрезвычайных ситуациях природного характера, причинах их возникновения, распространения,  методах изучения, правилах безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях.

Дежурный называет отсутствующих на уроке.

Ученики отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему  урока:

-гром.

- ливень.

- молния.

  -град.

 - ураган.

-оползень, обвал

Определяют тему и цель урока.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-  выдвигать предположения

- систематизировать информацию до её изучения

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

Личностные УУД:

-осознание ценности знаний о безопасности жизнедеятельности, как важнейшего компонента научной картины мира.

Предметные УУД:

- актуализация и систематизация знаний о чрезвычайных ситуациях природного характера.

2. Процессуально-содержательный этап урока

Ребята запишите в тетради тему урока: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

- Что  уже вам известно о чрезвычайных ситуациях природного характера?

- На какие вопросы  вы бы хотели получить ответы?

Учитель заранее пишет на доске виды ЧС природного характера.

Чтобы ответить на ваши вопросы предлагаю вам  разделиться на  четыре команды.  Каждая команда выбирает себе одну чрезвычайную ситуацию,   получает карточку с заданием и ссылкой на интернет ресурс (приложение №1).

Используя компьютерный класс, команда, выполняя задания,  должна подготовить мини-проект - памятку о правилах поведения при возникновении данной чрезвычайной ситуации. При этом, отмечает, как нужно действовать и чего делать нельзя. После того как команды будут готовы, они представят свои результаты вниманию других команд.

По итогам работы в команде, каждый будет ученик оценен.

Физкультминутка:

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

Учащиеся пытаются     сформулировать задачи  урока.

Отвечают на вопросы.

         

  Учащимся предложен просмотр видеоролика.

 Учащиеся просматривают свой  видеофрагмент и выполняют задание.

  При обсуждении результатов работы в группах, ребята делятся с учителем собственным опытом (встречались ли они когда-либо с этими чрезвычайными явлениями, обсуждаем эмоции, которые они помнят при встрече с этими  явлениями (неприятно, страшно, опасно, весело, трагично и т.д.))

Учащиеся делают выводы, что с этими  чрезвычайными природными  явлениями нам очень часто приходиться встречаться и эти встречи не всегда могут для них закончиться  положительно, т.к. сила природы очень велика.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.

Познавательные УУД:

- находить достоверную информацию

- владеть смысловым чтением;

- соотносить новую информацию с имеющимися представлениями;

- анализировать и обобщать;

- делать выводы;

- представлять информацию в виде текста.

Коммуникативные УУД:

 - уметь слушать, слышать и понимать партнёра;

- различать в речи другого доказательства, факты;

- организовывать и согласовывать работу в паре, группе;

- уметь правильно выражать свои мысли в речи;

- управлять поведением партнера  - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные УУД:

- осознавать свои интересы, цели;

- осознавать свои эмоции:

- осознавать новые социальные роли и правила.

Предметные УУД:

- знать понятия по теме;

- знать причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия и районы распространения;

- знать правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.

3. Этап закрепления первичной проверки

Актуализация полученных знаний

Продолжаем работать в группах и за компьютерами

- Ученики должны назвать районы нашей страны, где эти чрезвычайные ситуации природного характера происходят наиболее часто?

 

- Ученики отвечают на вопросы, встречаются ли эти чрезвычайные ситуации природного характера  в нашем регионе? Как часто?

                         

Поиск информации в интернете, в учебнике.

Ученики отвечают на заданные вопросы, используя:

1.Известные им факты из жизни (ответы учеников, яркие примеры из их собственной жизни, прочитанные истории из художественной и публицистической литературы).

2.Используя интернет и учебник.

4. Рефлексия

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

Оценивают свою работу.  Отмечают

успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно выражать свои мысли, идеи.

Личностные УУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности.

Предметные результаты:

- углубить знания о чрезвычайных ситуациях природного характера;

- объяснять значение понятий: «землетрясение», «наводнение», «ураган, буря»,  «смерч», «оползень, обвал, сель»;

- находить на карте главные места сейсмической опасности;

- описывать последствия ЧС природного характера разной силы.

5. Домашнее задания

1. П. 4.1. стр. 76- 83

2. Подготовить презентацию о ЧС природного характера в Оренбургской области и в нашем посёлке. Используя Интернет-ресурсы и информацию в СМИ (по желанию).

Записывают домашнее задание в дневник.

Список литературы:

1.  А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» - М. : Просвещение, 2011. – 191с.

2. ОБЖ. 5-8 класс. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах./авт.-сост. Г.П.Попова, Волгоград, 2006

3. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки.5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под. Ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».- М.: Просвещение, 2012.

4. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение,2012

5.  Емельянчик. В.К,. Капитонова М.Е.. Ваши шансы избежать беды: учебное пособие/ Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ. Санкт-Петербург «КАРО» 2002 год

6. Интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=FlPM_xEFXUQ

7 Интернет ресурс:

http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&path=wizard&parent-reqid=1455008586315866-8205581793919565190609797-man1-3706&redircnt=1455008594.1

8. Интернет ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=76uqEOlXCpw

9. Интернет ресурс:

http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BE%D0%B1%D0%B2%D0%B0%D0%BB%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&path=wizard&parent-reqid=1455008897403702-124062340709873937700251-sas1-4219&redircnt=1455008907.1

Приложение 1.

Землетрясение

Посмотреть видеофрагмент по интернет ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=FlPM_xEFXUQ

После того, как просмотрели видеофрагмент вам необходимо составить памятку к ЧС «Землетрясение» по данному плану:

План

1. Характеристика природного явления;

2. Правила поведения в чрезвычайной ситуации;

3. Советы жителям сейсмоопасных районов.

Для того чтобы подготовить памятку вы можете использовать дополнительный материал, пройдя по ссылке: http://www.nazarovograd.ru/info/instructions/11.html

Наводнение

Посмотреть видеофрагмент по интернет ссылке:

http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&path=wizard&parent-reqid=1455008586315866-8205581793919565190609797-man1-3706&redircnt=1455008594.1

После того, как просмотрели видеофрагмент вам необходимо составить памятку к ЧС «Наводнение» по данному плану:

План

1. Характеристика природного явления;

2. Правила поведения в чрезвычайной ситуации;

3. Советы жителям опасных районов.

Для того чтобы подготовить памятку вы можете использовать дополнительный материал, пройдя по ссылке: http://lycey23.ru/index.php/poleznye-stati/251

Ураганы, бури, смерч

Посмотреть видеофрагмент по интернет ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=76uqEOlXCpw

После того, как просмотрели видеофрагмент вам необходимо составить памятку к ЧС «Ураганы, бури, смерч» по данному плану:

План

1. Характеристика природного явления;

2. Правила поведения в чрезвычайной ситуации;

3. Советы жителям опасных районов.

Для того чтобы подготовить памятку вы можете использовать дополнительный материал, пройдя по ссылке: http://www.anadyr-mr.ru/admin/memo/16-hurricane.php

Оползень, обвал, сель

Посмотреть видеофрагмент по интернет ссылке: 

http://yandex.ru/video/search?text=%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BE%D0%B1%D0%B2%D0%B0%D0%BB%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&path=wizard&parent-reqid=1455008897403702-124062340709873937700251-sas1-4219&redircnt=1455008907.1

После того, как просмотрели видеофрагмент вам необходимо составить памятку к ЧС «Оползень, обвал, сель» по данному плану:

План

1. Характеристика природного явления;

2. Правила поведения в чрезвычайной ситуации;

3. Советы жителям сейсмоопасных районов.

Для того чтобы подготовить памятку вы можете использовать дополнительный материал, пройдя по ссылке:  http://kamcod.ru/pamyatka-o-pravilakh-povedeniya-pri-obvalakh-opolznyakh-selyakh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-ОБОБЩЕНИЕ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера». ОБЖ 7 класс.

Методическая разработка урока с целью проверить знания учащихся. Урок  проводится   с использованием  презентации. Проверка усвоения знаний составлена в игровой форме ( игра "...

Урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»...

Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Открытый урок по теме: «Чрезвычайные ситуации природного характера»...

Методическая разработка темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» для 7 класса

Учитывая государственную важность данной  проблемы, в РФ принят Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного хара...

Презентация к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера".

Презентация к уроку ОБЖ, 5 класс по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера"....

разработка урока по ОБЖ,в 5 классе, по теме: "Чрезвычайные ситуации природного характера"

разработка урока 5 классе по теме: «Чрезвычайные ситуации  природного характера».Тип учебного занятия по дидактической цели – урок усвоения новых знаний.Оборудование: учебник, р...

Конспект открытого урока ОБЖ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»

Конспект открытого урока ОБЖ по теме «Чрезвычайные ситуации природного характера»...