Методический конструктор для создания проекта
статья по обж на тему
Тема самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_konstruktor_dlya_sozdaniya_proekta.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мною Бизиным Александром Владиславовичем для создания практико-ориентированного проекта «Самообразование и самосовершенствование как основа моего профессионального роста» выбрана тема самообразования «Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ». Создан и освоен педагогический проект.(смотри файл проект) Помощь в выполнении проекта была оказана методическим объединением школы и поэтапное следование методическому конструктору, приведенному ниже.
План
1.Понятие о самообразовании.
2.Потребности, мотивы, побуждающие преподавателя к самообразованию.
3.Организация работы по самообразованию.
4. Использование информационно-компьютерных технологий в самообразовании преподавателя-организатора ОБЖ.
5.Электронные сайты.
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.
А. Дистервег.
В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.
1.Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.
2.Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.
Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как несовременного человека.
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его хорошим или плохим. Плохим учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : Врачу исцелися сам! Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
1 этап выбор направления самообразования.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподаватель-организатор, как любой другой учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией.
Направлениями самообразования могут быть:
Профессиональное;
психолого-педагогическое;
психологическое;
методическое;
информационно-компьютерные технологии;
здоровьесбережение;
правовое и т.д.
2 этап выбор темы самообразования.
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы.
1.Интерактивные методики на уроках ;
2. Технология проектного метода обучения;
3.Технология развития критического мышления через чтение и письмо;
4.ИКТ на уроках;
5.Здоровьесберегающие технологии;
6.Портфолио учителя и учащихся;
7.Интегрированные уроки;
8.Виды контроля за знаниями учащихся, усовершенствование форм и методов контроля;
9.Работа с одаренными детьми;
10.Дифференцированное обучение.
3 этап формулировка цели и задач самообразования.
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования это шаги по достижению цели самообразования.
4 этап определение круга источников информации.
Источниками информации могут быть:
телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
уроки коллег и т.д.
5 этап выбор формы самообразования.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
индивидуальная и групповая.
- В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
- Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
6 этап составление плана самообразования.
На основании выбранной темы необходимо разработать личный план работы над поставленной перед собой проблемой.
В плане указываются:
название темы;
цели;
задачи;
предполагаемый результат;
этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
7 этап определение результата самообразования.
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования преподавателя-организатора ОБЖ обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка пакета тестового материала в электронном виде.
8 этап анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Источники самообразования:
Телевидение
Газеты, журналы
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация на различных носителях
Платные курсы
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Курсы повышения квалификации
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не дать, самое главное желание учителя и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
Интернет универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации;
Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях сети Интернет значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами;
Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой;
Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе;
Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе самообразования. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество. С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней повышение эффективности обучения.
Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?
Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету).
Создание электронного учебника.
Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления).
Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
Пакет административной документации классного руководителя.
Пакет административной документации методического предметного объединения.
База данных методик обучения.
Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).
Проект личной методической веб-страницы.
Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.
Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои уникальные разработки, методики, статьи, дидактический материал в сети позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Подводя итого вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Список Интернет-ресурсов, рекомендуемых к использованию при подготовке и проведению уроков ОБЖ в среднем и старшем звене.
1.Добрая дорога детства: всероссийская газета для детей, педагогов и родителей
Материалы для учебной работы по безопасности дорожного движения: методические разработки для педагогов-предметников, классных руководите-лей, руководителей учебных заведений, наглядные пособия, статьи по тема-тике. Материалы для родителей. Галерея творческих детских работ. Обзор конкурсов по БДД. Архив материалов с 2002 г. Сведения о редакции. Условия подписки.
http://ddd-gazeta.ru/
2.Хроники катастроф: чудеса света и природы
Сведения об истории возникновения и разновидностях катастроф: стихии земли, воды, огня и воздуха (землетрясения, оползни, смерчи, наводнения, цунами, пожары). Материалы о техногенных катастрофах (авиакатастрофы, взрывы и пр.) и редких и необычных природных явлениях. Меры безопасно-сти при катастрофах.
http://chronicl.chat.ru/security.htm
3.Основы безопасности жизнедеятельности: информационно-методическое издание для преподавателей
Электронная версия сборника методических материалов по технике безопасности детей для преподавателей ОБЖ и родителей. Советы и рекомендации экспертов. Обзор тематических новостей. Форум. Сведения о редакции и условия подписки.
http://www.school-obz.org/
4.Помоги своему ребенку: приемы первой помощи
Первая помощь ребенку при неотложных состояниях и несчастных случаях: полнотекстовое иллюстрированное справочное пособие под редакцией Митчелла Эйнцига.
http://www.practica.ru/FirstAid/index.htm
5.Правила дорожного движения Российской Федерации
Полная электронная версия правил дорожного движения РФ.
http://www.shkolnik.ru/books/pdd/index.shtml
6.Планета Школ: портал
Материалы для учителей и учеников: методические разработки; сайты школ; электронная библиотека (нормативная база, собрание произведений школь-ной программы, электронные учебники, ответы на билеты, статьи и др.). Информация о конкурсах, олимпиадах, грантах, репетиторах, курсах; обра-зовании за рубежом, высшем и дистанционном образовании. Он-лайн игры, загадки, скороговорки, логические задачки и др. для досуга. Форумы, блоги, новости, афиша. Сообщества.
http://www.planetashkol.ru
7.Безопасность. Образование. Человек: информационный портал
Материалы, посвященные обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности: нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ, ссылки на другие ресурсы.
http://www.bezopasnost.edu66.ru
8.Учительский портал: методические разработки
Презентации, уроки, практические, лабораторные и контрольные работы, тесты, поурочное и тематическое планирование по предметам начальной, основной и старшей школы. Разработки внеклассных мероприятий. Софт.
http://www.uchportal.ru
9.Безопасность и здоровье: технологии и обучение
Электронные образовательные материалы для педагогов, учащихся и роди-телей в сфере БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ: учебные пособия, учебники, разра-ботки уроков и классных часов, тесты, статьи, книги, хрестоматии, сборники задач, рефераты и др.
http://risk-net.ru
10.Учебные и методические разработки в области БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ
Образовательные ресурсы (плакаты, электронные учебники, пособия, тесты, анкеты и т.д.) для изучения курсов: Безопасность жизнедеятельности (БЖД), Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), Правила дорожного движения (ПДД), педагогика, психология. Научные публикации по педагогике и методике преподавания дисциплин.
http://obr-resurs.ru
11.Личная страница преподавателя ОБЖ Бизина А.В..
Подборка методических разработок автора: внеклассные мероприятия по ОБЖ 7-11 классов, сценарии общешкольных вечеров; внеклассное мероприятие для начальной школы «Огонь - друг или враг»; сведения о работе кружков по стрельбе, ЮИДД, ДЮП ; творческий отчет Использование компьютера в профессиональной деятельности учителя ОБЖ; презентации к урокам.
12.Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу `Основы безопасности жизнедеятельности` за счет времени вариативной части базисного учебного плана
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ
от 27 апреля 2007 г. N 03-898)
www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm
13.Основы безопасности жизнедеятельности
Каталог образовательных ресурсов по преподаванию ОБЖ в школе
www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=10
15.Информационный сайт Эвакуация при пожаре
Правила поведения при различных экстремальных ситуациях, связанных с по-жаром.
http://www.fireevacuation.ru/pravila-povedeniya.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ "ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ"
Для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ необходимо составлять "сквозные" темы для обобщения материала, вызывающего затруднения у детей. Усваивать тему легче с использованием активных форм обучени...
Если ваш ребёнок участвует в создании проекта, то какова ваша роль?
Участие в проектировочной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя- знать суть этой проектной ...
Методическая разработка: «Метод проектов. Создание реляционных баз данных».
В задачи курса "Информатика и информационные технологии” входит формирование мышления, адекватного современным требованиям, поэтому необходимо учить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой це...
Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")
Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...
Методические рекомендации по созданию проектов на английском языке
методические рекомендации...
Методические рекомендации по созданию проекта
Материал содержит методические рекомендации по созданию и оформлению проектов учащихся...
«Методические рекомендации по созданию проектов обучающимися»
laquo;Методические рекомендации по созданию проектов обучающимися»...