Исследовательская деятельность на уроках ОБЖ.
материал по обж на тему
Исследовательское обучение как особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_issled.deya-t_na_urokah_obzh.docx | 35.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность на уроках ОБЖ
«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» /А. Сент-Дьердьи/
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности, к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.
Какое место при этом подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его?
В любом исследовании учащегося важна «ценностная составляющая» (ФГОС 2 поколения), которая будет привноситься в содержание познавательной деятельности школьников тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания.
Деятельность учащихся рекомендуется (ФГОС 2 поколения) ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
• «Как улучшить качество питьевой воды в школе?»,
• «Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье»,
Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры Но в данном случае не достаточно исследования, если это просто факт поиска в условиях неопределенной ситуации, нужна мотивация исследовательского поведения.
Задача учителя заключается в том, чтобы научить:
• видеть проблему
• уметь выдвигать гипотезу
• уметь наблюдать
• уметь проводить эксперимент
• уметь объяснять увиденное, делать выводы.
Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).
Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Мне видятся следующие направления работы:
I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;
II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад.
Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.
В концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться".
Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.
Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:
*Критического мышления;
*Информационной культуры;
*Творческих и коммуникативных способностей;
*Умения ставить цели и пути их реализации.
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:
*Должен быть подготовлен к данной деятельности;
*Видеть проблему;
*Самостоятельно ставить задачи;
*Планировать и оценивать свою работу;
*Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Условия формирования исследовательских умений:
Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей школьников. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:
Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).
Структура урока открытия новых знаний по ФГОС.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение | Подготовка к работе | личностные регулятивные коммуникативные |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | коммуникативные познавательные |
3. Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. | регулятивные целеполагание общеучебные логические |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) | регулятивные познавательные коммуникативные |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность ситуации | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | регулятивные познавательные коммуникативные |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | регулятивные |
7. Рефлексия деятельности(итог ) | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | личностные |
Какие практические примеры использования исследовательской деятельности можно представить в качестве эффективных подходов в реализации ФГОС на уроках ОБЖ?
В этом учебном году решила начать работу в 6 классе. В начале учебного года, знакомя ребят с темами, которые предстоит изучить, остановилась на одной из них “ Правила выживания на природе”, в которую входят в частности уроки:
.- Подготовка к походу
- Одежда и обувь для похода
- Правила безопасного поведения на природе
Рассказала ребятам о знаменитых путешественниках, об их удачах и неудачах, познакомила со статистическими данными, которые отражали происшествия и травмы в походах, вспомнили содержание фильма “Тайга” и ребята пришли к выводу: к походу необходимо готовиться, но как?
Данная тема изучается в октябре, и у ребят был в запасе целый месяц. Заинтересовались работой все ученики. Самым сложным для учителя на данном этапе является работа по организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, так как руководить работой шестиклассников, конечно, необходимо, но это надо сделать так, чтобы они были уверены в своей самостоятельности и компетентности. Ребята прошли уже две стадии: были подготовлены к работе над проектом, выбрали проблему и вошли в третью стадию- сбор информации. В течение месяца ребята приходили ко мне со своими находками, старались соблюдать намеченные сроки. На этом этапе они обращались в местную библиотеку, выходили в Интернет. Эта работа плавно перешла в стадию разработки собственного варианта решения проблемы, так как ребята решили отработать теоретические знания на практике и побывать в походе. Но на дворе осень! И тогда выбрали однодневную экскурсию в лес (выбрали теплый, солнечный день) и поэтапно отработали изученную теорию. Ребята ответственно готовились к защите своего проекта. Они не только подготовили серьезные сообщения, но и ответили на все вопросы и пришли к выводу, что на экскурсии не только отработали практически теорию, но и насладились красотой природы, и рекомендуют всем ребятам побывать в осеннем лесу, позвать с собой родителе
Примером творческого проекта могут служить проекты на тему «Экологические проблемы современности», которые выполняются учащимися при изучении раздела «Нарушение экологического равновесия». Актуальность проблемы проекта состоит в том, что сохранение здоровья находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды. Поэтому, проект вызвал интерес, творческий поиск,– каждому нашлось дело по душе. Работа над проектом показывает, что нет “неуспевающих” детей.
Продукт проекта:
-листовки с призывами беречь природу,
- плакаты на экологическую тему,
-презентации, в которых рассматриваются ситуации, связанные с изменением атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы
Разработка проекта всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Эффективным представляется технология разработки мини-проектов (один урок). Примером служит выполнение мини-проекта «Безопасное поведение в чрезвычайной ситуации» по завершении изучения раздела «ЧС природного характера» в 7-ом классе.
Группы формируются по 4 человека Задание группам: наглядно изобразить правила безопасного поведения. Во время защиты мини-проекта группа объясняет, что делают герои рисунка, и почему. Главная цель— разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над мини-проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту "не заметить". Обязательная моя задача как педагога— дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Какие формы оценивания проектных работ можно использовать на уроках ОБЖ?
Выполненный проект вначале оценивают сами авторы (или автор). Самооценка участников проектных групп включается в общую оценку проекта. Вторую оценку дает избранное для этого жюри в составе учащихся. Учащиеся, не менее 3–х, выбираются из числа учеников старшего класса (в отличие от проектантов), успешно выполнившие проект по данной тематике. И оценка выставляется учителем-руководителем проекта.
Рейтинговые оценки всех представленных проектов выставляются на всеобщее обозрение. Учащиеся с критериями оценки знакомятся до начала работы над проектом.
Критерии оценки проекта.
Критерии оценки выполнения проекта:
- практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;
- важность темы проекта;
- полнота раскрытия темы;
- оригинальность предложенных решений;
- качество выполнения продукта проекта;
- качество портфолио.
Критерии оценки защиты проекта:
- раскрытие содержания проекта;
- использование средств наглядности, компьютерных средств;
- убедительность презентации;
- ответы на вопросы.
В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех.
Основные плюсы исследовательской деятельности на уроках:
1.формируются умения ориентироваться в информационном пространстве, навыки критического мышления
2.формируются умения увидеть, сформулировать и решить проблему
3.формируются навыки самостоятельной работы
4.формируются навыки работы в команде. А учиться вместе (в команде) не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причём формируются не только коммуникативные компетентности, но и нравственные – помочь другу, вместе решить любые проблемы; разделить радость успеха или горечь неудачи
5.формируются навыки самоконтроля.
Вывод:
Результаты учащихся показывают, что движущей силой развития исследовательской деятельности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты исследования свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующуюся стремлением к творческой самореализации; стимулирование учителем развития творческой активности школьников; включение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.
Список используемой литературы:
Щуркова И. Формирование познавательных интересов у учащихся. М., 1989.
Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. М., «Творческий центр «Сфера» 2003.
Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие. Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ. СПб., 2002.
Методика обучения ОБЖ (Л.В.Байбородова, Ю.В.Индюков Москва «Владос» 2004г)
ОБЖ школьный курс в тестах, играх, кроссвордах 5-8кл. (Г.П.Попова Волгоград 2005г.)
Игровые занятия по ОБЖ 5-9кл. (А.А.Михайлов М. «Дрофа» 2004г.
Нетрадиционные уроки. ОБЖ 6-11кл. на уроках географии, биологии, химии, экологии, обществознания. (Е.Л.Гордияш Волгоград 2006г.)
Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу (В.И.Ковалько М. «ВАКО» 2008г)
Антюхин Э. Методика творческих работ в курсе ОБЖ Текст.: / Э.Антюхин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1997. №12. - С.27-29
Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. Текст. -М;: Большая Российская'энциклопедия, 1998; 1456 с.
Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации, 2004 Электронный ресурс.: / М.А. Викулина Режим доступа эл ст. www.edulb.ru.
42. Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика • проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие Текст.: / В.М.Евлахов М.: Дрофа, 2009. - 271, 1. с. - (Библиотека учителя).
Описание работы:
"Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает". |
Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:
- постановка проблемы (выделение основополагающего вопроса)
- изучение теории, связанной с выбранной темой
- выдвижение гипотезы исследования
- сбор собственного материала и его анализ
- собственные выводы
Сейчас одной из основных задач образования является не наличие суммы знаний, а умение находить необходимые знания самому. Нельзя сказать, что это принципиально новое направление в педагогике. Ещё И.Г. Песталоцци писал: "Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи". Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности.
Основные этапы организации исследовательской деятельности:
- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, количества участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Сами проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.).
- Распределение задач по группам, поиска информации, творческих решений.
- Самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в групповой работе в библиотеке, пр.).
- Защита своей работы.
- Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Основные плюсы исследовательской деятельности на уроках:
- формируются умения ориентироваться в информационном пространстве, навыки критического мышления
- формируются умения увидеть, сформулировать и решить проблему
- формируются навыки самостоятельной работы
- формируются навыки работы в команде. А учиться вместе (в команде) не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причём формируются не только коммуникативные компетентности, но и нравственные – помочь другу, вместе решить любые проблемы; разделить радость успеха или горечь неудачи
- формируются навыки самоконтроля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
От исследовательской деятельности на уроке к индивидуальной исследовательской деятельности ученика
Из опыта работы учителя русского языка и литературы....
Исследовательская деятельность через урок и внеурочную деятельность
В статье рассказывается как учащимся предоставляется возможность применять свои умения и знания в новой ситуации. Это способствует не только развитию мышлени...
Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и во неурочной деятельности
Выступление на конференции...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ УРОК И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
Основные направления и формы научно- исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности...
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"
Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...