Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"
материал по теме
Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.zip | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа д. Юрловка Саратовского района Саратовской области»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И ХИМИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Березюк Ольга Вячеславовна (berezuk19@mail.ru) учитель физики МОУ «СОШ д. Юрловка»
2011 год
Аннотация
Работа содержит материал, который раскрывает формы исследовательской работы по физике и химии с обучающимися 7 – 11 классов способствующие ориентированию обучающихся в современном научном мире и развитию интереса с предмету.
...Для того, чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать
Р.Декарт
Современная система образования переживает период переосмысления направлений развития образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. На смену индустриальному обществу идет информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию становится жизненно важным для любого специалиста. Умение работать с информацией предполагает умение оценить ее значимость, умение выявлять с ее помощью новые проблемы, выдвигать гипотезы, определять методы и средства решения проблем. Другими словами, это означает владеть современными технологиями исследовательской деятельности. Отсюда важность приобщения к исследовательской, поисковой деятельности уже в общеобразовательной школе.
Овладение учащимися навыками исследовательской деятельности происходит поэтапно. Приобщаясь к научному поиску, ребёнок учится ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Он овладевает методикой лабораторных исследований. Учится классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его, обобщать и делать выводы. Он обучается умению излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы.
Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе, а это во многом зависит от учителя, его умения организовать деятельность, показать её ценность, признать значимость достигнутых результатов ученика в глазах сверстников, окружающих.
В процессе преподавания физики главной задачей для меня остаётся качественная подготовка к уроку, поэтому методическое совершенствование и реализация творческого подхода к обучению немыслимо без анализа особенностей современного урока физики. В результате сравнительного анализа целеполагания традиционного и современного уроков я пришла к выводу, что ранее я ориентировалась на предметные цели (результаты), т.е., на формирование знаний, умений и навыков, перейдя же на исследовательские формы работы я стала больше полагаться на следующие дидактические принципы: научности, систематичности, последовательности, прикладной направленности, сознательности и творческой активности, потому что под исследовательской работой я понимаю деятельность учащихся, связанную с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Понятно, что при таком подходе ученики – это объекты воздействия учителя, а не равноправные партнеры, значит, я всегда представляю цели собственной деятельности и цели деятельности обучаемых. Мои уроки физики и химии ориентированы на те внутренние изменения в развитии личности ученика не только в предметной сфере, но и в равной степени в эмоционально-волевой и поведенческой. В связи с этим, цели уроков физики и химии, ориентированные на развитие личности ученика, я представляю следующим образом: цели, ориентированные на развитие отношения обучающихся (личностно-смысловое отношение к физике и химии; ценностные отношения к окружающей действительности: учебно-познавательной деятельности, к другому человеку, к себе…); цели, ориентированные на развитие культуры школьников (исследовательской, интеллектуальной, информационной, коммуникативной и т.д.).
Познакомившись ближе с методом учебных проектов, я поняла, что это достаточно эффективный способ познакомить учащихся с достижениями современной науки, с ее теорией и практическим применением полученных знаний. Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже. Во-вторых, это богатейшие метапредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки. И, наконец, возможность использования не только учебного материала, но и расширение информационного пространства за его рамки (развитие навыков поиска необходимой информации) и умение преподносить плоды собственной деятельности (презентация).
Главное, что необходимо подчеркнуть, - проект обязательно находит практическое применение. Огромное внимание в нем уделено развитию коммуникативных навыков.
Умения, которые формируются в процессе проведения учебного исследования, являются способами установления, описания и объяснения фактов: наблюдения, измерения, проведения экспериментов, построения эмпирических зависимостей, работы с источниками информации. Формируется умение планировать и формировать собственное информационное пространство на основе использования компьютеров и информационно-телекоммуникационных сетей.
Считаю наиболее удачными проекты, которые выполняли обучающиеся 9 класс по теме «Семь металлов создал свет по числу семи планет», 10 класса по теме «Оптика».
Система работы позволяет отслеживать развитие уровня познавательного интереса учащихся к физике и проводить своевременную корректировку в ходе педагогической деятельности. Наличие устойчивого познавательного интереса способствует осознанному усвоению учащимися системы знаний, умений и навыков, развитию логического, проблемного мышления и творческих способностей, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Примером такой работы может служить учебное исследование на уроке химии «Полимеры в современном мире» в 11 классе, которому предшествовали большая индивидуальная работа с обучающимися, проведенный семинар, практические работы, альманах «В царстве полимеров». Я считаю, что такое исследование очень актуально для современных школьников, ведь в последнее десятилетие возросло количество экологических проблем, решение которых становится актуальным уже практически для каждого человека. Поэтому целью работы является формирование и в дальнейшем развитие у учащихся прикладного экологического мышления, умение анализировать и давать оценку сложившейся экологической ситуации, самостоятельно решать экологические задачи, применяя знания по химии. Введение в программу при изучении химии в 9-11 классах уроков – исследований с экологической направленностью позволяет не только ознакомить учащихся с теоретическими вопросами экологической химии, но и дает возможность приобретения практических навыков по простейшему экологическому мониторингу окружающей среды, так как ребята в этом возрасте не любят механическое заучивание. Необходимо применять методы, развивающие творчество, самостоятельность в поиске знаний. Исследовательская деятельность – именно та организация учебной работы, при которой учащиеся осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск, и применять знания по экологии и химии в реальной жизни. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логически, научно, творчески, испытывают уверенность в своих возможностях.
Опыт показывает, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.
Я же стараюсь, чтобы предложенные мною обучающимся, виды работ, вызывали много разных переживаний: осознание собственного роста, радость овладения более совершенными формами учебной деятельности, удовольствие, чувство успеха, гордости за успех товарищей. Это и лабораторные работы, которые всегда увлекают ребят и зовут в мир исследований, и составление синквейнов, и написание мини-сочинений, составления кроссвордов, презентаций исследовательских и творческих работ.
Приведем пример, как из простого и нудного урока решения качественных задач по теме «Атмосферное давление», можно сделать интересный урок путем исследования этой темы. План решения качественных задач таков: в классе выдвигают гипотезу (одну или несколько), предлагают объяснение, затем проверяют экспериментом.
Содержание задачи | Деятельность учащихся на уроке |
1. В большую пробирку с водой вставить малую и перевернуть их вверх дном. Почему по мере вытекания воды малая пробирка втягивается в большую? | Применение знаний об атмосферном давлении и в то же время осознание (закрепление) опыта Торричелли. |
2.Какие изменения можно наблюдать, если из сосуда через трубку выкачивать воздух? Если накачивать? | Решение задачи в более сложной ситуации. Развитие умения анализировать, выделять существенное, варьировать несущественным. |
3. Имея анероид, определить давление воздуха на внутренние стенки шара, немного подогрев его руками. | Дальнейшее движение по схеме физического познания: после качественного описания должно следовать количественное. Применение к газам уже отработанных для жидкости приемов определения давления. Подготовка к усвоению принципа действия манометра. |
Анализ деятельности обучающихся на уроке показывает, что каждая задача «поворачивала» изучаемый материал новой стороной, все больше включая пройденный материал ранее материал. При решении задач ученики поднимаются как бы «со ступеньки на ступеньку».
А вот пример метапредметных связей на уроке.
Мини-сочинения.
1. Жили-были молекулы. Молекула воды и молекула сахара. Молекула сахара побаивалась молекулу воды, так как та может растворить ее. Однажды все-таки они встретились. За теплыми дружескими беседами, молекулы не заметили, как подошел мальчик. Он смешал молекулы воды и сахара в бокале получился сладкий вкусный напиток. Мальчику он очень понравился. С тех пор молекулы сахара и воды стали подругами и радуют людей ароматными и вкусными напитками.
2. Жила-была молекула дождя, которую звали Капелька. Она дружила с молекулой снега по имени Снежинка. Они были неразлучны и везде ходили вместе. Однажды они решили посмотреть, что творится на Земле. Взявшись за руки, они полетели. Летели, летели и вдруг, увидев Землю, они обрадовались. Но вот Капелька заметила, что Снежинка начала таять, тогда взявшись покрепче за руки, они стали опускаться, вниз превратившись в большую каплю.
Синквейны.
Физика
Сложная, познавательная
Учит, рассчитывает, помогает.
Окружает нас в природе.
Это чудесно!
Блок. Подвижный, неподвижный, Опускает, поднимает, перемещает. Относится к простым механизмам. Как здорово!
Энергия
Кинетическая, потенциальная.
Движет, взаимодействует, работает.
Используется человеком в быту и технике.
Это классно!
Стремление к разнообразию учебного процесса, использование исследовательской деятельности пробуждает интерес у обучающихся к занятиям по физике и химии и соответствует требованиям современной жизни, направляет мысль учителя на поиски новых форм организации уроков. Я считаю, без этого нельзя выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, создав условия для творческого труда с максимально возможной производительностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии и химии
Краткое обобщение опыта работы....
Из опыта работы Семеновой Галины Андреевны, учителя физики ГБОУ СОШ с. Ольгино. Исследовательская деятельность на уроках физики.
Физика – это экспериментальная наука и организация исследовательской деятельности учащихся при ее изучении – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательн...
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики и во внеурочное время»
Обобщение педагогического опыта учителя физики Хандожко Галины Валентиновны по теме:«Организация проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках физики...
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
Урок по физике с использование ИКТ и исследовательской деятельности...
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»
Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...
"Исследовательская деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности"
Предлагаю познакомится с исследовательскими работами моих учащихся....
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе
Урок по физике с использованием ИКТ и исследовательской деятельности на уроке физике в 8 классе...