Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения на II ступени обучения
методическая разработка по обж на тему
Под здоровьесберегающими технологиями - надо понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.Образовательная среда подразумевает не только условие обучения но и организацию учебного процесса. Работа преподавателя ОБЖ по созданию здоровье сберегающей образовательной среды включает на уроках ОБЖ:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Яало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»
Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения
на II ступени обучения
(из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ Асулханова Юрия Михайловича)
Мой опыт работы учителем ОБЖ подтверждает, что в нынешней системе образования, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета, каким является курс ОБЖ. Жизнь доказывает, что в дальнейшем, после окончания школы, знание некоторых предметов может и не пригодиться, а вот знания, полученные на уроках ОБЖ, применяет на практике каждый.
Проводя занятия по ОБЖ, я постоянно задумываюсь над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Поэтому в своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ.
Ведущая педагогическая идея опыта.
В последние годы актуальность проблемы сохранения здоровья и безопасности человека становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз для здоровья, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в таких условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в ситуациях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасности. Действительно, ХХI век - это время природных и техногенных катастроф: взрывы атомных электростанций, смерчи, наводнения, пожары, землетрясения…Зачастую, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Именно поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:
- формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,
- обеспечение психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям,
- воспитание бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите.
Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых с целью укрепления здоровья. Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Одной из главных задач курса является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать алгоритмы безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, оказать первую медицинскую помощь необходимо использовать различные педагогические технологии. В своей педагогической деятельности я опираюсь на основные направления государственной политики России в области образования в соответствии с законом «Об Образовании в РФ», с государственными стандартами изучения основ безопасности жизнедеятельности, с нормативными документами управления образования, с Уставом школы.
Под здоровьесберегающими технологиями - надо понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Образовательная среда подразумевает не только условие обучения но и организацию учебного процесса. Работа преподавателя ОБЖ по созданию здоровье сберегающей образовательной среды включает на уроках ОБЖ:
1. приведение содержание обучения в соответствие с возрастными психо- физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам; школьники 11-15 лет не способны усвоить теоретические сведения по физиологии и психологии. В этом же возрасте происходит формирование мотивационной сферы. Именно поэтому в программе ОБЖ выделены мотивационные блоки для целенаправленного формирования безопасного поведения и ведения здорового образа жизни. В учебной программе предмета ОБЖ с 5 по 9 класс, подобран и систематизирован обширный материал о преподавании вопросов сохранения здоровья, здоровом образе жизни как индивидуальной системе ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде. Данная программа предназначена для формирования у школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Она обеспечивает приобретение основополагающих знаний и умений. Таких, как распознавание и оценка, опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определение способов защиты от них, а также ликвидация их негативных последствий и умение оказывать само- и взаимопомощь в доступном для детей соответствующего возраста объёме
2. организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровье сберегающих технологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса; Уроки по программе ОБЖ определяются возрастными психофизиологическими особенностями учащихся. Занятия проводятся в основном в виде бесед, практических работ и сюжетно-ролевых игр, направленных на выработку навыка самостоятельной работы, тестирования. Обязательно включают в содержание урока такие элементы, как:
- обсуждение выполненного домашнего задания;
- провоцирование в начале занятия интереса к новой теме с помощью загадок, вопросов, примеров, проблемных ситуаций и т.д.;
Использование пословиц при изучении тем «Чем дальше в лес, тем больше дров» «Подальше положишь, поближе возьмешь». В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей.
- домашнее задание, направленное на общение ребенка с родителями.
На уроках даётся право высказать своё мнение по рассматриваемой проблеме или вопросу, поощряется любая активность. Именно подобные возможности приводят к искоренению у школьников тревоги по поводу проблем, связанных с самораскрытием и публичным выступлением. Результатом правильно спланированного и организованного учебно-воспитательного процесса, планомерной и системной работы, практического применения различных методов станет улучшение не только здоровья учащихся, но и их успеваемость.
3. создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Важным слагаемым здоровьесберегающих технологий является формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Эта серьезная работа, как правило, осуществляется учителем ОБЖ. Именно он дает учащимся первичные знания о понятиях "здоровье" и "ЗОЖ", прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим людям, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний.
Здоровый образ жизни - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Реализуя здоровьесберегающие технологии, нужно приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка. Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью – вот главная задача учителя.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Именно поэтому стремлюсь максимально развить потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету ОБЖ. Систематически занимаюсь совершенствованием своего профессионального уровня: в целях обогащения своего педагогического опыта и повышения педагогического мастерства изучаю методическую литературу по предмету, периодическую печать, научно-популярную литературу, постановления и рекомендации Министерства образования РФ; планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность; на основе этого виду отбор средств форм и методов обучения, позволяющих добиваться повышения качества.
В заключение замечу: чтобы заглянуть в будущее, нужно посмотреть на день вчерашний и сегодняшний, и это будет поводом для размышлений, ведь здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни. Однако зачастую мы не всегда задумываемся, что представляет наша жизнь для нас самих и наших близких. А ведь она у нас одна. И прожить ее – не поле перейти. Вот почему необходимо учиться основам безопасности жизнедеятельности, серьезно относиться ко всему, что предлагается программой учебной и внеурочной деятельности по этому предмету. Уделять большое значение подготовке допризывников, военно-патриотическому воспитанию школьников.
Результаты эффективности обучения при использовании здоровьесберегающих технологий
Мониторинг
занятости воспитанников в объединении военно-патриотической направленности за последние три года (2013-2016 гг.)
Учебный год | Кол-во обучающихся (чел.) |
2013-2014 | 25 |
2014-2015 | 33 |
2015-2016 | 44 |
2016-2017 | 46 |
Участие
воспитанников клуба в реализации региональных, муниципальных программ развития патриотического воспитания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся начальной ступени обучения»
доклад на муниципальных педагогических чтениях...
« Игра на уроке немецкого языка как средство повышения познавательного интереса учащихся начальной ступени обучения»
презентация...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Статья и разработки по внеклассной работе....
"Экологические игры как средство повышения эффективности обучения школьников на уроках географии"
• Цели: разработка комплекта дидактических игр и их экспериментальная проверка, методика организации и проведения учебных игр как компонента системы развивающей направленности обучен...
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере рефлексии)
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности...
Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения в школе.
Повышение эффективности обучения является одной из ключевых проблем деятельности любого образовательного учреждения. Очень часто учитель активно занимается вопросами повышения эффективности и качества...