методическая разработка: рекомендации к самостоятельной работе по ОБЖ
методическая разработка по обж (10 класс) на тему

Попова Анна Ивановна

Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы  ОДБ. 10 Основы безопасности жизнедеятельности для профессий 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekom.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ  

ПО

ОДБ. 10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательной программы СПО

по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

               

 

 

Санкт-Петербург

2017

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Планирование внеаудиторной самостоятельной работы………………………5

Методические рекомендации по подготовке доклада………………………….6

Методические рекомендации по подготовке презентации…………………….7

Пояснительная записка

        Методические рекомендации разработаны для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы  ОДБ. 10 Основы безопасности жизнедеятельности для профессий 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • владеть навыками в области гражданской обороны;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  1. ведения здорового образа жизни;
  2. оказания первой медицинской помощи;
  3. развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
  4. вызова (обращения за помощью) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Планирование внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование раздела, темы

Номер, название практической работы

Количество часов, отведенных на ПР

Форма контроля

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Подготовка к добровольному автономному пребыванию человека в горной местности.

Самостоятельная работа №1

4

Презентация

Статистика ДТП в РФ и Санкт-Петербурге в 2016-2017 гг.

Самостоятельная работа №2

3

Доклад

ЧС природного характера.

Самостоятельная работа №3

4

Презентация

ЧС техногенного характера.

Самостоятельная работа №4

4

Презентация

Современные экстремистские организации.

Самостоятельная работа №5

4

Презентация

Раздел 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций.

Контртеррористические операции РФ.

Самостоятельная работа №6

4

Презентация

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Профилактика вредных привычек.

Самостоятельная работа №7

4

Презентация

Раздел 5. Основы обороны государства.

Ядерное, химическое, бактериологическое оружие.

Самостоятельная работа №8

4

Презентация

Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Самостоятельная работа №9

4

Презентация

ИТОГО

35

Методические рекомендации по подготовке доклада

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

9. Обсуждение доклада.

10. Оценивание доклада

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение (опровержение), заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

  • название доклада;
  • сообщение основной идеи;
  • современную оценку предмета изложения;
  • краткое перечисление рассматриваемых вопросов;
  • интересную для слушателей форму изложения;
  • акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Критерии оценки доклада

Оценка «5» (отлично) выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и глубоко изучена проблема; материал логично изложен; докладчик свободно владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается.

 Оценка «4» (хорошо)  выставляется, если тема соответствует содержанию; определена и изучена проблема; материал логично изложен, докладчик хорошо владеет материалом, изложение ведется с опорой на тезисы; регламент изложения соблюдается.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если тема не вполне соответствует содержанию; проблема определена, но изучена поверхностно; материал не логично изложен, докладчик с трудом ориентируется в материале, наблюдается сплошное чтение текста; регламент изложения не соблюдается.

Оценка «2» (неудовлетворительно) – тема доклада не раскрыта, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Методические рекомендации по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Примерная структура презентации

Титульный лист

1 слайд

Описание объекта и предмета исследования, целей и задач проводимой работы, анализ проведенной работы

1-2 слайда

Основная часть

Необходимое количество слайдов

Краткие выводы

1-2 слайда

При подготовке презентации необходимо учитывать, что на один слайд необходимо от  50 секунд  до 1 минуты.

Этапы подготовки презентации:

  • Сбор и анализ информации для презентации. Изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
  • Установить логическую связь между элементами темы.
  • Создать проект презентации на бумажном носителе.
  • Создать электронную презентацию в программе MS PowerPoint.
  • Настроить анимации, подготовить слайд- фильма к показу.
  • Оформить работу и предоставить к установленному сроку.
  • Репетиционная демонстрация презентации. Настройка времени показа и управления презентации. Устранение возможных технических неполадок.
  • Демонстрация презентации

Критерии оценки:

  • актуальность темы;
  • соответствие содержания презентации теме;
  • глубина проработки материала;
  • правильная структурированность информации;
  • наличие логической связи изложенной информации;
  • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
  • работа представлена в срок.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10-13 слайдов информации; эстетически оформлена; имеет иллюстрации; содержание соответствует  теме; правильная структурированность информации; в презентации прослеживается наличие логической связи изложенной информации; учащийся представляет свою презентацию.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если студент создал презентацию самостоятельно; презентация содержит не менее 10 слайдов информации; эстетически оформлена; не имеет иллюстрации; содержание соответствует  теме; правильная структурированность информации; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; учащийся представляет свою презентацию в срок.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит  менее 10 слайдов; оформлена не эстетически, не имеет иллюстрации; содержание не в полной мере соответствует  теме; в презентации не прослеживается наличие логической связи изложенной информации; сучащийся не представляет свою презентацию в срок.

Оценка «2» (не удовлетворительно) выставляется, если студент не сам создал презентацию; презентация содержит  менее 10 слайдов; оформлена с нарушением требований, не имеет иллюстрации; содержание не соответствует  теме; выстроена не логично; учащийся  не представил свою презентацию в срок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Менеджмент"

Методические разработки по выполнению самостоятельной работы по дисциплине "Менеджмент"предназначены для студентов отделения "Земельно - имущественные отношения"....

Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов в кружке «Эколог»

Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов в кружке «Эколог»...

Учебно-методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Создание корпусной библиотеки с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard»

В пособии рассмотрен метод создания посадочного места  элемента с помощью Мастера корпуса Pattern Wizard, который не рассматривается при выполнении лабораторных работ по МДК 01.02. Изучив данный ...

Учебно-методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Создание символьной библиотеки с помощью Мастера символов Symbol Wizard»

В пособии рассмотрен метод создания изображения символа элементов с помощью Мастера символов Symbol Wizard, который не рассматривается при выполнении лабораторных работ по МДК 01.02. Изучив данный мет...

Методическая разработка «Практические и самостоятельные работы по географии в 6, 8,9 классах с использованием регионального компонента»

В методическом пособие представлены  практические и самостоятельные работы по географии с использованием регионального компонента. Подробно показано, как, с помощью каких источников географическо...

Методическая разработка «Организация аудиторной самостоятельной работы студентов по теме «Решение тригонометрических уравнений»

Методические указания к практическим занятиям по математике: "Решение тригонометрических уравнений" для групп первого курса социально-экономического профиля. Целью работы является обобщение ...