Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов в кружке «Эколог»
методическая разработка по экологии на тему
Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов в кружке «Эколог»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Курский монтажный техникум»
Автор работы: Новичкова Е.В.
Методическая разработка по организации самостоятельной работы студентов в кружке «Эколог»
Курск
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии _ЭТД Протокол № _______ Председатель ЦК Кузецова О.В._____________ Ф.И.О подпись | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе «__» _______________________ 201 г. _______________________ Грунева О.Б. |
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. Взаимодействие руководителя кружка «Эколог» и его членов, в процессе занятий в кружке …………………………………………………………………4
1.1.Объяснительно-иллюстративное взаимодействие….……………………4
1.2. Проблемное взаимодействие……………………………………………...5
2.Организация работы кружка «Эколог»……………………………………….9
Список литературы………………………………………………………………10
Приложения
3
Введение.
Цель методических указаний – обеспечить четкую организацию проведения занятий в кружке «Эколог» и правильное оформление отчетов.
Задачи:
- Дать возможность студентам - членам кружка самостоятельно проработать материал.
- Дать возможность студентам – членам кружка расширить самостоятельно свои знания с помощью учебно- методической литературы, схем, экологических интернет сайтов и т.д.
- Дать возможность студентам – членам кружка обмениваться информацией.
Порядок проведения занятий в кружке включает:
- Краткое сообщение руководителя кружка о целях занятий, порядке их проведений и оформлении отчетов.
- Выдача задания творческим группам кружка.
- Выполнения задания студентами- членами кружка.
- Индивидуальные консультации руководителя кружка со студентами – членами кружка.
- Подведение итогов работы кружка.
4
- Взаимодействие руководителя кружка «Эколог» и его членов, в процессе занятий в кружке.
Организация деятельности кружка зависит от специфики построения (структурирования) содержания материала и применяемых ведущих методов и средств обучения. Это оказывает существенное влияние на характер взаимодействия руководителя и студентов - членов кружка, на характер организуемой руководителем мыслительной деятельности обучающихся, способ раскрытия содержания материала, характер проверки его усвоения студентами. В зависимости от этого я, как руководитель кружка, использую в своей работе, следующие модели взаимодействия со студентами – членами кружка: объяснительно-иллюстративное (сообщающее), проблемное. Это наиболее распространенные в практике модели, или виды, взаимодействия.
1.1.Объяснительно-иллюстративное взаимодействие.
Деятельность руководителя и членов кружка при объяснительно-иллюстративном взаимодействии организуется следующим образом:
Руководитель | Студент – член кружка |
Информирует студентов – членов кружка о новых элементах знаний и умений, используя разные средства наглядности | Воспроизводит полученную информацию |
Объясняет наиболее важные моменты | Усваивает наиболее важные моменты в общем виде, обнаруживает первичное понимание материала |
Помогает осмыслить полученную информацию | Применяет различные способы осмысливания и углубляет понимание полученного материала |
Обобщает знания | Обобщает усвоенный материал |
Организует закрепление учебного материала путем повторения, разъяснения сложных моментов, контроля | Закрепляет изученное путем повторения нового материала, использования разных приемов запоминания |
Организует применение знаний путем постановки практических задач, организации выполнения упражнений, трудовых заданий и др. | Применяет изученное в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий, анализа жизненных ситуаций и пр. |
1.2.Проблемное взаимодействие.
Еще Сократ (469—399) учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя, отсюда название метода обучения — сократическая беседа, поисковая, эвристическая. Руссо (1712—1778), для
того чтобы ученик захотел что-то узнать и найти нужный материал, создавал для него ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы ученик не только получал, но и искал знание.
Поэтому как руководитель кружка, я считаю что данное взаимодействие необходимо, как не отъемлимая часть работы кружка. Здесь как руководитель, я получаю возможность организовывать деятельность студентов, в ходе которой они решают поставленные перед ними проблемы, а студенты – члены кружка, получают возможность научиться ставить задачи, находить решения, применять и расширять полученные знания, организовывать относительно самостоятельную поисковую деятельность, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие
6
способности, а также исследовательскую активность и формируют творческие умения.
Студенты – члены кружка, проводят мини-исследование или творческую практическую работу. В ходе этой деятельности формируются новые знания: усваиваются факты, закономерности, понятия, принципы, теории, правила, алгоритмы. При этом структура процесса такова:
- создание проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение гипотез о возможных путях решения проблемы, их обоснование и выбор одной или нескольких;
- опытная проверка принятых гипотез и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых предположений;
- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную студентами систему, закрепление и применение их в теории и на практике.
При проблемном взаимодействии деятельность руководителя и студентов – членов кружка протекает следующим образом:
Руководитель | Студенты – члены кружка |
Ставит перед студентами – членами кружка проблемную задачу в виде вопроса, опыта и пр. | Воспринимает задачу и начинает осмысливать возможные пути ее решения |
Организует размышления студентов - членов кружка над поставленной задачей | Высказывает возможные варианты решения этой задачи |
Предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи | Доказывает рациональность одного из вариантов решения |
Если гипотеза учащихся верна, то просит сделать из нее выводы о приобретенных новых знаниях | Делает выводы и обобщения о приобретенных новых знаниях |
В случае ошибочных предположений предлагает найти ошибку, ставит уточняющую задачу или конкретизирует ее | Ищет верное решение задачи |
Обобщает полученное учащимися решение задачи, поощряет успехи или указывает на некоторые неточности, чтобы совершенствовать процесс проблемных рассуждений | Усваивает более емкие обобщения по теме |
Ставит вопросы в целях закрепления новых знаний | Закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля и пр. |
Деятельность студентов – членов кружка при проблемном взаимодействии проходит несколько этапов: усмотрение проблемы и ее формулирование; анализ условий и как результат — отделение известного от неизвестного; выдвижение гипотез и выбор плана решения; реализация плана решения и поиск способов проверки правильности действий и результатов осуществленного решения.
Моя деятельность, как руководителя кружка, состоит в следующем: нахождение (обдумывание) способа создания проблемной ситуации; рассмотрение возможных вариантов ее решения студентами – членами кружка; руководство усмотрением проблемы студентами – членами кружка; уточнение формулировки проблемы; оказание помощи студентам в анализе условий; помощь в выборе плана решения; консультирование в процессе решения; помощь в нахождении способов решения; разбор индивидуальных ошибок и общее обсуждение решения проблемы на заседаниях кружка.
Для решения поставленной задачи, руководитель кружка осуществляет определенные действия: дает дополнительную информацию, указывает студентам – членам кружка, где эту информацию можно получить,
8
помочь поставить опыт, провести практическую работу, дискуссию.
Таким образом, у студентов формируется конвергентное и дивергентное мышление. Новое знание должно быть включено в уже имеющуюся систему знаний, чему тоже помогает руководитель кружка в беседах или комментариях.
Проблемное взаимодействие является естественным: как в жизни мы узнаем что-то новое, когда сталкиваемся с необходимостью что-либо сделать, так и студенты, сталкиваясь с трудностями, ищут способы их решения.
9
- Организация работы кружка «Эколог».
Работа кружка «Эколог» осуществляется один раз в месяц, в течении всего учебного года.
Членами кружка являются студенты второго, третьего и четвертого курса, обучающиеся по специальности 280711 - «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».
Все члены кружка разделены на три творческих группы, по курсам. Каждой творческой группе выдается индивидуальное задание, на выполнение которого устанавливаются определенные сроки.
В качестве индивидуального задания могут быть: творческие работы, научные работы, выполнение схем, презентаций, макетов, таблиц и.т.д.
В начале каждого семестра проводится заседание членов кружка, на котором составляется план работы кружка на семестр.
В конце первого и второго семестра проводится итоговое заседание членов кружка, где обсуждаются все положительные и отрицательные моменты работы кружка.
Студенты – члены кружка вносят свои предложения и делятся полученной дополнительной информацией не только между собой, но и с остальными студентами в своих группах на занятиях.
Члены кружка участвуют с выступлениями и своими творческими и научными работами в различных конференциях.
Руководителем кружка ведется журнал посещения, в котором указывается тема каждого заседания и отчет о выполненной работе творческими группами кружка.
10
Список используемой литературы
- Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпритация. М., 2007.
2.Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. - Мн.: «Совр. слово»,
2007.
3.Методические рекомендации по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.
4. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М., 2008.
5. Степановских А.С. Охрана окружающей среды: Учебник для вузов – М.: 2000.
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)
Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История». Доклады
Методические рекомендации содержат информацию о порядке и правилах написания доклада, требования к оформлению, предлагают темы и необходимую для написания работы литературу....
Учебно - методические материалы для организации самостоятельной работы студентов 2 курса.
Рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентовВ связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта в...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «МАТЕМАТИКА»
В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации сам...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО
Сегодня большое значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходи...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Глава I. Самостоятельная работа студентов 1.1. Определение, классификация и цели самостоятельной работы студентов…………………………………………………………………31.2. Кри...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине Разработка Web-приложений
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО поучебной дисциплине Разработка Web-приложений по специальности 09.02.05. Прикладная информатика (по отраслям)...