Разработка урока, ОБЖ ,5класс, "Экстремизм и терроризм:основные понятия и причины их возникновения"
методическая разработка по обж (5 класс) на тему
Урок , в основу которого положен системно- деятельностный подход. Разработка урока содержит технологическую карту и приложения к этапам урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ОБЖ 5класс
Тема урока: ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Цели: Сформировать представление учащихся об экстремизме и терроризме, их сущности и причинах возникновения.
задачи:
1.Систематизировать знания учащихся о видах опасных ситуаций социального характера.
2. Познакомить учащихся с новыми, чрезвычайно опасными для общества явлениями "Экстремизм" и "Терроризм"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№п/п | Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | Предметные результаты на этапах урока | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||
1 | Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на изучение нового материала | Слушают и понимают речь учителя | Осуществляют самоконтроль поведения | • классифицировать и описывать потенциально опасные ситуации социального характера | |
2 | Проверка домашнего задания п.5.1 стр. 90-93, В 1-4, стр.94 | Организует фронтальную проверку домашнего задания. | Ориентируются в учебных источниках . Строят речевые высказывания в устной форме Анализируют, сравнивают ответы. | Отвечают на вопросы домашнего задания -оформляют свои мысли в устной форме. Слушают и понимают других | Ставят задачу: вспомнить, воспроизвести. | |
3 | Постановка учебных задач - создание проблемной ситуации (устанавливают соответствие понятий и характеристик социально опасных людей) | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва: -формулирует задание; -контролирует выполнение работы; -подводит учащихся к формулированию проблемы. | Пытаются решить задачу (анализируют, сравнивают, структурируют различные объекты), фиксируют проблему. Самостоятельно выделяют и формулируют задачи. | Слушают учителя. Оформляют свои мысли в таблице ответов. Строят понятные для собеседника высказывания. | Принимают и сохраняют учебные задачи: вспомнить, сопоставить,воспроизвести. | |
4 | Актуализация опорных знаний (повторение, обращение к таблицам прошлого урока) | Уточняет понимание учащимися поставленных задач. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. | Ориентируются в учебных источниках (схемах) Анализируют различные объекты и характеристики, устанавливают соответствие. Строят речевые высказывания в устной форме. | Участвуют в диалоге: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения. Оформляют свои мысли в устной форме. | Ставят задачу: вспомнить, понять, воспроизвести. | • негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности; • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России; • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения; |
5 | Открытие новых знаний (усвоение нового материала, работа с понятиями: взгляд, приверженность, идеология, действия- проявление, человек с идеологией) | Организует погружение учащихся в работу с понятиями. | Перерабатывают устную информацию. Анализируют и сравнивают различные понятия, явления, объекты. | Слушают и понимают речь учителя | Ставят задачу понять, запомнить | |
6 | Моделирование-первичное осмысление изучаемого материала (поиск-устанавливаем соответствие понятий и характеристик) | Организует поисковую работу в парах: -формулирует задание; -контролирует выполнение работы; | Анализируют, различные объекты и характеристики, устанавливают соответствие. | Слушают и понимают речь учителя. Сотрудничают в совместном решении проблемы, оформляют свои мысли в таблице ответов. | Ставят задачу понять, сопоставить . | |
7 | Открытие новых знаний ( работа с учебником, заполнение таблицы- виды терроризма из этапа 4) | Организует индивидуальную работу с учебником: -формулирует задание; -контролирует выполнение работы; | Ориентируются в учебных источниках (учебнике и таблице). Отбирают необходимую информацию, заполняют схему. | Слушают и понимают речь учителя. | Используют учебные источники. Самостоятельно анализируют условия достижения. | |
8 | Домашнее задание (п.6., стр 103-108, В1-4, стр. 109) Моделируем ответы. | Диктует домашнее задание. Организует работу по моделированию ответов на вопросы Д.З. | Ориентируются в учебниках и опорных конспектах. Строят речевые высказывания в устной форме. | Оформляют свои мысли в устной речи. Слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения. | Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели. Умение использовать учебный материал. | |
9 | Итоги урока. Рефлексия. | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | Рефлексия своих действий. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Этап 2 (Проверка домашнего задания)
Вопрос | Ответ | |
1 | Какие ситуации относятся к социально опасным? | К социально опасным относятся криминогенные ситуации, имеющие место в повседневной жизни и быту (хулиганство, воровство, вандализм, бандитизм и другие) , экстремизм и терроризм. |
2 | Почему они называются антиобщественными? Почему социально опасные ситуации называются антиобщественными? | Социально опасные ситуации называются антиобщественными потому, что они направлены против норм и правил, установленных в обществе. |
3 | К каким последствиям может привести антиобщественное поведение? | Антиобщественное поведение может привести к правонарушениям и преступлениям против человека, общества и государства |
4 | Какова связь между антиобщественным поведением, экстремизмом и терроризмом? | Антиобщественное поведение, экстремизм и терроризм относятся к опасным ситуациям социального характера, это негативные социальные явления. |
Этап 3 Заполнить таблицу соответствия (вставить букву от характеристик), сформулировать проблему.
Люди с антиобщественным поведением | буква | Люди с антиобщественным поведением | буква | Люди с антиобщественным поведением | буква | Люди с антиобщественным поведением | буква | |||
Вор | Вор | Вор | Вор | |||||||
Грабитель | Грабитель | Грабитель | Грабитель | |||||||
Мошенник | Мошенник | Мошенник | Мошенник | |||||||
Хулиган | Хулиган | Хулиган | Хулиган | |||||||
Насильник | Насильник | Насильник | Насильник | |||||||
Пьяный человек | Пьяный человек | Пьяный человек | Пьяный человек | |||||||
Экстремист | Экстремист | Экстремист | Экстремист | |||||||
Террорист | Террорист | Террорист | Террорист |
Раздаточный материал (разрезан на строки)
В | это преступник, занимающийся воровством. |
З | это преступник, который занимается грабежом, открытым похищением чужого имущества. |
Г | это преступник, который занимается хищением чужого имущества путём обмана или злоупотреблением доверия. |
Л | это человек, который умышленно совершает действия, грубо нарушающие общественный порядок, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия |
Я | это преступник, заставляющий человека что-то делать против его воли, оказывающий принудительное воздействие на кого-то, нарушающий чужую неприкосновенность. |
Д | Человек в состоянии алкогольного опьянения не преступник, однако он опасен для остальных. |
Этап 4 (этап 7)
Опасные ситуации социального характера (социально опасные ситуации) - это отрицательные, негативные, антиобщественные явления | |||
Криминогенные ситуации - ситуации уголовного характера, преступления | Экстремизм ??? | Терроризм??? | |
виды | -воровство | Политический | |
-грабеж | Использующий религиозные мотивы | ||
-мошенничество | Криминальный | ||
-хулиганство | Националистический | ||
-насилие | Технологический | ||
-пьянство | Кибертерроризм |
Этап 5
Идеология (система взглядов, выражающая интересы группы людей, общества, государства) | Проявляется в действиях, поступках людей и групп людей | Человек, совершающий эти действия |
патриотизм | Любви к Родине, стремлении сделать Родину лучше, способность пожертвовать своей жизнью……. | Патриот |
экстремизм | Выступление т против законной власти; совершение поступков, направленных против прав и свобод граждан, призывы к насилию,организация массовых беспорядков… | экстремист |
Терроризм (крайняя форма проявления экстремизма)
| Совершение опаснейших преступлений, жестокое насилие, устрашение населения -террористические акты | Террорист |
Этап 6
Задание: Установить соответствие понятий и характеристик
Понятие | буква | Понятие | буква | Понятие | буква | Понятие | буква | |||
Экстремист | Экстремист | Экстремист | Экстремист | |||||||
Террорист | Террорист | Террорист | Террорист | |||||||
Экстремизм | Экстремизм | Экстремизм | Экстремизм | |||||||
Терроризм | Терроризм | Терроризм | Терроризм |
раздаточный материал разрезан на строки
понятие | Характеристика понятия | |
экстремист | А | Человек крайних (опасных) взглядов и поступков, направленных против законных политических прав и свобод граждан, являющийся угрозой для гражданского мира, национального согласия, духовной и религиозной терпимости в обществе и государстве. |
Террорист | М | Человек, совершающий опаснейшее преступление против человечества, совершающий жестокое насилие в отношении человека или организаций; уничтожающий имущество и другие материальные ценности; создаюший опасность гибели людей либо причинения значительного материального ущерба. |
Экстремизм | И | Это приверженность отдельных людей или групп к крайним взглядам и поступкам, которые направлены против законных политических прав и свобод граждан, являются угрозой для гражданского мира, национального согласия и духовной, религиозной терпимости в обществе и государстве. |
Терроризм | З | Идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами власти, связанные с устрашением населения, противоправные насильственные действия ( это крайняя форма проявления экстремизма). |
Опорный конспект к домашнему заданию
Экстрим (анг.)-чрезмерный, особенный, связанный с опасностью (балансирование на грани жизни и смерти)
Террор- страх, ужас (лат)
Взгляд - точка зрения, мнение, убеждение
Система взглядов - мировоззрение, взгляд на мир и место человека в нем
Крайние взгляды – опасные взгляды на мир и место человека в нем
Приверженность- преданность, пристрастие, верность, осознанное стремление к чему либо.
Вопрос | Вариант ответа |
Как объяснить смысл такого социального явления, как экстремизм? | Ответ на стр 104 , он есть в вашей таблице, |
Что такое терроризм? | Ответ на стр. 108, он есть в вашей таблице. |
Какие причины могут способствовать возникновению экстремизма и терроризма? | Ответ на стр 105. Способствовать возникновению экстремизма и терроризма может социальная несправедливость, снижение качества и уровня жизни граждан, снижение уровня защищенности их жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз и их воздействия. |
Установите, какая может существовать взаимосвязь между антиобщественным поведением, экстремизмом и терроризм. | Антиобщественное поведение, экстремизм и терроризм- это опасные явления социального характера. Антиобщественное поведение может привести к экстремистской деятельности, а экстремистская деятельность –к террористической.(…к ЧС соц.хар.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физики в 8 классе по теме"понятие о электричестве"
Данная разработка написана на татарском языке. К ней имеентся презентация, которую можно использовать всем желающим....
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме : Понятие вектора в пространстве.
Урок получения новых знаний с использованием интерактивной доски.Вводится определение вектора,равенство векторов. Рассматритриваются задачи по данной теме....
Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»
Разработка урока обществознания в 8 классе по теме: «Безработица, её причины и последствия»...
разработка урока по обж, 7 класс, "Ураганы, бури и смерчи, причины их возникновения и возможные последствия"
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯ-ТИЯ Ураганы, бури и смерчи, причины их возникновения и возможные последствия. Цели, направленные на достижение личностных результатов: - формировать положительное отношение к учен...
Экстремизм и терроризм основные понятия и причины их возникновения
Формирование представлений об экстремизме и терроризме....
Методическая разработка урока истории в 9 классе «Великие реформы Александра II: причины, ход, итоги»
Данный урок составлен в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Историко-культурного стандарт...
Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»
Методическая разработка урока ОБЖ "Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»...