Методическая разработка урока истории в 9 классе «Великие реформы Александра II: причины, ход, итоги»
методическая разработка по истории (9 класс)

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна

      Данный урок составлен в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Историко-культурного стандарта преподавания истории в школе. Разработка урока нацелена на учащихся 9 классов общеобразовательных организаций и содержит в себе элементы современных инновационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия №139 – Центр образования»

Приволжского района г. Казани

урок истории

 «Великие реформы Александра II:

причины, ход, итоги»

9 класс

автор:

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификаөионной категории

МАОУ «Гимназия №139-Центр образования»

Приволжского района г.Казани

Аннотация: данный урок составлен в соответствии с основными требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Историко-культурного стандарта преподавания истории в школе. Разработка урока нацелена на учащихся 9 классов общеобразовательных организаций и содержит в себе элементы современных инновационных технологий.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: комбинированный.

Формы деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся: поисковая деятельность, интерпретационная активность учащихся.

Цели урока: 

дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о причинах, важнейших мероприятиях и итогах реформ Александра II в 1860-1870 гг.

воспитательная цель: повысить интерес обучающихся к истории России и воспитать в них чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, а также гражданской ответственности в ходе защиты своей гражданской позиции по отношению к неоднозначным результатам реформ Александра II.

развивающая цель: доказать на основе изучения и сопоставления исторических источников необходимость проведения реформ, а также развивать учебно-познавательные умения учащихся через организацию их поисковой деятельности.

Планируемые результаты урока:

личностные результаты: 

- способствовать формированию личностной оценки по отношению к историческому прошлому своей страны, в частности к одному из двадцати трудных вопросов истории, выявленных педагогическим сообществом российской Ассоциации учителей истории и обществознания, реформам Александра II;

 - формирование социальной активности учащихся через организацию диалога и обмена мнениями по важным аспектам реформаторской деятельности;

предметные результаты: 

- выявить основные причины, характер и значение изучаемых реформ в развитии России;

- показать положительные и отрицательные итоги проведенных реформ;

- продолжить формирование компетенции интерпретации и сопоставления текстов различных исторических источников изучаемой эпохи.

метапредметные результаты: 

- формировать компетенции учащихся по воспроизведению и систематизации изученной ранее информации;

- формирование компетенции учащихся по обобщению и формулированию ими выводов на основе сравнительно-сопоставительного анализа изученного материала.

Средства обучения: ноутбук; мультимедиа, исторические портреты, исторические источники, карточки РАФТ и модели Фрейер.

Межпредметные связи: обществознание; изобразительное искусство.

Методы обучения: словесный (устное изложение материала, беседа, диалог); наглядный (исторические источники, исторические портреты); проблемный метод, метод драматизации (показ отрывка из произведения И.С. Тургенева «Записки охотника»).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Форма урока: проблемный урок на основе использования элементов современных инновационных технологий, в частности технологии РАФТ (Роль, Аудитория, Факт, Тема) и технологии «Модель Фрейер».

Ход урока:

  1. Организационный этап (2 мин.)

В начале урока учитель обращается к учащимся:

На доске Вы видите эпиграф к уроку:

Один мудрец сказал:

«Если я не смогу провести реформы без несправедливости,

то не надо мне реформ»

и вывешенные цветной и черно-белый портрет   императора России Александра II, а также фотографии, на которых изображены моменты, связанные с проведенными им реформами: крестьянской и земской.

 О чём данная манера их подачи Вам говорит?

C:\Users\Мария Ивановна\Desktop\Открытый урок по Великим реформам\Портрет Александра 2 (цветной).jpeg

C:\Users\Мария Ивановна\Desktop\Александр Второй Черное фото 2.jpg

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=641252869-48-72&n=21

C:\Users\PCИИ\Desktop\Открытый урок по Великим реформам\Заседание земства.jpg

Учащиеся предлагают свои ответы о сложности, двойственности и противоречивости реформ, их положительных итогах (плюсах) и отрицательных итогах (минусах).

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин.) 

Учитель: Каков был характер реформ Александра II: Великие или нет?

Значит, какова цель нашего урока?

Учащиеся отвечают: выявить особенности реформ в России в  60-70 годы XIX века, охарактеризовать их причины, проанализировать их ход и  итоги, определить положительные и отрицательные стороны.

Далее учащиеся класса в костюмах эпохи реформ разыгрывают сценку на основе отрывка из произведения И.С. Тургенева «Записки охотника» с целью эмоционального погружения в изучаемую эпоху и проявления у учащихся большего интереса к теме урока и дальнейшей работе (Приложение 1. Отрывок из «Записки охотника» И.С. Тургенева).

  1. Актуализация знаний (2 мин.)

Слово учителя об актуализации ранее полученных знаний: о самом термине «реформа».

Франц. reforme, от лат. - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры. 

Определимся с понятием «реформы» и его содержанием:

Реформа – всякое изменение, преобразование, с позитивными или негативными последствиями. Они могут представлять собой комплекс мероприятий или носить строго ограниченный характер при этом важным является вопрос: при каких условиях возможно осуществление реформ, и, прежде всего, конечно, реформ радикальных и широкомасштабных.

Бывают ли реформы Великими?

Как соотносится словосочетание Великие и незавершённые? Как мы сегодня на уроке расставим акценты в нем?

 Историки XIX - начала XX вв. Константин Дмитриевич Кавелин, Василий Осипович Ключевский считали реформы 60-70 гг. XIX в. Великими, переломным моментом, гранью между Россией феодальной и Россией нового времени, а историки XX века М.Н.Покровский, Н.М.Дружинина и В.П.Волобуев считали их незавершенными и половинчатыми. Историки альтернативной истории идут еще далее, считая, что из-за незавершенности буржуазных реформ в России произошли Февральская и Октябрьская революции начала  XX века.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности (7 мин.)

Учитель организует поисково-познавательную деятельность учащихся через работу в командах из 4-6 чел. под названием каждой из реформ эпохи:

первая команда «Крестьянская реформа»;

вторая команда «Земская реформа»;

третья команда «Городская реформа»;

четвертая команда «Судебная реформа»;

пятая команда «Военная реформа»;

шестая команда «Реформа образования».

Учитель дает первое задание командам: на основе ознакомления с раздаточным материалом в виде отрывков из письменных источников эпохи реформ (Приложение 2) и двух памяток:

«Алгоритм анализа конкретных исторических  реформ» (Приложение 3); «Алгоритм оценки исторического события» (Приложение 4) 

участники команд должны заполнить маркерами заранее подготовленную для каждой команды чистую Модель Фрейер по четырем основным составляющим реформы и защитить свою модель Фрейер:

Участники команд (в течение 2 мин. каждая команда) представляют свою модель Фрейер, вывешивая ее на доске (12 мин.). 

Модель Фрейер

1. Причины реформы:

3. Плюсы реформы (положительные итоги):

2. Главные черты (основные положения):

4. Минусы реформы (отрицательные итоги):

Во время выступления команды «Земская реформа учитель обращает внимание на картину Трутовского «Заседание земства» (на доске), говорящей о ненужности и обременительности по настроениям изображенных членов земств.

 Когда выступает команда «Судебная реформа» учитель спрашивает у команды о том, почему была представлена на уроке именно сценка по отрывку из «Записок охотника» И.С. Тургенева, о чём она говорит? (о бесправии крепостных в определении вопросов личной жизни).

После выступления команд учитель спрашивает учащихся:

1. Какую оценку они поставили бы своей команде и ее участникам?

2. Что в работе команды получилось, а что нет?

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации (6 мин.)

Учитель дает командам второе задание: отобрать из лежащих на столе разрозненных материалов по технологии РАФТ (Приложение 5) по своей реформе:

  1. Дата, связанная с исторической личностью, принимавшей активное участие в подготовке определенной реформы;
  2. Имя исторической личности;
  3. Интересный факт
  4. Оценка какого-либо деятеля или историка, близкая вам и отчасти относящаяся к определенной реформе.

     Во время работы команд в течение 6 минут демонстрируется видеоролик о реформах Александра II (Приложение 6).

Команды раскладывают на столе отобранный материал по реформе и представляют (по 0,5 мин.) (3 мин.).

6. Контроль усвоения (5 мин.)

     В конце урока проводится небольшой письменный опрос на карточках.

     Я вам буду задавать вопросы, а вы должны вписать исторический термин в правильную ячейку карточки.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вопросы по историческим терминам:

1. Личная и поземельная зависимость крестьян от помещиков, которая выражалась в несении барщины и оброка (Крепостное право).

2. Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г., но не переведенный на выкуп (Временнообязанный).

3. Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками (Мировой посредник).

4. Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной операции (Уставная грамота).

5.  Выборные распорядительные органы власти в городах (Городские думы).

6. 80 % от стоимости надела, которые платил крестьянин государству в течение 49 лет (Выкупные платежи).

7. Выборные представительные учреждения, занимавшиеся хозяйственными вопросами в сельской местности (Земства)

8. Суд, существовавший за счет земских денег (Мировой суд).

9. Она заменила рекрутскую повинность в армии  (Всеобщая воинская повинность).

10. Преобразование в какой-либо сфере государства (Реформа).

7. Рефлексия (подведение итогов урока) (2,5 мин.)

       Учитель: Как мы ответим на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: Каков характер изученных нами реформ?

       Следуют ответы учащихся: Великие, но при этом противоречивые, непоследовательные и незавершенные.

         Учитель: Можно ли утверждать, что эти реформы способствовали становлению в России правового государства и гражданского общества?

Ответы учащихся: да, т.к. появились новые институты: выборные земства, городские органы, выборные должности мировых судей, присяжных поверенных и присяжных заседателей).

       Учитель: Несмотря на свой противоречивый характер, эти реформы были шагом на пути к правовому государству, потому что они законодательно закрепляли расширение гражданских прав населения в сфере местного самоуправления, судопроизводства, в военном деле и в области образования.

8. Домашнее задание (0,5 мин.)

На выбор: одна из трех проектная работа после параграфа 17 на с. 134 или написать эссе на тему «Как могло быть, если бы Великие реформы не были противоречивыми».

Приложение 1

Отрывок из «Записок охотника» И.С. Тургенева

Арина не расслушала моего вопроса.

– Откелева твой муж? – повторил Ермолай, возвыся голос.

– Из Белева. Он белевский мещанин.

– А ты тоже из Белева?

– Нет, я господская... была господская.

– Чья?

– Зверкова господина. Теперь я вольная.

– Какого Зверкова?

– Александра Силыча.

– Не была ли ты у его жены горничной?

– А вы почему знаете? – Была.

Я с удвоенным любопытством и участьем посмотрел на Арину.

– И твоего барина знаю, – продолжал я.

– Знаете? – отвечала она вполголоса – и потупилась.

Оказалось, что автор был знаком с автором. Во время моего пребывания в Петербурге я случайным образом познакомился с г-м Зверковым. Он занимал довольно важное место, слыл человеком знающим и дельным. Г-н Зверков стоял обыкновенно, растопырив ножки и заложив толстые ручки в карманы. Раз как-то пришлось мне ехать с ним вдвоем в карете за город. Мы разговорились. Как человек опытный, дельный, г. Зверков начал наставлять меня на «путь истины». Он рассказал историю

Взяли мы к себе девочку, помимо других, в горничные к своей особе... замечайте!.. И надобно было отдать ей справедливость: не было еще такой горничной у моей жены, решительно не было; услужлива, скромна, послушна – просто всё, что требуется. Зато уж и жена ее даже, признаться, слишком баловала; одевала отлично, кормила с господского стола, чаем поила... ну, что только можно себе представить! Вот этак она лет десять у моей жены служила. Вдруг, в одно прекрасное утро, вообразите себе, входит Арина – ее Ариной звали – без доклада ко мне в кабинет – и бух мне в ноги... Я этого, скажу вам откровенно, терпеть не могу. Человек никогда не должен забывать свое достоинство, не правда ли? «Чего тебе?» – «Батюшка, Александр Силыч, милости прошу». – «Какой?» – «Позвольте выйти замуж». Я, признаюсь вам, изумился. «Да ты знаешь, дура, что у барыни другой горничной нету?» – «Я буду служить барыне по-прежнему». – «Вздор! вздор! барыня замужних горничных не держит». – «Маланья на мое место поступить может». – «Прошу не рассуждать!» – «Воля ваша...» Я, признаюсь, так и обомлел. Доложу вам, я такой человек: ничто меня так не оскорбляет, смею сказать, так сильно не оскорбляет, как неблагодарность... Ведь вам говорить нечего, – вы знаете, что у меня за жена: ангел во плоти, доброта неизъяснимая... Кажется, злодей – и тот бы ее пожалел. Я прогнал Арину. Думаю, авось опомнится; не хочется, знаете ли, верить злу, черной неблагодарности в человеке. Что ж вы думаете? Через полгода опять она изволит жаловать ко мне с тою же самою просьбой. Тут я, признаюсь, ее с сердцем прогнал и погрозил ей, и сказать жене обещался. Я был возмущен... Но представьте себе мое изумление: несколько времени спустя приходит ко мне жена, в слезах, взволнована так, что я даже испугался. «Что такое случилось?» – «Арина...» Вы понимаете... я стыжусь выговорить. «Быть не может!.. Кто же?» – «Петрушка лакей». Меня взорвало. Я такой человек... полумер не люблю!.. Петрушка... не виноват. Наказать его можно, но он, по-моему, не виноват. Арина... ну, что ж, ну, ну, что ж тут еще говорить? Я, разумеется, тотчас же приказал ее остричь, одеть в затрапез и сослать в деревню.

Давно ты замужем за мельником? — спросил я ее наконец.

– Два года.

– Что ж, разве тебе барин позволил?

– Меня откупили.

– Кто?

– Савелий Алексеевич.

– Кто такой?

– Муж мой. (Ермолай улыбнулся про себя.) А разве вам барин говорил обо мне? – прибавила Арина после небольшого молчанья.

Я не знал, что отвечать на ее вопрос. «Арина!» – закричал издали мельник. Она встала и ушла.

– Хороший человек ее муж? – спросил я Ермолая.

– Ништо.

– А дети у них есть?

– Был один, да помер.

Приложение 2

Документ

Речь Александра II,

произнесённая на приеме московских предводителей дворянства

         «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но и чувство враждебное между крестьянами и помещиками, к несчастью, существует, и от этого было уже несколько случаев неповиновения помещикам. Я убежден, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что и вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу.

         30 марта 1856 г.

         Задание к документу: Что Александр II называет причиной возможной отмены крепостного права? Каким единственным способом, по мнению Александра II, возможна отмена крепостного права? Почему?      

Документ

А.И. Герцен об Александре II (из статей в журнале «Колокол», 1858 г.)

         «… Он то является освободителем крестьян, реформатором, то заступает за николаевскую постромку и грозит растоптать едва всходящие ростки.

         Освобождение крестьян с землёю – один из главныхи существенных вопросов для России и для нас.

         Мы имеем дело не со случайным преемником Николая, а с мощным деятелем, открывающим новую эру для России, он столько же наследник 14 декабря, как Николай. Он работает с нами для великого будущего.

         Имя Александра II отныне принадлежит истории; если бы его царствование завтра окончилось, если бы он пал под ударами каких-нибудь крамольных олигархов, бунтующих защитников барщины и розог, - всё равно. Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!»

       Задание к документу: Объясните слова Герцена: «Он столько же наследник 14 декабря, как Николай». Почему Герцен уже в 1858 г. считал, что имя Александра II уже принадлежит истории? Герцен говорит о колебаниях Александра. Подтвердите это положение фактами. Определите на основе документа отношение различных слоёв дворянства к реформе.

Документ

Отношение дворян к реформе отмены крепостного права

         «Дворянство было в это время сильно возбуждено, и большинство его не только не сочувствовало поднятому по манию царя некоторыми передовыми дворянами вопросу об освобождении крестьян, но и даже прямо относились к этому делу враждебно.

         Но когда дворянство само пришло к убеждению, что дело освобождения крестьян неизбежно, оно перешло на практическую почву и устремилось к осуществлению этого освобождения на наиболее выгодных для дворянства условиях.

        … Помещикам оброчных имений не особенно трудно было расстаться с крепостным трудом. … Для этих же помещиков, редко пользовавшихся обязательным трудом крестьян, весь вопрос при уничтожении крепостного права сводился к тому, чтобы не потерять ничего из своих оброчных доходов и, сверх того, удержать за собою все ту землю поместья, которую не эксплуатировали крестьяне. Самым выгодным разрешением вопроса оказалось для помещиков оброчных имений: немедленный выкуп правительством крестьянских оброков, скорейшее личное освобождение крестьян с оставлением за ними их усадеб и обрабатываемых ими пахотных земель, а за помещиками – всех остальных земель поместья, не состоявших непосредственно в пользовании крестьян, и в особенности ценных поёмных лугов, лесов и пустопорожних, никогда не обрабатывавшихся залежей. При таких условиях помещики оброчных имений были готовы свести на самые короткие сроки временнообязанные отношения к ним крестьян.

         Совершенно иначе относились к вопросу освобождения крестьян помещики издельных (барщинных) имений. Они привыкли жить в своих поместьях и заниматься сами эксплуатацией земли в свою пользу при помощи обязательного труда своих крестьян … Возможность извлекать для себя доход из жалованных им поместий без обязательного труда (барщины) казалось многим из них бемыслимою …

        Поэтому, придя к об освобождении крестьян решён уже окончательно, большинство дворян-помещиков барщинных имений пришло к нижеследующему способу решения аграрного вопроса:

  1. Пролить сколь возможно долго крепостной труд крестьян и во время его существования сохранить дисциплинарную власть помещика в форме предоставления ему права на вотчинную полицию.
  2. По прекращении обязательного труда и признания полной личной свободы крестьян, дать им, уступая требованию правительственной программы, право на выкуп их усадебной оседлости по такой цене, которая вознаградила бы помещика за утрату им права на крепостной труд крестьян.
  3. Признать право крестьян на бессрочное пользование ими только таким небольшим количеством пахотной земли поместья, которое было бы необходимо для прокормления «только  проголодь» (нищенский надел), для того, чтобы поставить крестьян в экономическую зависимость от помещика и заставить их наниматься на работы на помещичьих полях за предложенную им цену.
  4. Все остальные земли поместья признать полною собственностью помещиков, сняв с них все лежавшие на них, в силу обычного права, обязанности…»

П.П. Семёнов-Тян-Шанский «Мемуары»

Задание к документу: В чём состоят различия в позициях помещиков оброчных и барщинных имений? Какие условия отмены крепостного права они предлагали?

Условия выкупной сделки

Государ-ство

Помещики

Крестьяне

Мировые посредники

Угодья, передава-емые крестьянам  

Полевые наделы

Полевые наделы

Все угодья, которыми пользовались до реформы

Полевые наделы

Размер полевого надела

Макси-мальный и минималь-ный размер надела (8 и 4 деся-тины)

Отдать крестьянам минимальный надел

(4 десятины)

Получить максимальный надел

(8 десятин)

Защищает интересы помещи-ков, склоняет стороны к компромис-су

(5 десятин)

Порядок и условия выкупной сделки

В чернозёмных губерниях желание продолжать эксплуатацию крестьян (временнообя-занных), в нечернозем-ных – получить от крестьян всю выкупную сумму

Протест против высоких выкупных платежей и временнообязанного состояния

Корректи-рует выступле-ния помещиков и крестьян в смысле соответствия их законам

Судебная система по реформе 1864 г.

Сенат

Правительство

Назначение

Судьи

Прокурор

Окружной суд

Адвокат

12 присяжных (ценз)

Городские думы

Избрание→

Мировой судья

←Избрание

Земства

на 3 года

Мировой суд

на 3 года

Документ

Из положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.)

  1.  Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения…
  2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:
  1. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
  2. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.
  3. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведование земскими благотворительными заведениями.

  1. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

VI. Попечение в развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие … в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений …

       7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел …

       9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам …

Структура земского самоуправления

Председа-тель

Председа-тель

Губернское земское собрание

Губернская земская управа

Председатель

Председа-тель

Уездное

земское собрание

Уездная

земская управа

1 курия Землевладельцы

2 курия Собственники неземельных имуществ

3 курия

Крестьяне

Избирательные курии

Предложения управы земскому собранию

Входящие в компетенцию земств

Не входящие в компетенцию земств

  1. Строительство школы
  2. Устройство больницы
  3. Приглашение агронома
  4. Строительство дороги
  5. Выделение средств малоимущим

  1. Изменение порядка избрания гласных
  2. Введение волостного земства
  3. Направлению царю предложения об изменении структуры государственной власти
  4. Обращение к другим земствам создать общеземскую организацию

Документ

Из Городского положения (1870 г.)

       «1. Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному правлению, а надзор за законным сего исполнением – Губернатору, на точном основании правилнастоящего Положения.

       9. Городское общественное управление, в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, недействительно.

      10. Лица, избранные на должность Городского Головы, а также назначенные для временного замещения сей должности … утверждаются в сих званиях: в губернских городах – Министром внутренних дел, а в прочих городах – губернатором».

Структура городского самоуправления

Городской голова

Городская управа

Городская дума

Мелкие

Средние

Крупные

Плательщики городских сборов

Документ

Из Устава о воинской повинности (1874 г.)

    … Мужское население, без различия состояний, надлежит воинской повинности.

       4. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускается.

       5. Вооружённые силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени.

       10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого им жребия, не подлежащие в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

       11. К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым с 1 октября того года, когда нобор производится, минул 21 год от роду.

       12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, предоставляется отбыть воинскую повинность без жребия, в качестве вольноопределяющихся, на основании правил, изложенных в главе XII сего устава.

        (Сроки службы для лиц со средним образованием сокращалась до полутора лет, а для лиц с высшим образованием – до полугода).

        17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.

        18. Общий срок службы во флоте определяется в 10 лет, из коих 7 лет действительной службы и 3 года в запасе.

        20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки устанавливаются собственно для мирного времени: во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока ого будет требовать государственная надобность.

       36. Государственное ополчение составляется из всего не числящегося в постоянных войсках, но способного носить оружие мужского населения от призывного (ст. 11) до 43-летнего возраста включительно. От призыва в ополчение не освобождаются до этого возраста и лица, уволенные из запаса армии и флота».

Изменения в системе образования

Университетский устав 1863 г.

Школьный устав

1864 г.

Автономия

Гимназии

Создан совет университета,

решающий все внутренние вопросы

Классические

Реальные

Избрание ректора и преподавателей

Сняты ограничения для студентов

(их поступки рассматривает студенческий суд)

Готовили к поступлению в университет

Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения

Принципы судопроизводства

            ↓            ↓                ↓          ↓

Всесословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого

Гласность – на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса

Состязатель-ность – участие в судебном процессе прокурора (обвинение) и адвоката (защита)

  ↓                                                ↓

Выбор-ность мирового судьи

Независи-мость – на судей не могла оказывать влияние админи-страция

Документ

ГАКО. Ф.426. Оп.1.Д.351.Л.11.

Историческая записка к 50-летию Григоровской гимназии Костромы

 

«Число учащихся Григоровской женской гимназии постоянно увеличивалось:

В 1870 г. – 179 учениц;

В 1882 г. – более 300 учениц;

В 1899 г. – превышало 400;

В 1902 г. – более 500;

В 1907 г. – свыше 700 учениц”.

“По сословиям:

2/3 дочери дворян и чиновников;

10 % - духовного звания;

20 % - городских сословий;

2 % - крестьян”.

         «Первоначально, в 1870 году, когда училищу был присвоен статус гимназии, плата за обучение составляла 35 руб. с ученицы, в 1882 году – за учение в 8 классе – 40 руб.; с 1886 года во всех классах плата была увеличена на 5 руб.; в 1891 году – на 10 руб., а с 1907 года выросла для всех классов ещё на 10 руб.».

Вопрос:        

  1. Представительницы каких сословий учились в гимназии? Кто преобладал? Почему?

Приложение 3

Алгоритм анализа конкретных исторических реформ

  1. Выделите исторические условия реформы.
  2. Определите причины реформы.
  3. Раскройте главные черты, признаки, связь с другими событиями.
  4. Обобщите и оцените последствия, значение, характер, место и роль реформы в последующем развитии общества.

Приложение 4

Алгоритм изучения исторических явлений

1. Причины возникновения явления:

А) противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;
Б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в решении противоречий;

2. Содержание явления, его развитие:

А) важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия;
Б) социальная направленность действий различных сил, сторон, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:

А) разрешение данным явлением назревших противоречий;
Б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Приложение 5

Материалы по технологии РАФТ

Исторические персоналии

Ростовцев  Яков Иванович, русский государственный и военный деятель, генерал-адъютант, товарищ министра внутренних дел

Константин Николаевич, великий князь, брат Александра II

 

Милютин Николай Алексеевич, товарищ министра внутренних дел

Милютин Дмитрий Алексеевич, русский государственный и военный деятель

Валуев Пётр Александрович, директор департамента в министерстве государственных имуществ

По данным «Душевой ревизии» 1858 г.:

Помещичьи крепостные крестьяне – 20 173 000

Удельные крестьяне – 2 019 000

Государственные крестьяне -18 308 000

Рабочие заводов и шахт, приравненные к государственным крестьянам – 616 000

Государственные крестьяне, приписанные к частным заводам – 518 000

Крестьяне, освобожденные после военной службы – 1 093 000

1870 г.

О своей городской реформе она говорила Павлу: «То, что вы видели – детство вещей», имея в виду то, что ее реформы дадут плоды через 20-30 лет.

Екатерина II

1857 год

Назимов В.И., виленский генерал-губернатор

Он передал Александру II просьбу литовских помещиков о разрешении им отпускать на волю своих крестьян без земли.

Головнин А.В.

1861 г.

Став министром народного просвещения, он принялся готовить реформу цензуры, предлагая с целью ослабления оппозиционности прессы учредить официальные издания, в задачи которых входило разъяснение обществу правительственной политики.

1898 г.

Ему был присвоен чин генерал-фельдмаршала, и он стал последним русским фельдмаршалом в истории императорский армии.

Как и его старший брат, он был последовательным сторонником реформ, принципов равенства всех сословий, недопущения каких бы то ни было привилегий.

М.Е. Салтыков-Щедрин сравнил её с «намордником, который надевают на пса: хочется укусить, но невозможно».

1856 г.

Он, возглавляя Морское министерство, сразу по окончании Крымской войны провёл преобразования в своём ведомстве, результатом чего стал быстрый переход флота от парусного к паровому.

1858 г.

Параллельно с подготовкой отмены крепостного права он, как товарищ (заместитель) министра внутренних дел, начал работать над реформой местного управления.

1870-1880 гг.

Кони Анатолий Фёдорович, общественный деятель и юрист

Благодаря ему многие из обвиняемых смогли избежать наказаний в судебных процессах по политическим делам.

1862 г.

Став министром внутренних дел, предложил увенчать земскую реформу общероссийским органом, но Александр II выступил против, так как, по его убеждению, это привело бы к распаду России.

Оценки реформ 60-70 гг. 19 века

Чичерин Борис Николаевич, русский правовед, философ, историк, публицист и педагог:

        «Изучая историю, я все более убеждаюсь, что война бывает полезна главным образом побежденным, если только в них есть достаточно силы, чтобы воспользоваться своим поражением для внутреннего обновления…»

Захарова Лариса Георгиевна, российский историк в кн. «Великие реформы в России. 1856 – 1874 гг.» – М., 1992:

        «Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший уроки Крымской войны».

Кони Анатолий Фёдорович, российский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор:

       «Судебные уставы являлись одним из лучших звеньев в последовательном ряду преобразований императора Александра II».

Мироненко Сергей Владимирович, российский историк:

       «Главной причиной, не позволившей освободить крестьян и попытаться изменить политический строй уже в начале 19 века, оказалось сопротивление подавляющей части дворянства».

Сидоров Александр Валентинович, российский историк:

        «В силу сложившейся ситуации Александр II оказался как бы реформатором поневоле. Не отсюда ли проистекал его важнейший политический принцип: … реформы не должны привести к дестабилизации общества, а достигаемый ими прогресс – наносить ущерб к положению каких-либо слоёв».

Герцен Александр Иванович, русский публицист-революционер 19 века:

       «Имя Александра II принадлежит истории; если бы его царствование завтра же окончилось – всё равно, начало освобождения сделано им, грядущие поколения это не забудут!»

Соловьев Сергей Михайлович, русский историк:

         «Начались либеральные речи; но было бы странно, если бы первым же, главным содержанием этих речей не стало освобождение крестьян. О каком другом освобождении можно было подумать, не вспомнив, что в России огромное количество людей есть собственность других людей, причем рабы одинакового происхождения с господами, а иногда и высшего: крестьяне славянского происхождения, а господа татарского, черемисского, мордовского, ни говоря уже о немцах? Какую либеральную речь можно было вести, не вспомнив об этом пятне, о позоре, лежавшем на России, исключавшем ее из общества европейских цивилизованных народов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....