Рабочая программа по ОБЖ 9класс
рабочая программа по обж (9 класс) на тему
Рабочая программа по ОБЖ 9класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_obzh_9_klass.docx | 53.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
«РАССМОТРЕНО» протокол № ____от _____________г. заседания ШМО | «СОГЛАСОВАНО» протокол № заседания НМС | «УТВЕРЖДЕНО» приказ № |
Руководитель ШМО ________ | Председатель НМС___________ | Директор школы___________ |
Рабочая программа:
Основы безопасности жизнедеятельности
Педагогический работник:
Камерилов Александр Михайлович, учитель ОБЖ
Класс: 9
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе: Комплексная программа А. Т. Смирнов Б. О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 – 11 класс М., «Просвещение», 2009 год.
Учебник: «Основы безопасности жизнедеятельности». 9 класс: под общей редакцией А. Т. Смирнова, Б.О. Хренников. М., Просвещение» 2014. – 240 с.
Салехард
2015 – 2016 год
1.Пояснительная записка Нормативные документы и материалы, для составления рабочей программы Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». Приказ Минобрнауки России от 30.08.2010г № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012г № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г № 1312». Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012г. № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004г. № 1089» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008г № 164, от 31.08.2009г №320, от 09.10.2009г № 427, от 10.11.2011г. № 2643) Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 (ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». |
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015уч.г.»
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.
Настоящая учебная программа представляет собой первую часть комплексной учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5—11 классов.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества; · выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
- усвоение знаний:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях,
- о влиянии их последствий на безопасность, личности, общества и государства,
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
- о здоровом образе жизни,
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
- развитие умений:
- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
2. Общая характеристика предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
· учет основных закономерностей развития теории безопасности;
· интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
· направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
· непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
· постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
· обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для этого курса с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.
Обеспечение межпредметной связи т.е. использовать содержание других предметов в темах курса ОБЖ и элементы содержания курса ОБЖ в других предметах (например, чрезвычайные ситуации природного характера - география, радиационная безопасность – физика, химическая безопасность – химия).
Модульная система построения учебной программы позволит преподавателю более рационально распределить учебный материал. Так, например, тематика «Защита населения от последствий землетрясений» из раздела I «Основы комплексной безопасности» может изучаться в разделе II «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» (см.: поурочный план, 7 класс).
Модуль I (М-1). Основы безопасности личности, общества и государства.
Модуль обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 класс).
Раздел II (Р-Н). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 класс).
Модуль II (М-ll). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел III (P-III). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (Р-1V). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т. д
3. Описание места учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.
Для реализации программы на её изучение предусмотрено по 1 часу учебного времени в неделю во всех классах (с 6-9 класс).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Данная программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
· умение самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
· умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);
· умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях в том числе при угрозе совершения террористического акта; вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
· умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
· умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
· навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
· ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;
· ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и пути продолжения своего образования.
5. Содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Модуль I Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел I Основы комплексной безопасности.
Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире.
1.1.Россия в мировом сообществе. Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны
1.2. Национальные интересы России в современном мире. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.
1.3.Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Основные угрозы национальным интересам России, влияние определённого поведения каждого человека на национальную безопасность России.
1.4.Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России.
2.1. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. Общие понятия и определения опасных и чрезвычайных ситуаций, их классификация.
2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России.
3.1. Военная угроза национальной безопасности России. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России.
3.2. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
3.3. Наркотизм и национальная безопасность России. Угроза наркотизма национальной безопасности России.
Тема 4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.
4.1. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Разнообразие видов террористических групп (секты, фанаты, одиночки). Виды, цели террористических актов.
4.2. Правила поведения при угрозе террористического акта. Основные правила при угрозе террористического акта. Правила поведения при захвате заложников.
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Тема 5. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
5.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). История государственной системы России. Координационный орган единой системы.
5.2. Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Различные уровни управления единой системой. Силы и средства РСЧС.
5.3. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. История МЧС России. Основные задачи. Основные мероприятия.
Тема 6. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите Населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
6.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
6.2. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Строительство и использование защитных сооружений
6.3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая диспетчерская служба на базе 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
6.4. Эвакуация населения. Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
6.5. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Очаги поражения, оповещение о ЧС Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
Тема 7. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации.
7.1. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом.
7.2. Система борьбы с терроризмом. Существование в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности
7.3. Государственная политика противодействия наркотизму
Государственная политика противодействия наркотизму. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.
7.4. Профилактика наркомании. Нормативно-правовая база по усилению противодействия незаконного оборота наркотических средств
Модуль II. основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Тема 8. Основы здорового образа жизни.
8.1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения. Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Взаимосвязь между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
8.2. Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни и формирование у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
8.3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Виды репродуктивного воспитания.
Тема 9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
9.1. Ранние половые связи и их последствия. Возможные заболевания при ранних половых актах. Уголовная ответственность. Причины, побуждающие подростков к раннему вступлению в половую связь.
9.2. Инфекции, передаваемые половым путем. Виды инфекций, передаваемых половым путём. Профилактика. Последствия.
9.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Как происходит заражение. Последствия. Меры профилактики.
Тема 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
10.1. Брак и семья. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
10.2. Семья и здоровый образ жизни человека. Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни
10.3. Основы семейного права в Российской Федерации. Семейное законодательство.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Тема 11. Оказание первой медицинской помощи.
11.1. Первая медицинская помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
11.2. Первая медицинская помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Причина передозировки. Реакция организма на неё. Профилактика наркомании.
6. Структура изучения курса
№ раздел и а и темы | Наименование раздела и темы | Количество часов | |
и темы | Раздел | Тема | |
I | Основы безопасности личности, общества и государства | 23 | |
1 | Национальная безопасность России в мировом сообществе | 4 | |
2 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России | 3 | |
3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера | 3 | |
4 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 3 | |
5 | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | 4
| |
6 | Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом | 6 | |
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 9 | |
7 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 3 | |
8 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 | |
9 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 2 | |
10 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 1 | |
Всего часов: | 32 | ||
Контрольные работы: | 2 | ||
Общее количество часов: | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ Раздела,темы урока | Наименование раздела, темы иурока | Количество часов | Тип, форма урока | Форма организации познавательной деятельности | Элементы содержания (дидактические единицы) | Вид диагностики и контроля | ОУУН, (должны знать, уметь, применять) | Дата | Коррекция |
I | Основы безопасности личности, общества и государства | ||||||||
1 | Национальная безопасность России в мировом сообществе | ||||||||
1.1 | Россия в мировом сообществе | 1 | Урок изучения нового материала (УИНМ) | Фронтальная форма позновательной деятельности (ФФПД) | Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. | Текущий контроль (ТК) | Уметь обосновывать значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны. | ||
1.2 | Национальные интересы России в современном мире | 1 | Комбинированный урок (КУ) | ФФПД | Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. | ТК | Уметь характеризовать основные виды национальных интересов России в современном мире. | ||
1.3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | 1 | КУ | ФФПД | Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России. | ТК | Уметь анализировать степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности России. | ||
1.4 | Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности | 1 | КУ | ФФПД | Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России. | ТК | Определять значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России. | ||
2 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России | ||||||||
2.1 | Опасные чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация | 1 | УИНМ | ФФПД | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека. | ТК | Знать классификации чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий. | ||
2.2 | Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия | 1 | Учебно-практческое занятие (УПЗ) | Коллективная форма позновательной деятельности (КФПД) | Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия. | Решение ситуационных задач | Уметь характеризовать в общих чертах чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия. | ||
2.3 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия | 1 | УПЗ | КФПД | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия. | Решение ситуационных задач | Уметь характеризовать в общих чертах чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия | ||
3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера | ||||||||
3.1 | Военные угрозы национальной безопасности России | 1 | УИНМ | КФПД | Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны. | ТК | Понимать сущность (внешних и внутренних) угроз национальной безопасности России. | ||
3.2 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | 1 | КУ | ФФПД | Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. | ТК | Уметь характеризовать международный терроризм как серьезную угрозу национальной безопасности России. | ||
3.3. | Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма | 1 | КУ | КФПД | Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма. | ТК | |||
4 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного | ||||||||
4.1 | Единая государственная система предупреждения и ликвидация чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 1 | УИНМ | КФПД | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | ТК | Знать права и обязанности граждан РФ в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | ||
4.2 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны | 1 | КУ | ФФПД | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время. | ТК | Уметь характеризовать основные силы и средства ГОЧС для защиты населения и страны от чрезвычайных ситуаций. | ||
4.3 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | КУ | КФПД | МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны. | ТК | Уметь объяснять роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях. | ||
5 | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | ||||||||
5.1 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций | 1 | УИНМ | КФПД | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. | ТК | Уметь анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и ее основные мероприятия. | ||
5.2 | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций | 1 | УПЗ | КФПД | Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | Решение ситуационны задач | Уметь моделировать рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обоснования их безопасности от ЧС природного и техногенного характера. | ||
Контрольная работа | 1 | КЗ | КФПД | ИК | |||||
5.3 5.4 | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях Эвакуация населения | 1 | УПЗ | ФФПД | Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения. Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации. | ТК | Изучать правила оповещения и эвакуации населе ния, правила пользования средствами защиты. Практическая Отработать действия по сигналам оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций Составить и записать в тетрадь перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации. | ||
5.5 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 | УИНМ | ФФПД | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | ТК | Уметь подобрать в Интернете и СМИ примеры проведения аварийно-спасательных работ в очагах ЧС. | ||
6 | Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом | ||||||||
6.1 | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления | 1 | УИНМ | КФПД | Виды террористических акций, их цели и способы осуществления. Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности. | ТК | Учебно-познавательная Уметь описывать виды террористических актов, их цели и способы осуществления. | ||
6.2 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом | 1 | КУ | ФФПД | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов. | ТК | Знать законодательную и нормативно-пра- вовую базу по организации борьбы с террориз- мом в Российской Федерации. | ||
6.3 | Система борьбы с терроризмом | 1 | КУ | КФПД | Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. | ТК | Раскрывать понятие «контртеррористическая опера- ция». Приводить примеры применения Вооруженных сил в борьбе с терроризмом. | ||
6.4 | Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 | УПЗ | КФПД | Правила поведения при угрозе террористического акта. | Решение ситуационных задач | Уметь анализировать рекомендации специалистов по безопасному поведению | ||
6.5 | Государственная политика противодействия наркотизму | 1 | УИНМ | КФПД | Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. | ТК | Уметь объяснять организационные основы системы противодействия наркотизму в РФ. | ||
6.6 | Профилактика наркомании | 1 | Комбинированный урок (КУ) | КФПД | Нормативно-правовая база по усилению противодействия незаконного оборота наркотических средств | ТК | Выработать отрицательной отношение к приёму наркотиков. | ||
II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||||||||
7 | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||||||||
7.1 7.2 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие | 1 | УИНМ | КФПД | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека. Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности. | ТК | Уметь характеризовать здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Знать составляющие здорового образа жизни | ||
7.3 | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | 1 | КУ | КФПД | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | ТК | Уметь объяснять влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России. | ||
8 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | ||||||||
8.1 | Ранние половые связи и их последствия | 1 | УИНМ | КФПД | Факторы и причины, которые могут привести к более раннему вступлению в половую жизнь. Отрицательные последствия ранних половых связей. | ТК | Знать основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи) и их профилактику. | ||
8.2 | Инфекции, передаваемые половым путем | 1 | Комбинированный урок | КФПД | Наиболее распространенные ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность. | ТК | Знать основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи) и их профилактику. | ||
8.3 | Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | 1 | УПЗ | Урок обобщение (УО) | Как происходит заражение. Последствия. Меры профилактики. | ТК | Знать основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (инфекций передаваемые половым путем). | ||
9 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | ||||||||
9.1 9.2 | Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека | 1 | УИНМ | КФПД | Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи. Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. | ТК | Знать основы семейного права в РФ и взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. | ||
9.3 | Основы семейного права в Российской Федерации | 1 | КУ | КФПД | Основные положения Семейного кодекса РФ. | ТК | Уметь характеризовать особенност семейно-брачных отношений в РФ. | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | КЗ | КФПД | ИК | |||||
10 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | ||||||||
10.1 10.2 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ | 1 | УПЗ | КФПД | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ. | Решение ситуационных задач | Отработка в парах приемов оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших. Отработка в парах приемов оказания первой медицинской помощи при массовых поражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших. | . |
Циклограмма тематического контроля
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Средствами оснащения ОБЖ являются:
Учебно-методическая литература.
- Технические средства обучения.
- Средства программного обучения и контроля знаний.
- Макеты, муляжи, модели.
- Тренажёры.
- Стенды, плакаты.
- Средства индивидуальной защиты.
- Аудиовизуальные пособия.
- Учебно-методическая литература
Нормативно-правовые документы
- Конституция Российской Федерации
- Правила дорожного движения Российской Федерации
- Семейный кодекс Российской Федерации
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Закон «Об образовании»
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон «О противодействии терроризму»
- Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Учебная литература
- Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»
- Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»
- Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы»
- Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5—9 классы»
- Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
- Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
- Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
- Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов
- Технические средства обучения
- Мультимедийный компьютер
- Сканер
- Принтер лазерный
- Телевизор
- Кодоскоп
- Мультимедиапроектор
- Экран настенный
- Макеты, муляжи, модели
- Макеты местности, отражающие расположение потенциально опасных объектов, дорог, водоёмов, убежищ и т. п.
- Макеты жилых и промышленных зданий с узлами жизнеобеспечения, технологическим оборудованием
- Макеты потенциально опасных элементов технологического оборудования
- Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе
- Макеты убежищ, укрытий с основными системами жизнеобеспечения
- Макеты АСИО, ПР, СП и др. в разрезе
- Муляжи тела человека
- Стенды, плакаты
Стенды
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
- Безопасность на улицах и дорогах
- Криминогенные ситуации
- Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
- Правила поведения при землетрясениях
- Пожары, взрывы
- Наводнения и затопления
- Правила оказания первой помощи
- Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
- Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
- Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
- Дорожные знаки
- Пожарная безопасность
- Безопасность в быту
- Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
- Активный отдых на природе
- Опасные ситуации в природных условиях
- Безопасность на воде
- Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
- Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
- Правила безопасного поведения при землетрясении
- Правила безопасного поведения при наводнении
- Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте
- Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
- Первая помощь при массовых поражениях
- Правила транспортировки пострадавших
- Безопасность дорожного движения
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
- Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
- Ватно-марлевые повязки
- Противопылевые тканевые маски
- Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)
- Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи
- Фильтрующие СЗК (типа КИП-8)
- Изолирующие СЗК (типа КИХ-5 и т. п.)
Медицинское имущество
- Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
- Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
- Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
- Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
- Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х X 14 см
- Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х х Ю см
- Вата медицинская компрессная
- Косынка медицинская (перевязочная)
- Повязка медицинская большая стерильная
- Повязка медицинская малая стерильная
- Булавка безопасная*
- Шина проволочная (лестничная) для ног
- Шина проволочная (лестничная) для рук
- Шина фанерная длиной 1 м
- Жгут кровоостанавливающий эластичный
- Манекен-тренажёр для реанимационных мероприятий
- Шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная)
- Носилки санитарные
- Знак нарукавного Красного Креста
- Лямка медицинская носилочная
- Флаг Красного Креста
- Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы на цифровых носителях
- Действия учащихся по сигналам ГО
- Средства индивидуальной защиты
- Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
- Гидродинамические аварии
- Автономное существование человека в природных условиях
- Оползни, сели, обвалы
- Ураганы, бури, смерчи
- Наводнения
- Лесные и торфяные пожары
- Электробезопасность
- Безопасность на улицах и дорогах
- Безопасность на воде
- Безопасность на природе
- Правила безопасного поведения в быту
- Поведение при ситуации криминогенного характера
- Правила безопасного поведения при землетрясениях
- Правила поведения при угрозе возникновения взрывов
- Первая помощь при травмах
- Первая помощь при кровотечениях
- Первая помощь при переломах
- Первая помощь при ожогах
- Применение огнетушителей и правила пользования ими
- Противошоковые и реанимационные мероприятия
- Вредные привычки
ЛИТЕРАТУРА
Нормативно-правовые документы
Закон «Об образовании» (последняя редакция).
Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации $ октября 2009 г.).
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утв. Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116).
Постановление Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (последняя редакция).
Постановление Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 мая 2007 г. № 304).
Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690).
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» (от 15 февраля 2006 г. № 116).
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» (последняя редакция).
Федеральный закон «О безопасности» (последняя редакция).
Федеральный закон «О гражданской обороне» (последняя редакция).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (последняя редакция).
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» (последняя редакция).
Федеральный закон «О пожарной безопасности» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии терроризму» (последняя редакция).
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (последняя редакция).
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (последняя редакция).
Основная и дополнительная литература.
Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М: Просвещение, 2014. – 240 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – М: Просвещение, 2014. – 175 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 8-9 классы: учебное пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.В.Клюев. – Легион Ростов на Дону, 2011. – 174 с.
Дорожное движение : Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /А.Л.Рыбин, М.В, Маслов; под редакцией А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2008, -160 с.
Антитеррор. Практикум для горожанина: сб. / сост.: редакция сайта «Антитеррор.Ру». — М.: Европа, 2005. — (Серия «Войны»),
Гражданская защита. Энциклопедия. В 4 т. / под ред. С. К. Шойгу. — М.: Московская типография № 2, 2006.
Гражданская защита: энциклопедический словарь / |Ю. J1. Воробьёв и др.; под ред. С. К. Шойгу]. — М.: ДЭКС- ПРЕСС, 2005.
Терроризм — ты под прицелом: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.
Игнатенко А. А. Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся / А. А. Игнатенко. — М.: Просвещение, 2010.
Когда не один противостоишь злу...: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2010.
Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / [Ю. Л. Воробьёв, В. А. Тучков, Р. А. Дурнев; под ред. Ю. Л. Воробьёва]. — М.: Деловой экспресс, 2006.
Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений с мультимедийным учеб. в оболочке TeachPro на CD-ROM / под ред. С. К. Шойгу, Ю. Л. Воробьёва, М. И. Фалеева. — 2-е изд. — М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003.
Сальникова И. В. «Свой?» — «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И. В. Сальникова. — М.: Просвещение, 2010.
Словарь основных терминов и понятий в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. — М.: Эдиториал УРСС, 2003.
Экстремизм — идеология и основа терроризма: пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 2011.
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах ученик должен знать:
· потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
· основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
· систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних
и внутренних угроз;
· наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
· основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
· законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
· правила поведения при угрозе террористического акта;
· государственную политику противодействия наркотизму;
· основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
· предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
· принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
· пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
· оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и
в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
- 9. Контрольно - измерительные материалы.
- Для контроля усвоения планируемых результатов учащихся основной школы используется сборник тестовых заданий и ситуационных задач, контрольных вопросов. Пособие входит в учебно – методический комплекс по предмету ОБЖ, который разработан в соответствии с требованиями к результатам освоения основной программы основного общего образования.
- «Основы безопасности жизнедеятельности». Тесты, практические задания. 5 - 9 классы: учебное пособие / А.В. Клюев. – Ростов н/Д: Легион,2011 г.- 174 с. – (Промежуточная аттестация).
- Используются пять видов тестовых заданий:
- - выбрать правильный ответ (ответы) из нескольких вариантов предложенных ответов;
- - письменно дополнить или полностью раскрыть информацию, содержащую в задании;
- - установить соответствие понятий из двух предлагаемых групп (одна группа обозначается цифрами, вторая буквами);
- - составить фразу из приведенных фрагментов;
- - установить очередность действий.
- Тестовые задания, ситуационные задачи, контрольные вопросы даны в соответствии с модульным построением содержания преподавания ОБЖ.
- Ответы на тестовые задания, ситуационные задачи, контрольные вопросы оцениваются в баллах одинаково:
- - правильный ответ – 1 балл;
- - отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов.
- Ответ считается правильным, если учащийся изложил его своими словами, но не исказил смысл понятия.
- Таким образом, при правильных ответах по всем заданиям общее количество баллов составит 10 баллов.
- Оценка уровня и качества подготовки учащихся проводится по четырёх балльной системе с учётом количества баллов, набранных за правильные ответы, исходя из следующих критериев.
- Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, если учащийся дал не менее 4 правильных ответов и набрал 0-3 балла.
- Оценка «удовлетворительно» выставляется в случае, если учащийся дал до 5 правильных ответов и набрал 4-5 баллов.
- Оценка «хорошо» выставляется в случае, если учащийся дал до 8 правильных ответов и набрал 6-8 баллов.
- Оценка «отлично» выставляется в случае, если учащийся дал до 9 правильных ответов и набрал 9-10 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной
полная рабочая программа по литературе 9класс...
Рабочая программа по литературе 9класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. ...
Рабочая программа "Русский язык" 9класс
Программа представляет собой пояснительную записку, список литературы и календарно-тематическое планирование...
рабочая программа платные курсы 9класс
Дополнительные платные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить обучение в 10 классе с углубленным...
рабочая программа по геометрии 9класс
Рабочая программа по геометрии разработана по учебнику Геометрия 9класс автора Атанасяна...
рабочая программа по химии . 9класс , Габриелян О.С.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна , к учебнику химии 9 кл. О.С.Габриеляна(2 часа в неделю)...
рабочая программа по математике-9класс
Рабочая программа по математике для 9 класса составлена на основе следующих документов:1. Программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9...