Рабочая программа "Русский язык" 9класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Программа представляет собой пояснительную записку, список литературы и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_yazyk.9klass.zip | 62.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
г.Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО и УТВЕРЖДАЮ
На МО от______ УТВЕРЖДЕНО на педагогическом Директор МБОУ СОШ№13
_____________ совете протокол №________ __________ Устинова Т.И.
от_______________________
Рабочая программа
«Русский язык»
9 класс
Учитель
_Кудря Аксана
Викторовна
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего обра зования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и про граммы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова. - М.: Просвещение, 2010г).
В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что домини рующая идея примерной программы - интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся - не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания рус ского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанны ми знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.
Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.
В 9 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка в 9 классе основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве языка и особенностях его употребления в разных условиях общения. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуаци ях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие го товности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к ре чевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нор мах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере обще ния; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преоб разовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах че ловеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация рече вого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально - делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи зовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие. теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек сте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество вание);
- писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова ния к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче ских словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп ределении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати ки, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупот ребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изо бразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского: языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов-с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче ского и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове ряемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь кос венной;
- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази тельности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо значения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Виды и формы контроля:
- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный анализ текста;
- сочинение по картине;
- изложение с элементами сочинения;
- тест;
- устное высказывание на лингвистическую тему.
Литература
Для учащихся
- Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
- Бархударов С.Г.Русский язык 9 кл. . - М.: Просвещение, 2010г.
- Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006
- ДейкинаА. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс/А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
- Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дро фа, 2006.
- Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.
- Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2004.
- Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2009
- Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
- Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тет радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.
Для учителя
- Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.
- Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.
- Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
- Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.
- Богданова Г.Л Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя /. - М.: Просвеще ние, 2010.
- Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение,
2005.
- Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
- Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.
- Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб — М.: Просвещение, 2005.
- Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подго товки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, вид самостоя тельной работы | Домашнее задание | Дата про ведения | ||
План | Факт | ||||||||
Международное значение русского языка | 1 | Урок усвоения новых знаний | Русский язык выполняет несколько функций. Место русского языка в современном мире. Причины включения языка в число мировых | Знать понятие «мировые языки», функции русского языка, причины его включения в состав мировых и международных языков. Уметь составлять план, пересказывать текст по плану. | Составить план параграфа | Составить рассказ по плану, подкрепить примерами | • | ||
Комплексное повторение | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Звуки русского языка, их классификация Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ Соблюдение норм русского языка | Уметь обнаруживать орфо граммы, группировать их, объ яснять их правописание в виде рассуждения (устно), письмен но объяснять с помощью гра фических символов; производить все виды разборов | Подготовить сообщение | Упр 10, 28, 42(сочинение-миниатюра) | |||
Простое предложе ние. Предло жения с однород ными членами Предло жения с обособ ленными членами | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксис и пунктуация простого пр-ия. Способы выражения главных членов пр-ия; виды пр-ий по наличию главных членов; виды односо ставных пр-ий; пр-ия с однород ными членами, с обособ ленными второстепен ными членами и знаки препинания при них | Уметь производить структур но-смысловой анализ пред ложений, различать изучен ные виды простых предложе ний, интонационно вырази тельно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользо ваться синтаксическими си нонимами | Объяснительный диктант Комментирован ное письмо | Упр. 31 сообщение об односоставных предложениях Упр. 37, | |||
Предло жения с обраще ниями, вводными словами и вставными конструк циями | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знаки препинания в предложениях с обра щениями, вводными словами и вставными конструкциями | Уметь: интонационно вырази тельно читать предложения с обращениями, вводными сло вами и вставными конструк циями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции | Диктант «Прове ряю себя» | Упр. 39 (прочитать отрывок из книги Н. М. Шанского «По следам "Евге ния Онегина"». Найти вводные и вставные конструкции | |||
Р.р. Устное высказывание о роли знаний в жизни человека | 1 | Урок развития речи | Составление устного высказывания | Уметь создавать текст для устного выступления, подбирать аргументы | Подготовить выступление | Упр. 5-6 | |||
Р.р. Описание портрета А.П, Струйской | 1 | Урок развития речи | Описание портрета, создание сочинения на основе личных впечатлений | Уметь описывать картину, создавать текст-описание | Упр. 46 | ||||
Сложное предложе ние. Понятие о сложном предложе нии. Слож ное пред ложение как едини ца синтак сиса | 1 | Повторитель- но-обобщающий урок | Сложное предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное един ство частейСП. Основные средства синтаксической связи между частями сложного пр-ия | Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей слож ного предложения, пунктуационно оформлять их | Составить табли цу «Основные ви ды сложных пред ложений» | § 7. Диктант с про должением (микро сочинением на эко логическую тему). | |||
Союзные и бессоюз ные пред ложения | 1 | Урок усвоения знаний | Типы сложных предло жений. Смысловые от ношения . между про стыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в со юзных и бессоюзных предложениях | Знать классификацию слож ных Предложений, уметь раз граничивать сложные пред ложения разных типов, инто национно и пунктуационно оформлять бессоюзные и со юзные сложные предложе ния, строить предложения с заданной конструкцией | Конструирование предложений по схемам | § 8, упр. 51. Записать текст, вставляя пропущенные буквы. Найти сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, указать вид сложного предложения. | |||
Р.Р Анализ текста Способы сжатия текста | 1 | Урок развития речи | Основные способы сжатия текста: удаление лишнего, упрощение, замен синтаксических конструкций другими. Уметь сокращать исходный текст, используя способ исключения лишнего | Повторить смысловую и композиционную целостность текста: вступление заключение, основная част. повторить основные признаки текста: относительная завершенность текста, Уметь сокращать исходный текст, используя способ исключения лишнего | Написание сжатого текста | Упр55 | |||
Сложносо чиненные предложе ния. Понятие о сложносо чиненном предложе нии | 1 | Урок усвоения нового мате риала | Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические призна ки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения | Знать грамматические при знаки СПП, его строение. Уметь интонационно оформ лять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отно шения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений | Тестирование | §11,12, упр. 62 | |||
Средства связи час тей слож носочи ненного предложе ния, ос новные группы ССП по значению и союзам | 1 | Урок ус воения новых знаний | Сложносочиненные предложения с соеди нительными, раздели тельными, противи тельными союзами i" | Знать основные группы СПП по значению и союзам, уметь определять смысловые отно шения между частями СПП и способы их выражения: соединительные отношения; противительные от ношения; раздели тельные отношения | Диктант «Прове ряю себя». Соста вить таблицу «Группы сложно сочиненных предложений» | §13-15. Работа по группам: 1 группа - упр. 64 2 группа - упр. 65 3 группа - упр. 68 | |||
Смысло вые отно шения ме жду час тями ССП и способы их выра жения | 1 | Урок закреп ления изучен ного | Сложносочиненные предложения с соеди нительными, раздели тельными, противительными союзами | Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи его частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи | Творческий дик тант | Прочитать стихи И. Никитина, со блюдая правильную интонацию. Почему поэт часто употреб ляет ССП с союзом И? Какова роль это го союза в поэтиче ском тексте? | |||
Знаки пре пинания в ССП с об щим вто ростепен ным чле ном | 1 | Урок закреп ления изучен ного | Знаки препинания в ССП с общим второсте пенным членом. Смы словые отношения ме жду частями ССП | Уметь опознавать ССП с об щим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие за пятой, конструировать пред ложения | Синтаксический, пунктуационный разбор | §16, упр.73(найти ССП с общим второстепенным чле ном, подчеркнуть грамматические ос новы,его схему, | |||
P.p. Сочинение-рецензия на литературное произведение. | 1 | Уроки развития речи | Особенности жанра, уметь составлять план рецензии, уметь писать заключение и вступление к сочинению, уметь отбирать литературный материал в связи с учебной задачей и систематизировать его | Уметь создавать рецензию на художественное произведение или научно популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие, Уметьсамостоятельно редактировать и творчески перерабатывать свой текст | Сочинение | Написание рецензии | |||
Синтакси ческий и пунктуационный разбор ССП. Знаки препина ния в ССП | 2 | Повто- рительно- обоб щающие уроки | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Уметь производить синтакси ческий и пунктуационный раз бор ССП, конструировать ССП разных видов, производить синони мичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания | Взаимодиктант. Написать сочине ние-миниатюру «Наступление зимнего вечера», по возможности используя ССП | Повторить изученное по теме «Сложносочиненные предложения», используя контрольные вопросы на с. 47. | |||
Контроль ная работа | 2 | Урок контроля | Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП | Уметь правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с норма ми письма, производить синтакси ческий и пунктуационный раз бор ССП | Диктант с грамма тическим задани ем | Повторить словарные слова | |||
Сложноподчинен ные предложения. Понятие о СПП, его граммати ческие признаки | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения: | Знать грамматические при знаки СПП, его строение, средства связи частей, опо знавать СПП в тексте, пра вильно ставить знаки препи нания | Составить план параграфа, проил люстрировать пункты плана своими примерами | § 18, упр. 85 (прочитать, выписать, расставляя пропущен ные запятые) | |||
Место при даточного предложе ния по от ношению к главному. | 1 | Урок усвоения нового мате риала | Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грам матическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП | Уметь определять место при даточного предложения по отношению к главному, пра вильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, | Комментирован ное письмо. Со ставить схемы сложноподчинен ных предложений | §19, упр. 89. | |||
Р.Р Изложение с элемен тами сочинения-рассуждения в жан ре научной статьи | 2 | Уроки развития речи | Лингвистическое изло жение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи | Уметь анализировать содер жание, язык исходного текста, передавать подробно содер жание лингвистического текста оформлять свои мысли в жанре небольшой научной статьи | Изложение с эле ментами сочине ния-рассуждения | Повторить словарные слова | |||
Союзы и союзные слова в сложноподчинен ном предложении | 1 | Урок усвоения нового мате риала | Средства связи частей сложноподчиненного предложения: интона ция, подчинительные союзы, союзные слова | Знать средство связи частей в СПП, уметь различать под чинительные союзы и союз ные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить знаки пре пинания | Конструирование СПП | §20, упр. 97 (спи сать, расставляя знаки препинания | |||
Роль указательных слов в сложноподчинен ном пред ложении | 1 | Урок закреп ления изучен ного | Место придаточного в СПП. Главное предложение с указательным словом. Пунктуационные и син таксические нормы | Уметь опознавать указатель ные слова в главной части СПП, выяснять характер от ношений между указатель ными словами в главном предложении и последующи ми в придаточном, | Синтаксический и пунктуационный разбор. Взаимодиктант | § 21, упр. 105 (запи сать предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания | |||
P.p. Сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?» | 1 | Урок развития речи | Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно по заданной теме в форме рассуждения | Уметь оценивать свою работу по критериям оценивания сочинения по новой форме. Развитие устной и письменной речи, обогащение словаря | Написание сочиненя | ||||
Основные группы сложноподчинен ных предложений. СПП с придаточ ными оп редели тельными | 2 | Урок усвоения новых знаний | Основные группы СПП по значению и строению. СПП с придаточными определитель ными | Знать группы СПП по значе нию и строению, уметь опре делять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструиро вать СПП разных видов Уметь опознавать СПП с при даточными определительными в тексте по характеру смысло вой связи между частями, значению союзных слов, | Синонимичная замена СПП с придаточным оп ределительным на простые с обо собленным опре делением. | §22, упр. 115 Выписать из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» афоризмы с придаточ ными определи тельными | |||
Сложноподчинен ные пред ложения с придаточ ными изъ яснитель ными | 2 | Урок изучения и закрепления нового мате риала | Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главно го предложения с при даточным. Синтаксиче ские и пунктуационные нормы | Знать место придаточных изъяснительных по отноше нию к главному, средства связи придаточного с глав ным конструиро вать СПП с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них | Конструирование предложений по схемам | §23, упр. 119 (со ставить СПП изъяс нительные, при соединив придаточ ные с помощью сою зов чтобы или что) | |||
СПП с придаточ ными обстоятельственными. | 1 | Урок усвоения нового мате риала | Виды придаточных об стоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с прида точными обстоятельст венными. Синонимия простых и сложных предложений | Знать виды обстоятельствен ных придаточных, уметь опо знавать СПП с придаточными обстоятельственными , производить сино нимическую замену простых и сложных предложений, | Объяснительный диктант | §25, 26, упр. 128 | |||
СПП с придаточ ными вре мени и места | 1 | Урок закреп ления изучен ного | СПП с придаточными времени и места | Уметь употреблять СПП с придаточными места и вре мени, производить синтакси ческий, пунктуационныйраз бор, выразительно читать, употреблять в речи, сопоставлять с определительными прида точными с союзными словами «где», «откуда», «куда» | Подготовить уст ное сообщение «Специфика при даточных места и времени и их от личие от прида точных определи тельных» | Упр. 130 | |||
СПП с придаточ ными при чины, следствия, условия | 1 | Урок закреп ления изучен ного | Структура СПП с прида точными условия, при чины, следствия и их отличие от других ви дов. Знаки препинания в СПП. | Уметь опознавать СПП с при даточными причины, следст вия, условия,конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, | Синтаксический, пунктуационный разбор. Включить условные конст рукции в рассуж дение на задан ную тему | §26. Упр. 141.. Составить схе мы СПП | |||
СПП с придаточ ными уступки, цели | 1 | Урок за крепле ния изу ченного | Средства связи прида точного с главным. Зна ки препинания в СПП с придаточными уступки, цели | Уметь опознавать СПП с при даточными цели и уступки, производить синоними ческую замену, выявлять об щее между СПП с придаточ ным уступительным и ССП с противительными союзами | Графический дик тант. Конст руирование пред ложений | §26, упр. 153. Заключить в овал союз СПП с прида точными цели | |||
СПП с придаточ ными сравни тельными, образа действия, меры, степени | 1 | Урок закреп ления изучен ного | Средства связи главно го предложения с при даточным. Синтаксиче ские нормы. Отличие СПП с придаточным сравнительным и про стых предложений со сравнительным оборо том. | Уметь опознавать СПП с при даточными образа действия, степени, конструировать предложения данной конст рукции и употреблять в речи | Схематический диктант. Конст руирование пред ложений | §27, упр.165 (прочи тать стихотворение В. Набокова). О чем написал поэт в своем произведении, какие чувства выразил в нем? | |||
Система тизация и обобще ние изученного по теме «Сложноподчинен ные пред ложения» | 2 | Повторитель- но- обобщающий урок | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП | Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные пред ложения, производить си нонимическую замену подчи нительных союзов и синтак сических конструкций, опре делять значение придаточных и разные способы его выра жения, конструировать СПП с различными видами прида точных, | Написать не большое сочине ние-рассуждение о родном крае с использованием СПП с придаточными разных ви дов | Устное сообщение «Виды придаточных предложений» | |||
P.p. Сочинение-рассуждение о при роде род ного края, о родине | 1 | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине | Уметь создавать текст-рас суждение, осуществлять вы бор языковых средств в соот ветствии с темой, целями и стилем, отбирать необходи мый фактический материал, свободно излагать свои мыс ли, | Сочинение | Написание сочиненя | |||
Сложноподчинен ные пред ложения с нескольки ми прида точными. Знаки пре пинания в них | 1 | Урок закреп ления изучен ного | Значения, способы и по следовательность при соединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и па раллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими при даточными. | Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, | Объяснительный диктант | §28. Упр. 172. Оп ределить вид при даточных и вид под чинительной связи | |||
Р.Р Деловые документы. (автобиография, заявление) | 1 | Урок развития речи | Знать виды деловых документов: заявление, автобиография, уметь составлять данного рода деловые бумаги | Уметь уметь составлять данного рода деловые бумаги, составлять свою автобиографию | Написание автобиографии | ||||
Синтакси ческий и пунктуа ционный разбор СПП | 2 | Повторитель- но- обобщающие уроки | Синтаксический и пунк туационный разбор сложноподчиненного предложения | Уметь определять вид прида точного в СПП, выделять главную и придаточную час ти, определять средства свя зи, конструировать СПП,уметь нахо дить СПП в художественных текстах | Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуационный разбор | §29. Упр. 182 (произвести письменно синтак сический и пунктуа ционный разбор вы деленных предло жений) | |||
Контроль ная работа | 1 | Урок контроля | Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП | Уметь производить структур но-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, | Комплексный ана лиз текста | Повторить словарные слова | |||
Бессоюз ные слож ные пред ложения. Понятие о БСП. | 1 | Урок усвоения нового мате риала | БСП, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП | Знать грамматические при знаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препина ния | Составление предложений по схемам | §31-32. Записать 5-6 посло виц пред ставляющих собой БСП | |||
Запя тая и точка с запятой в БСП | 1 | Урок усвоения нового мате риала | БСП со значением пе речисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные осо бенности БСП. Пунктуационные нормы | Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисле ния), расставлять знаки пре пинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, кон струировать БСП | Осложненное спи сывание | § 33. Упр. 193 | |||
P.p. Изложение с элемента ми сочи нения на морально-нравст венную тему | 1 | Урок развития речи | Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Ис пользование изученных синтаксических конст рукций | Уметь воспринимать текст на слух, производить компози ционно-содержательный ана лиз текста, определять выра зительные слова и конструк ции для передачи темы, ос новной мысли, делать краткие записи в виде перечня клю чевых слов, фиксировать ос новные факты, при создании сочинения выражать отношение к затронутой проблеме, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта | Изложение с эле ментами сочине ния | Написание работы | |||
Р.Р Сочинение на лингвистическую тему. «Зачем нужно двоеточие?..» | 1 | Урок развития речи | Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно по заданной теме в форме рассуждения | Уметь оценивать свою работу по критериям оценивания сочинения по новой форме. Развитие устной и письменной речи, обогащение словаря | Написание сочинения | ||||
БСП со значением причины, пояснения, дополне ния. Двоеточие в БСП | 1 | Урок усвоения новых знаний | Бессоюзные сложные предложения со значе нием причины, поясне ния, дополнения. Двоеточие в бессоюз ном сложном предло жении | Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые отношения (причины,пояснения, дополнения), конструи ровать предложения с дан ными значениями, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП | § 34, упр. 198 (закон чить начатые пред ложения так, чтобы получились БСП) | ||||
БСП со значе нием про тивопо ставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП | 1 | Урок усвоения новых знаний | Бессоюзные сложные предложения со значе нием противопоставле ния, времени, условия и следствия. Тире в бес союзном сложном пред ложении | Знать условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отно шения (противопоставления, времени, условия и следст вия), , интонационно и пунктуа ционно оформлять, вырази тельно читать, передавая го лосом смысловые отношения между частями БСП | Составить и запи сать тезисный план параграфа, проиллюстриро вать своими при мерами | § 35 Найти в 1 действии комедии «Недоросль» бессо юзные предложения. Выписать их и объ яснить постановку знаков препинания | |||
Системати зация и обобщение изученного по теме «БСП». Синтакси ческий и пунктуационный раз бор БСП | 1 | Повторитель но- обобщающий урок | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и пись менного синтаксическо го и пунктуационного разбора | Уметь опознавать БСП в тек сте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смы словые отношения между частями, конструировать, со ставлять схемы, выразитель но читать, употреблять в соб ственной речи | Диктант «Прове ряю себя» | Контрольные вопро сы и задания на с. 139. Подобрать из художественного произведения 2 БСП с многознач ными отношениями между частями | |||
Контроль ная работа | 1 | Урок контроля | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и пись менного синтаксическо го и пунктуационного разбора | Уметь опознавать БСП в тек сте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смы словые отношения между частями, конструировать, со ставлять схемы, выразитель но читать, употреблять в соб ственной речи, | Тест | Подготовить устное сообщение на вы бор: «Двоеточие в простом и сложном предложении», «Ти ре в простом и сложном предложе нии» | |||
Сложные предложе ния с раз личными видами связи | 2 | Уроки усвоения нового мате риала | Структурные особенно сти сложного предло жения с разными ви дами связи. Употребление союзной (сочинительной и под чинительной) и бессо юзной связи в СП | Знать структурные особенно сти СП с разными видами связи, ос новные разновидности пред ложений в зависимости от сочетания видов связи: сочи нительной и подчинительной, подчинительной и бессоюз ной, сочинительной и бессо юзной, сочинительной, под чинительной, бессоюзной; | Составление предложений по схемам. Состав ление схем | §37. Упр. 212. Подготовить рекламу катка по картине М. К. Финогеновой «Каток для начи нающих», чтобы её можно было пере дать по радио в на шем городе | |||
Знаки пре пинания в сложных предложе ниях с раз личными видами связи | 2 | Уроки закреп ления изучен ного | Знаки препинания в предложениях с раз личными видами связи. Сочетание знаков пре пинания. Сочинительные и под чинительные союзы | Уметь производить синтакси ческий разбор и конструиро вать сложные предложения с разными видами связи, ста вить знаки препинания, выра зительно читать, находить синтаксические конструкции в художественных текстах | Творческий дик тант | §38. Упр. 217. | |||
Синтакси ческий и пунктуа ционный разбор сложного предложе ния с раз личными видами связи | 1 | Повторительно- обоб щающий урок | Структура сложного предложения с разными видами союзной и бес союзной связи, разное сочетание видов связи | Уметь конструировать пред ложения, выявлять смысло вые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, нахо дить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунк туацию | Предупредитель ный диктант | Подготовить сообще ния по темам (на вы бор): «Все народы меня ются словами» (В. Белинский), «Устаревшие слова как живые свидетели истории», | |||
P. p. Изложение с элемен тами сочинения | 2 | Уроки развития речи | Работа с текстами сбор ника для подготовки к экзамену: уст ный пересказ, состав ление планов, выбор ключевых слов, воспро изведение отдельных фрагментов по ключе вым словам | Уметь воспринимать текст на слух, производить композици онно-содержательный анализ текста; определять вы разительные слова и конструк ции для передачи темы, основ ной мысли; сохранять структуру текста при воспроизведении, при создании сочинения интерпре тировать основную мысль ис ходного текста, выражать от ношение к затронутой пробле ме, | Изложение с эле ментами сочине ния | Написать сочинение к одному из текстов | |||
Общие све дения о языке. Словарь как вид справочной литерату ры. Основ ные виды словарей, словари лингвисти ческие и нелингвис тические | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Словарь как вид спра вочной литературы. Ос новные виды словарей, словари лингвистиче ские и нелингвистиче ские | Знать особенности словарей, энциклопедические и толко вые словари, их структуру, уметь ими пользоваться в исследовательской и проект ной деятельности, при подго товке к урокам | Составить сло варную статью для толкового словаря. Сопоста вительный анализ словарей. | Подготовить устное сообщение на вы бор: «В. И. Даль - известный русский лексикограф», «Д. Н. Ушаков - со ставитель толкового словаря» | |||
Язык худо жественной литературы | 2 | Повторительно- обобщающие уроки | Язык художественной литературы: цели, функции | Уметь производить анализ художественных текстов, ви деть и обосновывать их эсте тическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализиро вать индивидуальный стиль писателя (манера письма, художественные приемы) | Проанализировать текст любого произ ведения (стихотво рение, фрагмент прозы), отметить средства создания образности, разно стилевые слова и обороты речи рус языка | ||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфогра фия | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Звуки русского языка, их классификация. Смыс-лоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма | Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ тек ста, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий | Зачет | Списать, обозначить орфограммы, выбор которых зависит от фонетических усло вий, определить стиль текста. Свой выбор аргументиро вать | |||
Лексика. Морфемика. Словооб разование | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Морфемы, передающие информацию о слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Определение основных способов словообразования. | Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, использовать морфемный и словообразо вательный анализ слов для правильного правописания, употреблять в речи сининомы, антонимы, фразеологизмы | Комплексный ана лиз текста | Составить предло жения с данными словами (из слова ря) | |||
Морфоло гия и ор фография | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфо граммы, выбор которых зависит от морфологи ческих условий | Уметь распознавать изучен ные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать пра вильный выбор орфограмм, | Объяснительный диктант | Списать, графиче ски обозначить ор фограммы, выбор которых зависит от морфологических условий | |||
Орфогра фия и пунктуация | 1 | Повторительно- обобщающий урок | Возможности орфогра фии в точной передаче смысла речи. Виды свя зи слов в предложении. Функции знаков препи нания | Уметь обнаруживать орфо граммы, группировать их, объ яснять их правописание в виде рассуждения (устно), письмен но объяснять с помощью гра фических символов; | Устное сообщение «Что общего и в чем разница меж ду простым и сложным предло жением?» | § 46, 47. Упр. 278, списать, расставляя пропущенные знаки препинания | |||
Р.Р Контроль ная работа (контрольное изложение) | 2 | Уроки контроля | Изложение с элемента ми сочинения | Уметь воспринимать текст на слух, производить композици онно-содержательный анализ текста, определять вырази тельные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, при создании сочинений интерпре тировать основную мысль ис ходного текста, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программаРусский язык. 10 кл.
Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...