Рабочая программа "Русский язык" 9класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Программа представляет собой пояснительную записку, список литературы и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk.9klass.zip62.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

г.Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

СОГЛАСОВАНО                           РАССМОТРЕНО и                                   УТВЕРЖДАЮ

На МО от______                          УТВЕРЖДЕНО на педагогическом        Директор МБОУ СОШ№13                                                      

         _____________                            совете протокол №________               __________ Устинова Т.И.  

                                                                 от_______________________    

Рабочая программа

«Русский язык»

9  класс

Учитель

_Кудря Аксана

Викторовна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего обра зования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и про граммы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова. - М.: Просвещение, 2010г).

В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что домини рующая идея примерной программы - интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся - не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания рус ского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанны ми знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.

Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.

В 9 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка в 9 классе основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве языка и особенностях его употребления в разных условиях общения. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства   в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

        Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:

  1. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуаци ях его использования;
  2. обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие го товности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к ре чевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нор мах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере обще ния; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преоб разовывать необходимую информацию;
  5. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах че ловеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать / понимать:

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  2. смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация рече вого общения;

         - основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально - делового стилей, языка художественной литературы;

  1. особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  2. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  3. основные единицы языка, их признаки;
  4. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грам матические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

-        фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

-        формулировать вопросы по содержанию текста;

-        замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

  1. понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим органи зовывать процесс чтения;
  2. составлять конспект прочитанного текста;
  3. оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  4. прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

         ГОВОРЕНИЕ:

  1. создавать устные  монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  2. владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, после довательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-        строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

 ПИСЬМО:

  1. владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие. теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактическо го материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, пра вильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тек сте, владение нормами правописания);
  2. писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя компо зиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  3. вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повество вание);

-  писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  1. составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
  2. совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании вы сказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

-        проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  1. правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
  2. анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  1. владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образова ния к морфемной структуре;
  2. толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  3. пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологиче ских словарей;
  4. опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и оп ределении грамматических признаков слов;

                                ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-        разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической темати ки, правильно их определять;

  1. пользоваться разными видами толковых словарей;
  2. верно использовать термины в текстах научного стиля;

  1. оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупот ребления;
  2. проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изо бразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского: языка;

                           МОРФОЛОГИЯ:

-        распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

-        правильно образовывать формы слов-с использованием словаря грамматических трудностей;

-        определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

-        опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографиче ского и пунктуационного анализа;

                      ОРФОГРАФИЯ:

-        применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно прове ряемыми орфограммами;

-        пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  1. проводить орфографический анализ текста;

                  СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  1. различать изученные виды простых и сложных предложений;
  2. интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

-        составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

-        уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

-        правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь кос венной;

-        проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  1. устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
  2. использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления вырази тельности речи;
  3. применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обо значения;

  1. строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  2. самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  3. проводить пунктуационный анализ текста;
  4. аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Виды и формы контроля:

-        диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

  1. комплексный анализ текста;
  2. сочинение по картине;
  3. изложение с элементами сочинения;
  4. тест;
  5. устное высказывание на лингвистическую тему.

 

  Литература

Для учащихся

  1. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Бархударов С.Г.Русский язык 9 кл. . - М.: Просвещение, 2010г.
  3. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006
  4. ДейкинаА. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс/А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
  5. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дро фа, 2006.
  6. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс / А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2002.
  7.            Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2004.
  8. Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2009
  9. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
  10. Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тет радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.

Для учителя

  1. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Л. А. Тростенцова. -М.: Просвещение, 2004.
  2. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2001.
  3. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
  4. Текучева И. В. Русский язык: Контрольные и проверочные работы: 9 кл. / И. В. Текучева. - М.: Астрель, 2002.
  5.  Богданова Г.Л  Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя /. - М.: Просвеще ние, 2010.
  6. Угроватова Т. Ю. Русский язык: 9 класс / Т. Ю. Угроватова. - М.: Просвещение,

2005.

  1. Николина Н. А. Обучение русскому языку в 9 классе / Н. А. Николина, К. И. Мишина, В. А. Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
  2. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004.
  3. Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб — М.: Просвещение, 2005.
  4. Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подго товки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, вид самостоя тельной работы

Домашнее задание

Дата про ведения

План

Факт

Международное значение русского языка

1

Урок усвоения новых знаний

Русский язык выполняет несколько функций. Место русского языка в современном мире. Причины включения языка в число мировых

Знать понятие «мировые языки», функции русского языка, причины его включения в состав мировых и международных языков. Уметь составлять план, пересказывать текст по плану.

Составить план параграфа

Составить рассказ по плану, подкрепить примерами

Комплексное повторение

2

Повторительно-обобщающий

урок

Звуки русского языка, их классификация

Морфемы,  передающие информацию  о   слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ Соблюдение норм русского языка

Уметь обнаруживать орфо граммы, группировать их, объ яснять их правописание в виде рассуждения (устно), письмен но объяснять с помощью гра фических символов; производить все виды разборов

Подготовить сообщение

Упр 10, 28, 42(сочинение-миниатюра)

Простое предложе ние. Предло жения с однород ными членами Предло жения с обособ ленными членами

2

Повторительно-обобщающий

урок

Синтаксис и пунктуация простого пр-ия. Способы выражения главных членов пр-ия; виды пр-ий по наличию главных членов; виды односо ставных пр-ий; пр-ия с однород ными членами, с обособ ленными второстепен ными членами и знаки препинания при них

Уметь производить структур но-смысловой анализ пред ложений, различать изучен ные виды простых предложе ний, интонационно вырази тельно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользо ваться синтаксическими си нонимами

Объяснительный диктант Комментирован ное письмо

Упр. 31 сообщение об односоставных   предложениях

Упр. 37,

Предло жения с обраще ниями, вводными словами и вставными конструк циями

1

Повторительно-обобщающий

урок

Знаки препинания в предложениях с обра щениями, вводными словами и вставными конструкциями

Уметь: интонационно вырази тельно читать предложения с обращениями, вводными сло вами и вставными конструк циями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции

Диктант   «Прове ряю себя»

Упр. 39 (прочитать отрывок   из   книги Н. М. Шанского «По следам "Евге ния Онегина"». Найти вводные и вставные     конструкции

Р.р. Устное высказывание о роли знаний в жизни человека

1

Урок развития речи

Составление устного высказывания

Уметь создавать текст для устного выступления, подбирать аргументы

Подготовить выступление

Упр. 5-6

Р.р. Описание портрета А.П, Струйской

1

Урок развития речи

Описание портрета, создание сочинения на основе личных впечатлений

Уметь описывать картину, создавать текст-описание

Упр. 46

Сложное предложе ние.

Понятие о сложном предложе нии. Слож ное пред ложение как едини ца синтак сиса

1

Повторитель-

но-обобщающий

урок

Сложное   предложение как единица синтаксиса. Смысловое, структурное и интонационное един ство   частейСП. Основные средства синтаксической связи   между   частями сложного пр-ия

Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные), определять средства связи частей слож ного предложения, пунктуационно оформлять их

Составить табли цу «Основные ви ды сложных пред ложений»

§ 7. Диктант с про должением (микро сочинением на эко логическую тему).

Союзные и бессоюз ные пред ложения

1

Урок

усвоения

знаний

Типы сложных предло жений. Смысловые от ношения . между   про стыми предложениями в составе сложного. Знаки препинания в со юзных   и   бессоюзных предложениях

Знать классификацию слож ных Предложений, уметь раз граничивать сложные пред ложения разных типов, инто национно и пунктуационно оформлять бессоюзные и со юзные сложные предложе ния, строить предложения с заданной конструкцией

Конструирование предложений    по схемам

§ 8, упр. 51. Записать текст, вставляя пропущенные буквы. Найти сложные предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, указать вид сложного предложения.

Р.Р Анализ текста Способы сжатия текста

1

Урок развития речи

Основные способы сжатия текста: удаление лишнего, упрощение, замен синтаксических конструкций другими. Уметь сокращать исходный текст, используя способ исключения лишнего

Повторить смысловую и композиционную целостность текста: вступление заключение, основная част. повторить основные признаки текста: относительная завершенность текста, Уметь сокращать исходный текст, используя способ исключения лишнего

Написание сжатого текста

Упр55

Сложносо чиненные предложе ния.

Понятие о сложносо чиненном предложе нии

1

Урок усвоения нового мате риала

Сложносочиненное предложение (ССП), его грамматические призна ки, строение. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения

Знать грамматические при знаки СПП, его строение. Уметь интонационно оформ лять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отно шения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений

Тестирование

§11,12, упр. 62

Средства связи час тей слож носочи ненного

предложе ния, ос новные группы ССП по значению и союзам

1

Урок ус воения новых знаний

Сложносочиненные предложения с соеди нительными,   раздели тельными,      противи тельными союзами

i"

Знать основные группы СПП по значению и союзам, уметь определять смысловые отно шения между частями СПП и способы их выражения: соединительные отношения; противительные от ношения; раздели тельные отношения

Диктант   «Прове ряю себя». Соста вить       таблицу «Группы   сложно сочиненных предложений»

§13-15.

Работа по группам:

 1 группа   -   упр. 64

2        группа - упр. 65

3        группа - упр. 68

Смысло вые отно шения ме жду час тями ССП и способы

их выра жения

1

Урок закреп ления изучен ного

Сложносочиненные предложения с соеди нительными,   раздели тельными,      противительными союзами

Уметь определять смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с разными средствами связи его частей, интонационно и пунктуационно оформлять, опознавать в текстах, употреблять в речи

Творческий    дик тант

Прочитать стихи И. Никитина, со блюдая правильную интонацию. Почему поэт часто употреб ляет ССП с союзом И? Какова роль это го союза в поэтиче ском тексте?

Знаки пре пинания в ССП с об щим вто ростепен ным чле ном

1

Урок закреп ления изучен ного

Знаки препинания в ССП с общим второсте пенным членом. Смы словые отношения ме жду частями ССП

Уметь опознавать ССП с об щим второстепенным членом, производить синтаксический, пунктуационный разбор, обосновывать отсутствие за пятой, конструировать пред ложения

Синтаксический, пунктуационный разбор

§16, упр.73(найти ССП с общим второстепенным чле ном, подчеркнуть грамматические ос новы,его схему,

P.p. Сочинение-рецензия на литературное произведение.

1

Уроки

развития

речи

 Особенности жанра, уметь составлять план рецензии, уметь писать заключение и вступление к сочинению, уметь отбирать литературный материал в связи с учебной задачей и систематизировать его

Уметь создавать рецензию на художественное произведение или научно популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие,

Уметьсамостоятельно

редактировать и творчески перерабатывать свой текст

Сочинение

Написание рецензии

Синтакси ческий и пунктуационный разбор ССП. Знаки препина ния в ССП

2

Повто-

рительно-

обоб щающие уроки

Средства связи простых предложений в составе сложного.

Знаки   препинания   в ССП

Уметь производить синтакси ческий и пунктуационный раз бор    ССП,    конструировать ССП разных видов, производить синони мичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания

Взаимодиктант. Написать сочине ние-миниатюру

«Наступление зимнего  вечера», по    возможности используя ССП

Повторить изученное по теме «Сложносочиненные предложения»,   используя    контрольные вопросы на с. 47.

Контроль ная работа

2

Урок контроля

Средства связи простых предложений в составе сложного.

Знаки   препинания   в ССП

Уметь правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с норма ми письма, производить синтакси ческий и пунктуационный раз бор ССП

Диктант с грамма тическим  задани ем

Повторить словарные слова

Сложноподчинен ные предложения. Понятие о  СПП, его граммати ческие признаки

1

Урок усвоения новых знаний

Сложноподчиненное предложение,         его строение.   Главная   и придаточная       части. Средства связи частей сложноподчиненного предложения:        

Знать грамматические при знаки СПП, его строение, средства связи частей, опо знавать СПП в тексте, пра вильно ставить знаки препи нания

Составить     план параграфа, проил люстрировать пункты        плана своими примерами

§ 18, упр. 85 (прочитать, выписать, расставляя   пропущен ные запятые)

Место при даточного предложе ния по от ношению к главному.

1

Урок усвоения нового мате риала

Главная и придаточная части предложения, их единство   (смысловое, интонационное,    грам матическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП

Уметь определять место при даточного предложения по отношению к главному, пра вильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части,

Комментирован ное  письмо.  Со ставить      схемы сложноподчинен ных предложений

§19, упр. 89.

Р.Р Изложение с элемен тами сочинения-рассуждения в жан ре научной статьи

2

Уроки

развития

речи

Лингвистическое изло жение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи

Уметь анализировать содер жание, язык исходного текста, передавать подробно содер жание лингвистического текста  оформлять свои мысли в жанре небольшой научной статьи

Изложение с эле ментами   сочине ния-рассуждения

Повторить словарные слова

Союзы и союзные слова в сложноподчинен ном предложении

1

Урок усвоения нового мате риала

Средства связи частей сложноподчиненного предложения:    интона ция,    подчинительные союзы, союзные слова

Знать средство связи частей в СПП, уметь различать под чинительные союзы и союз ные слова, использовать их при конструировании СПП, правильно ставить знаки пре пинания

Конструирование СПП

§20, упр. 97 (спи сать,      расставляя знаки препинания

Роль указательных слов в сложноподчинен ном пред ложении

1

Урок закреп ления изучен ного

Место придаточного в СПП.

Главное предложение с указательным   словом. Пунктуационные и син таксические нормы

Уметь опознавать указатель ные слова в главной части СПП, выяснять характер от ношений между указатель ными словами в главном предложении и последующи ми в придаточном,

Синтаксический и пунктуационный разбор.    Взаимодиктант

§ 21, упр. 105 (запи сать предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания

P.p. Сочинение на лингвистическую тему «Зачем нужны запятые?»

1

Урок

развития

речи

Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно  по заданной теме в форме рассуждения

Уметь оценивать свою работу по критериям оценивания сочинения по новой форме. Развитие устной и письменной речи, обогащение словаря

Написание сочиненя

Основные группы сложноподчинен ных предложений. СПП с придаточ ными оп редели тельными

2

Урок усвоения новых знаний

Основные группы СПП по значению и строению.

СПП с придаточными определитель ными

Знать группы СПП по значе нию и строению, уметь опре делять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструиро вать СПП разных видов Уметь опознавать СПП с при даточными определительными в тексте по характеру смысло вой связи между частями, значению союзных слов,

Синонимичная замена   СПП   с придаточным   оп ределительным на простые с обо собленным  опре делением.

§22, упр. 115  

Выписать из комедии

А. С. Грибоедова «Горе от ума» афоризмы с придаточ ными      определи тельными

Сложноподчинен ные пред ложения с придаточ ными изъ яснитель ными

2

Урок изучения и закрепления нового мате риала

Место      придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главно го предложения с при даточным. Синтаксиче ские и пунктуационные нормы

Знать место придаточных изъяснительных по отноше нию к главному, средства связи придаточного с глав ным конструиро вать СПП с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них

Конструирование предложений    по схемам

§23,  упр. 119  (со ставить СПП изъяс нительные,      при соединив придаточ ные с помощью сою зов чтобы или что)

СПП с придаточ ными обстоятельственными.

1

Урок усвоения нового мате риала

Виды придаточных об стоятельственных. Простые  и  составные союзы в СПП с прида точными обстоятельст венными.

Синонимия простых и сложных предложений

Знать виды обстоятельствен ных придаточных, уметь опо знавать СПП с придаточными обстоятельственными , производить сино нимическую замену простых и сложных предложений,

Объяснительный диктант

§25, 26, упр.  128

СПП с придаточ ными вре мени и места

1

Урок закреп ления изучен ного

СПП с придаточными    времени    и места

Уметь употреблять СПП с придаточными места и вре мени, производить синтакси ческий, пунктуационныйраз бор,

выразительно читать, употреблять в речи, сопоставлять с определительными прида точными с союзными словами «где», «откуда», «куда»

Подготовить уст ное сообщение «Специфика при даточных места и времени и их от личие от прида точных определи тельных»

Упр. 130

СПП с придаточ ными при чины, следствия, условия

1

Урок закреп ления изучен ного

Структура СПП с прида точными условия, при чины, следствия и их отличие от других ви дов. Знаки препинания в СПП.

Уметь опознавать СПП с при даточными причины, следст вия, условия,конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи,

Синтаксический, пунктуационный разбор. Включить условные    конст рукции в рассуж дение на задан ную тему

§26.

Упр. 141.. Составить схе мы СПП

СПП с придаточ ными уступки, цели

1

Урок за крепле ния изу ченного

Средства связи прида точного с главным. Зна ки препинания в СПП с придаточными уступки,

цели

Уметь опознавать СПП с при даточными цели и уступки, производить синоними ческую замену, выявлять об щее между СПП с придаточ ным уступительным и ССП с противительными союзами

Графический дик тант. Конст руирование пред ложений

§26, упр. 153.

Заключить в овал союз СПП с прида точными цели

СПП с придаточ ными сравни тельными, образа действия, меры, степени

1

Урок закреп ления изучен ного

Средства связи главно го предложения с при даточным. Синтаксиче ские  нормы.   Отличие СПП   с   придаточным сравнительным и про стых  предложений  со сравнительным  оборо том.

Уметь опознавать СПП с при даточными образа действия, степени, конструировать предложения данной конст рукции и употреблять в речи

Схематический диктант.     Конст руирование пред ложений

§27, упр.165 (прочи тать стихотворение В. Набокова). О чем написал поэт в своем произведении, какие чувства выразил в нем?

Система тизация и обобще ние изученного по теме

«Сложноподчинен ные пред ложения»

2

Повторитель-

но-

обобщающий

урок

Виды       придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП

Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные пред ложения, производить си нонимическую замену подчи нительных союзов и синтак сических конструкций, опре делять значение придаточных и разные способы его выра жения, конструировать СПП с различными видами прида точных,

Написать       не большое  сочине ние-рассуждение о родном крае с использованием СПП с придаточными разных ви дов

Устное сообщение «Виды придаточных предложений»

P.p. Сочинение-рассуждение о при роде род ного края, о родине

1

Урок

развития

речи

Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине

Уметь создавать текст-рас суждение, осуществлять вы бор языковых средств в соот ветствии с темой, целями и стилем, отбирать необходи мый фактический материал, свободно излагать свои мыс ли,

Сочинение

Написание сочиненя

Сложноподчинен ные пред ложения с нескольки ми прида точными. Знаки пре пинания в них

1

Урок закреп ления изучен ного

Значения, способы и по следовательность при соединения нескольких придаточных к главному. Последовательное и па раллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими при даточными.

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять,

Объяснительный диктант

§28. Упр. 172. Оп ределить вид при даточных и вид под чинительной связи

Р.Р Деловые документы.

(автобиография, заявление)

1

Урок

развития

речи

Знать виды деловых документов: заявление, автобиография, уметь составлять данного рода деловые бумаги

Уметь уметь составлять данного рода деловые бумаги, составлять свою автобиографию

Написание автобиографии

Синтакси ческий и пунктуа ционный разбор СПП

2

Повторитель-

но-

обобщающие

уроки

Синтаксический и пунк туационный       разбор сложноподчиненного предложения

Уметь определять вид прида точного в СПП, выделять главную и придаточную час ти, определять средства свя зи, конструировать СПП,уметь нахо дить СПП в художественных текстах

Взаимодиктант. Синтаксический и пунктуационный разбор

§29. Упр. 182 (произвести письменно синтак сический и пунктуа ционный разбор вы деленных предло жений)

Контроль ная работа

1

Урок контроля

Виды       придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП

Уметь производить структур но-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять,

Комплексный ана лиз текста

Повторить словарные слова

Бессоюз ные слож ные пред ложения. Понятие о БСП.

1

Урок усвоения нового мате риала

БСП, их грамматические признаки.

Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП

Знать грамматические при знаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препина ния

Составление предложений    по схемам

§31-32.

Записать 5-6 посло виц    пред ставляющих   собой БСП

Запя тая и точка с запятой в БСП

1

Урок усвоения нового мате риала

БСП со значением пе речисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между   частями   БСП. Интонационные     осо бенности БСП. Пунктуационные нормы

Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисле ния), расставлять знаки пре пинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, кон струировать БСП

Осложненное спи сывание

§ 33. Упр. 193

P.p. Изложение с элемента ми сочи нения на морально-нравст венную тему

1

Урок

развития

речи

Тема, основная мысль текста. Выразительные средства   языка.   Ис пользование изученных синтаксических    конст рукций

Уметь воспринимать текст на слух, производить компози ционно-содержательный ана лиз текста, определять выра зительные слова и конструк ции для передачи темы, ос новной мысли, делать краткие записи в виде перечня клю чевых слов, фиксировать ос новные факты, при создании сочинения выражать отношение к затронутой проблеме, приводить свои аргументы и примеры из жизненного опыта

Изложение с эле ментами сочине ния

Написание работы

Р.Р Сочинение на лингвистическую тему.  «Зачем нужно двоеточие?..»

1

Урок

развития

речи

Знать критерии оценивания сочинения на экзамене по новой форме. Уметь излагать мысли письменно  по заданной теме в форме рассуждения

Уметь оценивать свою работу по критериям оценивания сочинения по новой форме. Развитие устной и письменной речи, обогащение словаря

Написание сочинения

БСП со

значением причины, пояснения, дополне ния.

Двоеточие в БСП

1

Урок усвоения новых знаний

Бессоюзные    сложные предложения со значе нием причины, поясне ния, дополнения.

Двоеточие в бессоюз ном сложном предло жении

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые отношения (причины,пояснения, дополнения), конструи ровать предложения с дан ными значениями, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП

§ 34, упр. 198 (закон чить начатые пред ложения так, чтобы получились     БСП)

БСП со значе нием про тивопо ставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

1

Урок усвоения новых знаний

Бессоюзные сложные предложения со значе нием противопоставле ния, времени, условия и следствия. Тире в бес союзном сложном пред ложении

Знать условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отно шения (противопоставления, времени, условия и следст вия), , интонационно и пунктуа ционно оформлять, вырази тельно читать, передавая го лосом смысловые отношения между частями БСП

Составить и запи сать      тезисный план   параграфа, проиллюстриро вать своими при мерами

§ 35 Найти в 1 действии    комедии «Недоросль» бессо юзные предложения. Выписать их и объ яснить    постановку знаков препинания

Системати зация и обобщение изученного по теме «БСП». Синтакси ческий и пунктуационный раз бор БСП

1

Повторитель

но-

обобщающий

урок

Бессоюзное     сложное предложение.      Знаки препинания в нем. План устного и пись менного синтаксическо го   и   пунктуационного разбора

Уметь опознавать БСП в тек сте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смы словые отношения между частями, конструировать, со ставлять схемы, выразитель но читать, употреблять в соб ственной речи

Диктант «Прове ряю себя»

Контрольные вопро сы и задания на с. 139. Подобрать из художественного произведения       2 БСП  с  многознач ными отношениями между частями

Контроль ная работа

1

Урок контроля

Бессоюзное     сложное предложение.      Знаки препинания в нем. План устного и пись менного синтаксическо го   и   пунктуационного разбора

Уметь опознавать БСП в тек сте, воспринимать на слух, правильно выбирать знаки препинания, определяя смы словые отношения между частями, конструировать, со ставлять схемы, выразитель но читать, употреблять в соб ственной речи,

Тест

Подготовить устное сообщение на вы бор: «Двоеточие в простом и сложном предложении», «Ти ре   в   простом   и сложном предложе нии»

Сложные предложе ния с раз личными видами связи

2

Уроки усвоения нового мате риала

Структурные особенно сти сложного предло жения с разными ви дами связи.

Употребление союзной (сочинительной и под чинительной) и бессо юзной связи в СП

Знать структурные особенно сти СП с разными видами связи, ос новные разновидности пред ложений в зависимости от сочетания видов связи: сочи нительной и подчинительной, подчинительной и бессоюз ной, сочинительной и бессо юзной, сочинительной, под чинительной, бессоюзной;

Составление предложений    по схемам.   Состав ление схем

§37. Упр. 212. Подготовить рекламу катка   по   картине М. К. Финогеновой «Каток   для   начи нающих», чтобы её можно  было  пере дать по радио в на шем городе

Знаки пре пинания в сложных предложе ниях с раз личными видами связи

2

Уроки закреп ления изучен ного

Знаки препинания в предложениях с раз личными видами связи. Сочетание знаков пре пинания.

Сочинительные и под чинительные союзы

Уметь производить синтакси ческий разбор и конструиро вать сложные предложения с разными видами связи, ста вить знаки препинания, выра зительно читать, находить синтаксические конструкции в художественных текстах

Творческий    дик тант

§38. Упр. 217.

Синтакси ческий и пунктуа ционный разбор сложного предложе ния с раз личными видами связи

1

Повторительно- обоб щающий урок

Структура сложного предложения с разными видами союзной и бес союзной связи, разное сочетание видов связи

Уметь конструировать пред ложения, выявлять смысло вые отношения, средства связи частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, нахо дить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунк туацию

Предупредитель ный диктант

Подготовить сообще ния по темам (на вы бор):

«Все народы меня ются  словами»  (В. Белинский), «Устаревшие   слова как живые свидетели истории»,

P. p.

Изложение с элемен тами сочинения

2

Уроки

развития

речи

Работа с текстами сбор ника для подготовки к экзамену: уст ный пересказ, состав ление планов, выбор ключевых слов, воспро изведение отдельных фрагментов по ключе вым словам

Уметь воспринимать текст на слух, производить композици онно-содержательный анализ текста; определять вы разительные слова и конструк ции для передачи темы, основ ной мысли; сохранять структуру текста при воспроизведении, при создании сочинения интерпре тировать основную мысль ис ходного текста, выражать от ношение к затронутой пробле ме,

Изложение с эле ментами   сочине ния

Написать сочинение к одному из текстов

Общие све дения о языке. Словарь как вид справочной литерату ры. Основ ные виды словарей, словари лингвисти ческие и нелингвис тические

1

Повторительно-

обобщающий

урок

Словарь как вид спра вочной литературы. Ос новные виды словарей, словари лингвистиче ские и нелингвистиче ские

Знать особенности словарей, энциклопедические и толко вые словари, их структуру, уметь ими пользоваться в исследовательской и проект ной деятельности, при подго товке к урокам

Составить     сло варную     статью для      толкового словаря. Сопоста вительный анализ словарей.    

Подготовить устное сообщение на вы бор: «В. И. Даль - известный   русский лексикограф», «Д. Н. Ушаков - со ставитель толкового словаря»

Язык худо жественной литературы

2

Повторительно-

обобщающие

уроки

Язык художественной литературы: цели, функции

Уметь производить анализ художественных текстов, ви деть и обосновывать их эсте тическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализиро вать индивидуальный стиль писателя (манера письма, художественные приемы)

Проанализировать текст любого произ ведения   (стихотво рение,     фрагмент прозы),     отметить средства   создания образности,   разно стилевые слова и обороты речи рус  языка

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфогра фия

1

Повторительно-обобщающий урок

Звуки русского языка, их классификация.   Смыс-лоразличительная роль звука.   Орфоэпические нормы и нормы письма

Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ тек ста, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий

Зачет

Списать, обозначить орфограммы, выбор которых зависит от фонетических усло вий, определить стиль текста. Свой выбор аргументиро вать

Лексика.

Морфемика.

Словооб разование

1

Повторительно-

обобщающий

урок

Морфемы,  передающие информацию  о   слове. Употребление слов в речи в зависимости от лексического значения. Определение основных способов словообразования.

Уметь толковать лексическое значение слов известными способами, использовать морфемный и словообразо вательный анализ слов для правильного правописания, употреблять в речи сининомы, антонимы, фразеологизмы

Комплексный ана лиз текста

Составить предло жения с данными словами (из слова ря)

Морфоло гия и ор фография

1

Повторительно-

обобщающий

урок

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфо граммы, выбор которых зависит от морфологи ческих условий

Уметь распознавать изучен ные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать пра вильный выбор орфограмм,

Объяснительный диктант

Списать,   графиче ски обозначить ор фограммы,    выбор которых зависит от морфологических условий

Орфогра фия и пунктуация

1

Повторительно-

обобщающий

урок

Возможности орфогра фии в точной передаче смысла речи. Виды свя зи слов в предложении. Функции знаков препи нания

Уметь обнаруживать орфо граммы, группировать их, объ яснять их правописание в виде рассуждения (устно), письмен но объяснять с помощью гра фических символов;

Устное сообщение «Что общего и в чем разница меж ду простым и сложным предло жением?»

§ 46, 47. Упр. 278, списать, расставляя пропущенные знаки препинания

Р.Р Контроль ная работа

(контрольное изложение)

2

Уроки контроля

Изложение с элемента ми сочинения

Уметь воспринимать текст на слух, производить композици онно-содержательный анализ текста, определять вырази тельные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, при создании сочинений интерпре тировать основную мысль ис ходного текста,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программаРусский язык. 10 кл.

Пояснительная записка • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне «Русский язык». • Примерная программа " Просвещение" (ФГОС). • Учебн...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...