Организация исследовательской деятельности обучающихся
методическая разработка по обж (5, 6 класс) на тему
Организация исследовательской деятельности обучающихся
Исследовательская работа проводится как на уроке, так и вне его, что требует от учителей и учащихся овладениями методами исследовательской и проектной деятельности.
Цель создания методической разработки:
· Формирование обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть быстро ориентироваться в информационном пространстве.
· Создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razr._org._issl._deyat.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Организация исследовательской деятельности обучающихся
Составители: Артюхина Н.В. |
2016
Организация исследовательской деятельности обучающихся
Цель создания методической разработки:
- Формирование обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть быстро ориентироваться в информационном пространстве.
- Создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Исследовательская работа проводится как на уроке, таки вне его, что требует от учителей и учащихся овладениями методами исследовательской и проектной деятельности.
Организация исследовательской работы даёт возможность решать задачи:
А) на уровне учащегося:
- направить учебную деятельность в зоны актуального и ближнего развития каждого школьника;
- реализовать личностно-ориентированный и проблемный подходы к обучению;
- сформировать положительную мотивацию учебной деятельности;
- значительно расширить кругозор учащихся;
- развивать способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению, классификации учебного материала и дополнительной литературы по проблеме исследования;
- ознакомить с различными методами исследования;
- научить определять цель, формулировать проблему, выбирать конкретные методы и методики, необходимые для проведения собственного исследования;
- обучать технике проведения эксперимента и способам анализа его результатов;
- познакомить с различными формами организации исследовательской работы, способами оформления итогов собственного исследования и оценивания его результатов.
Б) на уровне педагога:
- создать эффективную систему мониторинга и контроля усвоения стандарта
образования с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
- построить процесс обучения в режиме субъектно-субъективных отношений;
- способствовать непрерывному повышению профессионального мастерства учителей.
В) на уровне управления образования:
- разработать механизм мотивации всех участников образовательного процесса к активному участию в жизни школы, к созданию комфортных условий в ней для обучения, воспитания и развития;
- сформировать систему мотивации учащихся на участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня;
- активизировать методическую работу педагогов, превратить её в научно-методическую;
- обеспечить условия для перехода учителей с уровня предметника-«урокодателя» на уровень педагога-профессионала;
- создать условия для использования учителями информационно-коммуникационных технологий.
Формы организации исследовательской работы:
- урок-исследование;
- научный кружок;
- научно-практическая конференция;
- проблемная группа;
- исследовательская мастерская;
- факультативные занятия исследовательского характера;
- исследовательская лаборатория учащихся;
- научный семинар;
- деятельность в рамках научного общества учащихся.
Формы представления основных результатов исследовательской работы учащихся являются:
- письменная работа или письменный отчёт исследовательского характера;
- доклад на научно-практических школьных и внешкольных конференциях;
- конкурсная работа;
- научный отчёт;
- реферат;
- выставка творческих работ.
(Важно отметить, что ученическая исследовательская деятельность- это прежде всего учебная деятельность. От исследовательских работ школьников нельзя ожидать нового слова в науке. Однако в ходе ученического исследования обязательно должно состояться субъективное открытие для школьника чего-то новое).
Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:
- соблюдение принципа добровольности занятий учеником этим видом работы;
- добровольность выбора темы учащимся;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
- компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой.
Циклограмма исследовательской деятельности учащихся
Месяц | Виды работ |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Этапы деятельности
1 этап- выбор темы исследования:
(руководитель ученических исследовательских работ предлагает примерный перечень тем исследования, составленный, обсуждённый и утверждённый на заседании методического объединения кафедры)
Критерии выбора исследовательских тем учащихся:
- актуальность темы, недостаточность её изученности и важности в практическом отношении;
- соответствие интересам учащегося-исследователя;
- реальная выполнимость;
- возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемой избранной наукой;
- обеспеченность необходимым количеством различных источников;
- грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием чётких рамок рассмотрения темы).
Исследование должно быть связано с решением творческой задачи
с неизвестным заранее результатом
2 этап:
- конкретизируется состояние проблемы;
- определяются:
- степень актуальности;
- цель исследования (которая обычно легко вытекает из темы работы);
- задачи;
- методы;
- этапы исследования;
- прогноз ожидаемых результатов.
3 этап:
- работа с литературой по проблеме исследования;
- научиться оценивать степень полезности справочных и энциклопедических изданий:
- уметь заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемых работ;
- конспектировать основные положения литературного источника;
- грамотно выписывать Ии систематизировать цитаты (с указанием номера страницы и полных данных об источнике информации).
4 этап:
- осмысление учащимся первых успешных шагов в работе исследования (выступление перед аудиторией одноклассников).
5 этап:
- классическая модель защиты с отражением следующих аспектов:
- актуальность и новизна исследования;
- характеристика использованных источников и литературы;
- характеристика основных научных подходов к решению проблемы;
- обоснование выбора методов исследования;
- основные выводы по содержанию работы.
- Творческая модель защиты предполагает:
- оформление стенда с документами по заявленной теме, иллюстрированными
материалами и комментариями;
- демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в
процессе исследования;
- оригинальное представление фрагмента основной части исследования;
- выводы по работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...
Выступление на Педагогическом совете «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»
Педагогический совет «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...
Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»
Презентация к выступлению на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...
Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...
Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...
«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна».
из опыта реализации Проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна»....