Организация исследовательской деятельности обучающихся
методическая разработка по обж (5, 6 класс) на тему

Артюхина Наталья Владимировна

Организация  исследовательской деятельности обучающихся

 

Исследовательская работа проводится как на уроке, так и вне его, что требует от учителей и учащихся овладениями методами исследовательской и проектной деятельности.

Цель создания методической разработки:

·        Формирование обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею,  то есть быстро ориентироваться в информационном пространстве.

·        Создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razr._org._issl._deyat.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА    

Организация исследовательской деятельности обучающихся

               

                    Составители:   Артюхина Н.В.

                                                                 

2016

Организация  исследовательской деятельности обучающихся

Цель создания методической разработки:

  • Формирование обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею,  то есть быстро ориентироваться в информационном пространстве.
  • Создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Исследовательская работа проводится как на уроке, таки вне его, что требует от учителей и учащихся овладениями методами исследовательской и проектной деятельности.

Организация исследовательской работы даёт возможность решать задачи:

А) на уровне учащегося:

  • направить учебную деятельность в зоны актуального и ближнего развития каждого школьника;
  • реализовать личностно-ориентированный и проблемный подходы к обучению;
  • сформировать положительную мотивацию учебной деятельности;
  • значительно расширить кругозор учащихся;
  • развивать способности к аналитическому мышлению, сравнению, обобщению, классификации учебного материала и дополнительной литературы по проблеме исследования;
  • ознакомить с различными методами исследования;
  • научить определять цель, формулировать проблему, выбирать конкретные методы и методики, необходимые для проведения собственного исследования;
  • обучать технике проведения эксперимента и способам анализа его результатов;
  • познакомить с различными формами организации исследовательской работы, способами оформления итогов собственного исследования и оценивания его результатов.

     Б) на уровне педагога:

  • создать эффективную систему мониторинга и контроля усвоения стандарта

      образования с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

  • построить процесс обучения в режиме субъектно-субъективных отношений;
  • способствовать непрерывному повышению профессионального мастерства учителей.

    В) на уровне управления образования:

  • разработать механизм мотивации всех участников образовательного процесса к активному участию в жизни школы, к созданию комфортных условий в ней для обучения, воспитания и развития;
  • сформировать систему мотивации учащихся на участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня;
  • активизировать методическую работу педагогов, превратить её в научно-методическую;
  • обеспечить условия для перехода учителей с уровня предметника-«урокодателя» на уровень педагога-профессионала;
  • создать условия для использования учителями информационно-коммуникационных технологий.

   Формы организации исследовательской работы:

  • урок-исследование;
  • научный кружок;
  • научно-практическая конференция;
  • проблемная группа;
  • исследовательская мастерская;
  • факультативные занятия исследовательского характера;
  • исследовательская лаборатория учащихся;
  • научный семинар;
  • деятельность в рамках научного общества учащихся.

 

   Формы представления основных результатов  исследовательской работы учащихся являются:

  • письменная работа или письменный отчёт исследовательского характера;
  • доклад на научно-практических школьных и внешкольных конференциях;
  • конкурсная работа;
  • научный отчёт;
  • реферат;
  • выставка творческих работ.

   

   (Важно отметить, что ученическая исследовательская деятельность- это прежде всего учебная деятельность.  От исследовательских работ школьников нельзя ожидать нового слова в науке. Однако в ходе ученического исследования обязательно должно состояться субъективное открытие для школьника чего-то новое).

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учеником этим видом работы;
  • добровольность выбора темы учащимся;
  • максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой.

Циклограмма исследовательской деятельности учащихся

Месяц

Виды работ

Сентябрь

  • создание научного общества учащихся (НОУ);
  • постановка задач и планирование работы на текущий год;
  • формирование предметных секций научного общества
  • ознакомление с требованиями к ученической исследовательской работе и выбор тем исследований;
  • закрепление руководителей работ за определёнными учащимися;
  • теоретические занятия;
  • индивидуальные  консультации

Октябрь

  • работа с научной литературой в целях накопления материала по проблеме;
  • посвящение в члены НОУ вновь прибывших учащихся;
  • создание совета НОУ;
  • теоретические занятия;
  • индивидуальные консультации

Ноябрь

  • сбор материала по теме исследования;
  • теоретические и практические занятия;
  • индивидуальные консультации;
  • заседание совета НОУ

Декабрь

  • сбор и систематизация материала по проблеме;
  • теоретические и практические занятия;
  • заседание совета НОУ;
  • проведение конференции по защите избранных тем;
  • индивидуальные консультации

Январь

  • сбор и систематизация по проблеме;
  • практические занятия;
  • индивидуальные консультации

Февраль

  • систематизация материала по проблеме;
  • начало оформления работы;
  • индивидуальные консультации;
  • участие в школьных НОУ

Март

  • завершение оформление работы;
  • рецензирование исследования;
  • заседание совета НОУ;
  • участие в районных и городских конференциях НОУ;
  • индивидуальные консультации

Апрель

  • оформление и выпуск школьной брошюры с тезисами ученических исследовательских работ;
  • заседание совета НОУ (награждение победителей)

Май

  • общее собрание НОУ;
  • составление перспективного плана работы НОУ на следующий учебный год

Этапы деятельности

1 этап- выбор темы исследования:

(руководитель ученических исследовательских работ предлагает примерный перечень тем исследования, составленный,  обсуждённый и утверждённый на заседании методического объединения кафедры)

Критерии выбора исследовательских тем учащихся:

  • актуальность темы, недостаточность её изученности и важности в практическом отношении;
  • соответствие интересам учащегося-исследователя;
  • реальная выполнимость;
  • возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемой избранной наукой;
  • обеспеченность необходимым количеством различных источников;
  • грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения (с указанием чётких рамок рассмотрения темы).

Исследование должно быть связано с решением творческой задачи

 с неизвестным заранее результатом

2 этап:

  • конкретизируется состояние проблемы;
  • определяются:

- степень актуальности;

- цель исследования (которая обычно легко вытекает из темы работы);

- задачи;

- методы;

- этапы исследования;

- прогноз ожидаемых результатов.

3 этап:

  • работа с литературой по проблеме исследования;
  • научиться оценивать степень полезности справочных и энциклопедических изданий:

- уметь заносить полные библиографические данные книги или статьи в карточку, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемых работ;

- конспектировать основные положения литературного источника;

- грамотно выписывать Ии систематизировать цитаты (с указанием номера страницы и полных данных об источнике информации).

4 этап:

  • осмысление учащимся первых успешных шагов в работе исследования (выступление перед аудиторией одноклассников).

5 этап: 

  • классическая модель защиты с отражением следующих аспектов:

- актуальность и новизна исследования;

- характеристика использованных источников и литературы;

- характеристика основных научных подходов к решению проблемы;

- обоснование выбора методов исследования;

- основные выводы по содержанию работы.

  • Творческая модель защиты предполагает:

- оформление стенда с документами по заявленной теме, иллюстрированными

   материалами и комментариями;

- демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в

              процессе исследования;

            - оригинальное представление фрагмента основной части исследования;

            - выводы по работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Выступление на Педагогическом совете «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Педагогический совет «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...

Выступление на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Презентация к выступлению на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...

Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...

«Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна».

из опыта реализации Проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках работы научного общества обучающихся «Зелёная волна»....